Файл: 1. Предмет, содержание и задачи курса Инновационный менеджмент.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 205

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
развитие корпоративного управления, основанного на полном доверии к группе менеджеров, ведущих данный объект, расширяющиеся правила делегирования полномочий, тонкий учет факторов психологического управления не только коллективом, но и каждой личностью, групповые и индивидуальные методы мотивации, расширение системы коммуникаций, непрерывное обеспечение профессионального роста и квалификации работников и др.

Главным компонентом поведения становится не столько целеориентированное рациональное действие, сколько ценностно– ориентированное рациональное действие.

10. Роль коммуникаций, групповой динамики, межличностных отношений.

Структура малой группы – это совокупность связей, складывающихся в ней между индивидами. Поскольку основными сферами активности индивидов в малой группе являются совместная деятельность и общение, при исследовании малых групп наиболее часто выделяют структуру связей и отношений, порождаемых совместной деятельностью (функциональных, организационных, экономических управленческих), и структуру связей, порождаемых общением и психологическими отношениями (коммуникативную структуру, структуру эмоциональных отношений, ролевую и неформально-статусную структуру).

Коммуникативная структура малой группы – это совокупность связей между индивидами. В этой структуре особое значение имеют: положение, которое занимают индивиды в системе коммуникаций (доступ к получению и передаче информации, циркулирующей в группе, объем информации, важной для осуществления жизнедеятельности группы), направленность и интенсивность коммуникаций в группе.

Ролевая структура малой группы – совокупность отношений между индивидами. В этой структуре особое значение имеет распределение групповых ролей, то есть способов поведения, предписываемых, ожидаемых и реализуемых участниками группового процесса.

Структура социальной власти и влияния в малой группе – это совокупность связей между индивидами, характеризуемая направленностью и интенсивностью их взаимного влияния.

Группообразование – это реорганизация первоначальной диффузной социальной общности в объединение взаимодействующих и взаимозависимых лиц.

Групповая дифференциация – это иерархия взаимоотношений членов в группе.

Формальная групповая дифференциация – взаимозависимость формально-ролевых положений (директор завода – начальники цехов, бригадиры – рабочие).


Неформальная групповая дифференциация определяется положением индивидов в группе в зависимости от отношения к ним различных членов группы.

Основными явлениями (феноменологией) малых групп являются: место и положение ее членов в структуре внутри-групповых отношений, их позиция, статус, роль, социально-психологическая динамика группы – ее возникновение, развитие, руководство группой, внутригрупповые отношения, групповые нормы и групп контроль.

Позиция члена малой группы – устойчивая система ее отношений к внутригрупповым явлениям. Зрелость позиции определяется ее устойчивостью, непротиворечивостью и социальной значимостью. Групповой статус – положение члена МГ в системе внутригрупповых отношений, его авторитет в группе. Регулятивной основой жизнедеятельности группы являются групповые нормы и групповые ценности.

Групповая динамика – совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов, присущих различным этапам развития МГ. К явлениям групповой динамики относятся руководство и лидерство, принятие групповых решений, групповое нормообразование, формирование функционально-ролевой структуры группы, сплочение, групповое давление, конфликты, групповой социальный контроль – все процессы, влияющие на психологию поведения личности в группе.

Групповая сплоченность – степень приверженности к группе ее членов, показатели которой: взаимные симпатии в межличностных отношениях, единство базовых ценностей, привлекательность групповых целей, демократический стиль жизнедеятельности группы, социальный престиж группы.

Групповая изоляция – длительное пребывание группы в условиях ограниченного пространства, в результате которого возникает эмоциональная напряженность в межличностных отношениях; общение нарушается в результате астенизации (ослабления) нервной системы в силу ограниченности сенсорных воздействий, утрачивается адекватность восприятия партнеров по общению, активизируются импульсивные поведенческие реакции.

11. Цели инновационного менеджмента и их классификация.

Цели инновационного менеджмента предприятия связаны с миссией фирмы, ее философией, традициями и жизненным циклом организации.

Фирма обладает стратегической и оперативной самостоятельностью, определяет объем производства,

ассортимент выпускаемой продукции, технологическую и организационную структуру, решает вопросы поведения и позиционирования на рынке.

Она имеет систему целей, которые определяются влиянием внешней среды и внутренними потребностями развития фирмы. Целями инновационной деятельности предприятия с позиций его внутренних потребностей являются повышение эффективности производства за счет обновления всех производственных систем, повышение конкурентных преимуществ предприятия на базе эффективного использования научного, научно-технического, интеллектуального и экономического потенциалов. Социальные цели направлены на повышение заработной платы работников, улучшение условий труда и повышение социальной защищенности.

Инновационные цели связаны с разработкой принципиальных новшеств, проведением работ по патентованию и лицензированию, приобретением ноу-хау, новых промышленных образцов, товарных знаков и т.д.

Цели фирмы в области коммерциализации новшеств включают проведение активных маркетинговых мероприятий для занятия прочного положения на рынке с последующим расширением сегментов и экспансией на новые рынки.

Приоритетными целями инновационного менеджмента являются рост и развитие организации на базе активизации инновационной деятельности, активное продвижение новых товаров и новых технологий на рынок, использование возможностей дальнейшей специализации и диверсификации производства для активного роста, экономического процветания и экспансии на новые рынки.

Тактические цели организации сводятся к интенсификации процессов разработки, внедрения и освоения новшеств, к организации и финансированию инвестиций на предприятии, к обучению, переквалификации, стимулированию и вознаграждению персонала, совершенствованию НИОКР и научной базы новшеств, методов и функций, приемов и стиля управления.

Структурные цели организации связаны с оптимальным функционированием подсистем предприятия: производства, НИОКР, персонала, финансов, маркетинга и менеджмента.

Общая классификация целей инновационного менеджментапроводится по следующим главным критериям:

- уровню (стратегические и тактические); видам среды (внешние и внутренние);

- содержанию (экономические, социальные, политические, научные, технические, организационные и т.д.);

- приоритетности (приоритетные, постоянные, традиционные, разовые);


- периоду действия (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные);

- функциональным структурам (производство, НИОКР, персонал, финансы, маркетинг, менеджмент);

- стадиям жизненного цикла организации (возникновение, рост, зрелость, спад и завершение жизненного цикла).

В больших организациях, как правило, можно проследить наличие дерева целей. В этом случае важна иерархия целей, так как цели нижестоящего звена подчинены целям вышестоящего.



12.Планирование как система мероприятий по анализу факторов внешней и внутренней среды.

Планирование представляет собой набор процедур и решений, с помощью которых разрабатывается стратегия предприятия, обеспечивающая достижение целей функционирования предприятия. Логика этого определения такова: деятельность аппарата управления и принимаемые на ее основе решения формируют стратегию функционирования предприятия, которая позволяет фирме достичь своих целей.

Анализ внешнего окружения

Планирование рассматривает внешнее окружение как совокупность двух сред: макроокружения и непосредственного окружения. Кроме того, исследуется внутренняя среда.

Макроокружение создает общие условия существования фирмы. В большинстве случаев макроокружение не имеет специфического характера применительно к отдельно взятому субъекту хозяйствования, оно оказывает общее влияние на все субъекты. Тем не менее, степень влияния макроокружения на различные организации неодинакова, что обусловлено спецификой бизнеса, в котором действует фирма, внутренним потенциалом организации. Рассмотрим эти факторы.

1. Экономические факторы. 2. Политические факторы 3. Рыночные факторы. 4. Технологические факторы. 5. Международные факторы. 6. Социальные факторы

Анализ непосредственного окружения предусматривает исследование компонентов внешней среды, с которыми предприятие непосредственно контактирует в процессе хозяйственной деятельности. Важным здесь является то, что предприятие может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия, предотвращать появление угроз и создавать некоторые преимущества. Непосредственное окружение включает: покупателей продукции и услуг фирмы; поставщиков; конкурентов и рынок рабочей силы, контрактные аудитории.


Анализ внутреннего окружения

Целью анализа внутренней среды фирмы является выявление слабых и сильных сторон в ее деятельности. Чтобы воспользоваться внешними возможностями, фирма должна иметь определенный внутренний потенциал. Одновременно надо знать и слабые места, которые могут усугубить внешнюю угрозу и опасность. Процесс, при помощи которого осуществляется диагноз внутренних достоинств и недостатков, в стратегическом планировании называется управленческим обследованием. Оно представляет собой процесс исследования внутренней среды фирмы, предназначенный для выявления ее стратегических преимуществ и недостатков в бизнесе.

С целью обследования рекомендуется в процессе стратегического планирования изучить пять функциональных областей хозяйственной деятельности: маркетинг; финансы; производство; персонал; культуру и имидж фирмы.

.

13. Государство — важнейший субъект инновационной деятельности.

Государство является главным субъектом управления инновационной деятельностью. На государственном уровне определяются приоритеты научно-технической деятельности и поддерживается их развитие через систему финансово-кредитных и налоговых инструментов, организационные механизмы информационного и ресурсного обеспечения инновационной деятельности, создание условий для роста научно-технического потенциала страны. С этой целью разрабатывается законодательная база, определяются стратегические и текущие задачи в сфере инновационной деятельности, формируя долгосрочную и текущую инновационную политику.

Долгосрочная инновационная политика. Суть ее состоит в создании условий для общего социально-экономического развития страны на инновационной основе. Ее целью являются:

— определение государственных приоритетов инновационного развития;

— прямое государственное финансирование важных инновационных проектов для реализации программ структурной перестройки экономики;

— поддержка новых конкурентоспособных наукоемких областей и производств, которые могут осуществить технологический прорыв и создать основу материально-технической базы долгосрочного экономического развития страны (биотехнологии, аэрокосмический комплекс, информационные технологии, производство новых материалов и т.п.);