ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 1006
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На формирование внутренней картины болезни ребенка положительное влияние оказывает доброжелательное, чуткое отношениемедицинского персонала(понятные разъяснения, использование психологических, лекарственных средств для уменьшения болезненности в процессе обследования, подготовки к процедурам и операциям и т. д.). В противном случае отношение к болезни может носить гипер- или гипогнозический характер. Внимательное отношение к психологическому состоянию больного ребенка своевременно смягчает его отрицательную реакцию, исправляет неправильные представления о болезненных ощущениях и лечении. Создание благоприятной окружающей среды, вовлечение специалистов, родителей к разнообразию досуга, созданию игровых программ, уголков для игр, красочному оформлению интерьеров лечебных учреждений способствуют ослаблению тревожного беспокойства маленьких пациентов и тем самым содействуют адекватному отношению их к болезни и лечению.
Однако для правильного формирования внутренней картины болезни, подхода и успешного проведения лечения необходимо выяснить, какое понятие о болезни имеет ребенок:
узнать, что больше всего его угнетает и от чего он страдает;
получить от него сведения о восприятии им симптомов заболевания;
на понятном для ребенка языке выяснить его понимание причины и механизма болезни;
его предположения об исходе заболевания и возможных результатах лечения.
При подготовке ребенка к лечению обязательно нужно учитывать особенности детской личности. Необходимо заранее готовить ребенка любого возраста к госпитализации, лечебным процедурам, манипуляциям и операциям.
Основные принципы создания адекватной внутренней картины болезни и психологической поддержки больного ребенка:
-
Родителям нужно быть очень осторожными во время бесед с ребенком, избегать наставлений и наказаний, так как настроение и состояние могут ухудшиться в связи с чрезмерным чувством вины, которое испытывает он перед родителями, за то, что возникло заболевание. -
Необходимо предоставить возможность регулярного посещения ребенка родителями, так как ухудшение самочувствия маленького ребенка может быть следствием боязни, что родители оставили его навсегда в больнице. -
Постоянные волнения резко ухудшают эмоциональный настрой ребенка, а пессимистическое представление об исходе заболевания, как правило, утяжеляет его течение и затягивает выздоровление. Во время лечения необходимо постоянно поддерживать положительный эмоциональный фон ребенка. -
Формирование понятий о здоровье, болезни, лечении, строении тела и функциях органов необходимо проводить своевременно и адекватно возрасту. -
Объяснять происходящее в организме больного ребенка и выявлять его переживания следует с очень большой осторожностью. Нельзя, чтобы у него в ходе этих бесед возникло чувство страха, появилось опасение, которое он легко может перенести на свой счет. Каждый разговор о болезнях желательно заканчивать на оптимистической ноте. -
Убедить ребенка в том, что у него имеются все возможности по сохранению здоровья, многое зависит от него самого. Желательно также, чтобы он не только знал о способах сохранения здоровья, но и постепенно приобретал навыки его укрепления.
Особенности осуществления и документирования этапов сестринского процесса.
На I этапе СП – при выявлении нарушенных потребностей больного ребенка (из 10 универсальных), необходимо учитывать особенности его обследования.
Организм ребенка, особенно первых месяцев и лет жизни во многом отличается от организма взрослого человека. Знание анатомических и физиологических особенностей детского организма является основой правильного обследования, диагностики, организации лечебных мероприятий и ухода на протяжении всего периода детства.
Обследовать ребенка всегда труднее, чем взрослого. Прежде чем начать обследование, необходимо установить контакт с ребенком и его родителями, успокоить пациента, создать обстановку взаимного доверия. Следует избегать резких, грубых и необдуманных слов, действий. Спокойный голос, легкое прикосновение успокаивают скованного ребенка, способствуют уменьшению боли, понижают чувство тревоги у расстроенных родителей.
Обычно во время беседы дети раннего возраста остаются на руках у родителей. Ребенок школьного возраста во время беседы ведет себя спокойно, при опросе его можно привлекать к разговору, задавать вопросы. Комната, где осматривают ребенка, должна способствовать созданию положительного эмоционального настроя (яркие краски, картинки, удобная мебель, теплота).
Диагностический процесс начинается со сбора анамнеза, помогающего выяснить причины и клиническую картину заболевания.
Особенности сбора анамнеза в педиатрии заключаются в следующем:
у маленьких детей невозможно собрать анамнез, поэтому приходится ориентироваться на жалобы родителей, основанные только на наблюдениях за ребенком;
дети старшего возраста (уже умеющие говорить) могут высказать жалобы, но не могут правильно проанализировать различные болезненные ощущения, придать им должное значение, связать их с теми или иными факторами;
важность тщательного и детального выяснения (у детей раннего возраста) особенностей течения беременности и родов у матери, состояния ребенка в периоде новорожденности, вскармливания, ухода за ребенком, физического и нервно-психического развития;
собирая анамнез жизни и болезни, необходимо критически относиться к сведениям, полученным от матери или от ребенка, выделять наиболее важные симптомы болезни, определять последовательность их появления;
— клиническая симптоматика болезни зависит от возраста и иммунологического состояния организма ребенка.
Для того чтобы исследование ребенка было полным, его необходимо проводить по определенной схеме.
Методы исследования ребенка:
I. Субъективные: | II. Объективные: |
· Жалобы · Анамнез жизни, · Анамнез заболевания | · Осмотр · Пальпация · Перкуссия · Аускультация · Лабораторные данные |
Методика исследования ребенка отличается от методики исследования взрослого. Приступая к объективному исследованию, необходимо помнить о том, что очень важно правильно подойти к ребенку, суметь успокоить, отвлечь его, занять игрушкой или разговором, так как беспокойство и крик ребенка значительно затрудняют, а подчас делают просто невозможным исследование. Т. е. исследования, которые неприятны ребенку (например, осмотр зева) или могут причинить боль, следует проводить в конце.
На II этапе СП – при выявлении проблем больного ребенка, акцентируются физиологические проблемы, указывающие на нарушение определенной функции детского организма и указанием причин данных проблем, следующих из этиологии, патогенеза, характерных особенностей имеющегося заболевания. На IIIэтапе СП – при постановке целей СП формулируются краткосрочные цели, рассчитанные на неделю и долгосрочные на более длительный срок (до выписки из стационара или выздоровления).
Критерии выбора приоритетов:
-
Все неотложные состояния (лихорадка, одышка, рвота, диарея, кровотечения, судороги). -
Наиболее мучительные проблемы, которые постоянно беспокоят пациента (например, боль в сердце, груди, животе, суставах и т.д., высыпания на коже, слизистых, зуд, дефицит жидкости к обезвоживанию и т.д.). -
Проблемы, ведущие к осложнениям (кашель к одышке, дефицит или избыток массы к поражению органов ЖКТ, обменным нарушениям и т.д.).
На III, IV этапах СП – при планировании и реализации плана сестринских вмешательств по имеющимся проблемам, соответственно поставленным целям с обоснованием каждого предпринимаемого действия, 1-м следует информировать родственников о заболевании, дальнейшие мероприятия соответственно приоритетам, например:
ПРОБЛЕМЫ приоритетные (не более трех) | ЦЕЛИ | |
краткосрочные до 3-7 дней | долгосрочные к моменту выписки | |
1. Нарушение терморегуляции | Повышение температуры | |
менее выражено | устранено | |
2. Нарушение дыхания | Одышка, боль в груди | |
менее выражено | устранено |
ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ (III этап СП) и РЕАЛИЗАЦИИ СВ (IV этап СП) по имеющимся проблемам, соответственно поставленным целям:
ПЛАН СВ | ОБОСНОВАНИЕ | РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНА СВ |
1. Информировать пациента и его родственников о заболевании | · Обеспечивается право пациента и родственников на информацию · Ребенок и его родственники понимают целее сообразность выполнения всех мероприятий ухода | · Рассказать пациенту и его родственникам о причинах, клинике, возможном прогнозе данного заболевания |
2.Нормализовать t ребенка | · Для снижения интоксикации, улучшения состояния | · Обильно поить ребенка (при t 37,-37,5) · Добавить проведение физического охлаждения (при t 37,5-38) · Добавить энтеральное введение жаропонижающих средств в дозе, назначенной врачом (при t 38 и выше) · Ввести литическую смесь (анальгин, димедрол, папаверин) в дозе назначенной врачом (при неэффективности предыдущих мероприятий) |
3. Уменьшить или предотвратить явления дыхательной недостаточности | · Восполняется недостаток кислорода, облегчается дыхание | · Обеспечить ребенку доступ свежего воздуха: – проводить проветривание комнаты 3-4 раза в день, влажную уборку 2 раза в день – по возможности организовать сон на свежем воздухе – организовать оксигенотерапию по назначению врача |
· Уменьшается приток крови к легким, опускается диафрагма, облегчается дыхание | · Придать ребенку возвышенное положение в постели (под матрац положить подушку в области головной части) | |
· Облегчается экскурсия легких | · Не применять стесняющую одежду |