ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 362
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Параметры наблюдения – уровни коммуникативных умений школьников.
Таблица 11
Дескрипторы уровнейкоммуникативных умений школьников
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Минимальные знания о существовании и способах работы с образовательными инструментами и технологиями; не всегда взаимодействует с участниками различных интернет-сообществ; нет желания делиться со своими одноклассниками, друзьями накопленными знаниями РЯ; пользоваться месенджерами и соц.сетями, чтобы общаться с друзьями и одноклассниками | Знаето существовании ЦОР и способах работы с ними;использует возможности социальных сетей для изменения и расширения своего круга общения;ищет и взаимодействует с участниками различных интернет-сообществ; иногдаделиться со своими одноклассниками, друзьями накопленными знаниями РЯ; не всегда можетнайти способы для поиска нужной информации по предмету. | Активно и самостоятельно занимается в ЦОР и знает об их способах работы; ищет и взаимодействует с участниками различных интернет-сообществ; активно использует возможности социальных сетей для изменения и расширения своего круга общения; всегда делиться со своими одноклассниками, друзьями накопленными знаниями РЯ; всегда поможет в поиске нужной информации по предмету. |
Используя метод наблюдения (лист наблюдения представлен в приложении 1) и ранжирования на основе дескрипторов (таблица 11), школьники обеих групп были распределены по уровням коммуникативных умений, визуально результаты представлены в таблице 12.
Таблица 12
Уровень выраженности коммуникативных уменийшкольников
на констатирующем этапе эксперимента (%)
Группа | Низкий | Средний | Высокий |
Экспериментальная группа | 50% | 50% | 0% |
Контрольная группа | 63% | 37% | 0% |
Исходя из приведенной выше таблицы количественных коммуникативных показателей на констатирующем этапе эксперимента,отчетливо видно, что в обеих группах преобладают низкий и средний уровни коммуникативных умений школьников.
Вторая задача наблюдения– составить протокол наблюдения и преобразовать данные наблюдения в количественные показатели – уровни цифровых умений школьников. Где по каждому виду умений рассчитывается средний арифметический балл. С помощью метода нормального распределения выделяются:
а) низкий уровень сформированности умений – от 1 до 2,9 балла;
б) средний уровень – от 3,0 до 3,9 балла;
в) высокий уровень – от 4,0 до 5,0 балла.
Параметры наблюдения – уровни цифровых умений школьников.
Таблица 13
Дескрипторы уровней цифровых умений школьников
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Минимальные знания о существовании и способах работы с образовательными инструментами и технологиями; практически не способен пользоваться различными поисковыми системами в интернете; не способен определить какие файлы стоит скачивать, а какие нет; не знает о существовании не безопасных сайтов;практически не взаимодействует с участниками различных интернет-сообществ; не использует возможности социальных сетей для изменения и расширения своего круга общения и знаний по предмету. | Знает и применяет знания о существовании и способах работы с образовательными инструментами и технологиями; знает одну-две поисковые системы в интернете; не всегда способен определить какие файлы стоит скачивать, а какие нет; понимает о существовании не безопасных сайтов;иногда взаимодействует с участниками различных интернет-сообществ;пытается использовать возможности социальных сетей для изменения и расширения своего круга общения и знаний по предмету. | Активно и самостоятельно занимается в ЦОР и знает об их способах работы; пользуется различными поисковыми системами в интернете;имеет представление и различает, какие файлы стоит скачивать, а какие нет; знает и не посещает небезопасные сайты; осуществляет защиту персональных данных, создает надежный пароль, использует культуру поведения в сетевом пространстве, этику поведения;ищет и взаимодействует с участниками различных интернет-сообществ;обширно использует возможности социальных сетей для изменения и расширения своего круга общения и знаний по предмету. |
По показателю«цифровые умения» школьники также оценивались на основеметода наблюдения. Бланк наблюдения представлен в приложении 1. Были получены следующие данные (таблица 14).
Таблица 14
Уровень выраженности цифровых умений школьников
на констатирующем этапе эксперимента (%)
Группа | Низкий | Средний | Высокий |
Экспериментальная группа | 100% | 0% | 0% |
Контрольная группа | 87% | 13% | 0% |
В обеих группах в результате ранжирования результатов школьников по уровням выраженности коммуникативных и цифровых умений были получены следующие данные. Результаты анализа уровня выраженности, данного вида умений школьников, контрольной и экспериментальной групп на констатирующем этапе эксперимента представлены в таблице 15.
Таблица 15
Результаты анализа уровня выраженности ЦК школьников
на констатирующем этапе эксперимента (%)
Группа | Низкий | Средний | Высокий |
Экспериментальная группа | 75% | 25% | 0% |
Контрольная группа | 69% | 31% | 0% |
Рефлексивный критерий
Знания, умения, мотивация и ответственность (безопасность), связанные с поиском, пониманием, организацией цифровой информации, ее критическим осмыслением и созданием материалов с использованием цифровых ресурсов, а также умения, необходимые для онлайн-коммуникации в различных формах.
Опрос или анкетирование является вспомогательным методом исследования и имеет высокой оперативностью получения информации, поэтому входе эксперимента школьникам были выданы листы-опросники (приложение 2) «Самоанализ цифровой грамотности».
В них ребята должны были указать из перечня предложенных утверждений, что они умеют и знают, а что хотели бы знать и уметь. Собранные данные этого опросапроведены с целью отражения определения уровня учащихся к личной цифровой грамотности.
В результате обработки результатов опроса, а также беседы с учащимися было выявлено, чтодети не задумываются о последствиях несоблюдения простых правил в интернете. Они выкладывают личную информацию о себе, придумывают простые пароли для аккаунтов и даже соглашаются на переписку с незнакомыми людьми. В ходе беседы с учащимися выяснилось, что они используют цифровые инструменты в основном дома, а хотелось бы познавать это чаще в школе, в том числе и для дополнительных знаний по предметам. Школьники оказались активными пользователями сети интернет, но без нужных знаний и умений, не уверенными пользователями в себе. Так общаясь в социальных сетях, они хотят знать, как избежать опасных сообществ и различной пропаганды.
-
Технология и результаты использования
современных цифровых инструментов для развития
цифровых компетенций обучающихся при освоении русского языка
Одной из наиболее эффективных и распространенных форм естественного эксперимента является формирующий (обучающий) эксперимент. В его ходе изучаются изменения в уровне знаний, умений. Основная задача формирующего этапа заключается в проверке поставленной гипотезы исследования, а также в проведении экспериментального обучения и фиксации его результатов посредством предэкспериментального и постэкспериментального тестирования. В общей сложности тестирование будет проводиться два раза в каждой группе обучающихся. Испытуемые контрольной группы обучаютсятрадиционным методом, а в экспериментальной группе к традиционным методам добавились методы, приемы и формы с использованием цифровых инструментов.
Уровень выраженности ЦК обучающихся на констатирующем этапе эксперимента в обеих группах проводился по трем критериям - являющимися индикаторами эффективности внедряемой работы.Вывод исходил на основании преобразования данных наблюдений в количественные показатели – уровни,
полученных в начале эксперимента, с помощью подсчета двух параметров наблюдения.
Для проведения эксперимента на данном этапе была разработана технология использования цифровых инструментов для развития ЦК, которая проходила в три этапа: подготовительный, основной и рефлексивный этап. Данная технология представлена в таблице 16.
Таблица 16
Технология использования цифровых инструментов
для развития цифровых компетенций школьников
Ход этапа | Функция учителя | Деятельность обучающихся |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП | ||
Цель этапа:подготовка учащихся к основному этапу эксперимента; знакомство учащихся сновыми ЦР для освоения русского языка, представление и обобщение знаний | Познакомить с ЦР; расширить круг знаний учащихся о ЦР, научить ориентироваться в структуре каждого ЦР | Активно слушают |
Методы: «Метод взаимных вопросов», «Метод сравнения», «Кластер». | Организовать активную работу учащихся с целью получения новых знаний | Определяют, что уже знают о ЦР; выявляют, что предстоит узнать |
Формы проведения: комбинированный урок. | Предлагает учащимся работу, обсуждение в группах, парах и фронтально. Знакомит и рассказывает о ЦР, его возможностях и пользе в освоении русского языка | Конкретизируют свои знания о ЦР, умениях; самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи. Совершенствование, расширение знаний о существовании ЦР, передача новых знаний своим сверстникам |
ЦР: РЭШ, LerningApps, Электронные словари (приложения) | ||
ОСНОВНОЙ ЭТАП | ||
Цель этапа: создать условия и применитьразработанную технологию использования цифровых инструментов для развития у обучающихся цифровых компетенций при освоении русского языка | Организовать работу учащихся в проекте с применением ЦР; рекомендовать источники получения информации; побудить детей к самостоятельной деятельности; научить обучающихся безопасному поиску нужной информации; сопровождение в создании интернет сообщества и участие в нем; помогает оценить полученный результат, выявить недостатки. | Научиться использовать различные ЦР при освоении русского языка; усвоение материала самостоятельно и при помощи ЦР; освоить способы работы с образовательными инструментами и технологиями; |
Методы: | Метод непрерывного цифрового внедрения, метод «Корзина идей» | Учатся приходить к общему мнению, совместно решать поставленные задачи, выполнять поставленные задачи при помощи ЦР; |
Формы проведения: индивидуальная, групповая | Предлагает учащимся работу, обсуждение в группах, парах и фронтально. Индивидуальная работа. Направляет учащихся в правильном поиске информации | Учатся работать в группе, в команде |
ЦР: соц.сеть «ВКонтакте», «РЭШ», «LerningApps.org»,браузер «Яндекс», электронные словари в приложениях – толковый и орфографический | ||
РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП | ||
Цель этапа: оценить результаты, эмоции от своей деятельности. | Развить у обучающихся способность к оценке и анализу | Самоанализ |
Приемы | «Барометр настроения», прием незаконченного предложения; «Круглый стол» | Активное участие в оценке собственных результатов деятельности |
Форма проведения | Индивидуальная, групповая | Учатся приходить к какому-либо мнению, оценке как индивидуально, так и командой |
ЦР: соц.сеть «ВКонтакте», «РЭШ», «LerningApps.org»,браузер «Яндекс», электронные словари в приложениях – толковый и орфографический; мобильное приложение «Telegram». |