ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 1010
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Психологическая подготовка к проведению вмешательств. Особенности проведения лекарственной терапии детям. Лекарственные препараты в неонатологии.
ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ИГРА И ОБЩЕНИЕ С БОЛЬНЫМ РЕБЕНКОМ
Терапевтическая игра применяется в педиатрической практике в процессе подготовки ребенка к манипуляциям, операциям, лечебно-диагностическим процедурам во время болезни.
Цель терапевтической игры:
предотвратить тяжелую реакцию ребенка на госпитализацию;
вызвать доверие к медицинскому персоналу;
адаптировать ребенка к пребыванию в стационаре;
помочь ему преодолеть страхи и фантазии, связанные с лечением.
Этапы терапевтической игры:
-
Создать атмосферу доверия ребенка и членов его семьи к лечебному учреждению, избегать негативных реакций, поощрять спокойное поведение, предварительно рассказать о предстоящих вмешательствах на понятном ему языке, используя при этом предметы ухода и манипуляционной техники, поиграть с ним тематическими игрушками (детским фонендоскопом, термометром, шприцем и пр.). -
После получения необходимой информации о предстоящей процедуре, объяснить ребенку и родителям, что от них потребуется и как им вести себя во время предстоящего вмешательства, рассказать, что он увидит и почувствует в ходе его проведения. Можно проиграть с ним ход процедуры, во время игры убедить, что вы будете рядом и будете его поддерживать. -
Если во время процедуры планируется присутствие родителей, то нужно обучить их правильному поведению и общению с ребенком во время проведения медицинских манипуляций.
ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП К ПРЕДСТОЯЩИМ МЕДИЦИНСКИМ МЕРОПРИЯТИЯМ
С ПОМОЩЬЮ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
Возраст 1-12 месяцев.
Подготовка ребенка к процедуре:
В этом возрасте ребенок слишком мал, поэтому вся подготовка ведется с их родителями, которых нужно проинформировать о предстоящей процедуре, убедить в ее необходимости и безопасности. Предварительно решить с врачом вопрос о возможности присутствия родителей во время проведения процедуры.
Во время процедуры:
Удовлетворять все потребности ребенка, держать его в тепле, предлагать соску, нежно разговаривать, стремиться предотвращать негативные реакции, оберегать от боли.
После процедуры:
Успокоить ребенка, приласкать, покачать, по возможности обеспечить контакт с родителями.
Возраст 1-3 года.
Подготовка ребенка к процедуре:
Подготовку ребенка следует начать за один час до процедуры, необходимо провести игру по сценарию предстоящего вмешательства. Для этого проиграть предстоящие манипуляции на кукле с тематическими игрушками (детским фонендоскопом, термометром, шприцем и пр.), комментируя ход вмешательства.
Во время процедуры:
Удовлетворять все потребности ребенка: создать спокойную обстановку, ласково беседовать, держать за руку, предупреждать боль, по возможности обеспечить присутствие матери.
После процедуры:
Взять ребенка на руки, ласково разговаривать, похвалить его за смелость, отвлечь интересными занятиями.
Детям раннего возраста инвазивные вмешательства не следует проводить в его кроватке, так как она должна оставаться для него безопасным убежищем.
Возраст 3-6 лет.
Подготовка к процедуре:
Подготовку детей надо начинать за 2-4 часа до вмешательства, так как в этом возрасте они боятся телесных повреждений. В ходе терапевтической игры ребенка готовят к процедуре, можно показать какие-нибудь медицинские инструменты, спокойно и доступно ответить на все его вопросы о предстоящих манипуляциях.
Во время процедуры:
Удовлетворять все потребности ребенка: создать атмосферу доверия, предложить ему выразить свои чувства, эмоции, фантазии и страхи, связанные с процедурой, по возможности, во время манипуляций применять обезболивание.
После процедуры:
Обеспечить общение с родителями или побыть рядом с ним, отвлечь интересным занятием, пока он не почувствует себя комфортно.
Возраст 6-12 лет.
Подготовка к процедуре:
Начинается за 1-2 дня, в ходе терапевтической игры можно использовать куклы, макеты, рисунки, показ видеофильмов о ходе операции или предстоящей манипуляции. Честно и доступно объяснить ход вмешательства, терпеливо отвечать на все вопросы ребенка.
В этом возрасте дети боятся травмирующих факторов, телесных повреждений, изменения внешности.
Во время процедуры:
Удовлетворять все потребности ребенка: создать атмосферу комфорта, предложить ему выражать свои эмоции, отвлекать от отрицательных реакций.
После процедуры:
Обеспечить доброжелательную атмосферу, общение с родителями, поощрять его смелость, похвалить за терпение и рассеять его сомнения и страхи.
Возраст 12-15 лет.
Подготовка к процедуре;
Подготовку необходимо начать за несколько дней до вмешательства, отдельно от родителей.
В ходе терапевтической игры можно использовать рисунки, схемы и пр. Дать правдивую информацию о ходе предстоящей процедуры и предоставить ему самостоятельно все обдумать и настроиться на вмешательство.
Во время процедуры:
Удовлетворять все потребности ребенка: создать атмосферу сотрудничества, иллюзию равноправного участия, возможность комментировать свои ощущения. При чувстве страха и болевых ощущениях применять методы релаксации, дыхательные упражнения, точечный массаж и другие.
После процедуры:
Обсудить с ним его ощущения и предоставить возможность поделиться ими со сверстниками.
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ МЕДИКАМЕНТОЗНОЙ ТЕРАПИИ ДЕТЯМ
Проведение медикаментозной терапии детям требует не только своевременного назначения эффективных лекарственных средств, но и знания их свойств, закономерностей всасывания и взаимодействия.
При проведении фармакотерапии необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности детского организма:
недостаточную секрецию пищеварительного тракта;
недостаточную функциональную активность печени и почек;
незрелость ферментных систем;
повышенную проницаемость гематоэнцефального барьера;
неустойчивость водно-солевого баланса;
относительно большее, по сравнению с взрослыми, содержание воды в организме;
относительно меньшее, по сравнению с взрослыми, содержание жиров в организме и др.
Фармакологический эффект большинства препаратов зависит от концентрации лекарственного вещества и способов его применения, степени зрелости организма ребенка, течения болезни, характера питания и других факторов. Взаимодействие с биологической средой и механизм действия могут определять как терапевтическое, так и токсическое действие лекарственных средств. Концентрация препарата, время его действия складываются из дозы и фармакокинети-ческих свойств (всасывания, распределения, метаболизма и выведения препарата).
Распределение лекарственных средств в организме. Лекарственные средства, поступившие в кровь, связываются, в основном, с белками плазмы и доставляются в ткани и органы.
Элиминация лекарственных средств. Существует два основных органа, элиминирующих лекарственные средства – это печень и почки. Меньшее значение имеют кожа, легкие, кишечник. Значение печени в этих процессах значительно выше, чем других органов и систем. Заболевания печени отражаются на биотрансформации лекарственных средств. Чем младше ребенок, тем хуже его органы справляются с нагрузкой лекарственными средствами.
Взаимодействие лекарственных средств – одна из важнейших проблем фармакотерапии, что объясняется тем, что в настоящее время имеется огромный выбор лекарственных средств разнообразной направленности действия. Поэтому одновременное применение различных групп препаратов может или потенцировать, или уменьшать эффективность их действия. Помимо этого, имеются препараты – антагонисты, которые инактивируют действие друг друга, что необходимо учитывать при проведении фармакотерапии детям.
Примеры взаимодействия лекарственных средств
Механизм | Эффект действия | Препараты |
Фармакологическая несовместимость. Инактивация. | Отрицательный эффект. | Гидрокортизон инактивируется гепарином (при смешивании в одном шприце). |
| | |
Фармакологическое взаимодействие. Потенцирование действия. | Усиление эффекта. | Средства для наркоза потенцируют седативные средства, антигистаминные – нейролептики, наркотические анальгетики – противосудорожные средства. |
Фармакологическое взаимодействие. Антагонизм. | Ослабление эффекта. | Резерпин, анаприлин антагонисты индометацина, налок- сон – наркотических анальгетиков. Витамин К антагонист антикоагулянтов непрямого действия. |
| ||
Изменения рН желудочного содержимого. Влияние на двигательную активность желудка и кишечника. | Снижение скорости всасывания. | Бикарбонат натрия снижает всасывание тетрациклина, аспирина, альмагель – изониазида, все антациды сни- жают всасывание аминазина. |
Особенности влияния лекарственных средств на эмбрион и плод.
Лекарственные средства могут губительно действовать на мужские и женские половые клетки, вызывая хромосомные аберрации и мутацию генов.
Вероятность повреждения мужских половых клеток значительно меньше, чем женских, так как сперматогенез длится всего около 64 дней. У женщин овогенез начинается внутриутробно и продолжается на протяжении всего репродуктивного возраста.
Хромосомные аномалии могут вызываться цитостатиками и антибиотиками. Доказано мутагенное действие фенобарбитала.
Различают 3 вида патологического действия лекарств на организм будущего ребенка:
эмбриотоксическое;
тератогенное;
фетотоксическое.
Эмбриотоксическое действие может возникнуть в первые три недели после оплодотворения яйцеклетки и вызвать ее повреждение или гибель. Эмбриотоксическим действием обладают следующие препараты: гормоны, антиметаболиты (6-меркаптопурин, фторурацил и др.), ингибиторы белкового и углеводного обмена, салицилаты, барбитураты, сульфаниламиды, фторсодержащие средства.
Тератогенное действие может проявиться с 4 по 8 неделю беременности и вызвать различные нарушения нормального развития плода (врожденные пороки развития органов и систем). Варианты порока развития зависят от срока беременности и от того, какие органы формируются в период приема лекарственного средства.
По степени опасности развития тератогенного эффекта лекарственные средства делятся на три группы:
-
Чрезвычайно опасные – это метотрексат, андрогены, гормональные пероральные противозачаточные средства. Рекомендуется прекращать их применение не менее чем за 6 месяцев до планируемой беременности. -
Опасные для плода средства – противоэпилептические, противоопухолевые, пероральные противодиабетические средства. -
Менее опасные – салицилаты, антибиотики, особенно ле-вомицетин и тетрациклин, хинин, инсулин, фторотан, антагонисты витамина К, нейролептики, анаприлин, мочегонные и противотуберкулезные средства (могут вызвать пороки развития плода при наличии факторов риска у беременной).
Факторы риска развития перинатальной патологии:
возраст беременной (моложе 17 и старше 35 лет);
нарушение функции органов элиминации лекарств (печень, почки);
высокие дозы и длительное применение лекарственного средства;
генетическая предрасположенность.
Фетотоксическое действие выражается чрезмерным воздействием лекарств на плод, чаще в последние недели беременности.
Назначение сильнодействующих лекарственных средств беременным может привести к гибели плода или развитию перинатальной патологии у новорожденного.
Особенности назначения лекарственных средств новорожденным и детям первых месяцев жизни.
Лекарственные средства новорожденным подбираются с учетом их анатомо-физиологических особенностей (недостаточной секреции и незрелости ферментных систем и органов, элиминирующих лекарственные средства и др.).