ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 1551
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
При вступлении в должность высшее должностное лицо субъекта РФ приносит присягу на верность народу и Конституции РФ, конституции (уставу) субъекта РФ.
Полномочия высшего должностного лица субъекта РФ прекращаются досрочно в случаях (ст. 19 Закона об общих принципах организации органов власти субъектов РФ):
-его смерти
-отрешения его от должности Президентом РФ в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ:
-отставки по собственному желанию;
-отрешения его от должности Президентом РФ в связи с утратой доверия Президента РФ, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных указанным Законом.
-признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным
-признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим
-вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда
-выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства
-утраты им гражданства Российской Федерации, приобретения гражданства иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.
-его отзыва избирателями на основании и в порядке, установленных Законом об общих принципах организации органов власти субъектов РФ и принятым в соответствии с ним законом субъекта РФ.
Отзыв возможен по одному из оснований:
а) нарушение главой субъекта РФ законодательства РФ и (или) законодательства субъекта РФ, факт совершения которого установлен соответствующим судом;
б) неоднократное грубое без уважительных причин неисполнение высшим должностным липом субъекта РФ своих обязанностей, установленное соответствующим судом.
Таким судом, устанавливающим указанные факты, является суд обшей юрисдикции субъекта РФ. Обратиться в суд вправе политические партии, их региональные отделения, иные общественные объединения, а также группа граждан РФ в количестве не менее 100 человек, проживающих на территории соответствующего субъекта РФ и обладающих активным избирательным правом. Однако в поддержку инициативы отзыва надо собрать подписи не менее одной четверти от числа избирателей
, зарегистрированных на территории субъекта РФ. А за отзыв должны проголосовать нс менее половины таких избирателей.
Закон позволяет Президенту прекратить полномочия главы "в связи с утратой доверия Президента РФ", и пределы его усмотрения не ограничены.
Решение Президента РФ об отрешении высшего должностного лица субъекта РФ от должности влечет за собой отставку возглавляемого указанным лицом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта. Однако этот орган продолжает действовать до сформирования нового такого органа.
Основные функции, направления деятельности, полномочия и акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
1. Высшее должностное лицо выполняет функции и задачи представительства субъекта РФ. При осуществлении внешнеэкономических связей он вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ.
Выполняя задачи представительства, глава исполнительной власти субъекта может обращаться к Президенту РФ, в палаты Федерального Собрания, к Правительству РФ и отдельным федеральным органам исполнительной власти, а также с запросами в Конституционный Суд РФ.
2. Высшее должностное лицо призвано отвечать за состояние дел в субъекте, это руководитель внутренней политики субъекта. Он выполняет определенные задачи гаранта — он гарант конституции, устава субъекта, призван заботиться об их действии и соблюдении. Высшее должностное лицо является также гарантом прав и свобод граждан — естественно, не заменяя различные государственные органы на территории субъекта, но думая об объединении их усилий для зашиты интересов граждан.
В этом же плане многие субъекты наделяют главу правом (и обязанностью) представлять парламенту субъекта ежегодные доклады о положении в субъекте, обращаться с посланиями к народу (населению) субъекта.
3. Глава исполнительной власти отвечает за управление народно-хозяйственным и социально-культурным строительством на территории субъекта. Это осуществляется в разных направлениях: организация руководства объектами, находящимися в ведении субъекта; координация деятельности расположенных на территории предприятий и организаций федеральной собственности, частной собственности в интересах субъекта; контроль за соблюдением законодательства и законных интересов субъекта в действиях любых должностных лиц, предприятий и учреждений, расположенных на данной территории.
Глава также отвечает за подготовку и представляет в парламент субъекта проект бюджета субъекта, программ социально-экономического развития субъекта, а также отчеты об их исполнении.
4. Высшее должностное лицо возглавляет всю систему исполнительной власти субъекта РФ. Он вправе в соответствии с конституцией. уставом субъекта и в рамках своих полномочий определять структуру исполнительной власти, создавать и ликвидировать соответствующие органы, назначать на должность и освобождать от должности руководителей органов исполнительной власти субъекта. Глава может своими актами определять полномочия и порядок деятельности подразделении исполнительной власти субъекта.
Глава исполнительной власти формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта и в большинстве субъектов является его руководителем.
Глава исполнительной власти может назначать своих представителей либо представителей субъекта РФ при федеральных и иных органах.
Кроме того, глава может участвовать в формировании иных государственных органов на территории субъекта. В частности, он вправе назначать половину членов избирательной комиссии субъекта. Если в субъектах есть конституционные, уставные суды, кандидатуры в их состав для назначения представительным органом субъекта предлагает высшее должностное лицо.
5. Глава исполнительной власти обладает определенными возможностями в отношении подразделений федеральных государственных органов, расположенных на территории субъекта РФ. С органами власти субъекта РФ положено согласовывать кандидатуру на должность прокурора субъекта РФ, от исполнительной власти это делает высшее должностное лицо субъекта РФ.
В соответствии с Указом Президента РФ от 2 июля 2005 г., возможности главы существенно расширены. Он наделен полномочиями по организации взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и территориальных органов МВД, МЧС, Минюста России, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной регистрационной службы, Федеральной службы судебных приставов, федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, руководство которыми осуществляет Правительство РФ, федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этим министерствам (п. 1).
Являясь участником деятельности представительного органа власти субъекта РФ и законодательного процесса,
высшее должностное лицо субъекта:
-представляет ежегодный отчет о своей деятельности законодательному органу;
-имеет право законодательной инициативы. При внесении законопроекта он может его обозначить как первоочередной, и орган законодательной власти субъекта будет его рассматривать оперативно;
-вправе участвовать в деятельности парламента субъекта с правом совещательного голоса. Эго значит, что он может присутствовать при обсуждении любого вопроса повестки дня и выступать. В зале заседаний представительного органа субъекта для главы исполнительной власти отводится специальное постоянное место. Глава, как правило, имеет также своего полномочного представителя в парламенте субъекта, а также может назначать своих представителей при рассмотрении тех или иных законопроектов;
-вправе требовать созыва внеочередного заседания органа объекта, а также созывать вновь избранный представительный орган субъекта на первое заседание ранее срока, установленного для этого конституцией (уставом) субъекта:
-обнародует законы субъекта, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным органом субъекта.
Учебник Конюховой И. А. Конституционное право Российской Федерации, 2019 г.
Конституционно-правовой статус конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации
Конституционные (уставные) суды субъектов РФ, являясь судебными органами конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляют судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Согласно ч. 1 ст. 27 Закона о судебной системе конституционный (уставный) суд субъекта РФможет создаваться субъектом РФ для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ.
В самом общем виде осуществление конституционного (уставного) судопроизводства в конституционных (уставных) судах субъектов РФ представляет собой урегулированную законами субъектов РФ о конституционных или уставных судах систему органически взаимосвязанных и последовательно совершаемых процессуальных действий соответствующих судов и иных участников конституционного (уставного) судопроизводства, направленных на разрешение определенных категорий дел.
Конституцией РФ, Законом о судебной системе, федеральными законами, конституциями (уставами) субъектов РФ, законами субъектов РФ определены правовые основы организации и деятельности данных судов, их место в судебной системе, статус их судей, порядок осуществления конституционного (уставного) судопроизводства.
Конституционные (уставные) суды субъектов РФ в основном осуществляют следующие виды производства:
— о толковании конституции или устава соответствующего субъекта РФ;
— по спорам о компетенции;
— о проверке конституционности законов и иных нормативных правовых
актов конституции или уставу субъекта РФ;
— по делам о конституционности законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан;
— о рассмотрении дел о соответствии конституции (уставу) субъекта РФ договоров;
— о соответствии конституции (уставу) субъекта РФ не вступивших в силу соглашений о международных и внешнеэкономических связях;
— по делам о рассмотрении дел о соответствии конституции (устава) нормативных актов органов государственной власти и органов местного самоуправления субъекта РФ;
— по делам о рассмотрении дел о конституционности законов субъектов РФ по запросам судов;
— по делам о даче заключений (консультативная процедура) при принятии решения о досрочном прекращении полномочий законодательного органа власти субъекта РФ; при выражении недоверия руководителю субъекта РФ и руководителям органов исполнительной власти субъекта РФ; о наличии или отсутствии правовых препятствий для проведения выборов руководителя субъекта РФ и депутатов законодательного органа власти субъекта РФ;
—о соответствии конституции (уставу) субъекта РФ назначения и проведения референдума;
— по делам о рассмотрении дел о соответствии конституции (уставу) субъекта РФ порядка реализации инициативы проведения референдума субъекта РФ, местного референдума и конституционности вопросов, вынесенных на референдум;
— по делам о соответствии конституции (уставу) субъекта РФ действий и решений глав соответствующих субъектов РФ.
*Дополнительно из статьи за 2020 год. О проблеме формирования конституционных (уставных судов) в субъектах РФ.
Опыт показывает, что эффективная деятельность региональных конституционных (уставных) судов возможна только в случае их востребованности со стороны законодательной и исполнительной ветвей власти, органов местного самоуправления, стремления органов власти региона сотрудничать в общей системе разделения властей, позволяя судам беспрепятственно осуществлять возложенные на них полномочия.