ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 1520
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Противники создания в регионах конституционных (уставных) судов указывают на экономическую нецелесообразность их учреждения: при низкой результативности работы таких судов на их содержание требуются значительные денежные средства, которые могут быть потрачены на более насущные нужды.
С. Э. Несмеянова весьма негативно отзывалась о нежелании региональных законодателей учреждать уставные суды, указывая, что суды общей юрисдикции «не приспособлены для отправления конституционного правосудия». Соглашаясь с данным мнением, отметим, что для приведения законодательства в соответствие с нормами ст. 10 Конституции РФ, устанавливающими наличие самостоятельных ветвей власти, необходимо предусмотреть обязательное формирование на уровне субъектов РФ самостоятельных судебных органов. При этом возникает вопрос: что необходимо предпринять, чтобы, с одной стороны, соблюсти принцип разделения властей на уровне регионов, а с другой - минимизировать денежные средства, необходимые для содержания таких судов?
Для разрешения сложившейся ситуации можно обратиться к опыту Германии, которая является родоначальником конституционной юстиции и имеет устоявшуюся систему конституционных судов субъектов федерации. Ранее результативность работы этих судов тоже была низкой, и ставился вопрос об их расформировании, однако данная тенденция была преодолена, и в настоящее время собственные органы конституционной юстиции функционируют во всех субъектах Германии. Судьи данных судов осуществляют свою деятельность не на постоянной основе, а созываются при необходимости разрешения конкретных дел. Техническое обеспечение конституционных судов земель Германии осуществляется аппаратами федеральных судов.
По мнению А. П. Урбаевой, немецкая система конституционного контроля может быть взята на вооружение российскими учеными и практическими работниками. В целом соглашаясь с данным высказыванием, отметим, что региональный законодатель может воспользоваться опытом Германии именно в части формирования конституционных судов субъектов РФ как органов, которые не функционируют постоянно, а созываются в случае необходимости. Такая позиция не будет противоречить Закону о судебной системе, позволит сэкономить средства, выделяемые на содержание судов, и построить в регионах систему органов государственной власти, которая будет соответствовать принципу разделения властей, провозглашенному в ст. 10 Конституции РФ.
20. Понятие и основные функции местного самоуправления в Российской Федерации. Конституционно-правовые принципы местного самоуправления в Российской Федерации. Правовые, территориальные, организационные, экономические основы местного самоуправления. Органы местного самоуправления в единой системе органов публичной власти в Российской Федерации.
Учебник Нудненко Л. А. Конституционное право Российской Федерации, 2020 г.
Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории России.
Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
К числу основных функций местного самоуправления относятся следующие:
1) Функция обеспечения участия граждан муниципального образования в решении вопросов, имеющих местное значение. Данная функция направлена на обеспечение развития демократия на муниципальном уровне, формирование условий, поддерживающих инициативы местного характера, самостоятельное решение населением муниципального образования вопросов, имеющих местную значимость, применение разнообразных форм самоуправления;
2) Функция управления имуществом, находящимся в муниципальной собственности, а также финансовыми ресурсами муниципального образования. Конституцией Российской Федерации органам муниципального управления предоставлено право решение вопросов относительно пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, а также право самостоятельного формирования, утверждения и исполнения муниципального бюджета, установления местных налогов и сборов;
3) Функция обеспечения развития территории муниципального образования. Одной из основных задач управления муниципальным образованием является формирование программы развития социально-экономического характера территории муниципального образования, управление находящимся на этой территории муниципальным хозяйством;
4) Функция обеспечения потребностей граждан муниципального образования в различного рода услугах (социально-культурных, бытовых, коммунальных и прочих).
Важнейшей задачей местного самоуправления является обеспечение населения необходимыми услугами. Граждане, проживающие на территории муниципального образования, фактически создают органы муниципального управления с целью решения задачи улучшения качества жизни населения, повышения эффективности получаемых населением услуг;
5) Функции охраны общественного порядка и законности на территории муниципального образования. В соответствии с Конституцией Российской Федерации на органы муниципального управления возлагается осуществление охраны общественного порядка на территории муниципального образования. Большей частью данная функция реализуется органами местной полиции;
6) Функция защиты прав и интересов муниципального управления, гарантированных конституционным правом на осуществление местного самоуправления.
Принципами местного самоуправления являются:
1. Самостоятельность решения населением вопросов местного значения (ст. 12 и 130 Конституции).
- Реализуется путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
- Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
- Население самостоятельно определяет организационную форму, структуру и наименование органов местного самоуправления.
- Законодательно закрепленная финансово-экономическая самостоятельность муниципального образования.
2. Организационная обособленность местного самоуправления: его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций (ст. 12 Конституции).
3. Обеспечение деятельности местного самоуправления необходимыми материально-правовыми ресурсами (ст. 132 Конституции).
- Самостоятельное распоряжение муниципальной собственностью, самостоятельное формирование, утверждение и исполнение бюджета. Признание и равная защита муниципальной собственности наряду с другими формами собственности.
4. Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления (ст. 131 Конституции) (организационные формы осуществления местного самоуправления будут рассматриваться в отдельной теме лекции) .
5. Гарантия права местного самоуправления на судебную защиту (ст. 133 Конституции).
6.
Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением.
7. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина.
8. Законность в организации и деятельности местного самоуправления.
9. Гласность деятельности местного самоуправления.
- Обязательность опубликования законов и любых нормативных актов.
- Обеспечение возможности контроля населения за деятельностью органов власти и управления всех уровней, возможность гражданам влиять на выработку решений, затрагивающих их интересы, права и свободы.
10. Коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления.
- Обязательное наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований. Коллегиальный порядок деятельности выборного органа. Гарантия коллегиальности — требование кворума.
11. Использование местных обычаев и традиций в организации и деятельности местного самоуправления.
Правовые основы местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, Конституция РФ, федеральные конституционные законы, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Изменение общих принципов организации местного самоуправления, установленных Федеральным законом"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", допускается не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.
Территориальные основы местного самоуправления
Местное самоуправление осуществляется на всей территории России. Территориальная основа местного самоуправления
в Российской Федерации является двухзвенной.
-Первый уровень - городские и сельские поселения. Территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.
В состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры.
В состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения - более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения - менее 3000 человек каждый).
-Второй территориальный уровень местного самоуправления - муниципальные районы, на территории которых расположены городские и сельские поселения, межселенные территории, объединенные общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера.
Межселенная территория - территория, находящаяся вне границ поселений.
Административным центром муниципального района может считаться город (поселок), имеющий статус городского округа и расположенный в границах муниципального района.
Границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов РФ. Территория поселения должна полностью входить в состав территории муниципального района.
Муниципальным образованием также является городской округ. Он не входит в состав муниципального района и обладает полномочиями как первого, так и второго уровней.