Файл: 1. Предмет, содержание и задачи курса Инновационный менеджмент.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 212
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Важным направлением реализации государственной политики в развитии инновационной деятельности в США является поддержка малого инновационного предпринимательства. На указанные цели в США ежегодно затрачивается свыше 5 млрд дол. из государственных средств и 935 млн дол. — из средств частного сектора.
17. Инновационные системы в моделях экономики отдельных стран.
Модели национальных инновационных систем классифицированы вследствие уникальности каждой страны, в частности качества ее политического и социального развития типов и характера протекания экономических процессов в стране, наличия существующих объектов инновационной инфраструктуры, нормативно-правовой базы и других факторов.
Традиционно на глобальном уровне выделят четыре базовые модели национальных инновационных систем:
· евроатлантическая модель;
· восточноазиатская модель;
· альтернативная модель;
· модель «тройной спирали».
Евроатлантическую модель инновационной системы можно характеризовать как модель, содержащую полный инновационный цикл: от генерации идеи до её коммерциализации. Данный тип НИС широко применяется в странах Западной Европы (Швеция, Германия, Финляндия, Франция, Великобритания и др.) и базируется на сочетании следующих принципов:
· приоритет отдаётся развитию фундаментальной и прикладной научно-исследовательской деятельности;
· финансирование научной деятельности осуществляется преимущественно государством (в форме целевых программ, субсидий, грантов и т.д.), а спрос на результаты прикладных исследований обеспечивает бизнес-сообщество;
· ядром концентрации национальных инновационных систем выступают крупнейшие университеты;
· инновационные процессы в странах реализуются с использованием специально разработанных механизмов и методов;
· ввиду интеграции в европейское пространство наблюдается размытие границ национальной инновационной системы стран.
В большинстве азиатских стран: Японии, Южной Корее, Гонг-Конге – применяется восточноазиатская модель национальной инновационной системы, предполагающая отсутствие в инновационных процессах стадии фундаментальных исследований на базе университетов и характеризующаяся следующими чертами:
Рассмотренные модели национальных инновационных систем применимы в странах, обладающих значительным научным потенциалом, ресурсно-сырьевой базой и технологиями переработки, в то время как для государств с неразвитой тяжелой промышленностью, специализирующихся на
развитии легкой промышленности, туристической отрасли (например, Турция, Тайланд, Чили, Португалия) оптимальной является альтернативная модель национальной инновационной системы.
Наиболее прогрессивным типом является модель «тройной спирали», созданная и эволюционирующая на базе евроатлантической и восточноазиатской моделей. Модель «тройной спирали» частично применяется странами Западной Европы (Швеция, Финляндия, Германия), однако наибольшее распространение она получила в США. Концепция модели «тройной спирали» основана на следующих принципах:
· взаимодействие 3 основных институтов инновационной деятельности: государство, наука, бизнес, а также совместное финансирование инновационной деятельности данными институтами;
· усиление роли университетов как центров фундаментальных разработок и развитие бизнес- инкубаторов в крупнейших университетах страны
- государственное стимулирование инновационной деятельности, коммерциализации инновационной продукции в форм поддержки старт-апов, предоставления налоговых и таможенных льгот, предоставления условий, благоприятных для активизации инновационных процессов и т.д.
18. Организация инновационных процессов в рамках научных предприятий.
Организация ИП в рамках научных и проектных учреждений многовариантна. По характеру выполняемых работ можно выделить четыре группы факторов:
различие и последовательность выполнения исследований и разработок;
структура ресурсов;
срочность и скорость развертывания работ;
организационные связи.
Материально-техническая база научных и проектных разработок — исключительно важный и наиболее динамичный элемент ИП. Рациональная организация и управление ИП зависят от оптимального сочетания величины затрат на создание инноваций, сроков их реализации, а также рыночных параметров (возможностей).
Зарубежный и отечественный опыт работы научных и инновационных организаций позволяет классифицировать их в зависимости от сферы деятельности.
Сферы организационной деятельности ИП
Сфера деятельности | Организации |
Государственное управление | Министерства и ведомства (оборона, общественный порядок, здравоохранение, социальное обеспечение и т. д.); местные органы власти и самоуправления; некоммерческие (бесприбыльные) организации, финансируемые и контролируемые правительством, занимающиеся исследовательской деятельностью социальных и административных функций государства |
Предпринимательская | Организации, предприятия, фирмы, деятельность которых связана с производством продукции и оказанием услуг с целью продажи (в том числе предприятия государственной собственности) |
Высшее образование и наука | Все вузы независимо от источников финансирования или правового статуса; научно-исследовательские, экспериментальные станции и клиники, ассоциированные с вузами или управляемые ими; организации, обслуживающие вузы, входящие в систему высшего и среднего образования |
Частная некоммерческая (бесприбыльная) | Профессиональные союзы и общества, ассоциации, общественные и благотворительные организации, фонды(кроме фондов, которые более, чем на 50 % финансируются государством); частные индивидуальные организации |
19. Отраслевые приоритеты и направления развития НИОКР.
Представляется, что основные принципы реализации комплекса национальных приоритетов научно-технологического развития должны заключаться в следующем:
- концентрация ресурсов различного рода на реализации национальных приоритетов научно-технологического развития;
- объединение и координация усилий федеральных, региональных, местных органов исполнительной власти и частного сектора экономики;
- распределенность среди органов исполнительной власти компетенций по реализации национальных научно-приоритетов технологического развития и особая роль координационных органов;
- высокая степень прозрачности расходов по реализации национальных приоритетов научно-технологического развития;
- скоординированное и комплексное использование для реализации приоритетов различных инструментов (финансовых, регулятивных и др.);
- контроль и управление рисками реализации национальных приоритетов научно-технологического развития, что обусловлено сложностью и многоаспектностью реализуемых мер, существенной зависимостью от внешних условий, быстрыми изменениями в развитии технологий и т.п.;
- мониторинг эффективности и результативности реализации приоритетов научно-технологического развития совместно с представителями предпринимательского и научного сообщества, а также организаций гражданского общества;
- регулярное уточнение состава перечня национальных приоритетов научно-технологического развития, основных направлений реализации приоритетов, а также их ресурсного обеспечения.
- регулярная оценка необходимости уточнения состава используемых механизмов и инструментов, поиск и апробация новых высокоэффективных механизмов и инструментов реализации приоритетов.
Выбор национальных приоритетов научно-технологического развития – много- критериальная задача, решение которой должно учитывать различные факторы. Можно выделить следующие основные критерии:
- соответствие долгосрочным приоритетам социально-экономического развития (национальным целям развития) и вызовам (критерий 1);
- соответствие накопленному технологическому потенциалу и научно-технологическим заделам (критерий 2);
- максимальная социально-экономическая эффективность, т.е. максимальное соотношение достигаемых эффектов и затрат на их получение (критерий 3).
Первый критерий означает, что при всей важности развития технологий и, соответственно,
определения приоритетов в этой области, очевидно, что развитие технологий не является самоцелью, но должно быть подчинено более общим целям и задачам. Такими целями являются цели социально-экономического развития страны.
Второй критерий означает, что при выборе приоритетов необходимо учитывать уже сложившуюся структуру научно-технической сферы, позиции страны в мире по тем или иным направлениям развития науки и техники. В общем случае «пространство» потенциальных приоритетных направлений научно-технологического развития должно заведомо включать те направления, которые образует пересечения множеств, сформированных по первому и второму критериям.
Третий критерий носит экономический характер и служит для выбора альтернативных способов достижения целей научно-технологического развития. Ограниченность ресурсов может не позволить реализовать все направления, которые соответствуют двум первым критериям. В этом случае решение должно быть принято в пользу тех альтернатив, которые могут обеспечить максимальную отдачу при заданном общем объеме ресурсов.
20. Роль ФПГ в развитии инновационной деятельности.
Инновационные процессы в промышленности осуществляются в соответствии с государственной стратегией в научной, научно-технической и инновационной деятельности. Известно, что абсолютное большинство промышленных и научно-технических организаций имеют монопродуктовую структуру производства, сложившуюся в период активной индустриализации, обеспечившей в свое время высокие темпы роста национального дохода и укрепления обороноспособности страны.
Перевод экономики России на рыночные условия хозяйствования и возросшая конкуренция со стороны иностранных товаропроизводителей весьма остро выявили необходимость глубокой реорганизации сложившихся организационных структур в промышленности в направлении диверсификации производства, его демонополизации. Способ привлечения инвестиций на эти цели найден в создании финансово-промышленных групп (ФПГ), обеспечивающих сохранение научно-технического потенциала, обороноспособности страны и рабочих мест. К основным принципам создания ФПГ относится целенаправленное их формирование на базе технологически и кооперативно связанных промышленных организаций, что обеспечивает улучшение управляемости, снижение издержек производства, солидарную ответственность по контрактам и стабильность поставок.
Ключевыми факторами успеха организационно-экономического взаимодействия участников ФПГ с финансовыми учреждениями были установление и развитие холдинговых и трастовых (доверительных) отношений, а также предотвращение негативных монополистических тенденций в связи с концентрацией капитала.
Одним из основных направлений деятельности ФПГ является обеспечение условий монопродуктовым промышленным организациям для углубленной диверсификации производства путем инвестиций в инновации.
Интеграция научных, производственных, финансовых и торгово-сбытовых организаций как субъектов основной деятельности ФПГ обеспечивается системным подходом к их функционированию в рыночных условиях хозяйствования. Системный подход позволяет сохранить целостность такого рода организационных структур, противодействовать воздействию внешних и внутренних дестабилизирующих факторов. Экономическое обоснование проектов создания ФПГ базируется на экспертизе потенциальной эффективности будущей совместной деятельности объединяемых организаций, оценке рынка продукции, занятости, экологической безопасности. Результативность ФПГ непосредственно зависит от уровня риска при создании наукоемкой и конкурентоспособной продукции. Поэтому в структуру ФПГ включаются еще и страховые учреждения, что позволяет квалифицированно управлять имеющимися рисками в инновационной деятельности в достаточно крупных организационных формированиях.