Файл: М инистерство просвещения российской федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 362

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Параметры наблюдения – уровни коммуникативных умений школьников.

Таблица 11
Дескрипторы уровнейкоммуникативных умений школьников


Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Минимальные знания о существовании и способах работы с образовательными инструментами и технологиями; не всегда взаимодействует с участниками различных интернет-сообществ; нет желания делиться со своими одноклассниками, друзьями накопленными знаниями РЯ;

пользоваться месенджерами и соц.сетями, чтобы общаться с друзьями и одноклассниками

Знаето существовании ЦОР и способах работы с ними;использует возможности социальных сетей для изменения и расширения своего круга общения;ищет и взаимодействует с участниками различных интернет-сообществ; иногдаделиться со своими одноклассниками, друзьями накопленными знаниями РЯ; не всегда можетнайти способы для поиска нужной информации по предмету.

Активно и самостоятельно занимается в ЦОР и знает об их способах работы; ищет и взаимодействует с участниками различных интернет-сообществ; активно использует возможности социальных сетей для изменения и расширения своего круга общения; всегда делиться со своими одноклассниками, друзьями накопленными знаниями РЯ; всегда поможет в поиске нужной информации по предмету.


Используя метод наблюдения (лист наблюдения представлен в приложении 1) и ранжирования на основе дескрипторов (таблица 11), школьники обеих групп были распределены по уровням коммуникативных умений, визуально результаты представлены в таблице 12.

Таблица 12

Уровень выраженности коммуникативных уменийшкольников

на констатирующем этапе эксперимента (%)

Группа

Низкий

Средний

Высокий

Экспериментальная группа

50%

50%

0%

Контрольная группа

63%

37%

0%



Исходя из приведенной выше таблицы количественных коммуникативных показателей на констатирующем этапе эксперимента,отчетливо видно, что в обеих группах преобладают низкий и средний уровни коммуникативных умений школьников.

Вторая задача наблюдения– составить протокол наблюдения и преобразовать данные наблюдения в количественные показатели – уровни цифровых умений школьников. Где по каждому виду умений рассчитывается средний арифметический балл. С помощью метода нормального распределения выделяются:

а) низкий уровень сформированности умений – от 1 до 2,9 балла;

б) средний уровень – от 3,0 до 3,9 балла;

в) высокий уровень – от 4,0 до 5,0 балла.

Параметры наблюдения – уровни цифровых умений школьников.

Таблица 13
Дескрипторы уровней цифровых умений школьников


Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Минимальные знания о существовании и способах работы с образовательными инструментами и технологиями; практически не способен пользоваться различными поисковыми системами в интернете; не способен определить какие файлы стоит скачивать, а какие нет; не знает о существовании не безопасных сайтов;практически не взаимодействует с участниками различных интернет-сообществ; не использует возможности социальных сетей для изменения и расширения своего круга общения и знаний по предмету.

Знает и применяет знания о существовании и способах работы с образовательными инструментами и технологиями; знает одну-две поисковые системы в интернете; не всегда способен определить какие файлы стоит скачивать, а какие нет; понимает о существовании не безопасных сайтов;иногда взаимодействует с участниками различных интернет-сообществ;пытается использовать возможности социальных сетей для изменения и расширения своего круга общения и знаний по предмету.

Активно и самостоятельно занимается в ЦОР и знает об их способах работы; пользуется различными поисковыми системами в интернете;имеет представление и различает, какие файлы стоит скачивать, а какие нет; знает и не посещает небезопасные сайты; осуществляет защиту персональных данных, создает надежный пароль, использует культуру поведения в сетевом пространстве, этику поведения;ищет и взаимодействует с участниками различных интернет-сообществ;обширно использует возможности социальных сетей для изменения и расширения своего круга общения и знаний по предмету.



По показателю«цифровые умения» школьники также оценивались на основеметода наблюдения. Бланк наблюдения представлен в приложении 1. Были получены следующие данные (таблица 14).
Таблица 14

Уровень выраженности цифровых умений школьников

на констатирующем этапе эксперимента (%)

Группа

Низкий

Средний

Высокий

Экспериментальная группа

100%

0%

0%

Контрольная группа

87%

13%

0%


В обеих группах в результате ранжирования результатов школьников по уровням выраженности коммуникативных и цифровых умений были получены следующие данные. Результаты анализа уровня выраженности, данного вида умений школьников, контрольной и экспериментальной групп на констатирующем этапе эксперимента представлены в таблице 15.

Таблица 15

Результаты анализа уровня выраженности ЦК школьников
на констатирующем этапе эксперимента (%)

Группа

Низкий

Средний

Высокий

Экспериментальная группа

75%

25%

0%

Контрольная группа

69%

31%

0%


Рефлексивный критерий

Знания, умения, мотивация и ответственность (безопасность), связанные с поиском, пониманием, организацией цифровой информации, ее критическим осмыслением и созданием материалов с использованием цифровых ресурсов, а также умения, необходимые для онлайн-коммуникации в различных формах.

Опрос или анкетирование является вспомогательным методом исследования и имеет высокой оперативностью получения информации, поэтому входе эксперимента школьникам были выданы листы-опросники (приложение 2) «Самоанализ цифровой грамотности».


В них ребята должны были указать из перечня предложенных утверждений, что они умеют и знают, а что хотели бы знать и уметь. Собранные данные этого опросапроведены с целью отражения определения уровня учащихся к личной цифровой грамотности.

В результате обработки результатов опроса, а также беседы с учащимися было выявлено, чтодети не задумываются о последствиях несоблюдения простых правил в интернете. Они выкладывают личную информацию о себе, придумывают простые пароли для аккаунтов и даже соглашаются на переписку с незнакомыми людьми. В ходе беседы с учащимися выяснилось, что они используют цифровые инструменты в основном дома, а хотелось бы познавать это чаще в школе, в том числе и для дополнительных знаний по предметам. Школьники оказались активными пользователями сети интернет, но без нужных знаний и умений, не уверенными пользователями в себе. Так общаясь в социальных сетях, они хотят знать, как избежать опасных сообществ и различной пропаганды.


    1. Технология и результаты использования
      современных цифровых инструментов для развития
      цифровых компетенций обучающихся при освоении русского языка



Одной из наиболее эффективных и распространенных форм естественного эксперимента является формирующий (обучающий) эксперимент. В его ходе изучаются изменения в уровне знаний, умений. Основная задача формирующего этапа заключается в проверке поставленной гипотезы исследования, а также в проведении экспериментального обучения и фиксации его результатов посредством предэкспериментального и постэкспериментального тестирования. В общей сложности тестирование будет проводиться два раза в каждой группе обучающихся. Испытуемые контрольной группы обучаютсятрадиционным методом, а в экспериментальной группе к традиционным методам добавились методы, приемы и формы с использованием цифровых инструментов.

Уровень выраженности ЦК обучающихся на констатирующем этапе эксперимента в обеих группах проводился по трем критериям - являющимися индикаторами эффективности внедряемой работы.Вывод исходил на основании преобразования данных наблюдений в количественные показатели – уровни,
полученных в начале эксперимента, с помощью подсчета двух параметров наблюдения.

Для проведения эксперимента на данном этапе была разработана технология использования цифровых инструментов для развития ЦК, которая проходила в три этапа: подготовительный, основной и рефлексивный этап. Данная технология представлена в таблице 16.

Таблица 16

Технология использования цифровых инструментов
для развития цифровых компетенций школьников


Ход этапа

Функция учителя

Деятельность
обучающихся


ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Цель этапа:подготовка учащихся к основному этапу эксперимента; знакомство учащихся сновыми ЦР для освоения русского языка, представление и обобщение знаний

Познакомить с ЦР; расширить круг знаний учащихся о ЦР, научить ориентироваться в структуре каждого ЦР

Активно слушают

Методы: «Метод взаимных вопросов», «Метод сравнения», «Кластер».

Организовать активную работу учащихся с целью получения новых знаний

Определяют, что уже знают о ЦР; выявляют, что предстоит узнать

Формы проведения: комбинированный урок.

Предлагает учащимся работу, обсуждение в группах, парах и фронтально.

Знакомит и рассказывает о ЦР, его возможностях и пользе в освоении русского языка

Конкретизируют свои знания о ЦР, умениях; самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.

Совершенствование, расширение знаний о существовании ЦР, передача новых знаний своим сверстникам

ЦР: РЭШ, LerningApps, Электронные словари (приложения)

ОСНОВНОЙ ЭТАП

Цель этапа: создать условия и применитьразработанную технологию использования цифровых инструментов для развития у обучающихся цифровых компетенций при освоении русского языка

Организовать работу учащихся в проекте с применением ЦР; рекомендовать источники получения информации; побудить детей к самостоятельной деятельности; научить обучающихся безопасному поиску нужной информации; сопровождение в создании интернет сообщества и участие в нем; помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.

Научиться использовать различные ЦР при освоении русского языка; усвоение материала самостоятельно и при помощи ЦР; освоить способы работы с образовательными инструментами и технологиями;

Методы:

Метод непрерывного цифрового внедрения, метод «Корзина идей»

Учатся приходить к общему мнению, совместно решать поставленные задачи, выполнять поставленные задачи при помощи ЦР;

Формы проведения: индивидуальная, групповая

Предлагает учащимся работу, обсуждение в группах, парах и фронтально. Индивидуальная работа. Направляет учащихся в правильном поиске информации

Учатся работать в группе, в команде

ЦР: соц.сеть «ВКонтакте», «РЭШ», «LerningApps.org»,браузер «Яндекс», электронные словари в приложениях – толковый и орфографический

РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП

Цель этапа: оценить результаты, эмоции от своей деятельности.

Развить у обучающихся способность к оценке и анализу

Самоанализ

Приемы

«Барометр настроения», прием незаконченного предложения; «Круглый стол»

Активное участие в оценке собственных результатов деятельности

Форма проведения

Индивидуальная, групповая

Учатся приходить к какому-либо мнению, оценке как индивидуально, так и командой

ЦР: соц.сеть «ВКонтакте», «РЭШ», «LerningApps.org»,браузер «Яндекс», электронные словари в приложениях – толковый и орфографический; мобильное приложение «Telegram».