Файл: Определение качества автомобильных смазочных масел.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.01.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Рисунок 1.3 Установка для определения кинематической вязкости масла



        1. Определить кинематическую вязкость масла последовательно при температурах 20°C, 50°C, 70°C и 100°C, используя формулу:

c ср, (1.6)

где С - постоянная вискозиметра, мм22, (выписывается из паспорта на вискозиметр); τср - среднее время истечения масла через капилляр между метками, с.

Число параллельных замеров устанавливается в зависимости от времени истечения масла через капилляр: пять измерений при времени истечения от 200 до 300 секунд; четыре - при времени истечения от 300 до 600 секунд; три - при времени истечения свыше 600 секунд.

        1. Построить график зависимости вязкости масла от его температуры

(ВТХ).


      1. Определение индекса вязкости.

Для определения индекса вязкости по номограмме (рисунок 1.4) необходимо отложить на осях координат значения вязкости масла при температурах 50°C и 100°C и провести через эти точки соответственно горизонтальную и вертикальную прямые. На точке пересечения этих прямых найти линию, соответствующую индексу вязкости испытуемого масла.

Для отчета необходимо сделать скан номограммы на полный лист формата А4, выполнить построения, скан и результаты привести в отчете по лабораторной работе.



Рисунок 1.5 Номограмма для определения индекса вязкости масла



      1. Оценка пусковых свойств масел


Лёгкий пуск двигателя, не сопровождающийся, как и последующий прогрев, интенсивным износом деталей, возможен лишь при условии, что вязкость масла не превосходит критического значения. Для автомобильных двигателей это значение округленно составляет 104 мм2/с.

Оценка пусковых свойств заключается в том, чтобы определить температуру, при которой вязкость моторного масла составит 104 мм2/с. Для этой цели используется специальная номограмма (рисунок 1.5).

        1. Соединить прямой линией точку на правой шкале, отмеченную 100°C, с точкой на левой шкале, соответствующей полученному для 100°C значению вязкости масла.

        2. Провести ещё одну прямую, идущую, например, от точки 50°C (или 20°C) до точки на левой шкале, соответствующей значению вязкости масла при этой температуре.

        3. Провести через точку пересечения прямых и точку на левой шкале, отмеченную 104 мм2/с, прямую линию до пересечения с правой шкалой, на которой и прочитать ответ.

Для отчета необходимо сделать скан номограммы на полный формат А4, выполнить построения, скан и результаты привести в отчете по лабораторной работе.




Рисунок 1.5 Номограмма для определения пусковых свойств масла



    1. Определение температуры застывания масел (ГОСТ 20287)


При охлаждении из масла выделяются микрокристаллы парафина

, вследствие чего ухудшаются фильтрация и прокачиваемость масла, затрудняется пуск двигателя, возрастают пусковые износы его деталей. При сильном охлаждении микрокристаллы, сращиваясь друг с другом, образуют каркас по всей массе, в результате чего масло теряет свою подвижность.

На практике оценка потери подвижности масел производится по температуре застывания, т.е. по температуре, при которой масло теряет свою подвижность в стандартных условиях испытаний.

Аппаратура и методика проведения испытания по определения температуры застывания практически такие же, как и для дизельного топлива.

      1. Проведение испытания.

        1. В сухую чистую пробирку диаметром 20 мм я высотой 160 мм налить обезвоженное масло так, чтобы уровень его отстоял от дна на 30 мм (на боковой

поверхности пробирки должна быть кольцевая метка). При заполнении пробирки нельзя допускать растекания масла по её стенкам.

        1. Вставить в пробирку термометр на корковой пробке так, чтобы его ртутный шарик находился на расстоянии 8-10 мм от дна пробирки и на равном удалении от её стенок.

        2. Поместить пробирку с маслом и термометром в водяную баню, нагретую предварительно до температуры 50±1°C, и выдержать до тех пор, пока масло не примет температуру баня.

        3. Вынуть пробирку из бани, насухо протереть и укрепить при помощи корковой пробки в пробирке-муфте так, чтобы её стенки были параллельны стенкам муфты.

        4. Закрепить собранный прибор вертикально в штативе и выдержать при комнатной температуре до охлаждения масла до температуры 35±5°C.

        5. Поместить прибор в сосуд с охладительной смесью, температуру которой устанавливают на 5°C ниже ожидаемой температуры застывания.

        6. После охлаждения масла до предполагаемой температуры застывания наклонить прибор под углом 45° и, не вынимая из охладительной смеси, держать в течение одной минуты.

        7. Вынуть прибор из охладительной смеси, быстро протереть и наблюдать за смещением мениска. Если он сместился, то пробирку вновь подогревают до 50±1°C и приводят новое определение при температуре на 4°C ниже предыдущей до тех пор, пока мениск масла не перестанет смешаться.

        8. Если мениск не сместился, вынуть пробирку из муфты, вновь подогреть до температуры 50±1°C и провести новое определение при температуре, на 4°C выше предыдущей до тех пор, пока при некоторой температуре мениск не перестанет смещаться.

        9. После нахождения границ застывания повторять испытания, понижая или повышая температуру на 2°C до установления температуры, при которой мениск остаётся неподвижным, а при повторном испытании при температуре на 2°C выше он сдвигается. Эта температура и принимается за температуру застывания масла.





    1. Определение температуры вспышки в открытом тигле (ГОСТ 4333-2014).


Температурой вспышки масла называется температура, при которой его пары при нагревании в определенных условиях образуют с окружающим воздухом смесь, вспыхивающую при поднесении к ней пламени.

Температура, при которой масло при поднесении пламени загорается и продолжает устойчиво гореть в течение не менее 5 с, называется температурой воспла- менения.

Очевидно, что температура воспламенения выше температуры вспышки.

Температура вспышки характеризует испаряемость масла. Чем легче его фракционный состав, тем выше испаряемость и ниже температура вспышки, тем больше расход масла в двигателе от угара. Например, при снижении температуры вспышки с 200°C до 140°C расход масла возрастает почти на 50 %.

Снижение температуры вспышки работавшего масла свидетельствует о разжижении его топливом. Исключением являются загущенные масла (М-6З/ 10Г1, М-4З

/6Г1 и др.), приготовленные на маловязком базовом масле. Для них температура вспышки может составлять 160-170°C.

В отличие от дизельных топлив, температура вспышки масел определяется в открытом тигле на аппарате Бренкена (рисунок 1.7), ГОСТ допускает применение аппаратов ТВО и полуавтоматических и автоматических аппаратов типа АТВО.

      1. Проведение испытания.

        1. Тщательно промытый бензином и просушенный тигель (1) прибора вставить в песчаную баню (2) так, чтобы между дном тигля и дном бани был слой песка толщиной 5-8 мм. При этом уровень песка должен быть на высоте около 12 мм от края тигля.

        2. Налить в тигель предварительно обезвоженное масло так, чтобы его уровень отстоял от верхнего края тигля на 12 мм. При наливании не допускать разбрызгивания масла и смачивания стенок тигля выше допустимого уровня.

        3. Установить тигель в кольцо штатива и опустить в масло закрепленный в вертикальном положении термометр (3) так, чтобы его ртутный шарик находился в центре тигля примерно посредине между его дном и уровнем масла.




Рисунок 1.7 Аппарат Бренкена для определения температуры вспышки


        1. Нагревать тигель таким образом, чтобы температура масла повышалась сначала на 10°C в минуту, а за 40°C до ожидаемой температуры вспышки - на 4°C в минуту.

        2. За 10°C до ожидаемой температуры вспышки проводить по краю тигля на расстоянии 10-14 мм от поверхности масла и параллельно ей пламенем зажигательного приспособления, делая два оборота: один по часовой стрелке, другой

— против. Длина пламени для зажигания должна быть 3-4 мм, а длительность каждого испытания не должна превышать 2-3 с.

        1. Повторять испытания через каждые 2°C подъема температуры до тех пор, пока над частью (или над всей) поверхности масла не появится голубоватое, быстро исчезающее пламя, сопровождаемое легким взрывом. Температура, показываемая в этот момент термометром, считается температурой вспышки.

        2. Зафиксировав температуру вспышки, повторить испытание при температуре на 2°C выше. Если вспышка повторится, то полученную ранее температуру считают правильной. Если вспышка не появилась, то температуру считают ошибочной.

Истинную вспышку не следует смешивать с отблеском от пламени зажигательного приспособления.

При появлении неясной вспышки она должна быть подтверждена последующей вспышкой через 2°C.

    1. Определение кислотного числа.


Органические кислоты, которые могут присутствовать в