Файл: 1. Предмет, содержание и задачи курса Инновационный менеджмент.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 213
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
— формирование единого технологического пространства (это междисциплинарное понятие, означающее совокупность концепций, методов, накопленных знаний, инструментов, навыков и возможностей. Технологическое пространство обычно связано с определённым сообществом, в котором происходит накопление и активный обмен знаниями и умениями, связанными с этой областью.
— осуществление благоприятной кредитной, налоговой и таможенной политики в сфере инновационной деятельности;
— создание условий для сохранности, развития и эффективного использования отечественного научно-технического и инновационного потенциала;
— поддержание высокого общественного статуса всех участников инновационного процесса (ученых, конструкторов, инженеров и др.).
Текущая инновационная политика. Эта политика предусматривает оперативное регулирование и поддержку инновационной деятельности на микроэкономическом уровне, в частности:
— координация инновационной деятельности, в т.ч. на уровне регионов: разработка программ инновационного развития, содействие взаимодействию и кооперации науки, образования, производства, финансово-кредитных учреждений в процессе осуществления инновационной деятельности;
— защита прав и интересов субъектов инновационной деятельности;
— подготовка высококвалифицированных рабочих кадров, ориентация на
— определение целесообразности предоставления финансовой поддержки для реализации конкретных инновационных проектов;
— осуществление мониторинга реализации инновационных проектов по целью определения эффективности вложения инвестиций;
— организация, планирование и контроль ресурсного обеспечения поддерживаемых государством инновационных проектов по государственным и негосударственным источникам.
Итак, первоочередной задачей государства как субъекта управления инновационной деятельностью является формирование эффективной инновационной политики, которая бы обеспечила условия для реализации инновационной модели развития.
14. Роль инноваций в современных моделях экономического роста.
Функции, которые выполняют инновации в рамках развития экономики и общества являются многочисленными; невозможно охватить весь их спектр, можно выделить только основные.
Инновации способствуют:
- экономическому росту страны в долгосрочной перспективе.
- созданию новых отраслей экономики.
- созданию единого рыночного пространства. В современном обществе, которое, так или иначе, идет по пути глобализации, даже одна инновация может способствовать созданию единого рынка.
- стимулированию конкуренции и повышению конкурентоспособности отдельного физического лица, организации, страны. Джоном А. Гобсоном было высказано мнение, что действительное конкурентное преимущество заключается в способности находить новые рынки, производить новые товары и изобретать новые способы изготовления товаров. Если фирма обладает инновацией, которая пользуется спросом на рынке, то, безусловно
- взаимопроникновению культур и экономик разных стран. Инновации, применяемые в многочисленных областях жизнедеятельности общества, способствуют интеграции общества;
укреплению обороноспособности страны, ее экономической, продовольственной безопасности и т.д.
- развитию и совершенствованию законодательной базы в области защиты интеллектуальных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.
- получению коммерческой выгоды. Фактически, инновации являются генератором прибыли. Инновации предоставляют возможность физическому или юридическому лицу получать более высокую прибыль посредством создания продукции более высокого качества, снижения себестоимости производства, увеличения объемов выпуска продукции в единицу времени и т.д.
- увеличению доли рынка, расширению круга потенциальных покупателей, завоеванию новых сегментов рынка, стабилизации и закреплению положения на рынке;
- снижению издержек производства за счет использования более экономичных технологий, позволяющих сокращать объемы потребления воды, энергии и т.д.;
- повышению качества производимой продукции. Технические (технологические) или продуктовые инновации способствуют производству продуктов с новыми или улучшенными свойствами, предоставлению более качественных услуг, которые будут максимально соответствовать потребностям человека;
- росту количества квалифицированных кадров, т.к., например, для работы на новом (инновационном) оборудовании необходимо пройти курс повышения квалификации. Таким образом, повышается как общая, так и специальная профессиональная подготовка кадров;
- удовлетворению потребностей человека. Практическая каждая инновация, в той или иной степени способствует удовлетворению потребностей человека. Даже инновации, сделанные в рамках фундаментальных исследований, в конечно итоге найдут свое отражение в прикладных, и тем самым косвенно будут удовлетворять потребности индивида;
- решению глобальных проблем человечества (например, борьбы с особо опасными вирусными заболеваниями).
- росту уровня жизни населения.
15. Прямые и косвенные методы государственной поддержки инновационной деятельности.
Прямые методы государственного регулирования инновационного процесса осуществляются преимущественно в двух формах: административно-ведомственной и программно-целевой. Административно-ведомственная форма государственного регулирования инновационного процесса - это прямое финансирование, осуществляемое в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям. Программно-целевая форма государственного регулирования инноваций - это контрактное финансирование инноваций посредством государственных целевых программ поддержки нововведений, в том числе в малых наукоемких фирмах. Создается система государственных контрактов на приобретение тех или иных новшеств (товаров, технологических процессов, услуг), и фирмам предоставляются кредитные льготы для осуществления нововведений. Контрактное финансирование представляет собой один из элементов распространенной в настоящее время системы контрактных отношений - договоров между заказчиками и подрядчиками. В договоре четко предусматриваются сроки завершения работ, конкретное разделение труда между исполнителями, характер материального вознаграждения. Строго оговариваются взаимные обязательства и экономические санкции.
В системе прямых методов воздействия государства на инновационный процесс важное место занимают мероприятия, стимулирующие кооперацию промышленных предприятий (фирм, корпораций) в области нововведений и кооперацию университетов с промышленностью. Вторая из этих форм кооперации вызвана необходимостью, с одной стороны, доведения передовых научных идей до стадии их коммерческой реализации, с другой - создания условий для заинтересованности промышленности в финансировании фундаментальных и поисковых исследований.
В этом направлении государственной инновационной политики проявляется ее ориентация на научную новизну промышленных инноваций, что нередко является вторичным при реализации интересов промышленных фирм и предприятий, решающих в первую очередь производственные и коммерческие задачи.
В государственном регулировании инновационных процессов важную роль играют и косвенные методы. Косвенные методы, используемые в реализации государственной инновационной политики, нацелены, с одной стороны, на стимулирование инновационных процессов, а с другой - на создание благоприятного (социального, экономического, психологического) климата для новаторской деятельности. Состав, структура и содержание косвенных методов государственного регулирования инновационных процессов достаточно разнообразны.
К косвенным методам следует отнести налоговые льготы и скидки, кредитные льготы. Налоговые льготы и скидки находят проявления: в освобождении от налогообложения той части прибыли предприятий и организаций, которая направляется на проведение перспективных инновационных разработок, создание научно-технического надела; исключении валютных средств научных организаций и вузов из числа налогооблагаемых доходов, полученных от реализации научно-технической (инновационной) продукции и направленных на приобретение специального оборудования и уникальных приборов; снижении ставок налога на добавленную стоимость, имущество и землю для научно-технических организаций; уменьшении в течение определяемого периода налогооблагаемой прибыли, получаемой предприятиями (фирмами) от использования изобретений и других новшеств. Эффективными при определенных условиях могут быть такие косвенные меры государственного регулирования инноваций, как кредитные льготы, т.е. предоставление кредитов (например, с низкой процентной ставкой) предприятиям, акционерным обществам и фирмам - потенциальным потребителям результатов инновационных разработок, нововведений.
16. Современное состояние и перспективы развития инновационной деятельности в России и за рубежом.
Современное состояние российской экономики показывает, что разработка инновационной политики является приоритетной задачей развития страны, поскольку, несмотря на высокий научно-образовательный потенциал, в экономике превалирует сырьевой экспорт, а показатель наукоемкости большей части российской промышленности существенно ниже, чем в США и ЕС.
Мировой экономический кризис 2008-2009 гг. осложнил реализацию поставленных целей, привел к сокращению расходов частного бизнеса на инновации и обострил структурные дефекты российской инновационной системы.
Основные меры по развитию прикладной науки реализуются в основном в рамках федеральных целевых программ, направленных на развитие инновационных разработок в приоритетных секторах экономики.
С другой стороны, наукоемкие отраслевые программы, нацеленные на развитие технологий в отдельных приоритетных секторах (авиастроение, судостроение, космос, ядерный комплекс, новые транспортные технологии, средства телекоммуникации, решение проблемы удаленного доступа, торговля, информационная безопасность, универсализация услуг), получили в последние годы опережающее развитие по сравнению с междисциплинарными технологическими и научными федеральными целевыми программами.
Кроме того, на основе наиболее эффективных научных организаций в приоритетных технологических направлениях (новые материалы, авиастроение и др.) будут создаваться национальные исследовательские центры. Первый такой центр уже создан на базе федерального государственного учреждения Российский научный центр "Курчатовский институт".
Основные направления развития инфраструктуры национальной инновационной системы связываются с результативностью коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.
Также будет продолжено создание технопарков и промышленных парков в регионах России в рамках государственной программы "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий" и по линии государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
Важный вклад в формирование инновационного вектора развития российской экономики должен внести Центр поддержки научной деятельности и коммерциализации ее результатов в Сколково. Создание данного Центра позволит сформировать благоприятные условия для деятельности высокотехнологичных компаний, приведет к росту выпуска инновационной продукции, будет способствовать притоку прямых иностранных инвестиций в наукоемкое производство.
В свою очередь стоит отметить, что российские предприятия не питают особых иллюзий относительно возможности выхода на новые рынки сбыта за рубежом, учитывая последствия мирового кризиса, что выражается в минимальном рейтинге соответствующих целей среди прочих задач инновационной деятельности. Так, продвижение инновационной продукции на рынки стран СНГ планировали лишь 14% предприятий, осуществлявших инновации, на рынки стран Юго-Восточной Азии - 5,6%, Западной Европы - 4,7%, а США и Канады - только 3,1%.