Файл: Определение качества автомобильных смазочных масел.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.01.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рисунок 1.3 – Установка для определения кинематической вязкости масла
-
Определить кинематическую вязкость масла последовательно при температурах 20°C, 50°C, 70°C и 100°C, используя формулу:
c ср, (1.6)
где С - постоянная вискозиметра, мм2/с2, (выписывается из паспорта на вискозиметр); τср - среднее время истечения масла через капилляр между метками, с.
Число параллельных замеров устанавливается в зависимости от времени истечения масла через капилляр: пять измерений при времени истечения от 200 до 300 секунд; четыре - при времени истечения от 300 до 600 секунд; три - при времени истечения свыше 600 секунд.
-
Построить график зависимости вязкости масла от его температуры
(ВТХ).
-
Определение индекса вязкости.
Для определения индекса вязкости по номограмме (рисунок 1.4) необходимо отложить на осях координат значения вязкости масла при температурах 50°C и 100°C и провести через эти точки соответственно горизонтальную и вертикальную прямые. На точке пересечения этих прямых найти линию, соответствующую индексу вязкости испытуемого масла.
Для отчета необходимо сделать скан номограммы на полный лист формата А4, выполнить построения, скан и результаты привести в отчете по лабораторной работе.
Рисунок 1.5 – Номограмма для определения индекса вязкости масла
-
Оценка пусковых свойств масел
Лёгкий пуск двигателя, не сопровождающийся, как и последующий прогрев, интенсивным износом деталей, возможен лишь при условии, что вязкость масла не превосходит критического значения. Для автомобильных двигателей это значение округленно составляет 104 мм2/с.
Оценка пусковых свойств заключается в том, чтобы определить температуру, при которой вязкость моторного масла составит 104 мм2/с. Для этой цели используется специальная номограмма (рисунок 1.5).
-
Соединить прямой линией точку на правой шкале, отмеченную 100°C, с точкой на левой шкале, соответствующей полученному для 100°C значению вязкости масла. -
Провести ещё одну прямую, идущую, например, от точки 50°C (или 20°C) до точки на левой шкале, соответствующей значению вязкости масла при этой температуре. -
Провести через точку пересечения прямых и точку на левой шкале, отмеченную 104 мм2/с, прямую линию до пересечения с правой шкалой, на которой и прочитать ответ.
Для отчета необходимо сделать скан номограммы на полный формат А4, выполнить построения, скан и результаты привести в отчете по лабораторной работе.
Рисунок 1.5 – Номограмма для определения пусковых свойств масла
-
Определение температуры застывания масел (ГОСТ 20287)
При охлаждении из масла выделяются микрокристаллы парафина
, вследствие чего ухудшаются фильтрация и прокачиваемость масла, затрудняется пуск двигателя, возрастают пусковые износы его деталей. При сильном охлаждении микрокристаллы, сращиваясь друг с другом, образуют каркас по всей массе, в результате чего масло теряет свою подвижность.
На практике оценка потери подвижности масел производится по температуре застывания, т.е. по температуре, при которой масло теряет свою подвижность в стандартных условиях испытаний.
Аппаратура и методика проведения испытания по определения температуры застывания практически такие же, как и для дизельного топлива.
-
Проведение испытания.-
В сухую чистую пробирку диаметром 20 мм я высотой 160 мм налить обезвоженное масло так, чтобы уровень его отстоял от дна на 30 мм (на боковой
-
поверхности пробирки должна быть кольцевая метка). При заполнении пробирки нельзя допускать растекания масла по её стенкам.
-
Вставить в пробирку термометр на корковой пробке так, чтобы его ртутный шарик находился на расстоянии 8-10 мм от дна пробирки и на равном удалении от её стенок. -
Поместить пробирку с маслом и термометром в водяную баню, нагретую предварительно до температуры 50±1°C, и выдержать до тех пор, пока масло не примет температуру баня. -
Вынуть пробирку из бани, насухо протереть и укрепить при помощи корковой пробки в пробирке-муфте так, чтобы её стенки были параллельны стенкам муфты. -
Закрепить собранный прибор вертикально в штативе и выдержать при комнатной температуре до охлаждения масла до температуры 35±5°C. -
Поместить прибор в сосуд с охладительной смесью, температуру которой устанавливают на 5°C ниже ожидаемой температуры застывания. -
После охлаждения масла до предполагаемой температуры застывания наклонить прибор под углом 45° и, не вынимая из охладительной смеси, держать в течение одной минуты. -
Вынуть прибор из охладительной смеси, быстро протереть и наблюдать за смещением мениска. Если он сместился, то пробирку вновь подогревают до 50±1°C и приводят новое определение при температуре на 4°C ниже предыдущей до тех пор, пока мениск масла не перестанет смешаться. -
Если мениск не сместился, вынуть пробирку из муфты, вновь подогреть до температуры 50±1°C и провести новое определение при температуре, на 4°C выше предыдущей до тех пор, пока при некоторой температуре мениск не перестанет смещаться. -
После нахождения границ застывания повторять испытания, понижая или повышая температуру на 2°C до установления температуры, при которой мениск остаётся неподвижным, а при повторном испытании при температуре на 2°C выше он сдвигается. Эта температура и принимается за температуру застывания масла.
-
Определение температуры вспышки в открытом тигле (ГОСТ 4333-2014).
Температурой вспышки масла называется температура, при которой его пары при нагревании в определенных условиях образуют с окружающим воздухом смесь, вспыхивающую при поднесении к ней пламени.
Температура, при которой масло при поднесении пламени загорается и продолжает устойчиво гореть в течение не менее 5 с, называется температурой воспла- менения.
Очевидно, что температура воспламенения выше температуры вспышки.
Температура вспышки характеризует испаряемость масла. Чем легче его фракционный состав, тем выше испаряемость и ниже температура вспышки, тем больше расход масла в двигателе от угара. Например, при снижении температуры вспышки с 200°C до 140°C расход масла возрастает почти на 50 %.
Снижение температуры вспышки работавшего масла свидетельствует о разжижении его топливом. Исключением являются загущенные масла (М-6З/ 10Г1, М-4З
/6Г1 и др.), приготовленные на маловязком базовом масле. Для них температура вспышки может составлять 160-170°C.
В отличие от дизельных топлив, температура вспышки масел определяется в открытом тигле на аппарате Бренкена (рисунок 1.7), ГОСТ допускает применение аппаратов ТВО и полуавтоматических и автоматических аппаратов типа АТВО.
-
Проведение испытания.-
Тщательно промытый бензином и просушенный тигель (1) прибора вставить в песчаную баню (2) так, чтобы между дном тигля и дном бани был слой песка толщиной 5-8 мм. При этом уровень песка должен быть на высоте около 12 мм от края тигля. -
Налить в тигель предварительно обезвоженное масло так, чтобы его уровень отстоял от верхнего края тигля на 12 мм. При наливании не допускать разбрызгивания масла и смачивания стенок тигля выше допустимого уровня. -
Установить тигель в кольцо штатива и опустить в масло закрепленный в вертикальном положении термометр (3) так, чтобы его ртутный шарик находился в центре тигля примерно посредине между его дном и уровнем масла.
-
Рисунок 1.7 – Аппарат Бренкена для определения температуры вспышки
-
Нагревать тигель таким образом, чтобы температура масла повышалась сначала на 10°C в минуту, а за 40°C до ожидаемой температуры вспышки - на 4°C в минуту. -
За 10°C до ожидаемой температуры вспышки проводить по краю тигля на расстоянии 10-14 мм от поверхности масла и параллельно ей пламенем зажигательного приспособления, делая два оборота: один по часовой стрелке, другой
— против. Длина пламени для зажигания должна быть 3-4 мм, а длительность каждого испытания не должна превышать 2-3 с.
-
Повторять испытания через каждые 2°C подъема температуры до тех пор, пока над частью (или над всей) поверхности масла не появится голубоватое, быстро исчезающее пламя, сопровождаемое легким взрывом. Температура, показываемая в этот момент термометром, считается температурой вспышки. -
Зафиксировав температуру вспышки, повторить испытание при температуре на 2°C выше. Если вспышка повторится, то полученную ранее температуру считают правильной. Если вспышка не появилась, то температуру считают ошибочной.
Истинную вспышку не следует смешивать с отблеском от пламени зажигательного приспособления.
При появлении неясной вспышки она должна быть подтверждена последующей вспышкой через 2°C.
-
Определение кислотного числа.
Органические кислоты, которые могут присутствовать в