Файл: Т. И. Шукшина, доктор педагогических наук, профессор отв ред Ж. А. Каско, кандидат педагогических наук, доцент.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 352

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
БЕЛЯЕВА АННА ПЕТРОВНА магистрант кафедры психологии и специального образования
ФГБУО ВО Томский государственный педагогический университет, г. Томск, Россия, Ключевые слова дислексия, техника чтения, беглость, правильность, сознательность, выразительность чтения. Аннотация В статье проанализированы ступени овладения чтением, этапы формирования навыка чтения, описаны качества чтения беглость, правильность, сознательность, выразительность. Также перечислены упражнения, направленные на развитие техники чтения.
METHODOLOGICAL RECOMMENDATIONS FOR THE DEVELOPMENT
OF READING TECHNIQUES IN STUDENTS WITH DYSLEXIA IN PRIMARY
SCHOOL
BELYAEVA ANNA PETROVNA
Mastrant of the department of Psychology and Special Education,
Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russia
Key words: dyslexia, reading technique, fluency, correctness, consciousness, expressiveness of reading.
Abstract: The article analyzes the stages of mastering reading, the stages of forming the read- ing skill, describes the qualities of reading: fluency, correctness, consciousness, expressiveness. Ex- ercises aimed at developing the reading technique are also listed. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мири самих себя. В. А. Сухомлинский Чтение служит основным проводником человека в информационной среде, во многом определяя его образовательные возможности и успешность дальнейшей социальной адаптации. Этим важнейшим навыком дети, как правило, овладевают в начальной школе. Но, к сожалению, у многих из них резко снижается учебная мотивация из-за трудности усвоения тех или иных дисциплин. Среди школьных предметов на первом месте в усвоении стоят нарушения чтения и письма [2]. Распространенность нарушений чтения среди учащихся общеобразовательной школы довольно велика. Среди нарушений чтения у детей исследователи выделяют специфические расстройства (дислексии), и неспецифические их варианты. Основными особенностями дислексических ошибок являются типичность, повторяющийся стойкий характера также то, что дислексия является следствием нарушений или несформированности ряда вербальных и невербальных высших психических процессов и функций, лежащих в основе формирования навыка чтения. Наличие дислексических ошибок создает значительные препятствия при усвоении программы не только по русскому языку и чтению, но и по другим учебным дисциплинам. Осваивая навык чтения, дети закономерно проходят определенные этапы, которые в определенной степени различаются по психологическому содержанию [6]. Т. Г. Егоров [1] выделял следующие ступени овладения чтением а) овладение звуко-буквенными обозначениями б) послоговое чтение в) ступень становления синтетических приемов чтения г) ступень синтетического чтения. Каждая из этих ступеней характеризуется своеобразием, качественными особенностями, определенной психологической структурой, своими трудностями, задачами и приемами овладения [7]. В методике АН. Корнева принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества правильность, беглость, сознательность и выразительность. Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого. Беглость – это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту. Сознательность чтения трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному. Выразительность – это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему. Научить детей правильному, беглому, осознанному и выразительному чтению одна из главных задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение, по словам многих выдающихся отечественных ученых, педагогов и психологов играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. [3]. К современной методической науке и практике обучения детей чтению общество предъявляет высокие требования. И это вполне оправданно. Умение читать – важнейшее коммуникативное умение, на базе которого совершенствуются другие, например умения передавать свои и чужие мысли, понимать чужую речь, интерпретировать ее, передавать вкратце и делать выводы [6]. Выделяют три этапа формирования навыка чтения аналитический, синтетический и этап автоматизации. Аналитический этап характеризуется тем, что все три компонента процесса чтения в деятельности чтеца разорваны и требуют от ребенка отдельных усилий по произведению конкретных операций увидеть гласную букву, соотнести ее со слогом-слиянием, подумать, куда надо причитать буквы вне слияния, озвучить каждый увиденный графический слог, те. произнести плавно, так, чтобы
узнать слово и понять его. Чтение по слогам – это признак того, что ребенок находится на самом первом этапе формирования навыка – аналитическом. Синтетический этап предполагает, что все три компонента чтения синтезируются, те. восприятие, произнесение и осмысление читаемого происходят одновременно. На этом этапе ребенок начинает читать целыми словами. Этап автоматизации описывается как этап, на котором техника чтения доведена до автоматизма и не осознается чтецом. Его интеллектуальные усилия направлены на осознание содержания читаемого и его формы идеи произведения, его композиции, художественных средств и т. д. Для этапа автоматизации характерно стремление ребенка читать про себя. Главным признаком того, что дети достигли уровня автоматического чтения, является их непосредственная эмоциональная реакция на самостоятельно прочитанное произведение, их желание поделиться первичными читательскими впечатлениями без дополнительных вопросов учителя, стремление обсудить прочитанное. Такой путь – от аналитического этапа до этапа автоматизации – может быть пройден школьником в рамках начальной школы при условии, если учитель обеспечит в классе определенный режим работы
1) упражнения в чтении должны быть каждодневными
2) отбор текстов для чтения не должен быть случайным, а должен производиться с учетом психологических особенностей детей и литературных особенностей текстов
3) учителем должна вестись систематическая работа по предупреждению ошибочного чтения
4) учителем должна быть использована в работе целесообразная система исправления допущенных при чтении ошибок
5) специально организовано обучение чтению про себя, предполагающее несколько ступеней чтение шепотом, беззвучное артикулирование читаемого, тихое чтение (в плане внутренней речи, собственно чтение про себя. Навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом можно формировать с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения технику, осмысленность, выразительность. Чтобы помочь ребенку преодолеть проблемы с чтением, можно использовать следующие упражнения.
1. Узнавание букв.
2. Чтение слоговых таблиц.
3. Игры со слогами.
4. Чтение зашумленных слов.
5. Чтение слов, напечатанных пунктиром.
6. Чтение слов, наложенных одно на другое.
7. Чтение строк с закрытой нижней половиной с закрытой верхней половиной. Поиск в тексте заданных слов.
9. Восполнение пропусков слов в предложении.
10. Чтение текста через слово.
Приведенные упражнения совершенствуют операции и способности, которые являются составными элементами навыка чтения. Выполнение таких упражнений превращает чтение в необычное и занимательное занятие. Список использованных источников
1. Ананьев, Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом / Б. Г. Ананьев // Известия АПН РСФСР. – Вып. 70. – 106 с.
2. Бунеев, Р. Н. Тетради почтению для 1–4 классов / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. – Москва : Баласс, 2001.
3. Вербицкая, МВ. Тексты почтению МВ. Вербицкая. – Москва : Дрофа, 2001.
4. Лалаева, Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников : учебное пособие для студентов дефектологов факультетов педагогических институтов Р. И. Лалалева. – Москва : Просвещение, 2002. – 136 с.
5. Оморокова, МИ. Совершенствование чтения младших школьников / МИ. Омиоро- кова. – Москва : АРКТИ, 2001.
6. Максимук, Н. Н. Игры по обучению грамотеи чтению : пособие для учителей начальных классов / Н. Н. Максимчук. – Москва : ВАКО, 2007. – 128 с.
7. Узорова, О. В. Практическое пособие для обучения детей чтению / О. В. Узорова. – Москва : Астрель, 2004. – 268 с.
УДК 378(045)
ББК 74.58 ОСОБЕННОСТИ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО
ОБУЧЕНИЯ
БИРЯЕВА АЛЕНА ГЕННАДЬЕВНА аспирант кафедры педагогики
ФГБОУ ВО Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, Ключевые слова полихудожественное воспитание младших школьников, дистанционное обучение, электронные ресурсы. Аннотация В статье рассматриваются возможности осуществления полихудоже- ственного воспитания младших школьников через дистанционный формат работы, обозначаются его достоинства и недостатки.
PECULIARITIES OF MULTIARTISTIC UPBRINGING OF ELEMENTARY
SCHOOL CHILDREN THROUGH REMOTE LEARNING
BIRYAEVA ALYONA GENNADEVNA
Postgraduate, department of pedagogics,
Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia
КА of el- ementary school children through remote learning. The article touches upon the advantages and dis- advantages of this upbringing Современная система образования претерпевает значительные изменения в связи со сложившейся санитарно-эпидемиологической обстановкой в мире в
2020 году Министерством просвещения Российской Федерации был рекомендован временный переход на дистанционную форму обучения из-за эпидемии коронавирусной инфекции. Данная смена формы обучения повлияла как на организацию образования, таки воспитания обучающихся, в особенности младших школьников, где значительная роль в процессе обучения и воспитания уделяется игровому компоненту, а координация и поддержка со стороны педагога является необходимой для обучающихся в начальной школе. В своем исследовании Д. Ю. Ануфриева характеризует дистанционное обучение как организацию интерактивного взаимодействия между учителем и учащимися на расстоянии, в процессе которого реализуются все компоненты процесса обучения (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения [1, с. 61]. В. В. Кольтинова определяет дистанционное обучение как форму осуществления образовательного процесса, которая реализуется посредством интерактивной коммуникации педагога и обучающихся в конкретной дидактической системе на основе информационно-педагогических технологий независимо от пространственно-временных ограничений для средств обучения [3]. В. Л. Шатуновский характеризует дистанционное обучение как учебный процесс, где взаимодействие учащегося и преподавателя осуществляется через электронные каналы передачи и получения информации (Интернет, электронная почта, те. без непосредственного контакта между ними [5]. Таким образом, в качестве дистанционного обучения выступает форма образовательного процесса, осуществляемая за счет интерактивного взаимодействия обучающегося и педагога посредством электронных образовательных ресурсов. Исследуя и участвуя в процессе дистанционного обучения, можно выделить такие достоинства
– с педагогической точки зрения это возможность организации новой образовательной среды, направленной на повышение самостоятельности обучающихся, возможность организации как группового обучения, таки индивидуального на основе электронных ресурсов, осуществление индивидуального взаимодействия с каждым обучающимся
– с социальной точки зрения главным достоинством выступает общедоступность и открытость образования, также возможность осуществления учеб- но-воспитательного процесса в связи с усугублением санитарно- эпидемиологической обстановки в мире, природными катаклизмами или катастрофой Однако, говоря об осуществлении воспитательного процесса младших школьников, следует понимать, что дистанционный формат не может заменить в полной степени очное взаимодействие между педагогом и ребенком. Дети младшего школьного возраста не владеют достаточным уровнем самостоятельности и усидчивости, им необходим постоянный контакт с учителем. В рамках же дистанционного обучения данная проблема обостряется в связи с нагрузкой на зрение, возникающей от длительной работы за компьютером. Становится важным постоянная смена деятельности, в том числе организация физкультми- нуток для снятия зрительного и мышечного напряжения у младшего школьника. Также переходя на дистанционный формат работы, необходимо помнить, что организация воспитательного процесса должна способствовать культурному и духовно-нравственному становлению личности младшего школьника. Интересующий нас процесс полихудожественного воспитания младших школьников подразумевает под собой воспитание через искусство, где в центре процесса воспитания находится не предмет искусства, а личность ребенка. При этом все виды искусства должны осуществлять равную степень воздействия на младшего школьника, исключая структуру, где доминирующим является какой- либо один предмет искусства (например, изобразительное, музыкальное или литературное. Подход, где главенствующим является определенный вид искусства, называется монохудожественным и реализуется в рамках общего среднего образования или учреждениях начального профессионального образования. В системе полихудожественного воспитания применение монохудоже- ственного подхода возможно лишь при дополнении основного вида искусства образами других видов, нов данном случае полихудожественное воспитание не будет осуществлено в полной мере. Автор полихудожественного подхода Б. П. Юсов в качестве отличительной черты выделяет иерархическую организацию компонентов развития. В качестве структуры данной организации автор представляет последовательно восходящие слои и их компоненты. На первом слое происходит синтез разных художественных проявлений, ион называется Обобщенные картины. Сюда относятся жизнеподобные картины – кино, зрелищные мероприятия, жанровые картины и т. п. Со второго по пятый слой выступает область реальных чувств. Второй слой включает в себя реальные чувства и действия – танец движение, живое пение, рисунок и т. пи характеризуется как «Звуко- двигательный слой. Третий слой носит название «Словесно-знаковый» и включает в себя знак, будь он рисованный или письменный, каллиграфию, живое слово, литературные произведения. В четвертом слое Визуально- символическом находятся форма, цвет и пространство. Пятый слой называется Резонансный и состоит из аромата (структуры, ритма и света-цвета. По мнению автора, каждый из видов искусства проходит одни и те же пути для осуществления синтеза, поэтому данная иерархия не подчиняется искусствоведческому принципу и не выделяет какой–либо вид искусства приоритетным, те, например, музыка может быть и темповой, и ритмичной, и речевой, атак- же цветовой и каллиграфичной [6].
Большое значение для осуществления полихудожественного воспитания имеет развитие воображения у младшего школьника. Именно благодаря воображению ребенок может преобразовывать накапливаемый опыт и моделировать его будущее проявление через мыслительный образ. Воображение играет ключевую роль в творческом развитии младшего школьника – благодаря воображению становится возможным обобщить собственное восприятие окружающего мира с новой полученной информацией. Воспитание творческой личности невозможно без занятий искусством, где каждый итоговый продукт выступает как самостоятельное творчество и заключает в себе определенную смысловую нагрузку. Полихудожественное воспитание способствует формированию устойчивой мотивации творчества, ведь именно в начальной школе младший школьник переживает наиболее яркое впечатление от искусства. Возникает вопрос каким же способом можно организовать воспитательный полихудожественный процесс в дистанционном формате Значительная роль будет уделяться применению интерактивной образовательной среды. Педагог может организовывать конференцсвязь с младшими школьниками, сохраняя возможность обеспечивать взаимодействие в реальном времени, ведя беседу и демонстрируя необходимый наглядный материал. Важно учитывать момент подключения учащихся, чтобы педагог мог наблюдать и контролировать вовлеченность школьников и организовывать рефлексию, те. их обратную связь. Осуществление рефлексии, беседы с классом, с каждым ребенком, помогает ему открыться педагогу, понимать, что его мнение будет услышано и принято коллективом. Еще один из способов осуществления дистанционного формата воспитательной работы это осуществление web-квеста. Педагог организует поисковую деятельность школьников через онлайн-ресурсы, входе которой дети мотивируются к самостоятельности добывания знаний. Педагог тем временем контролирует процесс, определяет его параметры и временные рамки. Данная технология может включать в себя элемент игры, что способствует заинтересованности младшего школьника. Для осуществления полихудожественного воспитания данный квест может включать в себя программы-тренажеры потому или иному виду искусства. В. В. Кольтинова в своей публикации приводит пример реализации скра- бинг-технологии, суть которой заключается в раскрытии заданной темы с помощью зарисовок, сделанных в режиме реального времени. Младшие школьники создавали собственный рисунок или подбирали подходящий, который бы ассоциировался с темой. Как итог детине были перегружены большим объемом информации, а освоение сложных моментов было упрощено [3]. Также автор вместе с детьми создал буктрейлер, заключающийся в создании короткого анимационного клипа, в произвольном порядке визуализирую- щего яркие моменты книги. Выполняя задание по иллюстрации литературного произведения, младший школьник переводил слово в цвет, те. осуществлял переход из одного вида искусства в другой, что подразумевается спецификой полихудожественного воспитания.
Электронные ресурсы облегчают воспитательный процесс, но понять, как написать музыку или воспроизвести музыку, или как написать картину по записям других деятелей искусства сложно осуществить. Необходим педагог, который сопровождал бы творческий процесс. Необходимо понимать, что данные ресурсы являются вспоминающим элементом в рамках изучении предметов искусства. В дистанционном формате сформировать эмоциональную потребность в общении с искусством становится практически невозможно. Именно педагог мотивирует обучающегося к творческой самореализации, демонстрирует многогранность художественного образа задуманного автором, тем самым разжигая в ребенке творческую искру. Выделение связей между искусствами подводит школьников к опознаванию значения творчества в жизни человека и побуждает их к собственной творческой деятельности. Таким образом, полихудожественное воспитание в рамках дистанционного обучения носит характер непрерывного образования, когда любая информация может быть доступна и изучена. Однако полноправное становление творческой личности не может быть осуществлено только через цифровые технологии. В системе полихудожественного воспитания младшего школьника они рассматриваются как ресурс, способствующей становлению творческой личности, ноне заменяющий непосредственной деятельности педагога. Список использованных источников
1. Ануфриева, Д. Ю. Организационные условия дистанционного обучения младшего школьника / Д. Ю. Ануфриева, Е. А. Соколова // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. – 2015. – № 8 (4). – С. 61–64.
2. Дубровина, Ю. А. Воспитание младших школьников в реалиях дистанционного обучения // Ю. А. Дубровина, В. В. Артемьева // Воспитание как стратегический национальный приоритет. – 2021. – С. 61–65.
3. Кольтинова, В. В. Применение игровых методов в условиях дистанционного обучения младших школьников / В. В. Кольтинова, А. Ф. Нассер // Современные проблемы науки и образования. – URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=30340 4. Шкор, Л. А. Цифровые технологии в парадигме полихудожественного образования / Л. А. Шкор // Университет – территория опережающего развития. – 2020. – С. 248–251.
5. Шатуновский, В. Л. Еще раз о дистанционном обучении (организация и обеспечение дистанционного обучения) / В. Л. Шатуновский, Е. А. Шатуновская // Вестник науки и образования. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/eschyo-raz-o-distantsionnom-obuchenii- organizatsiya-i-obespechenie-distantsionnogo-obucheniya.
6. Юсов, Б. П. Стратегия взаимодействия искусств в воспитании школьников новая парадигма / Б. П. Юсов // Педагогическое образование, профили Музыка и Дополнительное образование. – 2013. – С. 424–431.

УДК 378.14:371.68
ББК ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К СОЗДАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   51

БОГУШ ТАТЬЯНА ВИТОВНА преподаватель кафедры Дошкольное, начальное и специальное образование
ФГАОУ ВО Севастопольский государственный университет, г. Севастополь, Россия, Ключевые слова готовность, мотивация, компонент, учебный контент, учителя начальных классов. Аннотация В статье раскрывается содержание мотивационно-ценностного компонента готовности учителя начальных классов к созданию учебного контента. Описываются формы и методы, с помощью которых формируется данный компоненту педагогов.
FORMATION OF THE MOTIVATIONAL COMPONENT
OF THE READINESS OF THE FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHER
TO CREATE EDUCATIONAL CONTENT
BOGUSH TATYANA VITOVNA
lecturer of the Department "Preschool, elementary and special education»,
Sevastopol State University, Sevastopol, Russia, talsi888@gmail.com
Key words: readiness, motivation, component, educational content, primary school teachers.
Abstract: The article reveals the content of the motivational and value component of the readiness of primary school teachers to create educational content. The forms and methods by which this component is formed in teachers are described. В настоящее время в Российской Федерации наблюдается процесс информатизации образования, который влечет за собой изменения не только вор- ганизации и содержании данной области, но ив требованиях, предъявляемых к готовности современного педагога осуществлять профессиональную деятельность. Анализ таких нормативных документов, как Национальная доктрина образования в Российской Федерации [4], Профессиональный стандарт Педагог педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель [6], Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [7] показывает, что при обучении и воспитании обучающихся учитель должен использовать современные образовательные технологии, включая информационные и цифровые ресурсы, а также обоснованно выбирать программы и учебно-методическое обеспечение, включая эти же технологии. Поэтому будущий педагог общеобразовательной школы, в том числе и
начальных классов, должен быть готов осуществлять профессиональную деятельность в условиях современного информационного общества, комплексно применять возможности средств информационных технологий в образовании и практически использовать многофункциональные цифровые образовательные ресурсы, которые будут соответствовать потребностям учебного процесса. Возникает острая необходимость в готовности учителя создавать и использовать образовательный контент, как универсальное цифровое средство обучения младших школьников. Однако без наличия мотивации осуществлять данную деятельность становится невозможным. Поэтому особенно значимым является мотивационный компонент готовности к созданию образовательного контента, как основополагающий элемент, который необходимо формировать посредством специальных методов и форм. Цель статьи – раскрыть содержание мотивационного компонента готовности будущего учителя начальных классов к созданию образовательного кон- тента, показать формы и методы, с помощью которых формируется данный компоненту студентов педагогического вуза. Изучению различных аспектов формирования готовности к использованию информационно-коммуникационных технологий как одной из основ информационной культуры личности в профессиональном плане посвящены работы различных авторов (ЮС. Брановского, Б. С. Гершунского, ГА. Кручи- ниной, М. П. Лапчика, АД. Урсул). Однако в большинстве исследований готовность к использованию информационных технологий ассоциируется в основном с профессиональной деятельностью, приобретением определенного уровня знаний, умений и навыков владения средствами информационно- коммуникационных технологий, необходимых для решения профессиональных задач в условиях информатизации предметной среды деятельности. В связи с этим авторами даются различные определения этого понятия. Так, Р. С. Гурин определяет готовность учителя к применению новых информационных технологий в профессиональной деятельности как интегрированное качество личности педагога, которое выявляется в повышении продуктивности мышления, развития памяти, навыков, расширении и углублении знаний посредством использования новых информационных технологий и их средств, в предоставлении возможности выбирать способы действий, осуществлять самоконтроль за выполнением собственных действий и прогнозировать пути повышения производительности труда при информатизации процесса обучения [1]. СМ. Яшанов рассматривает готовность учителя к эффективному использованию новейших информаций технологий как синтез таких структурных компонентов мотива- ционного; операционно-познавательного; эмоционально-волевого; оценочного
[9]. По мнению ГА. Кручининой, готовность к использованию информацион- но-коммуникационных технологий обучения в профессиональной деятельности определяется как интегральное образование, включающее в себя высокую мотивацию к использованию информаций технологий, знание теоретических аспектов использования информаций технологий, проявление соответствующих эмоционально-волевых качеств и реализацию комплекса педагогических умений в новых условиях деятельности [3]. ДЕ. Прокудин выделяет следующие
основные компоненты готовности к использованию информационно- коммуникационных технологий мотивационно-ценностный (побуждающий интеллектуальный (познавательный операционально-деятельностный (эмоци- онально-волевой) [5]. Другими словами, готовность будущего учителя начальной школы к созданию образовательного контента мы рассматриваем как сложное интегративное профессионально значимое новообразование, сущность которого составляет взаимодействие мотивационного, содержательно-операционального и оце- ночно-рефлексивного компонентов, проявляющееся в настрое, стремлении и способности к данной деятельности ив подготовленности к ее осуществлению на профессиональном уровне. Следовательно, по степени сформированности этих составляющих можно судить о степени сформированности их целостного единства – готовности к созданию образовательного контента. При этом моти- вационный компонент готовности является тем стержнем, вокруг которого структурируются основные свойства и качества личности педагога в процессе всей деятельности по созданию образовательного контента. Данный компонент выполняет регулятивную и ориентационную функции в процессе подготовки педагога к изучаемой нами деятельности. Сущность мотивационного компонента определяется тем, что в процессе информатизации образования возрастает потребность применять информационные технологии при обучении младших школьников. Учителю необходимо осознавать, что он выполняет роль посредника, помогающего ученикам добывать информацию, проявлять интерес к преобразованию системы обучения и воспитания личности, которой предстоит жить и работать в информационном обществе. Одна из его задач – научить подрастающее поколение жить в информационном мире, уметь находить и использовать необходимые знания. Поэтому выдвигаются требования к соответствию профессиональной подготовки педагога в связи с современным уровнем информатизации. Понимание дидактического потенциала информационных и коммуникационных технологий в развитии личности ученика, его индивидуальности и творческих способностей является важной характеристикой целевой направленности учителя в условиях информатизации образования. Под мотивационным компонентом мы понимаем систему присущих будущему учителю личностно значимых мотивов к использованию информационных технологий в педагогической деятельности и связанных сними ценностных отношений, ориентации, интересов, установок. Интегральными критериями описываемого компонента готовности к созданию образовательного контента мы выделили целевую направленность на информатизацию образования и мотивацию к инновационной деятельности. При формировании мотива- ционного компонента происходит актуализация мотивов деятельности по созданию образовательного контента, развитие интереса к данной деятельности, развитие потребности в самосовершенствовании и самообразовании в условиях информатизации образования. То есть достигается усиление мотивационной направленности и потребности в усовершенствовании знаний, умений и навыков, стимуляция процесса подготовки будущих учителей к деятельности по созданию образовательного контента. Для реализации поставленной цели нами решались следующие задачи развитие интереса к деятельности по созданию образовательного кон- тента формирование ясного представления о целеполагании и значимости данной деятельности осознание роли учителя в процессе информатизации образования формирование знаний о безопасном использовании информационных технологий пробуждение потребности в инновационной деятельности. Чтобы решить перечисленные задачи, нами проводилась специальная работа и ряд мероприятий, направленных на формирование мотивационно- ценностного компонента готовности к созданию образовательного контента. Начиналась работа с подробного знакомства студентов с нормативно- правовой базой использования информационных технологий в начальном общем образовании. Затем будущие учителя знакомились с системой категорий, применяемых для описания средств информатизации образования (компьютеры, сетевые средства, средства оргтехники. Полученные знания позволяли рассмотреть образовательные возможности информационных технологий. Особенно эффективными в этом плане были занятия, на которых проходило ознакомление с конкретными примерами интеграции информационных технологий в образовательный процесс школ Российской Федерации. Для создания оптимальных условий обучения студентов в период аудиторной подготовки использовались такие формы работы, как моделирование и метод кейсов. Моделирование – создание ситуаций, максимально приближенных к реальному обучению в начальной школе, где от будущего учителя требуется найти оптимальный способ использования информационных технологий для решения различных педагогических задач изложение и закрепление учебного материала активизации познавательной деятельности младших школьников организация контроля и оценивания знаний, умений, навыков решение воспитательных задач организация самостоятельной, внеурочной работы учащихся построение проектной деятельности учащихся. Значительную эффективность показало использование метода кейсов, который представляет собой решение конкретных задач, проблем. В последние годы в процессе модернизации российского образования происходит внедрение кейс-метода в практику школьного, высшего и профессионального образования в связи с общей направленностью развития образования, его ориентацией не только на получение конкретных знаний, но и на формирование компетентно- стей, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, умению перерабатывать огромные массивы информации Интерес к деятельности по созданию образовательного контента имеет большое значение в овладении ею. Г. И. Щукина отмечает, что интерес выступает как тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно
данной областью явлений, данной деятельностью, которая приносит удовлетворение. Он мощный побудитель активности личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно эффективно и напряженно, а деятельность становится особенно привлекательной и продуктивной [8, с. 5]. С этой целью на занятиях в процессе аудиторной подготовки была обозначена проблематика исследуемой нами готовности, сформулированы дифференцированные задания для студентов (разработка технологических карт уроков, фрагментов уроков, занятий, заданий с использованием информационных технологий. Для реализации внеаудиторной подготовки была создана виртуальная педагогическая лаборатория из студентов экспериментальной группы. Данная лаборатория, как форма сопровождения деятельности будущих учителей, функционировала в рамках информационного пространства (группа в социальной сети. Основная цель – коммуникация участников, обмен разработками, взаимопомощь. Это позволяло будущим педагогам активно обсуждать полученную информацию, делиться друг с другом созданными элементами образовательного контента, разработанными фрагментами уроков и т. п. в более неформальной обстановке ив удобное для них время. Затем был проведен мастер-класс Интернет и его возможности. Безопасность в сети. Студенты получили общие сведения о сети Интернет, его принципах. Им удалось практически использовать браузер для работы, службы для поиска, скачивания, хранения и передачи информации, загрузки приложений, регистрация в социальных сетях и др. Также будущие учителя ознакомились с правилами безопасного поведения в сети Интернет, его использования, о способах своевременного распознания и реагирования на интернет-угрозы. Участники получили информацию в необходимости соблюдения осторожности при работе в сети, о раскрытии персональных данных, об угрозе мошенничества, в том числе мобильного, заражение компьютера и мобильных устройств. Далее конференция Технологии информатизации и проблема сохранения здоровья обучаемых позволила будущим учителям ознакомиться с задачами сохранения здоровья учащихся в процессе обучения с использованием компьютерной техники и иных средств информатизации, которые могут отрицательно сказываться на здоровье школьников. Входе конференции участники обратили внимание на то, что одной из основных задач начального общего образования является сохранение и развитие здоровья детей в учебно- воспитательном процессе. Также было отмечено, что меры здоровьесбережения при обучении с использованием информационных средств должны прорабатываться с учетом специфики дисциплин и психолого-возрастных особенностей обучаемых, организовываться с учетом динамики работоспособности школьников вовремя учебно-воспитательного процесса, чередования различных видов деятельности, сочетания труда и отдыха. Семинар-практикум по медийной грамотности проводился с целью закрепления и совершенствования готовности будущих учителей к использованию ресурсов и возможностей глобальной ме- диасреды. Речь шла о социальных, этических, культурных и технологических аспектах медийной грамотности.
Характеризуя в целом комплекс мероприятий по формированию мотива- ционного компонента готовности будущих педагогов начальных классов к созданию образовательного контента, можно отметить, что вышеперечисленные виды деятельности в основном не только развивают его критерии и показатели, а также закладывают основы для становления других компонентов, входящий в структуру данной готовности. Таким образом, в условиях информатизации образования актуальным является создание и использование таких средств обучения, которые будут предназначены способствовать повышению качества знаний и умений учащихся начальных классов, а также позволять обучать их в единой среде. Поэтому необходимость наличия у будущего педагогов высокого уровня сформирован- ности готовности к созданию образовательного контента, как одного из современных электронных образовательных ресурсов, объясняется тем, что рынок электронного обучения стремительно развивается и требует от учителей понимания возможностей осуществления учебного процесса с использованием новых информационных технологий. В структуре данной готовности особенно значимым является мотивационный компонент, который подразумевает наличие у учителя личностно значимого отношения к объекту и предмету его профессионального труда, проявляющийся в мотивах, побуждающих субъекта к деятельности, выработку навыков анализа и стремления к активному разрешению нестандартных педагогических ситуаций, интереса к планированию и освоению работы по созданию образовательного контента, формирование настроя и постоянной ориентации на данную деятельность. Для формирования названного компонента нами была выстроена специально-организованная работа с будущими учителями начальных классов, которая включала в себя два направления – аудиторную и внеаудиторную подготовку. Входе аудиторной подготовки проводились занятия, посвященные особенностям информатизации образования и развитию готовности учителя к профессиональной деятельности в данных условиях. В данный вид деятельности включались практические занятия с применением метода кейсов и моделирования ситуаций. В процессе внеа- удиторной подготовки применялись такие формы организации как мастер- класс, конференция, семинар-практикум, что позволило учителям более детально ознакомиться с принципами работы в сети Интернет и его безопасном использовании. Список использованных источников
1. Гурін, Р. С. Підготовка майбутнього вчителя гуманітарного профілю до застосу- вання нових інформаційних технологій у навчальному процесі загальноосвітньої школи: дис.... канд. пед. наук 13.00.04 / Р. С. Гурін; Південноукраїнський держ. педагогічний унт
ім. К. Д. Ушинського (м. Одеса). – Ос. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.

URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy- blok/spravochniki-i-klassifikatory-i-bazy-dannykh/eksd/
3. Каско, Ж. А. Электронное учебно-методическое пособие как средство повышения уровня дидактической подготовки будущего учителя / Ж. А. Каско, Т. И. Шукшина,
О. И. Бирюкова // Гуманитарные науки и образование : научно-методический журнал. – 2021.
– Т. 12. – № 1. – С. 96–102.
4. Кручинина, ГА. Методическая работа преподавателя в условиях использования иформационных технологий обучения / ГА. Кручинина // Проблемы теории и практики подготовки современного специалиста : межвузовский сборник научных трудов. – Н. Новгород Изд-во НГЛУ, 2003. – С. 126–136.
5. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. – URL: www.brgu.ru/bank/ctrukturnye.../-national_doctrine_of_education_in_Russia.doc
6. Прокудин, ДЕ. Формирование готовности человека к использованию информаци- онно-коммуникационных технологий в своей жизнедеятельности как одного из основных компонентов информационной культуры / ДЕ. Прокудин // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов : Грамота, 2010. – № 2 (6). – C. 64–68.
7. Профессиональны стандарт Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель. –
URL: https://www.menobr.ru/-professionalnyy-standart-pedagoga
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержден Приказом Минобрнауки России 06.10.2009, зарегистрирован в Миню- сте России 22.12.2009, рег. № 17785 (с изменениями на 18 мая 2015 года. – URL: http://mosmetod.ru/metodicheskoeprostranstvo/-nachalnaya-shkola/fgos/fgos-noo-s-izmeneniyami- na-18-maya-2015-goda.html
9. Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. – Москва : Педагогика, 1971. – 352 с.
10. Яшанов, СМ. Концептуальні засади проектування системи інформатичної підго- товки майбутніх учителів в умовах компетенційного підходу / СМ. Яшанов // Міжнародний науковий форум соціологія, психологія, педагогіка, менеджмент. – 2015. – Вип. 17. – С. 181–190.
УДК 37.022
ББК 74.04 КАК НАУЧИТЬ СТАВИТЬ ЦЕЛЬ ПРОЕКТА ПРИМЕНЯЕМ ИНСТРУМЕНТЫ МЕНЕДЖМЕНТА В ОБРАЗОВАНИИ
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   51

БРЫКСИНА ОЛЬГА ФЕДОРОВНА кандидат педагогических наук, доцент, завкафедрой информационно-коммуникационных технологий в образовании
ФГБОУ ВО Самарский государственный социально-педагогический университет, г. Самара, Россия, bryksina@gmail.com
АРАПОВА ЮЛИЯ ПАВЛОВНА студент факультета начального образования
ФГБОУ ВО Самарский государственный социально-педагогический университет, г. Самара, Россия, Ключевые слова регулятивные универсальные учебные действия целеполагание техники, методики и приемы анализа целей цели, 5W2H.
Аннотация В статье акцентируется внимание на важности навыков целеполагания в процессе проектной и/или исследовательской деятельности. На конкретных примерах проводится анализ методики построения целей и применения техники 5W2H.
HOW TO LEARN TO SET THE PURPOSE OF THE PROJECT: WE APPLY
MANAGEMENT TOOLS IN EDUCATION
BRYKSINA OLGA FEDOROVNA
candidate of pedagogical sciences, associate professor, head Department of Information and Communication Technologies in Education,
Samara State University of Social Sciences and Education, Samara, Russia
ARAPOVA YULIA PAVLOVNA
Elementary Education Department student,
Samara State University of Social Sciences and Education, Samara, Russia КА importance of goal-setting skills in the process of pro- ject and/or research activities. Based on specific examples, the analysis of the methodology for con- structing SMART goals and the application of the 5W2H technique is carried out. Более десяти лет, с момента введения новых Федеральных образовательных стандартов общего образования, мы говорим о значимости метапредмет- ных результатов в плане социализации выпускников школы. А в вузы с введением дважды актуализированных ФГОС ВО 3++ пришли универсальные компетентности. В этом же контексте сегодня ведутся диалоги о формировании
«soft skills» – кроссфункциональных навыков, которые часто позиционируют как навыки будущего. Но разве это будущее не наступило Разве умение взаимодействовать в команде, готовность и умение учиться, выстраивать собственный образовательный маршрут, адаптироваться к изменениям в обществе, быть не только потребителем, но и производителем контента и технологий и т.п. не являются уже навыками дня сегодняшнего Именно поэтому проблемы, а в большей степени способы их решения, то есть техники, приемы и инструменты формирования универсальных учебных действий вызывают особый интерес педагогического сообщества. При этом, отечественной школой накоплен и апробирован уникальный арсенал методики приемов для развития познавательных универсальных учебных действий. Школа стала более демократичной, и командные методы работы стали практически неотъемлемой частью деятельности уважающего себя педагога. Но как быть с регулятивными универсальными учебными действиями Возможно, мы и обучаем навыкам планирования. Мы ориентируем обучающихся на поиск эффективных способов и инструментов решения поставленных задач. Мы уже понимаем значимость формирующего оценивания, навыков ретроспективной, ситуативной и проспективной рефлексии.
Нов доминирующем большинстве случаев организации проектной и/или исследовательской деятельности обучающихся постановкой целей и задач занимается педагог, хотя идентифицировать проблемы, ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей должен уметь (и делать это) сам обучающийся. Особенно это стало актуальным с введением ФГОС среднего общего образования, в котором проектная деятельность определена как особая форма учебной работы, способствующая воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности [1]. А основной процедурой итоговой оценки достижения мета- предметных результатов стала защита итогового индивидуального проекта или учебного исследования [1]. И проектирование, и исследование являются главными взрослыми средствами производства в науке, изначально не очень приспособленными к задачам образовательной практики. Именно поэтому любые методики в этой области при переносе на образовательную практику должны быть адаптированы и приспособлены для работы с обучающимися конкретного возраста и уровня способностей. Это очень важно, поскольку согласно Примерной основной образовательной программе среднего общего образования [1], любой итоговый индивидуальный проект целесообразно оценивать по такому критерию, как сформированность универсальных учебных действий, проявляющаяся в умении поставить проблему и сформулировать основной вопрос исследования. А как известно, самый первый шаг при подготовке учебно-исследовательской и проектной деятельности – состоит в определении цели проекта. Цель исследовательской работы или учебного проекта – это желаемый конечный результат, который планирует достичь обучающийся входе своей деятельности. Проблемы, возникающие на этом этапе, в первую очередь, связаны с отсутствием четкой методики и навыков использования инструментов целеполагания. При этом цель нельзя достичь, не имея четких критериев ее достижимости и достижения, в противном случае всегда можно считать, что она уже достигнута. В этом плане очень показательна индийская пословица Если не вставить цель, то любой выстрел можно считать успешным. Так какие же существуют инструменты постановки цели Однозначно, что этап целеполагания и постановки задач, как правило, требует использования приемов визуализации мыслительной деятельности в процессе проектной и исследовательской работы. Оптимизации такой деятельности в команде может способствовать использование стикерных онлайн-досок например, http://wikiwall.ru/
), которые позволяют выстроить иерархию целей и задач исследования, устанавливая между ними логические и временные связи визуали- зировать содержание и последовательность их решения. Альтернативный способ визуализации соподчиненности целей и задач, выстраивания их ассоциативных и логических связей представляют сервисы построения ментальных карт (карт ума, от англ. mindmapping), при построении которых цель проекта (или проблема исследования, на которой будет сфокусировано внимание, помещается в центре листа, а задачи размещаются на ветвях, расходящихся от этой цели. Современные сервисы Web 2.0 (
www.bubbl.us
, http://www.spider- scribe.net/
, www.mind42.com и др, предназначенные для построения ментальных карт априори ориентированы на командную работу и могут использоваться не только для многофакторного анализа целей и задач проекта, фиксации и структурирования идей в процессе мозгового штурма, но и для сбора и структурирования информации, что важно для развития навыков осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач. Анализируя методики и приемы формирования навыков целеполагания, следует обратить внимание на техники, используемые в современном менеджменте. Один из самых распространенных и действенных способов – это постановка умных целей, те. постановка целей с использованием SMART- критериев. SMART является аббревиатурой, расшифровка которой определяет требования к цели, которая должна быть Specific (конкретной, Measurable измеримой (достижимой, Relevant (значимой, Time bound (ограниченной во времени. Таким образом, каждая буква аббревиатуры SMART означает критерий эффективности поставленных целей. Не менее действенным может оказаться метод 5W2H, который позволяет провести первичный сбор данных по интересующей проблеме для уточнения цели исследования и/или проекта путем правильных вопросов. Он используется, когда есть необходимость в подготовке плана действий. Для этого предстоит ответить на 7 простых вопросов Why (Почему, What (Что, Who Кто, Where (Где, When (Когда, How (Как, How much (Сколько. Важно понимать если цель одна, то и результат за ней следует один. Любые изменения в плане результатов должны повлечь изменения в количестве целей. В качестве ключевого преимущества этих методик следует отметить их универсальность, поскольку рассматриваемые алгоритмы построения цели применимы при выполнении учебных проектов и/иди исследований по многим учебным дисциплинам биологии, химии, литературе, информатике, физике, математике. И это далеко не весь перечень. Но наиболее актуальной востребованность навыков целеполагания видится в процессе реализации ИТ-проектов, поскольку важно не только (и не столько) научить школьников программировать, создавать игры, сайты, мобильные приложения и т.п., но и важно научить думать как маркетолог, видя потенциального потребителя создаваемого продукта и связывая цель своей деятельности с ориентацией на этого потребителя. Рассмотрим технологию применения этих методик на примере создания школьного чат-бота. В настоящее время чат-боты перестали быть технологией далекого или ближайшего будущего. Это виртуальный цифровой помощник, который поддерживается искусственным интеллектом, и который знаком практически каждому владельцу смартфона. Он может иметь разный функционал. Например, школьники выдвигают версию, что чат-бот отлично помог бы в
навигации по школьному сайту. Представим, что ученикам старших классов предстоит кропотливый и трудоемкий проект по созданию чат-бота для оперативного получения информации со страниц школьного сайта. Воспользуемся критериями для постановки цели. Конкретность. Цель по SMART должна быть конкретной, что увеличивает вероятность ее достижения. По сути, нужно уже на начальном этапе решить, каков будет результат. В нашем случае конкретность подтверждается выработкой перечня функций, которыми должен обладать чат-бот, а именно функция информационного поиска (поиск фактов из истории создания школы, учительского состава, расписания учебной деятельности и т. п функция оповещения (уведомление об изменениях школьного расписания, стоимости школьного питания и уведомления о внеклассных мероприятиях и т. д) и др. Измеримость. Цель по SMART должна быть измеримой. На этапе постановки цели необходимо установить конкретные критерии (желательно количественные) для измерения процесса достижения цели. Итак, чат-бот должен функционировать и выдавать точные ответы на поставленные вопросы. Таким образом, на этом этапе появляется необходимость в формировании списка тестовых вопросов, по которым можно будет судить о достижении цели. И если, например, из 100 вопросов на 70 чат-бот даст верный ответ, то можно будет считать цель достигнутой. Кроме того, для проверки эффективности и полезности чат-бота необходимо сравнить затраченное время на поиск интересующей информации вручную и с помощью чат-бота. Предположим, если оперативность чат-бота окажется быстрее ручного поискав и более раз, то проект можно считать успешным. Такой подход позволит провести объективное оценивание результатов работы, а не испытывать эйфорию от внешнего проявления результатов деятельности. Достижимость. Цели по SMART должны быть достижимы, так как реалистичность выполнения задачи влияет на мотивацию исполнителя. Если цель не является достижимой, вероятность ее выполнения будет стремиться к нулю. Цель по созданию чат-бота легкодостижимая, так как ученики старших классов обладают навыками программирования, а большинство конструкторов по созданию чат-ботов бесплатны. Например, можно обратиться к таким конструкторам, как Aimylogic, Intercom и Carrot quest. Таким образом, достижимость цели обеспечивается поиском соответствующего инструментария и изучением его функционала. Значимость. Постановка задач по SMART отличается своей адекватностью, поскольку важно непросто прописать рабочий процесс, но и реализовать именно те цели, которые будут значимыми. Проще говоря, если реализуемая цель не несет никакой выгоды от результатов проектной и/или исследовательской деятельности, то это не цель, и работа над ней идет впустую. На нашем примере очевидно, что значимость проекта определяется оперативным получением информации со страниц школьного сайта. Значимость поможет
подтвердить опрос среди учителей, школьников и их родителей, в котором им предстоит, например, ответить наследующие вопросы Понимает ли чат-бот любые сообщения от пользователей Являются ли его ответы релевантными и достаточно точными Достаточно ли быстро чат-бот среагировал на запрос пользователя Предпочтителен ли чат-бот ручному поиску информации Ограниченность во времени. Цель по SMART должна быть ограничена по выполнению во времени, а значит должен быть определен финальный срок
(«дедлайн»), превышение которого говорит о невыполнении цели. Цель имеет четко установленный срок – чат-бот необходимо выполнить в течение третьей и четвертой четверти. Способность управлять своим временем – это жизненно важный навык, поскольку время является единственным невосполнимым ресурсом. И сегодня, в условиях свободного доступа к уникальным по объему и содержанию источникам информации, дефицит времени ощущается особенно остро. Фактически, успешным может стать только человек, умеющий распоряжаться своим временем. Ив этом плане использование сервисов Web 2.0 , выполняющих роль планировщиков, ежедневников, записных книжек и календарей одновременно
(
https://evernote.com/
, https://www.any.do/
, https://keep.google.com/
и др) переоценить сложно. Именно они используются для организации эффективного тайм-менеджмента. Не менее интересным может быть анализ целина основе метода 5W2H. Первый ключевой вопрос ЧТО?Каждый план действий должен иметь спецификацию. Проще говоря, мы отвечаем на вопрос что делать Рассматриваемый проект направленна создание чат-бота с функциями поиска и оповещения, которые необходимо детализировать.
ПОЧЕМУ?У каждого действия должна быть причина. Почему это действие должно быть выполнено В этом примере основная причина – это затруднительный и долгий поиск нужной информации на школьном сайте. Для выявления значимости проблемы можно провести опрос среди учеников, их родителей и самих учителей, тем самым доказав востребованность реализуемой цели.
КТО?План действий без персональной ответственности имеет мало шансов на завершение. Необходимо выделить ответственных за эту деятельность. Кто должен выполнить действие Проект по созданию чат-бота для школьного сайта требует немало усилий и терпения. Здесь возможно организовать командную работу, где каждый будет нести ответственность.
ГДЕдолжно быть выполнено действие Это будет зависеть от задачи. В рассматриваемом примере очевидно, что чат-бот будет интегрирован на школьный сайт. Однако в этом пункте стоит также рассмотреть доступные конструкторы для создания виртуального помощника. В частности, можно выделить
Aimylogic, Intercom и Carrot quest.
КОГДА?Ожидаемая дата начала и дата окончания, учитывая риски проекта. Соблюдение графика должно быть целью плана действий.
Это обязательный и очень важный этап, который призван научить игра- мотно организовывать свою деятельность, и выстраивать шаги по достижению цели, и соблюдать сроки выполнения работ на каждом этапе. Достаточно распространенными инструментами такого планирования проекта являются ленточные диаграммы, создаваемые по образу диаграммы Гантта, традиционно используемой в менеджменте (
www.smartsheet.com
, https://www.gantter.com/- google/
и др. Основу такой диаграммы составляют иерархическая таблица, в которой перечислены задания (включая содержание этапов, сроки, ответственных и т. пи временная диаграмма. В этом случае графическое представление плана проекта и графика работ представляет собой изображение задач в виде отрезков на шкале времени. Это позволяет видеть описание заданий, их структуру и последовательность их выполнения. В плане контроля результативности деятельности особый интерес представляют инструменты построения досок задачи др. Основная цель их применения – визуализация процесса работы команды с целью организации текущего контроля и рефлексии участников. КАК должно быть выполнено действие В этом пункте вводится более подробная спецификация плана действий. Это может быть разбивка мероприятий, дат и ответственность за каждого. Для функции информационного поиска необходимо собрать данные о расписании занятий и внеурочных мероприятий. Также важны данные об образовательной организации и ее истории, учительском составе. Для осуществления рассылки важных уведомлений необходимо изучить графики школьных мероприятий, каникул, а также нужно рассмотреть информацию о горячем питании для школьников. После собранных данных предстоит определиться с выбором конструктора для разработки чат-бота и изучить его возможности. СКОЛЬКО Каждый план действий должен иметь бюджет. Все рассмотренные конструкторы бесплатны или имеют бесплатный триальный доступ. Итак, какие выводы можно сделать Очевидно, что при разработке проектов обучающиеся сталкиваются с целой совокупностью проблем и проблемных ситуаций, которые необходимо упорядочить. Постановка цели, таким образом, самый важный этап проектирования. Ошибка в постановке цели приводит к дезорганизации, снижению мотивации и, как следствие, осознанию бесполезности затраченного времени и интеллектуальных усилий. Избежать этого поможет четко структурированная, эффективная методика и, разумеется, грамотная и организованная работа руководителя проекта на этапе целеполагания. Не стоит забывать, что без должного внимания учителя не удастся почувствовать все нюансы проектной и учебно-исследовательской деятельности. Список использованных источников
1. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования. –
URL: https://fgosreestr.ru/
(дата обращения 04.04.2021)

УДК
377.8
ББК 74.47 МОДЕЛЬ ИНКЛЮЗИВНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ПРОЦЕССЕ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА БАЗЕ
ГПОУ СЫКТЫВКАРСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИИ. А. КУРАТОВА»
БУГАЕВА ЕЛЕНА ТИМОФЕЕВНА преподаватель
ГПОУ Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И. А. Куратова», г. Сыктывкар, Россия
ХАБАРОВА ЛЮДМИЛА ПАВЛОВНА преподаватель
ГПОУ Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И. А. Куратова», г. Сыктывкар, Россия Ключевые слова:лица с ограниченными возможностями здоровья, лица с инвалидностью, среднее профессиональное образование, инклюзивное образование, модель сопровождения, безбарьерная среда. Аннотация В современных социально-экономических условиях одним из наиболее эффективных механизмов повышения социального статуса и защищенности лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов становится получение полноценного профессионального образования. Ежегодно, начиная с 2016 года, в ГПОУ Сыктывкарский гуманитарно- педагогический колледж имени И.А. Куратова» увеличивается контингент студентов, имеющих статус лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, что определяет актуальность проблемы создания условий для безбарьерной среды и комплексного сопровождения в процессе получения профессионального образования. В статье раскрывается содержание разработанной в колледже модели инклюзивного сопровождения студентов- инвалидов и лиц с ОВЗ на основе специально разработанной нормативной базы, кадрового и материально-технического обеспечения, психолого-педагогического сопровождения, сетевого взаимодействия с социальными партнерами.
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   51

MODEL OF INCLUSIVE ACCOMPANYING PERSONS WITH DISABLED
HEALTH AND DISABILITIES IN THE PROCESS OF OBTAINING
PROFESSIONAL EDUCATION ON THE BASIS OF GPOU «SYKTYVKAR
HUMANITARIAN PEDAGOGICAL COLLEGE NAMED AFTER
I. A. KURATOV»
BUGAEVA ELENA TIMOFEEVNA
Syktyvkar Humanitarian Pedagogical College, Syktyvkar, Russia

KHABAROVA LYUDMILA PAVLOVNA
Syktyvkar Humanitarian Pedagogical College, Syktyvkar, Russia
Key words:persons with disabilities, persons with disabilities, secondary vocational educa- tion, inclusive education, support model, barrier-free environment.
Abstract: In modern socio-economic conditions, one of the most effective mechanisms for improving the social status and protection of persons with disabilities and disabled people is getting a full-fledged professional education.
Every year, since 2016, at the State Public Educational Institution «Syktyvkar Humanitarian
Pedagogical College named after I. A. Kuratov», the contingent of students with the status of per- sons with disabilities and disabilities is increasing, which determines the relevance of the problem of creating conditions for a barrier-free environment and comprehensive support in the process of obtaining professional education. The article reveals the content of the model developed in the col- lege for inclusive support of students with disabilities and persons with disabilities on the basis of a specially developed regulatory framework, personnel and material and technical support, psycho- logical and pedagogical support, and network interaction with social partners. Стабильное увеличение в обществе количества лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – лица с ОВЗ) и инвалидностью предъявляет особые требования к системе образования на всех уровнях. Профессиональное образование является важной составляющей успешной социализации молодого человека с ОВЗ и инвалидностью, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации враз- личных видах профессиональной и социальной деятельности [3, с. 4]. В Федеральном законе РФ от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (ч. 1. ст. 11) закреплена обязанность органов исполнительной власти субъектов РФ осуществления мероприятий по обеспечению профессиональной ориентации, профессионального обучения детей, достигших возраста 14 лет. В настоящее время одной из задач, которая стоит перед системой образования, является создание условий для обеспечения доступности и качества образования инвалидов и лиц с ОВЗ. В соответствии с Конвенцией ООН оправах инвалидов (2006 г, законами РФ Об образовании (2012 г) и другими международными и российскими нормативными документами одним из общественных приоритетов является обеспечение права на образование инвалидов и лиц с ОВЗ путем адаптации системы образования к особенностям их развития и образовательным потребностям. Закрепляется право инвалидов и лиц с ОВЗ на инклюзивное образование на всех уровнях стем, чтобы они могли иметь доступ к общему, профессиональному образованию, профессиональному обучению, образованию для взрослых без дискриминации и наравне с другими
[1, с. 6–7]. Так, в целях повышения доступности образования в рамках реализации Государственной программы Российской Федерации Доступная среда на
2011–2020 гг. от 23 мая 2016 г. № 3467п-П8 Минобрнауки, в образовательных организациях, в том числе организациях среднего профессионального образования, должны быть представлены организационные механизмы, центры реализации мероприятий по повышению доступности образования для лиц с ОВЗ и инвалидностью.

Ежегодно, начиная с 2016 года, в ГПОУ Сыктывкарский гуманитарно- педагогический колледж имени И. А. Куратова» (далее – ГПОУ СГПК) увеличивается контингент студентов, имеющих, согласно заключению ПМПК, статус лица с ОВЗ, МСЭ – инвалида, что определяет актуальность реализации мероприятий по созданию модели безбарьерной среды и психолого-педагогического сопровождения для получения профессионального образования. Приведем данные статистической информации о численности инвалидов и лиц с ОВЗ, обучающихся в ГПОУ СГПК по программам подготовки специалистов среднего звена в 2016–2017 учебном году общая численность студентов с ОВЗ и инвалидностью (с соматическими нарушениями и нерезко выраженными нервно- психическими расстройствами) составила 7 человек, обучающихся по очной форме в 2017–2018 учебном году общая численность составила 8 человек 7 из них обучаются по очной форме, 1 – по заочной. В специальных условиях для получения образования нуждается 1 студент – инвалид по зрению (незрячий, заочная форма обучения в 2018–2020 учебном году общая численность студентов составила
23 человека 10 из них обучаются по очной форме, 13 – по заочной. В специальных условиях для получения образования нуждаются 15 студентов – 13 инвалидов по зрению (незрячие, заочная форма обучения 2 инвалида с нарушением слуха (слабослышащие), очная форма обучения. Учитывая данный факт, перед колледжем остро встала проблема поиска оптимальной модели инклюзивной профессиональной подготовки студентов с
ОВЗ и инвалидностью, позволяющих, с одной стороны, формировать значимые профессиональные компетенции, зафиксированные в стандартах среднего профессионального образования, ас другой – обеспечивать их социально- психологическую адаптацию в образовательной организации и дальнейшую успешную интеграцию. В связи с этим были определены следующие задачи по созданию инклю- зивной образовательной среды.
1. Разработать нормативно-правовые документы с учетом принципов формирования доступной среды для лиц с ОВЗ и инвалидностью.
2. Создать безбарьерную среду в ГПОУ СГПК, то есть условия, способствующие освоению студентами с ОВЗ и инвалидностью программ среднего профессионального образования, и разработать проект педагогической мастерской инклюзивного образования.
3. Осуществить индивидуальную социально-психолого-педагогическую помощь студентам с ОВЗ и инвалидностью.
4. Реализовать систему мероприятий по социальной и профессиональной адаптации студентов с ОВЗ и инвалидностью в условиях колледжа.
5. Повысить уровень профессиональной компетентности всех участников образовательного и воспитательного процесса (педагогического коллектива) для эффективной организации профессионального образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.