Файл: М инистерство просвещения российской федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 360

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ИЗУЧЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПРИ ОСВОЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА

2.1. Организация и методика опытно-экспериментальной работы
по и
спользованиюцифровых инструментов
для
развития цифровых компетенций обучающихся
при освоении русского языка

Целью исследования данной работы является в теоретическом обосновании, практической разработке и экспериментальной проверке технологии использования цифровых инструментов для развитияцифровых компетенций обучающихся при освоении русского языка.

В процессе исследования была разработана структура опытно-экспериментальной работы, которая включала в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента.

Цель констатирующего эксперимента – выявить исходный уровень развития цифровых компетенций обучающихся. На констатирующем этапе эксперимента решались следующие задачи:

- изучить и проанализировать различные методики и диагностики для исследования развития ЦК школьников;

- определить системную методику для определения уровня развития ЦК школьников;

- осуществить количественный и качественный анализ результатов исследования.

Базой эксперимента явилась МБОУ Беспаловская СОШ и Черепановская ООШ филиал МБОУ Беспаловской СОШ (Змеиногорский район, п.Беспаловский, п.Черепановский). Эксперимент проходил во второйчетверти 2021/2022 учебного года.В экспериментальной работе приняли участие 14 человек –учащиеся двух 5 классов. Для эксперимента были определены две группы: экспериментальная(общим количеством 6 обучающихся)и контрольная(общим количеством 8 человек).Для проведения эксперимента были подготовлены методические средства оценки цифровых компетенций обучающихся, являющиеся индикаторами эффективности внедряемой работы. Компоненты цифровых компетенций школьников были определены на основе теоретического анализа, проведенного в первой главе. Для большей наглядности компоненты представлены в таблице 7.

Таблица 7

Компоненты цифровыхкомпетенций школьников


Компонент

Содержание /дескриптор

Когнитивно-знаниевый

Инвариантная часть (знания о цифровых образовательных ресурсах):

- знания о способах работы с образовательными инструментами;

- знания о возможностях для изучения и освоения новых ЦОР и ЦИ.

Вариативная часть (знания по предмету «Русский язык»):знанияпо предмету из раздела «Орфография», «Лексика. Культура речи».

Коммуникативно-деятельностный

Коммуникативные умения:

- умение взаимодействовать с участниками различных интернет-сообществ;

- умение использовать возможности социальных сетей для изменения и расширения своего круга общения;

- умение делиться новыми знаниями о предмете со сверстниками;

- умение помощи в поиске нужной информации по предмету.

Цифровые умения(включая информационную безопасность/ответственность):

- умение поиска и анализа информации (отбор нужной информации для изучения РЯ);

-умение скачивать музыку, видео, фото (для какой-либо проектной и другой учебной работы);

- умение активно и самостоятельно заниматься с ЦОР и пользоваться ЦИ для решения учебных задач;

-умение осуществлять защиту персональных данных, создаватьнадежный пароль, использовать культуру поведения в сетевом пространстве, этику поведения.

Рефлексивный

самоанализ и самооценка по изучению РЯ при помощи ЦИ (критерии оценивания, которые уже есть в ЦИ, либо специально разработанные для определенного упражнения или задания).



Следует подчеркнуть, что особенность современных школьников состоит в том, что они существуют в огромном информационном интернет-пространстве, в котором им необходимо успешно ориентироваться. Эта способность как раз и подразумевает развитие цифровых компетенций, и включают знания и умения, которые обучающиеся будут максимально безопасно и эффективно использовать для решения учебных задачна уроках русского языка. Поэтому выделенные параметры, оценка которых проведена на этапе констатирующего эксперимента, могут выступать в качестве контрольных характеристик в эксперименте. Совокупность критериев, показателей и методик, использованных в исследовании, представлена в обобщенной форме в таблице 8.

Таблица 8

Методика опытно-экспериментальной работы

Критерий

Методы и методики

Когнитивно-знаниевый

Опрос, тестирование по предмету

Коммуникативно-деятельностный

Метод наблюдения, метод экспертных оценок, ранжирование

Рефлексивный

Самоанализ цифровой грамотности(адаптированная методика«Анкета определения индекса цифровой компетентности», авторы:Г.У. Солдатова, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказова, Е.Ю. Зотова)


Далее представим, как была организована оценка всех компонентов цифровых компетенций обучающихся в соответствии с тремя критериями – когнитивно-знаниевым, коммуникативно-деятельностным, рефлексивным.
Когнитивно-знаниевый критерий

Для измерениякогнитивно-знаниевогокомпонента решался ряд задач:

- отработка опроса, что обучающиеся знают о цифровых инструментах;

- отбор материалов для проведения тестирования по предмету «Русский язык».

По результатам опроса на тему, что ребята знают о цифровых инструментах (ресурсах), которые могут помочь им в учебном процессе, решая определенные учебные задачи, были получены следующие сведения: самой популярной среди учащихся была образовательная платформа Учи.ру, а также ЯКкласс, Яндекс учебник, Фоксфорд учебник, Уроки русского, приложение Грамотей, Орфограммка, Знаток, Отличник.


Результат опроса учеников показал, что далеко не все школьники используют цифровые инструменты в учебных целях. Те ученики, которые применяют инструменты, считают, что ЦИ помогают им лучше разобраться в материалах урока, но нет конкретных постоянно используемых ЦИ.

При выполнениивторой задачи у учащихсяв экспериментальной и контрольной группах было проведенопервое диагностирование знаний по русскому языку в качестве тестированияпо разделу «Лексика» (приложение 3).

Для определения уровня знаний по русскому языку результаты ответов учащихся были разбиты на уровни – высокий, средний, низкий. Так, для высокого уровня грамотности было установлено минимальное количество в 20 правильных ответов, для среднего – 16 ответов, для низкого – менее 16 правильных ответов.Результаты тестирования представлены в таблице 9 (экспериментальная группа) и таблице 10 (контрольная группа).

Таблица 9

Результаты первого тестирования уровня знаний по предмету

«Русский язык» (6 человек)

Результаты

Низкий уровень

Средний
уровень


Высокий
уровень


В абсолютном выражении (человек)

3

1

2

В относительном выражении (% обучающихся)

50%

17%

33%


Итак, высокий уровень знаний по предмету в экспериментальной группе отмечен у 2 человек из 6 (33%), средний уровень – у 1(17%), низкий – у 3 школьников (50%).

Таблица 10

Результаты первого тестирования уровня знаний по предмету

«Русский язык» (8 человек)

Результаты

Низкий
уровень


Средний
уровень


Высокий
уровень


В абсолютном выражении (человек)

3

2

3

В относительном выражении (% обучающихся)

37,5%

25%

37,5%

Итак, высокий уровень знаний по предмету в контрольнойгруппе отмечен у 3 человек(37,5%), средний уровень – у 2(25%), низкий – у 3 школьников (37,5%).


Проведенное сравнение результатов тестирования уровня знаний по предмету учащихся из обеих групп показало, что в контрольной группе этот уровень выше, чем в экспериментальной. Графически данные результаты представлены на рисунке 1.



Рис. 1. Сравнение результатов первого тестирования уровня знанийучащихся по предмету из обеих групп (%)
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод,что в обеих группах преобладает количество учащихся с низким уровнем знаний по предмету «Русский язык».
Коммуникативно-деятельностныйкритерий

Основной задачей коммуникативно-деятельностного критерия заключается в помощи приведения учащихся к развитию цифровых умений на разных этапах эксперимента.Категория «деятельности» занимает одно из ключевых мест и предполагает ориентацию на результат как системообразующий компонент, где развитие обучающегося на основе познания составляет цель и основной результат эксперимента.Основной задачей данного критерия, является организовать учебную деятельность таким образом, чтобы у учащихся развивались способности в решении учебных задач при помощи цифровых умений.

Для того чтобы выявить уровень коммуникативных и цифровых умений школьников был использован метод наблюдения.Следует отметить, что наблюдение – это метод познания педагогических явлений, основанный на целенаправленном восприятии (непосредственном или косвенном, через описание другими лицами) и фиксировании диагностом явлений или процессов с одновременной первичной обработкой получаемой информации в сознании наблюдающего. Сущность наблюдения состоит в том, что в сознании педагога отображаются и фиксируются изменения изучаемого объекта, его количественно-качественные и другие переменные [7].
Программа наблюдения

за учебно-коммуникативной деятельностью школьников

на уроках русского языка и в социальных сетях
Цель наблюдения (обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах наблюдения) – выявить уровень коммуникативных и цифровых умений школьников в процессе работы с использованием цифровых инструментов(«РЭШ», «LerningApps.org», социальная сеть «ВКонтакте», онлайн-словари).

Первая задача наблюдения (звено, шаг, этап достижения цели, это ситуация, требующая своего преобразования для достижения определенной цели) – составить протокол наблюдения и преобразовать данные наблюдения в количественные показатели – уровни коммуникативных умений школьников.