ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 1002
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В практике СД успешно используется упрощенная, адаптированная «пирамида» потребностей, состоящая из 5 уровней, на которых распределены 14 основных (фундаментальных) жизненно-важных потребностей.
1уровень – «Выживание», к нему относятся П, без которых невозможна жизнь человека как биологического объекта ( П – 1,2,3,4,5,6).
2уровень – «Безопасность», человек должен быть уверен, что ему обеспечена безопасность, и что он не причинит вреда окружающим (П – 7,8,9,10, 11).
3уровень – «Принадлежность» – с рождения человек принадлежит к какой-то общности людей: семье, народности, нации, культуре и т.д., человек нуждается в любви и понимании (П – 12).
4 уровень – «Достижение успеха» или «Уважение и самоуважение». Человек живет среди людей и не может быть равнодушен к оценке свой деятельности со стороны окружающих, человеку также необходимо самоуважение. Каждый человек из этого многообразия окружающего мира выбирает то, на что направляется его активность (в соответствии со своими наклонностями и способностями), и стремиться сделать это как можно лучше, чтобы получить удовлетворение от своей работы и одобрение окружающих (иметь жизненные ценности) (П – 13).
5 уровень – «Самовыражение» или «Служение» – полное раскрытие своих способностей, развитие собственной ценности; осуществляется в любимой работе, приносящей не только удовлетворение, но и радость; в увлечениях (хобби), в творческой деятельности (П -14).
В идеале работа человека должна быть его хобби – это гарантия долгой, счастливой жизни…(Слова Ф.Н.: «Ухаживать за больными – вот это моя работа, душа моя нашла свою родину»).
3. Краткая характеристика 14 потребностей
-
Потребность дышать– обеспечивает постоянный газообмен между организмом и окружающей средой, способствуют поступлению О2 в кровь и ткани, выводит СО2. -
Потребность пить– осуществляется доставка Н2О в организм. Без Н2О жизнь невозможна, т.к. все химические процессы в клетках протекают только в водных растворах. В норме человек должен употреблять 1,5-2 л воды в сутки. -
Потребность есть– обеспечивает доставку в организм питательных веществ, которые служат источником энергии в организме и пластическим материалом (Б), из которого строятся органы и ткани. -
Потребность выделять– обеспечивает выведение конечных продуктов обмена веществ, токсичных для организма. -
Потребность спать, отдыхать– обеспечивает восстановление жизненных сил организма. При неудовлетворении потребности наступает истощение нервной системы и нарушение деятельности всех органов и систем. -
Потребность двигаться– обеспечивает самостоятельное удовлетворение всех потребностей. -
Потребность быть здоровым– обеспечивает комфортное состояние и независимость пациента в удовлетворении всех жизненно-важных потребностей. -
Потребность быть чистым– обеспечивает нормальное функционирование кожи и слизистых, которые участвуют в терморегуляции, выводят из организма шлаки, выполняют защитную и дыхательную функции. Поддержание чистоты тела способствует психологическому комфорту человека. -
Потребность одеваться, раздеваться– обеспечивает защиту от влияния вредных факторов внешней среды и поддержание постоянства внутренней среды; дает человеку ощущение комфорта и морального удовлетворения. -
Поддержание температуры тела– обеспечивает, как и предыдущая П постоянство внутренней среды, оптимальную температуру, при которой протекают биохимические реакции в клетках.
Пути поддержания нормальной температуры:
-
терморегуляция; -
одежда по сезону; -
создание микроклимата в помещении. -
Потребность в безопасности– обеспечивает необходимость избегать влияния вредных факторов внешней среды, физических, психосоциальных, духовных; всего, что может нарушить комфортное состояние человека. -
Потребность общаться– дает человеку всю информацию о мире; дает ему возможность быть принятым и понятым, быть любимым. -
Иметь жизненные ценности – обеспечивает необходимость выбирать сферы деятельности в соответствии со склонностями и способностями каждого человека и стремление добиться успеха, признания в этой деятельности. -
Потребность работать, учиться, играть– через удовлетворение этих потребностей происходит самореализация человека.
А. Маслоу создавал свою теорию в 40-е годы ХХ века. Сегодня она не столь популярна в странах с высоким уровнем жизни, где изменились приоритеты в удовлетворении основных потребностей. В таком государстве на первом месте – потребность в самовыражении; удовлетворение физиологических потребностей низшего уровня всем граждан обеспечивает государство.
Для наших условий теория А.Маслоу остается актуальной.
Фундаментальные потребности по В. Хендерсон
(1966г.)
-
Нормально дышать -
Употреблять достаточное количество пищи и жидкости -
Выделять из организма продукты жизнедеятельности -
Двигаться и поддерживать нужное положение -
Спать и отдыхать -
Самостоятельно одеваться, и раздеваться, выбирать одежду -
Поддерживать температуру тела в нормальных пределах, подбирая соответствующую одежду и изменяя окружающую среду -
Соблюдать личную гигиену, заботится о внешнем виде -
Обеспечивать свою безопасность и не создавать опасности для других людей -
Поддерживать общение с другими людьми, выражая свои эмоции, мнение -
Отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой -
Заниматься любимой работой -
Отдыхать, принимать участие в развлечениях и играх -
Удовлетворять свою любознательность, помогающую нормально развиваться
Фундаментальные потребности человека
(адаптированная модель В. Хендерсон,
авторы – С.А. Мухина, И.И. Тарновская, 1998г.)
-
Нормальное дыхание -
Адекватное питание и питье -
Физиологические отправления -
Движение -
Сон, отдых -
Способность одеваться, раздеваться, выбирать одежду. Личная гигиена -
Поддержание нормальной температуры тела -
Поддержание безопасности окружающей среды -
Общение -
Труд и отдых
Стандарты деятельности (Приказ).
Приказ Минздравсоцразвития России от 16.04.2012 № 366н
Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи
Приложение № 10
к Порядку
Приложение 10. Правила организации деятельности педиатрического отделения
-
Настоящие Правила устанавливают порядок организации деятельности педиатрического отделения в медицинских организациях. -
Педиатрическое отделение медицинской организации (далее – Отделение) создается как структурное подразделение медицинской организации. -
Отделение возглавляет заведующий, назначаемый и освобождаемый от должности руководителем медицинской организации, в составе которой создано Отделение.
На должность заведующего Отделением назначается специалист, соответствующий Квалификационным требованиям к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 7 июля 2009 года № 415н(зарегистрирован Минюстом России 9 июля 2009 года, регистрационный № 14292), по специальности “педиатрия”, имеющий стаж работы по данной специальности не менее 5 лет в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 года № 541н “Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения”(зарегистрирован Минюстом России 25 августа 2010 года, регистрационный № 18247). -
На должность врача Отделения назначается специалист, соответствующий Квалификационным требованиям к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 7 июля 2009 года № 415н(зарегистрирован Минюстом России 9 июля 2009 года, регистрационный № 14292), по специальности “педиатрия” без предъявления требований к стажу работы в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 года № 541н “Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения”(зарегистрирован Минюстом России 25 августа 2010 года, регистрационный № 18247). -
Штатная численность медицинского персонала Отделения определяется исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы и коечной мощности с учетом рекомендуемых штатных нормативов согласно приложению № 11 к Порядку оказания педиатрической помощи, утвержденному настоящим приказом, и утверждается руководителем медицинской организации, в составе которой оно создано.
Оснащение Отделения осуществляется в соответствии со стандартом оснащения, предусмотренным приложением № 12 к Порядку оказания педиатрической помощи, утвержденному настоящим приказом. -
В структуре Отделения рекомендуется предусматривать:
– палаты для детей, в том числе одноместные;
– кабинет заведующего;
– помещение для врачей;
– кабинет старшей медицинской сестры;
– комнату для среднего медицинского персонала;
– процедурную;
– помещение сестры-хозяйки;
– буфетную и раздаточную;
– столовую;
– игровую комнату;
– учебный класс;
– помещение для хранения чистого белья;
– помещение для сбора грязного белья;
– душевую и туалет для детей;
– душевую и туалет для медицинского персонала;
– санитарную комнату;
– дневной стационар, включающий помещение для приема детей, палаты для размещения детей, помещение для медицинского персонала, санитарную комнату, туалет для- медицинского персонала, туалет для детей и их родителей, комнату для отдыха родителей;
– комнату для отдыха родителей;
– учебный класс клинической базы. -
Отделение осуществляет следующие функции:
– оказание педиатрической помощи;
– проведение диагностики и лечения детских болезней;
– осуществление профилактических мероприятий, направленных на предупреждение рецидивов заболеваний у детей;
– применение современных методов диагностики, лечения заболеваний и патологических состояний у детей;
– участие в процессе повышения профессиональной квалификации медицинского персонала по вопросам диагностики и оказания педиатрической помощи;
– проведение санитарно-просветительной работы с детьми и родителями (законными – представителями) по вопросам профилактики детских болезней и формированию здорового образа жизни;
– оказание консультативной помощи врачам отделений медицинской организации по вопросам профилактики, диагностики и лечения детских болезней;
– участие в проведении анализа основных медико-статистических показателей заболеваемости, инвалидности и смертности детей;
– ведение учетной и отчетной документации, представление отчетов о деятельности Отделения в установленном порядке. -
Отделение может использоваться в качестве клинической базы научных, высших и средних образовательных организаций и организаций дополнительного профессионального образования. -
Отделение для обеспечения своей деятельности использует возможности всех лечебно-диагностических и вспомогательных подразделений медицинской организации, в составе которой оно организовано.
Приложение № 11
к Порядку
Приложение 11. Рекомендуемые штатные нормативы медицинского персонала педиатрического отделения (на 30 коек)
Рекомендуемые штатные нормативы медицинского персонала педиатрического отделения не распространяются на медицинские организации частной системы здравоохранения.
| |
Наименование должности | Количество штатных единиц |
Заведующий отделением, врач-педиатр | 1 на отделение |
Врач-педиатр отделения | 1 на 15 коек |
Медицинская сестра палатная | 9,5 на 15 коек (для обеспечения круглосуточной работы) |
Медицинская сестра процедурной | 1 на 15 коек |
Старшая медицинская сестра | 1 на отделение |
Младшая медицинская сестра по уходу за больными | 9,5 на 15 коек (для обеспечения круглосуточной работы) |
Санитарка-буфетчица | 2 на отделение |
Сестра-хозяйка | 1 на отделение |
Санитарка-ваннщица | 1 на отделение |
Санитарка-уборщица | 2 должности на отделение |
Врач-педиатр дневного стационара | 1 на 10 коек |
Медицинская сестра дневного стационара | 1 на 10 коек |
Младшая медицинская сестра дневного стационара | 1 на отделение |
Приложение № 12
к Порядку
Приложение 12. Стандарт оснащения педиатрического отделения
| | |
№ п/п | Наименование оборудования (оснащения) | Количество, штук |
1 | 2 | 3 |
1. | Функциональная кровать | по числу коек |
2. | Функциональная кровать для детей грудного возраста | по требованию |
3. | Кроватка с подогревом или матрасики для обогрева | по требованию |
4. | Кислородная подводка | по требованию |
5. | Пеленальный стол | 2 |
6. | Прикроватный столик | по числу коек |
7. | Прикроватная информационная доска (маркерная) | по числу коек |
8. | Аптечка с лекарственными препаратами для оказания скорой помощи | 1 |
9. | Мешок Амбу | по требованию |
10. | Манипуляционный стол | 1 |
11. | Бактерицидный облучатель/очиститель воздуха/устройство для обеззараживания и (или) фильтрации воздуха и (или) дезинфекции поверхностей | Не менее 1* |
| ||
12. | Инфузомат | по требованию |
13. | Перфузор | по требованию |
14. | Кардиомонитор с неинвазивным измерением артериального давления, частоты дыхания, насыщения крови кислородом | по требованию |
15. | Кресло-каталка | 2 |
16. | Тележка (каталка) для перевозки больных | 2 |
17. | Тележка грузовая межкорпусная | 2 |
18. | Весы электронные для детей до года | 1 |
19. | Весы | 1 |
20. | Ростомер | 1 |
21. | Тонометр для измерения артериального давления с манжетой для детей до года | 1 на врача |
22. | Негатоскоп | 2 |
23. | Стетофонендоскоп | 1 на 1 врача |
24. | Пункт утратил силу с 8 августа 2020 года – приказ Минздрава России от 21 февраля 2020 года № 114н. – См. предыдущую редакцию. | |
25. | Холодильник | 2 |
26. | Термометр медицинский | по требованию |
27. | Шпатель | по требованию |
28. | Шкаф для хранения изделий медицинского назначения и лекарственных средств | по требованию |
29. | Емкость для дезинфекции инструментария и расходных материалов | по требованию |
30. | Емкость для сбора бытовых и медицинских отходов | по требованию |