ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 361
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Разработчики НИУ ВШЭ в своей статье «Создание и использование образовательного контента: уроки для онлайн обучения» [4] ввели понятие «вовлекающий контент», и что лежит в основе его понятия. Авторы также задаются вопросом, как создавать образовательные материалы, от которых сложно оторваться; действительно ли это важно? Понимание, какой контент является вовлекающим, имеет значение для всех сторон образовательного процесса. Особенно это важно для пользователя (ученика), потому что именно вовлекающий контент позволяет быстро и легко учиться и приобретать полезные навыки.
Выявлены следующие контентные проекты, с помощью которых изучение русского языка станет проще и интереснее (таблица6).
Таблица 6
Виды и характеристика контентных проектов
Наименование контента | Характеристика контента |
«InternetUrok.ru» | Существующая с 2009г. платформа дополнительного образования представляет собой сборник видео-уроков, видео-лекций, конспектов и тестов по всем темам школьной программы согласно ФГОС с относительно небольшим выбором интерактивных заданий. Охватывает основные предметы и классы. Используется преимущественно в дополнительном образовании. Сервис работает как открытый образовательный ресурс дистанционного образования, может быть использован как портал с тематическими обучающими материалами. Здесь есть видео-уроки, тренажеры и тесты по всем школьным предметам, по предмету английский язык программа со 2 по 11 класс. В разделе есть уроки по Английскому языку, которые сгруппированы по категориям: чтение, грамматика, лексика. Расположение уроков идет в той последовательности, в которой они должны быть в школьной программе. Качество видео отличное, профессиональное, как на ТВ передачах. -Текстовый урок – под каждым видео есть конспект урока, который содержит основные главные идеи урока. Здесь могут быть не очень качественно сделанные материалы, например, исковерканные таблицы или не выделенные списки. -Тренажеры – несколько контрольных вопросов на понимание материала. -Тесты – почти тоже самое, что и тренажеры. Здесь вам нужно ответить на несколько вопросов по пройденному материалу. -Вопросы к уроку – важный раздел для взаимодействия ученика и учителя. Здесь можно написать вопрос, отзыв, комментарий и узнать мнение учителя. Недостатком является то, что сервис предоставляет минимальное количество материалов в свободном доступе. Чтобы получить доступ в полном объеме, ученику необходимо зарегистрироваться на платформе и оплатить подписку. Еще один минус этого контента задания сервиса не всегда актуальны, достаточно большая часть уроков записана в начале 2010-х, в то же время сервис мог бы закрыть потребность для платформ «Яндекс.Учебник» и «Учи.ру» в видео-уроках и конспектах (по аналогии с моделью «ЯКласс»). |
Московская электронная школа (МЭШ) | Развивающаяся с 2016 г. платформа представляет собой электронный дневник с конструктором и библиотекой онлайн-курсов для проведения уроков в школе. Применяется в смешанном формате обучения в системе общего образования. Контент рассчитан для учеников с 2-11-е классы. Главным достоинством решения является то, что МЭШ формирует экосистему цифрового обучения, в которой учителя обмениваются учебными материалами. Ученик может использовать систему как электронный журнал с интегрированными заданиями для прохождения как самостоятельно, так и в классе. Сервис доступен в веб-версии, школьнику не требуетсяустановка дополнительного ПО. Существуют мобильные приложения для операционных систем iOS и Android. Для обучения необходимы персональный компьютер, планшетили смартфон. Контент абсолютно бесплатный и это несомненный плюс. Минусы пока не обнаружены. |
Российская электронная школа (РЭШ) | Решение включает крупную библиотеку электронных уроков от лучших учителей страны, рекомендованных Российской академией образования. Сервис включает видео, тексты, рисунки, методические материалы, тесты, фильмы, контрольные и театральные постановки. Электронные материалы, тренажеры и контрольные тесты позволяют обеспечивать обучение ученика на дому, как на самостоятельной основе, таки при помощи родителей. Сервисом могут пользоваться школьники с 1 по 11 класс. В сервисе доступны короткие видеолекции и задания по всем предметам программы общего образования. Обучение на данной платформе бесплатное. Сервис доступен в веб-версии, пользователю не требуется установка дополнительного ПО.Для обучения необходимы персональный компьютер, планшет или смартфон. |
«Фоксфорд» | Платформа с дистанционными (групповыми) курсами по большинству предметов школьной программы, изучение английского языка с 3-го до 11-й класс используется учениками в качестве дополнительного образования для подготовки по базовой программе, а также к олимпиадам, ГИА и ВПР. В состав курсов также входят видеозаписи уроков, конспекты и задания. В учебном процессе действует учитель. Часть заданий проверяется автоматически, а часть — педагогом, который предоставляет обратную связь. Учителя могут использовать платформу в качестве источника видеоуроков с интерактивными упражнениями. Контент является платным. Сервис ориентирован на ученика. Ученику или его родителям необходимо зарегистрироваться на платформе, после чего станет доступен каталог всех имеющихся курсов, а также каталог предметов, по которым можно учиться непосредственно с репетитором. Сервис доступен в веб-версии, пользователю не требуетсяустановка дополнительного ПО. Существуют мобильные приложения для операционных систем iOS и Android.Для обучения необходимы персональный компьютер, планшет или смартфон. |
«Яндекс.школа» | Платформа, включающая библиотеку онлайн-уроков («Яндекс.Уроки») по 15 предметам от ведущих учителей страны по программе 5–11-х классов, включая и английский язык, есть сервис «Яндекс.Репетитор», который представляет более 25 тыс. разнообразных заданий по 15 предметам. Основным преимуществом решения является то, что оно предоставляется полностью на бесплатной основе. Сервисом могут пользоваться как учителя, так и школьникис родителями на свободной основе. Сервис доступен в веб-версии, пользователю не требуется установка дополнительного ПО. Для обучения необходимы персональный компьютер, планшет или смартфон. |
Изучив вышеперечисленные проекты и их характеристики, наиболее подходящим ресурсом для изучения русского языка, на наш взгляд, рассматриваетсяРоссийская электронная школа (РЭШ). РЭШ является бесплатным, поэтому имеет более весомую позицию. Вся информация, опубликованная на платформе РЭШ, полностью отвечает духу времени и потребностей современных «продвинутых» школьников, предпочитающих компьютерные игры, а не печатные учебники, т.е. интересная форма подачи материала. Умный интерфейс настроен так, что ученик не может перейти к новой теме, не усвоив материал предыдущего урока, это второе преимущество – системное усвоение учебного материала.
Наиболее эффективными сервисами для изучения русского языка, по нашему мнению, являются мобильные приложения. Так как они всегда под рукой в смартфоне, имеют удобный интерфейс и игровую мотивацию – все, что нужно для приятного и полезного времяпрепровождения. Ученики любят получать знания интересным способом, а интерактивные элементы всегда помогут удержать внимание. Так как нам в нашем исследовании нужно адаптироваться для школьников 5-7-х классов, этот вариант будет в верхней позиции из списка сервисов.
Итак, рассмотрим несколько самых популярных и бесплатных мобильных приложений для изучения русского языка:
1. «Грамотей для детей» –это приложение-игра позиционируется как интеллектуально направленная и развлекательно-познавательная, так как игровой процесс тесно связан с процессом обучения и совершенствования знаний – запоминанием правописания трудных и малоизвестных слов, а также с процессом познания нового.
В приложении собраны самые каверзные, интересные и популярные слова и словосочетания русского языка с несколькими вариантами написания, а пользователю нужно отгадать единственноправильный.В игре доступно несколько уровней сложности, для самых притязательных и умных есть особые суперсложные бонусы, которые можно получить, только пройдя все уровни.
2. «Пунктуация» – приложение для освоения знаний раздела «Пунктуация» в русском языке. Все правила пунктуации в приложении разделены на четыре больших блока. Для проверки знаний есть диктанты, за прохождение которых ставят оценки. Если набрать необходимое количество баллов не получится, приложение предложит пройти диктант еще раз.
3. «Будь грамотным» –в приложении собраны тесты на знание орфографии, пунктуации, правил расстановки ударений, а еще викторина для изучения новых слов. Каждый тест состоит из 20 вопросов с одним правильным вариантом ответа. За скорость дают дополнительные баллы.
4. «Слово дня» –учить правила полезно, но они помогут разобраться с написанием далеко не каждого слова. Иногда приходится просто запоминать, как они пишутся. Для этого нужно много читать и отмечать незнакомые слова или пользоваться этим приложением. Но так как современные школьники практически не увлекаются чтением книг, то это приложение будет полезным в пополнении личностного лексического запаса. Каждый день в нем появляются новые слова, их значения и примеры использования. Можно установить виджет приложения на рабочий стол, в течение дня поглядывать на новое слово и запоминать его написание.
Среди самых современных цифровых средств стоит обратить внимание на подкаст. «Подкаст» – термин, созданный путем объединения слов «iPod» (американский аудиоплеер) и «broadcast» (трансляция),означающий воспроизведение аудио и видеофайлов на мобильном устройстве. Это онлайн-сервис, предназначенный для самостоятельного изучения русского языка и не только. Большинство подкастов доступны бесплатно, в отличие от аудио- и видеокурсов, которые распространяются только на платной основе. Подкасты можно слушать онлайн или загружать на устройство. Для детей подойдут такиеподкасты как:
-
«Говорите правильно» – серия подкастов «Лекции для школьников», где предлагаются выпуски на самые разные темы, касающиеся изучения русского языка. Орфография за час и обзор самых незапоминающихся правил; советы, как запоминать тексты, формы стихотворной речи; как правильно, грамотно и красиво говорить; правила постановки знаков препинания и много других нужных и важных тем. -
«Рифмуем» –автор предлагает запоминать даже самые сложные правила русского языка при помощи рифмы. Благодаря комическим стишкам, забавным картинкам и неожиданным ассоциациям часто запутанные правила можно понять и запомнить навсегда. Книга поможет детям пополнить словарный запас, школьникам – подготовиться к экзаменам по русскому языку, а родителям – взглянуть наоднотипные правила другими глазами и запомнить грамматические и орфоэпические нормы.
Таким образом, подход за счет использования принципиально новых возможностей мобильных платформ, расширяет возможности обучающихся к организации обучения русского языка. Обучение предполагает, что процесс будет непрерывным, а значит, с помощью мобильных приложений, с использованием гаджетов способствует повышению качества и интенсивности обучения за счет свободного доступа к приложению.Вследствие чего, расширяется среда обучения РЯ, выводя ее за пределы компьютерного приложения и даже компьютерной сети. Обучение РЯ реализуется в виде самостоятельной и игровой деятельности, что в свою очередь, способствует успешному освоению языка.
Применение современных цифровых ресурсов в процессе обучения русскому языку позволяет воспроизводить учебные ситуации и помогает дополнять традиционные методы обучения. На важность применения цифровых инструментов в современном образовании обращают внимание многие отечественные учителя и преподаватели, так как их использование позволяет значительно разнообразить содержание, методы и формы обучения. Более того, цифровые инструменты предоставляют обучающимся неограниченный объем информации, который можно эффективно использовать в качестве самостоятельной работы.
Примером одного из таких сервисов является сервис «LearningApps» - это конструктор интерактивных заданий для учебно-воспитательного процесса в разных режимах. Основная идея приложений заключается в том, что ученики могут проверить и закрепить свои знания в привлекательной игровой форме. Сервис позволяет удобно и легко создавать электронные интерактивные упражнения. Широта возможностей, удобство навигации, простота в использовании. При желании любой преподаватель, имеющий самые минимальные навыки работы с ИКТ, может создать свой ресурс – небольшое упражнение для объяснения нового материала, для закрепления, тренинга, контроля.
Предпочтение технологиям дистанционного обучения русского языка отдается, по мнению многих практиков, таким сервисам как «Skype» и «Zoom». Очевидным достоинством применения этих ресурсов в языковом образовании является приобретение обучающимися языкового опыта общения. В процессе коммуникации происходит знакомство с лексическими, грамматическими, фонетическими языковыми особенностями, которые присущи носителю языка, со всей культурой, менталитетом, образом жизни.
Можно сделать вывод, что использование цифровых устройств, приложений и онлайн-сервисов в настоящее время является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в основной и средней школе, способствует модернизации общего образования, формированию функциональной грамотности учащихся, позволяет осуществить системно-деятельностный подход в обучении и успешно формировать учебно-познавательную, общекультурную и информационную компетенции учащихся. А также цифровые устройства, приложения и онлайн-сервисы, несомненно, являются эффективным средством, с одной стороны, формирования цифровых компетенций учащихся, и с другой стороны, предоставляют учителю разнообразное количество форм и методов для работы с детьми по совершенствованию их предметных навыков.
Использование различных сервисов, перечисленных в данной работе, является эффективным средством и оказывает большое влияние на содержательность урока, помогает ученикам с интересом воспринимать изучаемый материал. Использование ЦР открывает новые возможности, как для учителя, так и для обучающихся.
Выводы по первой главе
В ходе изученных материалов, нами были рассмотрены понятия «компетенции», «компетентность», «цифровые компетенции», «цифровая компетентность». Все эти понятия включают в себя умения осмысленного использования учащихся как традиционно-принятых ЗУН, так и применение цифровых технологий в обучении. Но, перечисленных понятий для точной формулировки понятия «цифровые компетенции обучающихся» так и не было найдено. Поэтому были рассмотрены и сопоставлены понятия разных авторов (И.Н. Баранов,Б.Е. Бузыкова, Б.Е. Стариченко и др.) и сформулировано свое авторское определение «цифровые компетенции». На основе рассмотренной структуры ЦК других авторов (Г.У. Солдатова, Т.А. Нестик,
Е.И. Рассказова, Е.Ю. Зотова и др.) нами была разработана своя структура. Цифровые компетенции школьников включают следующие компоненты: когнитивно-знаниевый (инвариантная часть – знания о цифровых образовательных ресурсах, вариативная часть – знания по предмету «Русский язык»), коммуникативно-деятельностный (коммуникативные и цифровые умения (включая информационную безопасность/ответственность) ирефлексивный (самоанализ и самооценка в процессе изучения предмета при помощи цифровых инструментов).
На сегодняшний день одним из перспективных направлений в преподавании может стать комплексный подход к использованию ЦОР на уроках. Ведь сегодня учащиеся больше предрасположены к работе с цифровыми инструментами, имеют знания, умения, навыки работать с цифровыми инструментами на интуитивном уровне. Использование ЦИ на уроках русского языка мотивирует школьников на получение более глубоких знаний о предмете, что в свою очередь способствует развитию цифровых компетенций.
Таким образом, использование цифровых инструментов, приложений и онлайн-сервисов в настоящее время является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в основной и средней школе, способствует модернизации общего образования, формированию функциональной грамотности учащихся, позволяет осуществить системно-деятельностный подход в обучении и успешно формировать учебно-познавательную, общекультурную и информационную компетенции учащихся. Цифровые инструменты, приложения и онлайн-сервисы, несомненно, являются эффективным средством, с одной стороны, формирования цифровых компетенций учащихся, и с другой стороны, предоставляют учителю разнообразное количество форм и методов для работы с детьми по совершенствованию их предметных знаний.