ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 1531
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ж) самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочии;
з) самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.
Органы государственной власти субъекта РФ обеспечивают реализацию прав граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе путем законодательного закрепления гарантий своевременного назначения выборов в органы государственной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления и гарантии периодического проведения указанных выборов.
Федерация регулирует не только общие принципы статуса органов власти субъектов, но и их полномочия. Полномочия органов государственной власти субъекта устанавливаются Конституцией РФ, названным Законом, другими федеральными, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ и могут быть изменены только путем: внесения соответствующих поправок в Конституцию РФ и (или) пересмотра ее положении; изменений и (или) дополнений в указанный Закон; принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта РФ; соответствующих изменений и (или) дополнений в указанные действующие акты.
В разграничении предметов ведения и полномочии между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ учитывается регулирование, осуществляемое как Конституцией РФ и федеральными законами, так и внутригосударственными договорами о таком разграничении, заключаемыми между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Однако при этом не могут передаваться, исключаться или иным образом перераспределяться установленные Конституцией РФ предметы ведения Российской Федерации, предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а также предметы ведения субъектов РФ.
Общие положения.
На основе Закона об общих принципах организации органов власти субъектов РФ (ст. 17, 18 и др.) система органов исполнительной власти субъекта РФ выглядит как совокупность следующих звеньев: высшее должностное лицо субъекта (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта);
высший исполнительный орган государственной власти субъекта; отраслевые исполнительные органы государственной власти субъекта; территориальные исполнительные органы государственной власти субъекта.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ — это его правительство или администрация, т. е. коллегиальный орган, состоящий из министров, руководителей департаментов, управлений и т. п.
Отраслевые исполнительные органы государственной власти субъекта РФ — это министерства, департаменты, управления и т. д.
Территориальные исполнительные органы государственной власти субъекта РФ создаются как «агенты» главы исполнительной власти субъекта, правительства, администрации на части территории субъекта (например, Москва разделена на административные округа, во главе которых стоят префекты, по должности входящие в состав городского правительства).
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации
Основы статуса. Наименование должности
В актах субъектов РФ, посвященных организации их государственной власти и принятых до появления Закона "Об общих принципах организации органов власти субъектов РФ", было много своеобразия. В отношении исполнительной власти это выразилось в том, что многие субъекты скопировали федеральную модель. Есть Президент РФ как глава государства и Правительство РФ как орган, возглавляющий исполнительную власть. Субъекты также установили, что есть глава как представитель субъекта («мини-президент»), и есть правительство субъекта, возглавляемое руководителем правительства («мини-премьер»).
Федеральный законодатель не согласился с этой моделью. Он не поддержал идею самостоятельной должности главы субъекта. Наличие двух должностей не оправдано и с практической точки зрения: при относительно малом числе представительских функций и широком круге забот об экономическом и социальном благополучии субъекта этому лицу лучше самому возглавлять правительство.
Поэтому названный выше Закон отказался от модели специального органа — главы субъекта. После принятия указанного Закона в большинстве субъектов РФ самостоятельная должность главы правительства была ликвидирована, правительством непосредственно руководит высшее должностное лицо субъекта. Ряд республик Российской Федерации проигнорировал установки этого Закона, там по-прежнему есть должность главы республики и наряду с ней должность председателя правительства (главы кабинета).
Еще раз подчеркнем: законодательство России и ее субъектов позволяет воспринимать высшее должностное лицо как представителя субъекта, руководителя высшего коллегиального органа и вместе с тем всей системы исполнительной власти в субъекте.
Что касается наименования должности, почти все республики «увлеклись» тем, что они — поскольку в ст. 5 Конституции обозначены как государства — могут назвать свое высшее должностное лицо президентом. Центр довольно долгое время относился к этому спокойно и терпимо. И все же наличие в большом количестве «президентов» в наборе государственных постов не совсем желательно для государства. В итоге позиция центра нашла отражение в редакции (от 28 декабря 2010 г.) п. 6 ст. 18 названного Закона: «Наименование должности высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта РФ. При этом наименование указанной должности не может содержать слов и словосочетаний, составляющих наименование должности главы государства — Президента Российской Федерации».
До последнего времени субъекты РФ закрепляли в своем законодательстве следующие наименования данной должности: президент республики, глава республики, председатель правительства, губернатор, глава администрации, мэр.
Теперь ясно, что остается наименование
глава республики. При этом в конституциях республик ощущается отражение роли данного лица все-таки как главы государства, гаранта конституции, прав и свобод граждан. Отдельные республики либо вообще не вводили поста президента, либо отказались от него. Однако они не отказывались от должностного липа с высоким статусом. Таким лицом стал председатель правительства республики, ранее избиравшийся населением путем прямых выборов, теперь наделяемый полномочиями решением парламента субъекта РФ. По статусу и характеру полномочий Председатель Правительства мало чем отличается от президентов и глав республик.
Субъекты РФ — территориально-государственные образования (края, области) и национально-государственные образования (автономная область, автономный округ) — не используют для должности своего высшего лица наименование «президент». На первом этапе, поскольку президентскими указами для этих субъектов вводился исполнительный орган — администрация, ее руководитель стал именоваться глава администрации. Когда руководитель стал избираться путем прямых выборов, его стали именовать губернатором. В настоящее время чаше используется наименование «губернатор», в ряде субъектов сохраняется наименование «глава администрации». В г. Санкт- Петербурге сначала была должность мэра, теперь — губернатора. В единственном субъекте РФ — г. Москве глава исполнительной власти именуется мэром.
Порядок замещения должности
В Законе "Об основных гарантиях избирательных прав" установлены многочисленные правила избрания на должность главы субъекта РФ.
Глава субъекта избирается на пять лет не более чем на два срока подряд, он должен быть гражданином РФ, достигшим возраста 30 лет; действуют все ранее называвшиеся ограничения относительно двойного гражданства, наличия вида на жительство и иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание за рубежом, совершения преступлений и судимости.
Кандидаты выдвигаются политическими партиями (они могут выдвигать либо члена своей партии, либо лицо, не являющееся членом данной или иной политическом партии); законом субъекта РФ может предусматриваться самовыдвижение кандидатов.
Президент РФ по своей инициативе может провести консультации с политическими партиями, выдвигающими кандидатов, а также с самовыдвиженцами.
Выдвижение кандидата политической партией и выдвижение кандидата в порядке самовыдвижения должны поддержать от 5 до 10% депутатов представительных органов муниципальных образовании и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образовании субъекта РФ. Среди указанных лиц должны быть от 5 до 10% депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов субъекта РФ. При этом кандидат должен быть поддержан указанными липами не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов субъекта РФ.
Кандидату-самовыдвиженцу, помимо этого, надо собрать подписи избирателей в количестве, установленном законом субъекта РФ в соответствии с Законом об основных гарантиях избирательных прав.
Если глава избирается законодательным органом субъекта РФ, кандидата на этот пост предлагает Президент РФ. Каждая политическая партия, имеющая право вносить Президенту РФ предложения о кандидатурах на должность главы субъекта РФ, предлагает Президенту не более трех кандидатур.
Президент РФ не позднее чем за 20 дней до истечения срока полномочий главы субъекта РФ из предложенных ему кандидатур представляет трех кандидатов для избрания на эту должность в законодательный орган субъекта РФ.
Порядок избрания главы субъекта РФ депутатами устанавливается конституцией (уставом), законом субъекта РФ. При этом избранным считается кандидат, за которого проголосовало большинство от установленного числа депутатов. Если ни один кандидат не набрал необходимого числа голосов депутатов, то проводится повторное голосование по двум кандидатам, набравшим наибольшее число голосов. По итогам повторного голосования избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов депутатов по отношению к числу голосов, полученных другим кандидатом.
Глава субъекта РФ не вправе быть одновременно депутатом, замешать государственные или муниципальные должности, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской. научной и иной творческой деятельности (не финансируемой из иностранных источников), если иное не предусмотрено законодательством РФ.
На главу субъекта РФ распространяются все требования относительно обязанности представлять отчетность по доходам, собственности, счетам и расходам (внутри страны и за рубежом) — как своих, так и супругов и несовершеннолетних детей.