ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 363
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Подготовительный этап
Работа по развитию ЦК учащихся на уроках русского языка началась с подготовительного этапа. Цель данного этапа заключалась в том, чтобы подготовить учащихся к основному этапу эксперимента, т.е. знакомство и представление учащихся сновыми ЦР и их возможностями для развития своих личностных ЦК.Функция учителя на этом этапе – расширить круг знаний учащихся о ЦР и научить ориентироваться в структуре ЦР.
Работа подготовительного этапа и включала в себя деятельность учителя и школьников по следующим направлениям:
-
Ознакомление и регистрация школьников наплатформе «РЭШ», а также развитие умений для работы в ней. -
Знакомство с интернет-сервисомLearningApps, регистрация, развитие умений выполнения заданий по русскому языку. -
Создание интернет-сообщества в социальной сети «ВКонтакте». -
Ознакомление с онлайн-словарями (толковый словарь, фразеологический и орфографический).
Рассмотрим данные направления работы подробней. В первую очередь прошло ознакомление с информационно-образовательной средой «РЭШ», объединяющей ученика и учителя. Школьники успешно зарегистрировались, при регистрации учащимся была разъяснена информация о создании безопасных паролей. После чего в сервисе «РЭШ» произошла привязка всех ребят к учителю (рисунок 2). Далее предполагалось изучение структуры данной платформы подробнее.
Рис.2.Регистрация учащихся в образовательной платформе «РЭШ»
Учащиеся быстро освоили структуру урока сервиса (рисунок 3) и его возможности в ходе применения метода «Взаимных вопросов». Его суть заключается в том, что на уроке учащиеся задают вопросы друг другу, в составе малых групп по выполнению небольших учебных заданий.Ребята спрашивали друг друга и отвечали на вопросы по данному сервису, тем самым активизировали в себе инициативу и самостоятельность, что способствовало развитию коммуникабельности и познавательной деятельности. Учащиеся выделили главное удобство сервиса в том, что можно изучить какую-либо тему самостоятельно, в случае отсутствия их на уроке.
Рис.3. Наглядное изображение структуры урока в образовательной платформе «РЭШ»
Очень важно научить и находить школьников инструменты с ценной и достоверной информацией, а также обладающие высоким образовательным функционалом. Примером такого ресурса является сервис «LearningApps.org», являющийся приложением для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей, которые могут быть, как непосредственно включены в содержание обучения, так и изменены или созданы в оперативном режиме. Целью использования «LearningApps.org» является также создание интерактивных блоков с возможностью делать их общедоступными. Эти блоки, называемые также приложениями или упражнениями, не включены ни в какие имеющиеся программы или конкретные сценарии. Они имеют свою ценность, а именно – интерактивность. Поэтому этот сервис вызвал особый интерес и мотивацию к обучению учащихся 5 классов и их возрастной категории. Конструкция сервиса представлена на рисунке 4.
Рис.4.Конструкция сервиса «LearningApps.org»
Для ознакомления ребят с работой сервиса «LearningApps.org» использовался метод сравнения. Он заключался в том, что ребятам была предложена «экскурсия» по шаблонам упражнений, которые разбиты на понятные виды и категории. Различные шаблоны с упражнениями школьники сравнили со знакомыми всевозможными офлайн играми. Например, разгадать кроссворд, сортировка картинок, найти пару, пазл и т.д. (рисунок 5)
Рис.5.Примерный шаблон упражнения в сервисе «LearningApps.org»
Для развития коммуникативно-деятельностногокомпонента цифровых компетенций учащимся было предложено создание Интернет-сообщества в социальной сети «ВКонтакте».Для активизации учащихся перед началом создания и разработки данного сообщества применился метод «Кластера». Кластер – это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.
При этом методе использовалась групповая форма работы. Учащимся нужно было разделиться на пары и оформить кластер. Затем в ходе ознакомления и обсуждения получившихся кластеров, из трех оформленных кластеров сформировался один. Разрабатывая его, учащиеся смогли конкретизировать категории направлений: создателей сообщества, пользователей, информацию, которая будет размещаться, а также придумали название. Данный метод послужил для стимулирования познавательной деятельности школьников, мотивации к размышлению. Кластер представлен на рисунке 5.
Рис.6. Схемадля создания интернет-сообщества
Так как во время эксперимента учащиеся изучали раздел «Орфография», «Лексика. Культура речи»,на уроках и для выполнения домашних заданий необходимо пользоваться различными словарями. Но не у всех школьников есть дома нужные словари. Поэтому ребятам было предложено ознакомиться с онлайн-словарями в мобильных приложениях, таких как толковый словарь, фразеологический словарь и орфографический. Нужно было пройти по предложенной учителем ссылке и скачать приложение на мобильный телефон.
В ходе подготовительного этапа наблюдалось, что после знакомства учащихся сновыми ЦР,они были максимально вовлеченыв учебно-познавательный процесс. Школьники активно принимали участие в обсуждениях на уроке и охотно делились вновь приобретенными знаниями со сверстниками.
Основной этап
Основной этап эксперимента заключается в том, чтобы проверить эффективность разработанной нами технологии использования цифровых ресурсов для развития цифровых компетенций обучающихся.
Вспомним наше определение. ЦК обучающихся – это способность обучающихся максимально-эффективного и безопасного использования и решения разнообразных учебных задач в области применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), основанных на непрерывномовладении знаниями, умениями, мотивацией, ответственностью (т.е. безопасностью).
Цифровые компетенции школьников по своей культуре являются сложными умениями высокого уровня
, которые в свою очередь включают в себя умения, на первый взгляд простейшие. Такие как:
- использование информационных технологий в жизни и образовании;
- готовность находить необходимую информацию и распознавать ее;
- способность защищаться от рисков цифровой среды.
Поэтомув первую очередь учащиеся были ознакомлены с разработанной для нашей возрастной категории памяткой правил безопасности в Интернете, представленной в таблице 17.
Таблица 17
Памятка правил безопасности в Интернете
№ п/п | Содержание правил |
1. | Советоваться с родителями/учителем: -прежде чем зарегистрироваться на каком-либо сайте; -при создании профиля в соц.сети; -выкладыванием своих фотографий. |
2. | Беречь личные данные: -не рассказывать подробности о себе и о родителях (номер телефона, адрес, школа, место работы родителей и их график работы, а также данные из документов). |
3. | Не делиться информацией о знакомых. Приведенные примеры выше распространяются и на друзей, одноклассников: -нельзя показывать их фотографии; -сообщать где они живут и учатся; -какие кружки посещают; -прежде чем выложить групповое фото, обсудить это со всеми участниками фотографии. |
4. | Фильтровать информацию: -не открывать подозрительные письма; -игнорировать сообщения,полученные от незнакомцев; -не переходить по ссылкам, обещающим много интересного и бесплатно. |
5. | Не общаться с чужими людьми (есть не знакомые участники онлайн-игр, в которых дети могут общаться долгое время), но если: -кто-то назойливо стучится в личные сообщения, просит что-то написать или прислать фото – это весомый повод сразу же прекратить общение!!! |
6. | Придумывать сложные пароли: -придумывать сложные комбинации, состоящие из заглавных и строчных букв, цифр и символов; -использовать разные пароли для разных сайтов – иначе тот, кто взломает один профиль, легко получит доступ ко всем прочим. |
7. | Обращать внимание на сайты. Фишинг- это поддельный, похожий сайт, с имитацией ссылки на этот сайт, соц.сети или игру. |
8. | Уметь отличать поддельные аккаунты: -малое количество друзей или полное их отсутствие; -стремление часто соглашаться, постоянно писать что-то вроде «да, и я тоже», «и у меня такое было», «мы так с тобой похожи»; -назойливость; -солидная разница в возрасте. |
9. | Помнить о вежливости |
В современной педагогике проектное обучение используется не вместо систематическогопредметного обучения, а наряду с ним, как компонент образовательных систем.
Суть проектного обучениясостоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты. Оно предполагаетпроживание учеником конкретных ситуацийпреодоления трудностей; приобщение его к проникновению вглубь явлений, процессов.
Поэтому чтобы проверить эффективность развития у обучающихся цифровых компетенций при освоении русского языка им было предложено создание Интернет-сообщества в социальной сети «ВКонтакте» по предмету «Русский язык».
К организации проекта были предъявлены следующие требования:
-
проект должен быть включен в процесс обучения учащихся; -
учащиеся должны обсуждать реальные проблемы и ставить актуальные задачи, -
работа учащихся должна быть осмысленной и активной; -
учащиеся должны уметь четко формулировать свои мысли в письменном виде; -
анализировать новую информацию, участвовать в создании новых идей; -
конечный вид проекта (представленный в виде готового и активно действующего сообщества).
На подготовительном этапе эксперимента учащимися была разработана схема работы для создания сообщества. Была определена цель: формирование активной самостоятельной и инициативной позиции учащихся в учении и развитии цифровых умений и навыков при освоении русского языка.
В первую очередь ребята придумали название сообщества: «Великолепная пятерка и русский язык» и подобрали изображение для главной страницы сообщества (рисунок 7).
Рис.7. Созданное интернет-сообщество в социальной сети «ВКонтакте»
Следующейзадачей стоявшей перед ребятамиопределение первой темы для записи на стене сообщества. Так как во время эксперимента учащиеся изучали раздел «Орфография»,«Лексика. Культура речи» УМК Русский язык (авторы Т.А. Ладыженская,С.Г. Бархударов (5-9 классы)), темы изучаемых разделов по русскому языку и явились решением стоящей перед учащимися задачей.
Далее был определен алгоритм выполнения поставленных задач