ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 360
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ИЗУЧЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПРИ ОСВОЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА
2.1. Организация и методика опытно-экспериментальной работы
по использованиюцифровых инструментов
дляразвития цифровых компетенций обучающихся
при освоении русского языка
Целью исследования данной работы является в теоретическом обосновании, практической разработке и экспериментальной проверке технологии использования цифровых инструментов для развитияцифровых компетенций обучающихся при освоении русского языка.
В процессе исследования была разработана структура опытно-экспериментальной работы, которая включала в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента.
Цель констатирующего эксперимента – выявить исходный уровень развития цифровых компетенций обучающихся. На констатирующем этапе эксперимента решались следующие задачи:
- изучить и проанализировать различные методики и диагностики для исследования развития ЦК школьников;
- определить системную методику для определения уровня развития ЦК школьников;
- осуществить количественный и качественный анализ результатов исследования.
Базой эксперимента явилась МБОУ Беспаловская СОШ и Черепановская ООШ филиал МБОУ Беспаловской СОШ (Змеиногорский район, п.Беспаловский, п.Черепановский). Эксперимент проходил во второйчетверти 2021/2022 учебного года.В экспериментальной работе приняли участие 14 человек –учащиеся двух 5 классов. Для эксперимента были определены две группы: экспериментальная(общим количеством 6 обучающихся)и контрольная(общим количеством 8 человек).Для проведения эксперимента были подготовлены методические средства оценки цифровых компетенций обучающихся, являющиеся индикаторами эффективности внедряемой работы. Компоненты цифровых компетенций школьников были определены на основе теоретического анализа, проведенного в первой главе. Для большей наглядности компоненты представлены в таблице 7.
Таблица 7
Компоненты цифровыхкомпетенций школьников
Компонент | Содержание /дескриптор |
Когнитивно-знаниевый | Инвариантная часть (знания о цифровых образовательных ресурсах): - знания о способах работы с образовательными инструментами; - знания о возможностях для изучения и освоения новых ЦОР и ЦИ. Вариативная часть (знания по предмету «Русский язык»):знанияпо предмету из раздела «Орфография», «Лексика. Культура речи». |
Коммуникативно-деятельностный | Коммуникативные умения: - умение взаимодействовать с участниками различных интернет-сообществ; - умение использовать возможности социальных сетей для изменения и расширения своего круга общения; - умение делиться новыми знаниями о предмете со сверстниками; - умение помощи в поиске нужной информации по предмету. Цифровые умения(включая информационную безопасность/ответственность): - умение поиска и анализа информации (отбор нужной информации для изучения РЯ); -умение скачивать музыку, видео, фото (для какой-либо проектной и другой учебной работы); - умение активно и самостоятельно заниматься с ЦОР и пользоваться ЦИ для решения учебных задач; -умение осуществлять защиту персональных данных, создаватьнадежный пароль, использовать культуру поведения в сетевом пространстве, этику поведения. |
Рефлексивный | самоанализ и самооценка по изучению РЯ при помощи ЦИ (критерии оценивания, которые уже есть в ЦИ, либо специально разработанные для определенного упражнения или задания). |
Следует подчеркнуть, что особенность современных школьников состоит в том, что они существуют в огромном информационном интернет-пространстве, в котором им необходимо успешно ориентироваться. Эта способность как раз и подразумевает развитие цифровых компетенций, и включают знания и умения, которые обучающиеся будут максимально безопасно и эффективно использовать для решения учебных задачна уроках русского языка. Поэтому выделенные параметры, оценка которых проведена на этапе констатирующего эксперимента, могут выступать в качестве контрольных характеристик в эксперименте. Совокупность критериев, показателей и методик, использованных в исследовании, представлена в обобщенной форме в таблице 8.
Таблица 8
Методика опытно-экспериментальной работы
Критерий | Методы и методики |
Когнитивно-знаниевый | Опрос, тестирование по предмету |
Коммуникативно-деятельностный | Метод наблюдения, метод экспертных оценок, ранжирование |
Рефлексивный | Самоанализ цифровой грамотности(адаптированная методика«Анкета определения индекса цифровой компетентности», авторы:Г.У. Солдатова, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказова, Е.Ю. Зотова) |
Далее представим, как была организована оценка всех компонентов цифровых компетенций обучающихся в соответствии с тремя критериями – когнитивно-знаниевым, коммуникативно-деятельностным, рефлексивным.
Когнитивно-знаниевый критерий
Для измерениякогнитивно-знаниевогокомпонента решался ряд задач:
- отработка опроса, что обучающиеся знают о цифровых инструментах;
- отбор материалов для проведения тестирования по предмету «Русский язык».
По результатам опроса на тему, что ребята знают о цифровых инструментах (ресурсах), которые могут помочь им в учебном процессе, решая определенные учебные задачи, были получены следующие сведения: самой популярной среди учащихся была образовательная платформа Учи.ру, а также ЯКкласс, Яндекс учебник, Фоксфорд учебник, Уроки русского, приложение Грамотей, Орфограммка, Знаток, Отличник.
Результат опроса учеников показал, что далеко не все школьники используют цифровые инструменты в учебных целях. Те ученики, которые применяют инструменты, считают, что ЦИ помогают им лучше разобраться в материалах урока, но нет конкретных постоянно используемых ЦИ.
При выполнениивторой задачи у учащихсяв экспериментальной и контрольной группах было проведенопервое диагностирование знаний по русскому языку в качестве тестированияпо разделу «Лексика» (приложение 3).
Для определения уровня знаний по русскому языку результаты ответов учащихся были разбиты на уровни – высокий, средний, низкий. Так, для высокого уровня грамотности было установлено минимальное количество в 20 правильных ответов, для среднего – 16 ответов, для низкого – менее 16 правильных ответов.Результаты тестирования представлены в таблице 9 (экспериментальная группа) и таблице 10 (контрольная группа).
Таблица 9
Результаты первого тестирования уровня знаний по предмету
«Русский язык» (6 человек)
Результаты | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
В абсолютном выражении (человек) | 3 | 1 | 2 |
В относительном выражении (% обучающихся) | 50% | 17% | 33% |
Итак, высокий уровень знаний по предмету в экспериментальной группе отмечен у 2 человек из 6 (33%), средний уровень – у 1(17%), низкий – у 3 школьников (50%).
Таблица 10
Результаты первого тестирования уровня знаний по предмету
«Русский язык» (8 человек)
Результаты | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
В абсолютном выражении (человек) | 3 | 2 | 3 |
В относительном выражении (% обучающихся) | 37,5% | 25% | 37,5% |
Итак, высокий уровень знаний по предмету в контрольнойгруппе отмечен у 3 человек(37,5%), средний уровень – у 2(25%), низкий – у 3 школьников (37,5%).
Проведенное сравнение результатов тестирования уровня знаний по предмету учащихся из обеих групп показало, что в контрольной группе этот уровень выше, чем в экспериментальной. Графически данные результаты представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Сравнение результатов первого тестирования уровня знанийучащихся по предмету из обеих групп (%)
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод,что в обеих группах преобладает количество учащихся с низким уровнем знаний по предмету «Русский язык».
Коммуникативно-деятельностныйкритерий
Основной задачей коммуникативно-деятельностного критерия заключается в помощи приведения учащихся к развитию цифровых умений на разных этапах эксперимента.Категория «деятельности» занимает одно из ключевых мест и предполагает ориентацию на результат как системообразующий компонент, где развитие обучающегося на основе познания составляет цель и основной результат эксперимента.Основной задачей данного критерия, является организовать учебную деятельность таким образом, чтобы у учащихся развивались способности в решении учебных задач при помощи цифровых умений.
Для того чтобы выявить уровень коммуникативных и цифровых умений школьников был использован метод наблюдения.Следует отметить, что наблюдение – это метод познания педагогических явлений, основанный на целенаправленном восприятии (непосредственном или косвенном, через описание другими лицами) и фиксировании диагностом явлений или процессов с одновременной первичной обработкой получаемой информации в сознании наблюдающего. Сущность наблюдения состоит в том, что в сознании педагога отображаются и фиксируются изменения изучаемого объекта, его количественно-качественные и другие переменные [7].
Программа наблюдения
за учебно-коммуникативной деятельностью школьников
на уроках русского языка и в социальных сетях
Цель наблюдения (обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах наблюдения) – выявить уровень коммуникативных и цифровых умений школьников в процессе работы с использованием цифровых инструментов(«РЭШ», «LerningApps.org», социальная сеть «ВКонтакте», онлайн-словари).
Первая задача наблюдения (звено, шаг, этап достижения цели, это ситуация, требующая своего преобразования для достижения определенной цели) – составить протокол наблюдения и преобразовать данные наблюдения в количественные показатели – уровни коммуникативных умений школьников.