Файл: Определение качества автомобильных смазочных масел.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.01.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Метод основан на взаимодействии воды, содержащейся в масле, с гидридом кальция по реакции:

СаН2 + 2O = Са(ОН)2 + 2 + 243,6 кДж (1.3)
По повышению температуры масла после добавления к нему гидрида кальция определяют содержание воды.

        1. Тщательно перемешать испытуемое масло в склянке в течение 5 минут.

        2. В стеклянный цилиндр с плоским дном, диаметром 30 мм длиной 135 мм налить 10 см3 масла, после чего вставить его в пенопластовый термостат.

        3. Опустить в пробирку термометр и измерить начальную температуру масла (А °C).

        4. Вскрыть пакетик с навеской гидрида кальция в аккуратно всыпать его содержимое в цилиндр с маслом.

        5. Осторожно, но тщательно размешать содержимое цилиндра при помощи термометра, наблюдая за повышением температуры, отметить максимальную температуру пробы (В °C).

2.4.2.6. Найти разность температур

Т = - А), °C (1.4)

и при помощи номограммы (рисунок 1.2) определить процентное содержание воды в масле.




Рисунок 1.2 Номограмма для количества определения воды в масле


    1. Определение в масле водорастворимых кислот и щелочей


Нефть, из которой получают дистиллятные и остаточные масла, не содержит в своём составе неорганических кислот и щелочей. Но при очистке топливо-маслянных дистиллятов применяют щелочной и кислотный метод очистки. В случае нарушения технологических процессов либо серная кислота, либо едкий натр могут оказаться в нефтепродуктах.

В свежем масле неорганические кислоты и
щелочи не допускается.

      1. Порядок работы

        1. Тщательно перемешать образец масла пятиминутным встряхиванием в склянке, заполненной не более, чем на 3/4 её вместимости. Высоковязкое масло предварительно подогреть до 50-60°C.

        2. Налить в делительную воронку по 50 см3 масла и дистиллированной воды, нагретых до 50-60°C. Если вязкость испытуемого образца при 50°C свыше 75 мм2/с, то масло предварительно смешивают при комнатной температуре с 50 см3 бензина. Затем добавляют 50 см3 дистиллированной воды, подогретой до 50-60°C.

1.5.1.З Содержимое делительной воронки слегка взбалтывать в течение пяти минут, не допуская образования эмульсии. После отстоя нижний водный слой слить через воронку с бумажным фильтром в две пробирки (по 1-10 см3).

        1. Добавить в одну из пробирок две капли 0,02 %-го раствора метилового оранжевого. При окрашивании водной вытяжки в розовый цвет считается установленным присутствие неорганических кислот в масле.

        2. Добавить во вторую пробирку три капли 1 %-го раствора фенолфталеина. Окрашивание водной вытяжки в розовый или красный цвет свидетельствует о присутствии в масле щелочей.

Анализ на нейтральность может быть проведен по водородному показателю pH, значение которого для нейтральной среды составляет 6-8. При небольшом содержании в водной вытяжке щелочей величина pH равна 8-10, для щелочной среды - более 10. Для водной вытяжки с небольшим содержанием кислот водородный показатель составляет 4-6, для кислой

среды - менее 4.


    1. Определение показателей вязкостно-температурных свойств масел


Для того чтобы масло могло выполнять свою важнейшую функцию - обеспечение жидкостного трения в широком диапазоне скоростей, нагрузок и температур, - необходимо, чтобы оно обладало достаточной вязкостью при рабочей температуре, возможно меньшей зависимостью этой вязкости от температуры и хорошей подвижностью при низких температурах.

Вязкость при рабочей температуре является основным параметром масла. За рабочую температуру моторных масел Принята температура 100°C (для индустриальных и авиационных масел - 50°C). Цифра в маркировке моторного масла обозначает величину кинематической вязкости в мм2/с при 100°C.

От величины вязкости масла при рабочей температуре зависит возможность образования жидкостного трения, отвод тепла от рабочих поверхностей, затраты энергии на циркуляцию масла в системе смазка, работа масляного насоса, очистка деталей от накопившихся продуктов износа, старения масла и загрязнений, герметизация узлов трения и др.

Масла повышенной вязкости применяются для высоконагруженных низкооборотных двигателей, для сильно изношенных двигателей, для двигателей, работающих в напряженном тепловом режиме, условиях высокой запыленности, повышенных температур, большого перепада нагрузок. Чем выше вязкость масла в работающем двигателе, тем надежнее уплотнения, меньше прорыв газов в картер, ниже расход масла.

Маловязкие масла, применяемые для легконагруженных высокооборотных двигателей,
обеспечивают более легкий пуск, хорошую прокачиваемость, лучший теплоотвод от трущихся поверхностей, хорошую очистку их загрязнений и продуктов износа.

При выборе моторного масла необходимо учитывать, что его вязкость с понижением температуры увеличивается, а с повышением - уменьшается. При этом интенсивность изменения различна и находится в близкой зависимости с химическим составом масла. Так, масла, содержащие большое количество смолисто-ароматических компонентов, по сравнению с маслами из парафинистых нефтей, весьма резко меняют вязкость с изменением температуры.

Для оценки
пологости вязкостно-температурной характеристики

используется ряд параметров.

Наиболее простой - это отношениевеличинвязкостипритемпературах50°C

50) и100°C 100) -

50 100 . Чем меньше это отношение, тем положе проходит

вязкостно-температурная характеристика (ВТХ), тем выше эксплуатационные качества масел.

Недостатком параметра является невозможность оценить крутизну ВТХ в наиболее важной области низких температур, оказывающих решающее влияние на запуск двигателя. Для летних моторных масел величина этого отношения составляет не более 6, для зимних и арктических сортов - не более 4.

Другой оценочный параметр - температурныйкоэффициентвязкости, определяемый из выражений:

ТКВ20100

1,25 20 100

50

или ТКВ0100

0 100 , (1.5)

50

где ν0, ν20, ν50, ν100 вязкость масла при температурах 0°C, 20°C, 50°C и 100°C, соответственно.

Этот параметр характеризует вязкостно-температурные свойства масел в более широком диапазоне температур. Для зимних масел величина коэффициента не превышает 22, для всесезонных - не более 25, для летних - не свыше 35-40 (интервал: 0- 100°C).

Наиболее часто для оценки пологости ВТХ используется индекс вязкости (ИВ) - условный параметр, отражающий результат сопоставления данного масла с двумя эталонными, вязкостно-температурные свойства одного из которых приняты за 100, а другого - за 0. Индекс вязкости определяется по номограмме (рисунок 1.4.).


      1. Определение кинематической вязкости масел


Кинематическая вязкость определяется с помощью капиллярных вискозиметров типа ВПЖ-2 или Пинкевича. Сущность метода заключается в измерении калиброванным стеклянным вискозиметром времени истечения, в секундах, определенного объема испытуемой жидкости под влиянием силы тяжести при постоянной температуре. Кинематическая вязкость является произведением измеренного времени истечения на постоянную вискозиметра.

        1. Выбрать вискозиметр с диаметром капилляра, соответствующим ожидаемой вязкости масла (0,99 мм или 1,32 мм), промыть бензином и просушить в сушильном шкафу при температуре 100-120°C.

        2. Испытуемый образец масла профильтровать через бумажный фильтр, высушить прокаленной поваренной солью и еще раз профильтровать. Высоковязкие масла допускается перед фильтрованием подогреть до температуры 50-100°C.

        3. Заполнить вискозиметр маслом в той же последовательности, что и топливом. Для облегчения заполнения вискозиметра сосуд с маслом рекомендуется подогреть до температуры 50-60°C на водяной бане.

        4. Поместить вискозиметр на штативе в водяную баню таким образом, чтобы оба его верхних расширения находились в воде. Выдержать прибор с маслом при температуре 20±0,1°C в течение 15-20 минут.

        5. С помощью резиновой груши закачать масло через капилляр вискозиметра до уровня, находящегося приблизительно на 7 мм выше первой временной метки, если в инструкции по эксплуатации вискозиметра не установлено другое значение (рисунок 1.3), после чего дать ему стекать в нижний резервуар. В момент достижения уровнем масла первой метки между верхним и средним расширениями пустить секундомер, а при прохождении метки под средним расширением - выключить.