Файл: М инистерство просвещения российской федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 358

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Цифровые технологии бурно развиваются и обновляются (высокоскоростной Интернет, смартфоны, планшеты и т.п.). Инструменты Web 2.0, блоги, вики, социальные сети; облачные сервисы Google, Office 365 и др. Все это предоставляет неограниченные возможности для доступа к цифровым образовательным инструментам. Многие цифровые инструменты уже давно находятся в арсенале учителей.По мнению Т.А.Бруцкой [8],цифровые инструменты в образовании – это подгруппа цифровых технологий, которые разрабатываются для развития качества, скорости и привлекательности передачи информации в преподавании и образовании: электронные учебные процессы (GoogleClassroom, ЯндексУчебник, Stepik, Canvas), социальные сети (ВКонтакте, Facebook), видеосервисы (YouTube) и создание игровых учебных материалов (LearningApps), то естьпо сути это программное средство, используемое учащимся и учителем в качестве инструмента (орудия) деятельности, например: виртуальная физическая лаборатория, учебная гео-информационная система, редактор текста, пакет для построения графиков, редакторы текстов и презентаций, и другие «офисные» инструменты. В настоящее время нет точных разграничений в понятиях ЦИ и ЦР. Быстрое развитие цифровизации определяет необходимость поиска новых подходов к организации процесса обучения. Внедрение в сферу образования ЦР, т.е. цифровых образовательных ресурсов необходимый, прогрессивный и немаловажный шаг в развитии и усовершенствовании нынешней системы образования.

Особую важность нам представляет разобраться и проанализировать особенности использования современных ЦОР при освоении русского языка соответствующим возрастным особенностям учащихся 5-7-х классов средней школы.

Для начала на основе определения О.И. Пащенкопопытаемся вникнуть в понятие «цифровой ресурс»: цифровые ресурсы являются ядром современных ИКТ и представляют собой информационные источники в цифровом виде, которые могут быть использованы в образовательном процессе как единое целое, а такжепредставляют собой совокупность взаимосвязанных учебных объектов. Это:

- символьные объекты (знаки, символы, тексты, графики и т.п.);

- образные объекты (фото, рисунки, объекты компьютерной графики и т.п.);

- аудиоинформация (устные тексты, диалоги, аудиохроника, музыка, звуки природных процессов и животного мира и т.п.);


- видео-объекты (анимации, модели, видеосюжеты и т.п.);

- объекты «виртуальной реальности» (тренажеры, интерактивные модели, конструкторы)[42].

В Национальном стандарте РФ от 01.07.2018г. «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» дано определение «Электронный образовательный ресурс (ЭОР): образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них. Примечание – Электронный образовательный ресурс может включать в себя данные, информацию, программное обеспечение, необходимые для его использования в процессе обучения» [17].ЭОР включают в себя цифровые образовательные ресурсы. Так как попытка дать простую классификацию цифровых образовательных ресурсов терпит неудачу, поскольку они имеют множественные характеристики и их можно классифицировать по самым разным основаниям, например, по функциям в образовательном процессе (информирование, практическая работа, контроль), по формату (текстовый, графический, тексто-графический, мультимедийный) и пр. Учитывая, что в целях достаточной глубины анализа практик использования ЦОР в учебном процессе желательно рассматривать не только тематику, но и технологию ресурса, задача исчерпывающей классификации ЦОР становится практически неразрешимой. Поэтому, мы согласимся с определением Л.И.Гороховой, которая под цифровыми образовательными ресурсамипонимает:«представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса» [15].

В ФГОС ООО сказано: «Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы общего образования должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой. Информационно-образовательная среда организации, осуществляющей образовательную деятельность, включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде» [56].



Современные ЦОР должны соответствовать общим требованиям ФГОС:

1. соответствовать содержанию учебника, нормативным актам Министерства образования и науки Российской Федерации;

2. ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивать высокую интерактивность и мультимедийность обучения;

3. обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения, учитывать возрастные особенности учащихся и соответствующие различия в культурном опыте;

4. предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений в рамках данного предмета;

5. обеспечивать использование как самостоятельной, так и групповой работы;

6. содержать варианты учебного планирования, предполагающего модульную структуру;

7. основываться на достоверных материалах;

8. превышать по объему соответствующие разделы учебника, не расширяя, при этом, тематические разделы;

9. полноценно воспроизводиться на заявленных технических платформах;

10. обеспечивать возможность параллельно использовать с ЦОР другие программы;

11. обеспечивать там, где это методически целесообразно, индивидуальную настройку и сохранение промежуточных результатов работы;

12. иметь, там, где это необходимо, встроенную контекстную помощь;

13. иметь удобный интерфейс.

ЦОР в рамках теории и практики обозначают все виды технологий, связанные с использованиемкомпьютеров и портативных электронных устройств (планшетов,смартфонов и пр.), а также учебную, методическую, справочную, организационную и другую информацию, необходимую для эффективной организации образовательного процесса, представленную в цифровом виде.

Таким образом, в современном образовательном процессе ЦОР включают в себя: электронные учебники, тесты, статьи, видеофрагменты, интерактивные модели, задания и являются неотъемлемым дополнением к традиционным учебникам и учебным пособиям, то есть ЦОР реализует роль цифрового инструмента в образовательном процессе, являясь его наполнением.

Специалисты Института образования Национального исследовательского университета «Высшей школы экономики»(НИУ ВШЭ)подготовили анализ цифровых сервисов и решений [31], которые использовали школы, учителя, ученики и родители в условиях массового перехода на дистанционные форматы обучения в период эпидемии короновируса. Данный обзор полезен не только организаторам образования, учителям и руководителям школ, но и родителям школьников при организации дополнительного или домашнего обучения. В ходе анализа специалисты поставили перед собой задачу ответить на несколько ключевых вопросов для каждого из рассматриваемых продуктов:


• Как устроен процесс обучения с использованием данного продукта, начиная от момента регистрации пользователей и далее?

• Что нужно для того, чтобы начать использование данного продукта? Какие технические требования предъявляют данные решения?

• Какие предметы и годы обучения охватывает учебный материал, размещенный на данной платформе?

• Чего не хватает в данном продукте, чтобы он мог полностью обеспечить дистанционный процесс обучения?

• Что может и планирует быстро сделать разработчик данного сервиса, чтобы обеспечить массовое дистанционное обучение?

И представили обзор различных цифровых образовательных ресурсов и сервисов,целевой аудиторией которых, являются дети 5-7 классов средней школы.

Прежде чем ознакомиться с некоторыми из них, мы остановимся на понятиях «обучение» и «освоение», так как применять цифровые инструменты в учебном процессе школьники будут как в совместной деятельности с учителем, так и в большей степени самостоятельно.

Понятийная система данных определений весьма богата. Так в толковом словаре С.И. Ожегова освоением является «…овладение вполне чему-нибудь, научившись пользоваться, распоряжаться, обрабатывать» [41], в новом толково-словообразовательном словаре Т.Ф. Ефремовой [24] освоение определяется как «процесс действия». Тогда, как обучение трактуется «процессом овладения знаниями, умениями и навыками под руководством педагогов, мастеров, наставников»[41], т.е. является двусторонним процессом. Поэтому термин «освоение» наиболее полно отражает процесс активного самостоятельного проникновения ученика в образовательную область или учебный предмет.

Как показывает практика, положительные эффекты обучения наиболее отчетливо проявляются при организации в учебном процессе тренирующих компонентов, автоматизации контроля и самоконтроля. Интернеттренажерыв сфере образования – этопрограммный комплекс, в основе которого лежит оригинальная методика оценивания знаний, умений и навыков, направленных на многократное решение тестовых заданий. Среди тренажеров наиболее популярными стали «Учи.ру», «ЯКласс», «Яндекс.Учебник», «Plario», «Skysmart». Рассмотрим наиболее подходящие для нашего исследования в таблице 5.

Таблица 5

Анализ интернет-тренажеров для изучения русского языка

Наименование
сервиса


Описание сервиса

«Учи.ру»

Платформа представляет собой сборник интерактивных задач по широкому спектру предметов и классов. Предоставляет доступ к записям онлайн-уроков для 1-11-х классов, по математике, русскому языку, английскому языку, биологии и истории. Сервис используется учителями как в общем, так и в дополнительном образовании.

Учащимся необходимо пройти простую регистрацию на платформе с указанием персональных данных и класса (привязка к образовательному учреждению необязательна). Для каждого ученика может быть сформирован свой уровень владения иностранным языком. Создаются задания из карточек, которые используются в качестве домашней работы.Также на платформе проходят олимпиады и марафоны знаний, где каждый желающий может поучаствовать и заработать награды для своего портфолио. Сервис доступен в веб-версии, пользователю не требуется установка дополнительного ПО. У сервиса отсутствуют мобильные приложения. Оптимальным для обучения является персональный компьютер. До 16:00 по местному времени все ученики могут заниматься без ограничений на платформе при работе с учителем. В вечернее время ученикам доступно еще по 20 заданий каждый день. Выполнение задач сверх установленного лимита является платным. Базовая стоимость годовой подписки на безлимитное решение заданий для школьника на один предмет, в нашем случае «английский язык» - 792 рубля (с учетом скидки 68%).

Авторы ресурса указывают, что материалы соответствуют ФГОС.

Не хватает обучающих материалов (цифровых учебников, видео-уроков). Сейчас сервис рекомендует использовать ресурсы Российской электронной школы для изучения видео-уроков по разным предметам, чтобы полностью обеспечить дистанционный процесс обучения.

«ЯКласс»

Существующая с 2013 г. платформа представляет собой коллекцию интерактивных задач и видео-уроков по широкому спектру предметов и классов. Она рассчитана на учеников 2-11-х классов.

Аналогичная регистрация как для учеников, так и для учителей (обязательная информация о школе), как и в предыдущем сервисе. После регистрации представители сервиса связываются для подтверждения информации со школой, в которой работает учитель. После подтверждения информации учителю автоматически становятся доступны результаты учеников: в личном кабинете можно следить за их прогрессом.

Сервис предоставляет расширенную аналитику по каждой теме и каждому ученику, включая: тип задания, уровень сложности, количество попыток, время выполнения и т.д. После подтверждения аккаунта сервис предоставляет возможность формирования для каждого ученика набора обучающих материалов и заданий (в том числе персонального). После выполнения учениками заданий преподавателю доступны их результаты в личном кабинете. Ключевое отличие сервиса от похожих решений – ограниченность функционала и ряд обучающих материалов и заданий на платформе как для преподавателя, так и для ученика. Платная версия для ученика дает правильный ответ в случае ошибки и неограниченный доступ к решению любого задания. Базовая годовая подписка для ученика – 1300 рублей.Авторы ресурса указывают, что материалы соответствуют ФГОС.Данный сервис пока работает без каких-либо недостатков.



На первый взгляд, оба сервиса не особенно различаются, но для удобства обучения имеет смысл выбрать только один сервис. Больше всего материалов на сайте «ЯКласс», также перечень предметов существенно шире. В сервисе «Учи.ру» полностью «укомплектована» только начальная школа. Еще один важный пункт – это олимпиады. Олимпиада – это отличная возможность для ученика попробовать свои силы, почувствовать дух соревнования, потренироваться решать нестандартные задания. На «Учи.ру» есть олимпиада Bricsmath. Удобно, что можно посмотреть задания прошедших олимпиад и задать их ученикам в качестве подготовки. На «ЯКласс» также проходят олимпиады, но заданий не найдено. Итак, можно сделать вывод, что «Учи.ру» лучше всего использовать для самостоятельных дополнительных занятий, потому что игровые задачи с большой вероятностью увлекут и отвлекут ребенка от необходимости постепенного перехода от игровой деятельности к учебной. Соревнования и марафоны на Учи.ру повышают мотивацию, развивают логическое и критическое мышление. Важно помнить, что сервис оплачивается родителями. Несмотря на то, что родители заинтересованы в образовании детей, у кого-то из них необходимость платить за пользование платформой может вызвать негатив. Впечатление все-таки произвел «ЯКласс», так как много однотипных заданий, все они похожи на те, что есть в бумажных учебниках – с той только разницей, что ответ пишешь не в тетради, а в компьютере. С другой стороны, заданий действительно много, и они охватывают всю школьную программу. На портале представлены задания на формирование и развитие лексических и грамматических навыков в большом количестве. Есть задания на развитие аудитивных умений, аудио файлы высокого качества, свободно открываются. Некоторые задания на развитие умения читать в разных стратегиях представлены информационными текстами, содержащими сведения, известные большинству, поэтому многие задания по чтению можно выполнить, не читая сам текст, а просто руководствуясь своими знаниями, кругозором. Вероятно, что для многих учителей, особенно учеников, это единственный доступный онлайн-сервис и возможность получить более развернутое понимание предмета. Минусом этого сервиса так же является то, что правильный ответ в случае ошибки и неограниченный доступ к решению любого задания является платной услугой.В помощь учащимся созданы контентные проекты. Под контентным проектом понимается образовательная платформа, основным предложением для потребителя которой являются цифровые учебные материалы, т.е. цифровой контент следующего вида: электронные учебники, видео- и анимационные ролики, вебинары, мультимедийное программное обеспечение и т.д. В условиях дистанционного обучения и появления множества конкурирующих друг с другом курсов и образовательных организаций особую важность приобретает выбор такого образовательного контента, которыйбудет доступным и понятным, как для учеников, так и для учителей.