Файл: М инистерство просвещения российской федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 357

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В.С. Петрова,Е.Е. Щербик исследовали уровень сформированности ЦК на основе трех составляющих: знаниевая, ценностная и деятельностная[43]. Они считают, что современная система оценки сформированности компетенций предполагает проверку сформированности по принципу трехуровневости: знать, уметь, владеть (соответственно начальный, базовый и продвинутый уровень). Вместе с тем, такая градация для оценки сформированности цифровых компетенций не представляется возможным. Чтобы доказать это, они сначала сопоставили области цифровых компетенций с их сущностью в приведенной ниже таблице 2.

Таблица 2

Сопоставление области и характеристик цифровых компетенций

Область ЦК

ЦК и ее характеристика

Информационная и
информационная
грамотность

- просмотр, поиск и фильтрация данных информации и цифрового контента;

- оценка данных и цифрового контента;

- управление данными, информацией и цифровым контентом.

Общение и сотрудничество

- разработка цифрового контента;

- авторские права и лицензии; программирование.

Создание цифрового
контента

- разработка цифрового контента;

- авторские права и лицензии;

- программирование.

Безопасность

- защита устройств;

-защита личных данных и конфиденциальности;

- защита здоровья и благополучия;

- защита окружающей среды.

Решение проблем

- решение технических проблем;

- определение потребностей и технологических ответных мер;

- творчески используя цифровые технологии;

- выявление пробелов в цифровой компетенции.

Из таблицы видно, что каждая компетенция относится к разным уровням, а, следовательно, не имеет возможности оценить ее с позиций всех трех. Исходя из этого, появляется необходимость проверки отдельных компонентов компетенций, суммарно дающие представление об уровне ее сформированности.По мнению П.Гилстера, постоянное использование Интернета в поле гипертекста, дающего возможность быстрой навигации с одного ресурса на другой, формирует новые решения поведения человека, приемы поиска информации, особенности общения. Это приводит к формированию сетевого мышления, основная черта которого – высокая степень информационно-коммуникационной активности.
Цифровая компетентность акцентирует социо-коммуникативные аспекты в деятельности человека. П. Гилстер выделяет в качестве критериев достижения цифровой компетентности следующие навыки: умение воспринимать информацию, выраженную в различных семиотических системах (медиакомпетентность); навыки поиска нужной информации и инструментов работы с ней, умение быстро освоить эти инструменты (информационная компетентность); навыки общения с другими пользователями (коммуникативная компетентность)[63].

Анализируя работы авторов В.С.Петрова, Е.Е.Щербик, П.Гилстера по оценке и измерению цифровой компетенции, следует отметить, что у многих исследователей наблюдаются схожие подходы к выделению структуры цифровых компетенций. Особый интерес для нашего исследования представляет работа Г.У. Солдатовой, поскольку предложенная ею типология, на наш взгляд, является исчерпывающей и покрывает достаточно широкий круг проблем и практик, касающихся использования ИКТ в современном обществе. Автор включает в структуру цифровой компетентности знания, умения и навыки, мотивацию, ответственность, которая подразумевает в том числе и безопасность. Каждый из этих компонентов в разной степени может быть реализован в различных сферах деятельности в интернет-среде. В таблице 3 представлены данные сферы, которые позволяют выделить четыре вида цифровой компетентности [51].

Таблица 3

Составляющие цифровой компетентности

Цифровая
компетентность


Составляющие

Информационная и
медиакомпетентность

Знания, умения, мотивация иответственность, связанные с поиском, пониманием, организацией цифровой информации, и ее критическим осмыслением, а также с созданием информационных объектов сиспользованием цифровых ресурсов (текстовых, изобразительных, аудио и видео)

Коммуникативная
компетентность

Знания, умения, мотивация и ответственность, необходимые для различных форм коммуникации (электронная почта, чаты, блоги, форумы,социальные сети и др.) и с различными целями

Техническая
компетентность

Знания, умения, мотивация и ответственность, позволяющие эффективно использовать технические и программные средства для решения различных задач, в том числе использования компьютерных сетей, облачных сервисов и т.п.

Потребительская
компетентность

Знания, умения, мотивация и ответственность, позволяющие решать с помощью цифровых устройств и интернета различные повседневные задачи, связанные с конкретными жизненными ситуациями, предполагающими удовлетворение различных потребностей



Структура цифровых компетенций, предложенная авторами Г.У. Солдатовой, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказовой[52], показывает нам, что знать и уметь что-то по-прежнему важно, но уже недостаточно. Чтобы объяснить и предсказать дальнейшее развитие, выявить сильные ислабые стороны и пути социальных изменений, нужно учитывать то, как человек относится к этому миру, чего он хочет, к какому развитию готов, за что берет насебя ответственность, каковы его права и обязанности. Поэтому, говоря о цифровой компетентности, Г.У. Солдатова имеет в виду не только знания инавыки пользователя, но также его мотивацию и ответственность. Также автор считает, цифровой разрыв между поколениями создает у подростка иллюзию, что Интернет – его личное место, где никто его неконтролирует, где все позволено. Развитие ответственности, представлений о том, что нужно ичто недопустимо в Интернете, кчему надо относиться осторожно, как ненавредить окружающим, куда обратиться при столкновении с негативной информацией, не успевает за быстрым развитием технологий и требует дополнительного внимания и усилий, что ведет к развитию навыка безопасности.

На основе приведенного выше анализа считаем необходимым предложить авторскую структуру цифровых компетенций, которые имеют три компонента (когнитивно-знаниевый, коммуникативно-деятельностный, рефлексивный) (таблица 4).

Таблица 4

Структура цифровых компетенций обучающихся

Компонент

Содержание /дескриптор

Когнитивно-знаниевый

Инвариантная часть (знания о цифровых образовательных ресурсах):

- знания о способах работы с цифровыми образовательными инструментами;

- знания о возможностях для изучения и освоения новых ЦОР и ЦИ.

Вариативная часть (знания по предмету «Русский язык»):знания о предмете из раздела «Лексика.Культура речи», «Орфография»

Коммуникативно-деятельностный

Коммуникативные умения:

- умение взаимодействовать с участниками различных интернет-сообществ;

- умение использовать возможности социальных сетей для изменения и расширения своего круга общения;

- умение делиться новыми знаниями о предмете со сверстниками;

- умение оказывать помощь в поиске нужной информации по предмету.

Цифровые умения(включая информационную безопасность/ответственность):

- умение поиска и анализа информации (отбор нужной информации для изучения РЯ);

-умение скачивать музыку, видео, фото (для какой-либо проектной и другой учебной работы);

- умение активно и самостоятельно заниматься с ЦОР и пользоваться ЦИ для решения учебных задач;

- умение осуществлять защиту персональных данных, создаватьнадежный пароль, использовать культуру поведения в сетевом пространстве, этику поведения.

Рефлексивный

Самоанализ и самооценка по изучению РЯ при помощи ЦИ (критерии оценивания, которые уже есть в ЦИ, либо специально разработанные для определенного упражнения или задания).



Сегодняшнему ученику необходимы не просто базовые предметные знания, а развитие непрерывно обновляющихся с учетом изменений требований современного образования. Так как цифровые компетенции– это не самостоятельная составляющая образовательного процесса, а некоторая его часть, которая привязывается к учебному предмету, и будет измеряться, и развиваться в учебной деятельности, т.е. на уроках и внеурочных занятиях русского языка, необходимо внести в структуру цифровых компетенцийкогнитивно-знаниевый компонент(инвариантная часть – знания о цифровых образовательных ресурсах, вариативная часть – знания по предмету, в нашем случае «Русский язык»).

Анализ таблицы 4 говорит о том, что мы упростили индекс «Индекс цифровой компетентности(ИЦГ)» Г.У. Солдатовой, данная структура ЦК адаптирована под уровень детей 5-7 классов средней школы, ЦК которых будут связаны с изучением РЯ. ИЦГ был предложен Г.У. Солдатовой в качестве краткой методики диагностики знаний, умений, мотивации и ответственности/безопасности онлайн в каждой из четырех сфер: работа с контентом, коммуникация, потребление и техносфера.

Таким образом, в ходе изученных материалов, сопоставления понятий было сформулировано свое авторское определение «цифровые компетенции». На основе рассмотренных структур ЦК других авторов нами была разработана своя структура ЦК и ее структурное наполнение для определенной возрастной группы обучающихся при изучении РЯ. Цифровые компетенции представляют собой вполне очевидные проявления цифровизации образования. Все большее число учащихся приходит к убеждению, что в результате полученных знаний оцифровыхИнтернет-ресурсах и приобретенных навыков работы с ними учащиеся будут лучше подготовлены к современным условиям мира. Получая образование не на всю жизнь, а на протяжении всей жизни, совершенствуясь через самообразование, учащиеся смогут стать успешными и достичь благополучия в меняющемся мире.

    1. Особенности использования современных
      цифровых инструментов
      при освоении русского языка


Учебный процесс нашего времени, протекающий в условиях цифровизации и массовой коммуникации всех сфер общественной жизни, требует существенного расширения средств обучения, связанных, в частности, с использованием цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). Их использование позволяет учителю осуществить задуманное, сделать урок современным, при этом можно
повысить мотивацию учащихся, способствовать лучшему усвоению изучаемого материала, сократить потери времени при проведении занятий и самостоятельной работе. Интерактивные элементы обучающих программ позволяют уйти от пассивного усвоения материала, так как обучающиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию активно, расширять спектр средств обучения, расширять наборы применяемых учебных задач.Цифровые Интернет-ресурсы позволяют учителю использовать предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, карты, видео-экскурсии, видеофрагменты, аудио-фрагменты), динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, проектируя их на большой экран.

Цифровизация – это внедрение современных цифровых технологий в различные сферы жизни, а так как цифровые технологии ворвались в нашу повседневную жизнь, следовательно, они должны использоваться и в обучении[35]. Использование цифровых технологийспособствует повышению качества образования. Трактовка понятия «цифровые технологии» в наше время неоднозначная. Первоначально, это понятие использовалось для обозначения технологий, содержащих двоичный код. Но в связи с широким распространением персональных компьютеров и мобильных устройств, слово «цифровой» перешло в более широкое употребление и стало синонимом слов «электронный» и «компьютерный». Это подтверждает онлайн-словарь MerriamWebster, который определяет слово «цифровой» («digital») как электронный («electronic») и компьютеризированный («computerized»).

Т.В. Никулина,Е.Б. Стариченко в своем определении считают, что цифровые технологии в современном мире –это не только инструмент, а среда существования,которая открывает новые возможности: обучение в любое удобное время, непрерывное образование, возможность проектировать индивидуальные образовательные маршруты, из потребителей электронных ресурсов стать создателями [39].

Коллектив авторов П.Н. Биленко, В.И. Блинов, М.В. Дулинов,
Е.Ю. Есенина, А.М. Кондаков, И.С. Сергеев в разработанной ими концепции цифрового образования [5] определяют цифровые технологии как «информационно-коммуникационные, телекоммуникационные, виртуальные, мультимедийные технологии, позволяющие обеспечить сбор и представление информации о различных объектах с целью обеспечения удаленного взаимодействия между ними и (или) управления ими. Часто такие технологии называют «умные» (smart) (например, дополненная и виртуальная реальность, Интернет вещей, искусственный интеллект, 3D печать и т.д.). «Умные» технологии позволяют автоматизировать большинство рутинных операций. При позитивном сценарии развития цифрового общества именно такие технологии обеспечат снятие физических, административных и социальных барьеров для самореализации человека [46].