ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методическая разработка
«Я говорю по картинкам»
Составила
Учитель-логопед
I категории
Николаева Е.В.
Пояснительная записка
В настоящее время наблюдается рост числа детей, которым необходима качественная коррекционная помощь с целью дальнейшей позитивной социализации в общество.
Речь в философии, педагогике и психологии рассматривается как центр, в который сходятся все линии психического развития. Вся психическая деятельность протекает с участием речи прямо или косвенно. Становление эмоций, характера, личности в целом зависят также от развития речи. Указывали на тесную связь между аффективным, когнитивным и речевым развитием Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубенштейн и другие.
Речевое развитие признается одним из главных показателей психического развития ребенка. У детей с нарушением слуха наблюдается системное нарушение речевой деятельности, при котором страдает нормативное усвоение основных компонентов языковой системы, относящихся как к звуковой, так и смысловой сторонам речи. Недоразвитие речи может быть выражено в различной степени: от полного отсутствия до фразовой речи с аграматизмами.
Учеными разрабатывались теоретические и методические аспекты проблемы недоразвития речи, представленные в многочисленных психологических, нейропсихологических, клинических и педагогических исследованиях (Левина Р.Е., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б., Хватцев М.Е. и др.).
Повышение качества коррекционной помощи детям с ОВЗ требует разработки результативных методов и приемов формирования речевой деятельности. Это и определило необходимость составления методической разработки «Я говорю по картинкам».
Данная работа имеет коррекционно-развивающую направленность и может быть реализована в образовательных организациях для детей, имеющих нарушения речи. Разработка предназначена для работы с детьми, у которых уровень развития речи характеризуется как отсутствие общеупотребительной речи. Средствами общения для них являются отдельные звуки и их сочетания – звукокомплексы и звукоподражания, лепетные слова, отдельные слова.
Актуальность определяется тем, что работая с детьми с ОВЗ (нарушение слуха, нарушения речи, задержка речевого развития и др.) и сталкиваясь с проблемами в их обучении, педагогам приходится искать вспомогательные средства, облегчающие процесс обучения. Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и другое). Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он
выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом? Люди с древних времён старались изобретать приёмы, помогающие запоминать нужную информацию, передавая их из поколения в поколения под общим названием «пиктограмма».
Практическая значимость состоит в комплексном решении задач коррекционно-развивающего обучения (формирование речевой деятельности, когнитивное развитие, эмоционально-личностное развитие) и необходимостью оказания детям с нарушением слуха качественной коррекционно-логопедической помощи, позволяющей предупредить вторичные отклонения в развитии.
В разработке реализованы следующие принципы дошкольной коррекционной педагогики:
-
Принцип развивающего обучения; -
Принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии; -
Принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской речи; -
Деятельный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка; -
Принцип доступности интерпретируется как принцип посильности в отборе и преподнесении материала; -
Принцип наглядности подчеркивает высокую значимость наглядных опор. -
Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка;
Содержательный компонент
Данная методика разработана для учителей-логопедов дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
В содержании учтены общие и специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста, вариативные формы организации ранней коррекции отклонений речевого развития.
В структуре методической разработки представлено 3 блока: план взаимодействия с детьми, план взаимодействия с родителями, план взаимодействия с педагогами.
Блок «Взаимодействие с детьми» предназначен для дошкольников , имеющих недостаточное развитие общеупотребительной речи. Содержание представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую интенсивное развитие пассивного и активного словаря детей
, формирование фразовой речи, развитие связной речи. В блоке представлено поэтапное планирование работы с детьми, которое включает несколько направлений:
-
Развитие понимания речи; -
Активизация речевой деятельности и развитие лесико-граматических средств языка -
Развитие внимания, памяти, мышления детей
Во втором блоке «Взаимодействие с родителями» разработан план работы с родителями. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. В данной методической разработке представлена планомерная целенаправленная работа с родителями, в которой решаются следующие приоритетные задачи:
• установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
• объединение усилий для развития и воспитания детей;
В третьем блоке «Взаимодействие с педагогами» представлена система коррекционно-развивающей работы ,которая предусматривает взаимодействие и преемственность работы всех специалистов ДОУ.
Взаимосвязь логопеда с воспитателями.
Педагогический эффект зависит и от творческого профессионального контакта учителя-логопеда с воспитателями. Воспитатель активно подключается к коррекционной работе по развитию связной речи у детей по данной программе.
Взаимосвязь логопеда с психологом
Логопед не остается один на один с поиском путей увеличения эффективности коррекции, поскольку также предусмотрено и психологическое сопровождение дошкольника. Единая направленность деятельности логопеда и психолога является залогом успешности в преодолении речевого нарушения у ребенка.
Совместная деятельность логопеда с музыкальным руководителем.
Для достижения положительных результатов в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи необходима тесная связь с музыкальным руководителем. Основополагающий принцип проведения занятий взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом. Восприятие речи и музыки осуществляется единой анализаторной системой, поэтому недостатки речевой системы восприятия можно компенсировать с помощью музыкального восприятия.
Связь логопеда с инструктором по физической культуре.
Коррекцией речевого и общего развития детей дошкольного возраста с ОВЗ занимается не только учитель-логопед, но и инструктор по физической культуре. Если учитель-логопед развивает и совершенствует речевое общение детей, то инструктор по физической культуре на специальных занятиях с детьми решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций. Особое внимание обращается на возможность закрепления полученных навыков путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учетом изучаемой темы.
Цель методической разработки: развитие импрессивной и экспрессивной речи, формирование коммуникативных способностей с использованием метода пиктограмм.
Цель реализуется через решение следующий задач.
Задачи
Коррекционно-образовательные:
-
Ознакомление с символическим изображением предметов, признаков, действий -
Обогащать и активизировать пассивный и активный словарь -
Стимуляция потребности в вербальных высказываниях -
Формирование связной речи
Коррекционно-развивающие:
-
Развитие лексико-грамматических средств языка -
Развитие фразовой речи -
Развитие внимания, памяти, мышления
Коррекционно-воспитательные:
-
воспитание потребности в речевом общении
Реализация коррекционно-развивающей работы осуществляется в процессе логопедических занятий, занятий по изодеятельности, математики, музыкальных и физкультурных занятий и таких видах деятельности, как игровая, коммуникативная, предметно-практическая.
Пиктограмма (от латинского – рисовать и греческого – запись) – это знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего, в схематическом виде.
Впервые метод пиктограмм был разработан Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н. Поддьяковым. Вопросом использования пиктограмм в дошкольной педагогике занимались российские педагоги Воробьёва В.К., Ткаченко ТА., Большева Т.В., Ефименкова Л.Н и другие
Пиктограммы, используемые в работе с детьми можно разделить на следующие виды:
Слова – предметы (Кто это? Что это?)
Слова – действия (Что делает?)
Слова – признаки (Какой? Какая?)
Символы предлогов
Пиктограммы эмоций
Любое слово, действие можно изобразить графически - пикты передают не предмет, а смысл. Изображение пиктограмм процесс творческий, не обязательно использовать готовый образец, каждый педагог может найти свой значок для изображения.
I блок «Взаимодействие с детьми»
План работы с пиктограммами
I год обучения
Цель | Содержание |
Формирование первоначальных представлений о пиктограммах Развивать умение отмечать характерные черты предметов, признаков, действий | Упражнение «Знакомство» Упражнение «Находка» Игра «Зеркало» Игра «Веселые спортсмены» |
Развитие пассивного и активного словаря детей | Упражнение «Покажи» Упражнение «Назови» |
Развитие активной подражательной речевой деятельности | Упражнение «Посмотри и скажи» Упражнение «Составь предложение» |
II год обучения
Развитие пассивного и активного словаря детей Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка Развитие фразовой речи. | Упражнение «Какой? Какая? Какое?» Упражнение «Составь предложение» Упражнение «Нарисуй, фразу» Упражнение «Составь предложение» |