ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
III год обучения
Развитие лексико-грамматических средств языка Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи. Развитие связной речи Развитие логического мышления, ассоциативной памяти | Упражнение «Составь пару» Упражнение «Найди общее» Упражнение «Исправь ошибку» Упражнение «Продолжи фразу» Упражнение «Расскажи сказку (рассказ)» Упражнение «Загадка» Игра «Нарисуй слово» |
Игры и упражнения используются на логопедических занятиях. Закрепляются умения в индивидуальной работе логопеда и воспитателя. Так же игры используются в свободной деятельности детей.
II блок «Взаимодействие с родителями»
План работы
Содержание |
Индивидуальные формы работы:
Коллективные формы работы:
Домашние задания
Совместная деятельность:
|
III блок «Взаимодействие с педагогами»
Взаимосвязь логопеда с воспитателями
Совместно с воспитателем логопед анализирует особенности речевого развития каждого ребенка. Проводят совместные комплексные занятия, в которых используют пиктограммы для развития речи. По заданию логопеда воспитатель выполняет индивидуальные задания. Во время проведения игр и занятий воспитатель использует пиктограммы.
Взаимосвязь логопеда и психолога
Психолог работает в тесной связи с логопедом по данной разработке. В своей работе использует пиктограммы на различение эмоций человека и проговаривает соответствующие слова и фразы.
Взаимосвязь логопеда и музыкального работника
На музыкальных занятиях музыкальный руководитель использует пиктограммы обозначающие различные звучания (громко, тихо, медленно, быстро, слитно, не слитно, высоко, низко).
Взаимосвязь логопеда и инструктора физического воспитания
На занятиях физкультуры используются пиктограммы обозначающие, различные положения туловища во время выполнения упражнений.
Материалы и оборудование
Наборы пиктограмм:
-
пиктограммы по лексическим темам «Семья», «Продукты питания», «Мебель», «Одежда и обувь», «Транспорт», «Времена года», «Домашние и дикие животные», «Посуда», «Игрушки»: каждая серия состоит из системы символов, изображающими предметы. -
Пиктограммы действия с предметами -
Пиктограммы признаков предметов -
Пиктограммы предлогов -
Пиктограммы стихотворений, текстов
Индивидуальные наборные карточки
Наборное полотно в группе «Я хочу рассказать»
КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПИКТОГРАММ
Игра «Знакомство»
Цель: Ознакомление с пиктограммами и уточнение их понимания.
Оборудование: пиктограммы-предметы; реальные предметы и игрушки, соответствующие пиктограммам; таблички со словами.
Ход игры
Педагог показывает ребенку пиктограмму, предлагает соотнести с реальным предметом или картинкой;
Игра «Находка»
Цель: развитие понимания речи, развитие зрительного восприятия
Оборудование: пиктограммы-предметы;
Ход игры:
-
Из нескольких пиктограмм ребенок должен узнать и показать ту, которую назвал педагог. -
Ребенок выбирает две одинаковые пиктограммы среди ряда других. -
Ребенок находит такую же пиктограмму среди определенного множества других.
Игра «Зеркало»
Цель: развитие понимания речи;
Оборудование: пиктограммы предметов и действий
Ход игры:
Педагог или ребенок называет или показывает предмет или действие – дети показывают соответствующую пиктограмму.
Игра «Веселые спортсмены»
Цель: развитие понимания речи; развитие общей моторики
Оборудование: пиктограммы с изображением различных положений туловища, рук и ног
Ход игры
Педагог показывает карточки со схематическим изображением движения. Дети передают изображенное движение.
Упражнение «Покажи»
Цель: развитие понимания речи, активизация речевой деятельности
Оборудование: пиктограммы предметов
Педагог совместно с ребенком рассматривает пиктограммы. Инструкция «Покажи, где машина (…)?» Ребенок показывает и называет в зависимости от речевых возможностей «Вот машина».
Упражнение «Назови»
Цель: активизация речевой деятельности
Оборудование: пиктограммы предметов
Ход игры:
Педагог совместно с детьми рассматривает пиктограммы, задает вопросы «Кто это? Что это?». Ребенок отвечает на вопрос «Это ….».
Упражнение «Посмотри и скажи»
Цель: развитие фразовой речи
Оборудование: сенсорный экран (телевизор, ноутбук), пиктограммы предметов, действий
Ход игры:
Дети смотрят на экране какое-либо действие. У каждого индивидуальный набор пиктограмм . На индивидуальном наборном полотне дети выкладывают соответствующие действию пиктограмму и проговаривают фразу (например собака бежит, мальчик прыгает и т.д.)
Игра «Составь предложение»
Цель: развитие фразовой речи
Оборудование: информационная карточка с прорезями в которые вставлены ленты с пиктограммами – в одном окошке пиктограммы предметы, в другом пиктограммы действие.
Ход игры:
Ребенок подбирает картинки на информационной карточке соотнося существительные с глаголом, образуя 2-х составные предложения.
Упражнение «Какой? Какая? Какое?»
Цель: развивать ассоциативное мышление; развивать умение соотносить существительные и прилагательные в роде.
Оборудование: пиктограммы признаков, предметные картинки
Ход игры:
У детей пиктограммы слов-признаков. Педагог демонстрирует предметную картинку, например, «Суп» дети подбирают пиктограммы – горячий и проговаривают словосочетание: Горячий суп.
Игра «Составь предложение»
Цель: развивать фразовую речь
Оборудование: информационная карточка с тремя окошками, ленты пиктограмм – предметов, признаков, действий.
Ход игры:
На информационной ленте ребенок составляет 3-х сложные предложения с опорой на наглядность или самостоятельно: Мама идет домой и т.д.
Упражнение «Нарисуй, фразу»
Цель: развитие внимания, воображения, ассоциативное мышление, речь
Оборудование: сенсорный экран, карандаши, бумага, игрушки, сюжетные картинки
Педагог демонстрирует действие (сюжетную картинку) и проговаривает фразу, например «Мяч прыгает». Ребенок на сенсорном экране или листе бумаги зарисовывает пиктами данное действие.
Игра «Составь пару»
Цель: развивать мышление, активизировать речевую деятельность, развитие лексико-грамматических средств языка
Оборудование: пиктограммы предметов, действий, признаков
Первый вариант: взрослый предлагает ребенку соединить стрелкой пиктограмму, изображающую предмет, с пиктограммой, отражающей действие, которое можно производить с этим предметом. Например, кукла – играть, яблоко – есть.
Второй вариант: взрослый показывает ребенку пиктограмму с изображением действия и просит его соединить стрелкой эту пиктограмму с пиктограммой, на которой нарисован соответствующий предмет (например, слушать – уши, пить – вода);
Упражнение «Найди общее»
Цель: развитие умения обобщения, активизация речевой деятельности, развитие лексико-грамматических средств языка
Оборудование: пиктограммы предметов
Ход игры:
Среди определенного множества пиктограмм выбрать только те, которые относятся к одной тематической группе, заданной педагогом (например, к группе одежды);
Упражнение «Исправь ошибку»
Цель: активизация речевой деятельности, развитие лексико-грамматических средств языка; развитие мышления, внимания
Оборудование: пиктограммы предметы, пиктограммы действия, пиктограммы признаки
Ход игры:
Найти и исправить ошибку в парах пиктограмм, соединив соответствующие друг другу. (например, уши – смотреть, глаза – слушать); - найти и исправить ошибку во фразе.
Взрослый показывает ребенку пиктографическое изображение фразы, содержащей ошибку, и предлагает ему из нескольких пиктограмм выбрать нужную, чтобы исправить эту ошибку.
Упражнение «Продолжи фразу»
Цель: : активизация речевой деятельности, развитие лексико-грамматических средств языка; развитие мышления, слухового восприятия
Оборудование: пиктограммы предметы, пиктограммы действия, пиктограммы признаков
-
Педагог произносит фразу дети дополняют фразу нужной пиктограммой, выбрав ее из серии других; -
Составить из пиктограмм произнесенную взрослым фразу;
Упражнение «Расскажи сказку (рассказ)»
Цель: развивать связную речь
Оборудование: набор пиктограмм
Ход игры:
Педагог выкладывает рассказывает сказку (рассказ) и постепенно выкладывает схему сказки (рассказа). Затем ребенок рассказывает самостоятельно.
Упражнение «Загадка»
Цель: развитие мышления, воображения, слухового восприятия, активизация речевой деятельности
Оборудование: игрушки, муляжи, предметные картинки, салфетка
Ход игры:
У педагога на столе закрытый предмет (картинка). На доске выкладывается пиктограмма-описание предмета. Дети отгадывают закрытый предмет.
Игра «Нарисуй слово»
Цель: развитиеслухового восприятия, активизация речевой деятельности, воображения
Оборудование: карандаши, листы бумаги
Ход игры:
Педагог называет слово или фразу, дети самостоятельно изображают рисунки-пиктограммы
Литература
-
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М., 2001 -
Козырева О.А. Логопедические технологии/ - Ростов н/Д.: Феникс, 2018. – 192 с. -
Коррекционно-развивающие технологии в ДОУ/ авт.-сост. Л.В. Годовникова и др. – Волгоград:Учитель, 2013 – 187 с. -
Лисина М.И. «Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А.Г. Рузской. М.: Воронеж, 1997 -
Руленкова Л.И. «Как научить глухого ребенка слушать и говорить на основе верботонального метода» / - М.: Парадигма, 2010. – 191 с.