Файл: Демографическая ситуация в рф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 1005

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особенности сестринского процесса (СП) при работе с детьми разного возраста в условиях стационара и амбулаторно-поликлинических.

СП в педиатрии – это научный метод организации и исполнения системного ухода за детьми различного возраста, требующий от сестры умения индивидуализировать и систематизировать его.

Цель СП  – этот помощь ребенку и его семье в поддержании и восстановлении здоровья, в преодолении дезадаптации, связанной с заболеванием или травмой.

В основе СП находится ребенок как личность, требующая комплексного подхода к лечению и уходу при любом заболевании. Важно учитывать влияние на  развитие личности ребенка критических возрастных периодов жизни.

Принято выделять следующие критические возрастные периоды жизни детей:

  1. Период новорожденности.

  2. Преддошкольный возраст от 1 до 3-х лет.

  3. Дошкольный возраст от 3 до 7-ми лет.

  4. Старший школьный возраст от 12 до 17-18-ти лет.

/. Период новорожденности. Кризис новорожденного – это как бы промежуточный период между внутриутробной и внеутробной жизнью.  В этот период происходит значительная перестройка в организме ребенка, возникают пограничные состояния. В этот период ребенку необходим тщательный уход и ребенок  полностью зависим от взрослых.

2 Преддошкольный возраст от 1 до 3-х лет. Ребенок преддошкольного возраста во всем зависим от родителей, привязан к своим игрушкам, дому, тяжело переносит разлуку с матерью и отрыв от привычной обстановки, не осознает боль, не умеет формулировать жалобы.

  1. Дошкольный возраст от 3 до 7-ми лет. Дошкольники тяжело переносят разлуку с близкими, страдают из-за отрыва от семьи, дома, боятся незнакомой обстановки, диагностических и лечебных процедур.

  2. Старший школьный возраст от 12 до 17-18-ти лет. Подростки более зависимы от взаимоотношений со сверстниками, страдают из-за разлуки с ними, их жизненное самоутверждение проявляется бравадой, претензиями на взрослость, пренебрежительным отношением к болезни.

Важно правильно определить к какой группе психического здоровья относится ребенок, больной соматическим заболеванием.

Выделяют следующие группы психического здоровья:

  1. Совершенно здоровые дети с оптимальной адаптированностью.

  2. Дети с легкими функциональными нарушениями (повышенной утомляемостью, нарушениями сна, неустойчивым настроением).

  3. Дети с астеноневротическим синдромом (мнительностью, неуверенностью, тревожностью, головными болями, головокружениями, тошнотой, снижением работоспособности).

  4. Дети с патохарактерологическими, психоорганическими синдромами (со значительными отклонениями в психике).


Это позволяет учитывать преимущественную зависимость детей 2-й группы от психологических факторов, а детей 3-й и 4-й групп – от медико-биологических, психотравмирующих и других факторов.

Оценка психического здоровья ребенка невозможна в отрыве от родительских взаимоотношений, традиций и типа воспитания, сложившихся в семье. Родительские отношения к детям, как правило, не выступают в чистом виде, они сложны, противоречивы и изменчивы. Только внимательное изучение (опрос, психологическое обследование, наблюдение, анализ) помогают оценить, как в действительности воспитывается ребенок.

К неадекватным типам воспитания относится отвержение. Отвержение – тип воспитания, при котором отмечается эмоциональное отвержение ребенка матерью и (или) отцом. Основные причины отвержения детей:

неустойчивость психики;

психологическая незрелость;

психические расстройства.

Такие женщины, как правило, сами в детском возрасте были лишены родительской любви или чрезмерно опекались в родительской семье и  не смогли освоить роль и ответственность материнства.

Мотивами отвержения ребенка матерью могут быть:

  • копирование отношения родителей к самой матери в детстве;

  • отождествление ребенка с другими родственниками (братом, сестрой), к которым имеется неприязнь или враждебность;

  • негативная оценка женщиной своего брака, соответственно, мужа и ребенка;

  • рождение  ребенка вне брака;

  • рождение  ребенка с целью воздействия на поведение супруга (для привлечения интереса к ней, против его пьянства и пр.) или других меркантильных интересов (получение пособия и пр.);

  • несовместимость родителей, страх плохой наследственности, брак по принуждению и пр.

Причинами отвержения ребенка отцом могут быть:

  • принятие точки зрения жены, которой ребенок не нравится (когда муж занимает подчиненное положение и своим поведением завоевывает расположение жены к себе);

  • обиды, страдания и невротические комплексы отца, переживающего недостаток любви и внимания со стороны жены.

  • идентификация ребенка с собой, перенесение на него чувства неприятия самого себя, что часто связана со страхом, что дети повторят не состоявшийся, с их точки зрения, жизненный опыт.

Выделяют следующие виды нарушения родительского воспитания:



  1. I. Гипоопека– явное эмоциональное отвержение ребенка, проявляющееся в открытой враждебности. Воспитание по типу «Золушки», когда вне зависимости от поведения, связанных с выполнением поручений или обязанностей, ребенок не только не получает одобрения или поощрения со стороны родителей, но и никогда не удостаивается их внимания и ласки.

  2. II. Гиперопека– этот тип воспитания можно охарактеризовать как чрезмерную родительскую заботу. Такие родители не позволяют никому вмешиваться в их отношения с детьми, они сводят до минимума свои отношения с друзьями, уменьшают свою активность вне дома. Причины такого отношения со стороны матерей: предшествующие выкидыши, утрата или болезнь ребенка, длительный период бесплодия или невозможность в дальнейшем иметь детей. Они стремятся дать своим детям то, чего сами не имели в детстве, однако, в своем старании чрезмерно усердствуют.

///. Воспитание повышенной моральной ответственности– тип воспитания, который возникает в тех случаях, когда собственные родительские надежды оказались неосуществленными либо в области образования, либо в жизненной карьере. Родители, идентифицируя себя с детьми, стремятся заставить их реализовать все, что не получилось у них самих, требуют, например, постоянно получать лишь одни пятерки. В других случаях ребенка нагружают непосильными для его возраста задачами (поручают уход, кормление, заботу о младшем или 6 беспомощном, тяжелобольном члене семьи и пр.). Ребенок понимает, какая большая ответственность лежит на нем. Однако он слишком мал, чтобы вынести такую нагрузку. В результате этого у него могут развиться неврозы или психические расстройства.

  1. IV. Противоречивое воспитание– тип воспитания, при котором в одной семье возникают разные взгляды на развитие ребенка, неодинаковые подходы к методам воспитания и межличностным отношениям. К тому же, у членов семьи (матери, отца, бабушки, деда) отмечаются собственные психологические трудности. Для ребенка создается весьма не благоприятная психологическая ситуация в семье, в форме противоречивых требований и установок, затрудняющих его адаптацию, нередко приводящих к развитию у него невротических черт личности, психических расстройств.

V.. Смена типа воспитанияпроисходит нередко в случае распада семьи, болезни или смерти одного из родителей, т.е. связано с изменением структуры семьи. Эти изменения могут быть очень резкими.


     Профилактика.

Раннее распознавание уже появившегося эмоционального отвержения ребенка еще до того, как это отношение укрепилось у родителей, позволяет надеяться на благоприятный прогноз от вмешательства. В предупреждении нарушений родительского воспитания наиболее важно предвидеть обстоятельства, которые могут к этому привести. Отношение матери к будущему ребенку можно предположить еще во время беременности по ее эмоциональному состоянию. Иногда достаточно обсудить с ней причины создавшихся обстоятельств в семье, помочь осмыслить ситуацию, разъяснить возможные последствия эмоционального отвержения для последующего развития личности ребенка и проблем не возникает. С целью изменения формирующегося негативного отношения к ребенку у родителей можно привлекать других членов семьи, исходя из их положительного жизненного опыта в воспитании своих детей.

В редких случаях, требуется более активные вмешательства – психотерапия или фармакотерапия с тем, чтобы снять явные психологические или психопатологические переживания.

Изучение проблемы «нежеланных» детей показало, что эти дети даже в школьном возрасте отличаются нарушенной способностью к адаптации в обществе, школе, среди сверстников (особенно часто, это проявляется у мальчиков).

   Реакция на болезнь  у детей проявляется различно, в зависимости от психологических особенностей родителей:

  1. Крайне сосредоточенные на своем здоровье родители, создают в семье атмосферу страха, неуверенности, ожидания болезней, а при их появлении – ждут неблагополучного исхода.

  2. Родители эгоистичные, стремящиеся жить напоказ, из всего извлекать для себя преимущества, даже болезнь ребенка стараются использовать для привлечения внимания к себе.

  3. Родители самонадеянные и очень уверенные в своих силах и возможностях нередко недостаточно уделяют внимания своему ребенку во время болезни.

Атмосфера, складывающаяся в семье во время болезни ребенка, во многом зависит от того, как его воспитывают. Если ребенку до болезни не хватало заботы, внимания и любви, то и во время болезни в такой семье его не обеспечат всем необходимым.

Некоторые родители, поняв и осознав, что до болезни они уделяли мало внимания своему ребенку, перестраиваются и обеспечивают его всем необходимым.

В тех семьях, где ребенок окружен чрезмерным вниманием, где пытаются предупредить каждое его желание, где восхищаются его любым поступком, соответственно во время болезни эта забота еще больше усиливается. В этих случаях необходимо предупреждать их, что в своих добрых намерениях они могут нанести определенный вред, так как это проявляется в излишней заботе, организации слишком утомительных для больного ребенка занятий, длительных чтений и др.


На ситуацию, складывающуюся вокруг больного ребенка, иногда влияют отношения, которые формируются у родителей с медицинским персоналом. Уважение к знаниям и доверие к медицинскому персоналу во всем, делают мать не только незаменимым помощником в лечебном процессе и уходе, но и создают атмосферу доброжелательности, взаимопонимания, надежды, веры в скорый и благополучный исход болезни. Ребенок остро чувствует настроение родителей, у него улучшается настроение и общее состояние, когда о нем заботятся родители, не только верящие в отдаленный успех лечения, но осознающие правильность всего того, что ему назначается.

ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА ЗДОРОВЬЯ

Без знаний о том, как относится ребенок к своему здоровью, невозможно составить представление о внутренней картине болезни.   Без знаний о психологии здоровья трудно сформировать представление о реакции личности ребенка на болезнь и оказать ему адекватную психологическую поддержку.

Оценка психологии здоровья ребенка проводится по трем основным показателям:

настроение;

поведение;

реакции на те или иные изменения окружающей среды.

При этом очень существенно различать состояние и самочувствие.

Состояние – это отражение истинного положения организма и его функций. Оно установлено в результате дополнительных физикальных, функциональных и лабораторно-инструментальных исследований различных органов и систем.

Самочувствие – это отражение чувств и настроения, испытываемые человеком. Самочувствие субъективно и не всегда точно отражает состояние здоровья.

Для ребенка здоровье приобретает смысл только тогда, когда он начинает понимать его значение для эффективного выполнения той или иной деятельности в игре или учебе. Чем старше ребенок, тем сложнее психическая деятельность, тем большее значение для него имеет его физическое состояние.

Отношение ребенка к здоровью является частью самопознания или, точнее, частью его образа «Я». Образ самого себя складывается у ребенка из восприятия своего внешнего облика, своего поведения и своих качеств.

Факторы, искажающие внутреннюю картину здоровья:

чрезмерное сосредоточение на своем состоянии;

возникновение ипохондрических (апатичных, негативных) мыслей;

преувеличение отдельных недомоганий (аггравация);

болезненное стремление к исправлению реальных или воображаемых физических недостатков (например, к похуданию).