Файл: Учебное пособие Издательство Нижневартовского государственного гуманитарного университета 2008.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 825

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Средства для свертывания (roll-up) данных по проекту (предоставление отчетов руково- дству) и углублению (drill-down) для планиро- вания на более детальном уровне.
Средства для контроля за реализацией проекта.
Гибкость при настройке выходных форм отчетности.
Простота использо- вания. Легкость изу- чения. «Прозрачность» процедур ввода дан- ных. Наглядность.
Можно заметить, что требования, выдвигаемые на уровнях высшего руководства
и операций, применимы абсолютно к любой автоматизированной системе для управле- ния предприятием. А требования специалистов, занимающихся детальным планировани- ем (в данном случае – стратегический уровень), зависят от предметной области, в кото- рой они работают. Из таблицы видно, какие функции важны для руководителя проекта.

172
Следует отметить, что сотрудников, работающих на уровне детального планирования проекта, можно разделить на две группы. К первой относятся специалисты, ответствен- ные за планирование сложных комплексных проектов (групп проектов и подпроектов в рамках этих групп). Для них характерно профессиональное образование в сфере управ- ления проектами, и работа по планированию проекта является их основной обязанно- стью. Именно им в большей мере присущи требования к мощности и гибкости про- граммного обеспечения.
При реализации несложных проектов (или в небольших организациях) уровень де- тального планирования будет представлен второй группой сотрудников – руководителя- ми, для которых планирование проектов не является основной работой. Это может быть директор небольшой фирмы или заместитель руководителя крупной организации (уро-
вень высшего руководства), планирующий текущую деятельность своего предприятия, или начальники отделов (уровень операций), которые планируют загрузку своих со- трудников. Для этой группы управленцев более важны такие характеристики системы, как простота использования и легкость обучения.
9.2. Виды систем управления проектами
Все перечисленные факторы естественным образом повлияли на развитие систем управления проектами, которые сегодня включают в себя структурные элементы
(рис. 9.1).
Рис. 9.1. Структурные элементы программного обеспечения управления проектами
1. Средства для календарно-сетевого планирования (КСП).
2. Средства для решения частных задач (предпроектный анализ, разработка бюдже- тов, анализ рисков, управление контрактами, временем и т.д.).
3. Средства для упрощенного доступа к проектным данным.
4. Средства для организации коммуникаций.
5. Средства для интеграции с другими приложениями.
Из средств календарно-сетевого планирования наиболее четко выделены только две группы продуктов: пакеты для составления расписаний и комплексные системы.
Пакеты для составления расписаний (Project Schedulers) в первую очередь ориентиро- ваны на тех руководителей, которым время от времени приходится планировать простые проекты. Это ПО позволяет задавать взаимосвязи между работами, строить диаграммы
Ганнта и сетевые диаграммы, рассчитывать критический путь, упрощенно оценивать за- грузку ресурсов, стоимость проекта и т.д. В качестве примера таких программ (до 200 $) можно назвать: FastTrack Scheduler (AEC Software), Milestones Etc. (Kidasa Software), Vi- sio Standard (Visio Corp.). К сожалению, эти относительно недорогие продукты абсолют- но не представлены на отечественном рынке.


173
Комплексные системы предназначены для создания среды управления многочислен- ными сложными проектами (multi-project environment). Они включают в себя не только высокопрофессиональные инструменты для планирования, анализа и контроля за выпол- нением проектов, но и все необходимые средства для организации эффективных комму- никаций между участниками проектных команд и интеграции с комплексными АСУП.
Такое программное обеспечение, в частности, выпускают компании Artemis Management
Systems, Primavera Systems, Welcom Software Technologies, и его стоимость может пре- вышать 9 тыс.долл.
Провести четкую границу между остальными системами, не попавшими в две выше- описанные группы, довольно сложно. Более того, в одну ценовую группу (500—700 $) попадают и программы начального уровня, в которых упор сделан на легкость примене- ния, и профессиональные системы с расширенной функциональностью. Большинство из них содержат средства для интеграции с другими приложениями и организации эффек- тивных коммуникаций в проектной команде: обмен информацией по электронной почте, удаленный доступ через Web-броузер с возможностью обновления данных, мастера для создания Web-отчетов и т.д. В качестве примера таких систем можно назвать CA-Super
Project (Computer Associated), Microsoft Project (Microsoft), Project Scheduler (Scitor), Su- reTrak Project Manager (Primavera Systems), Turbo Project (IMSI).
Средства для решения частных задач выпускаются как в виде самостоятельных про- дуктов, так и в виде дополнительных модулей к КСП-системам. Информацию о них можно найти на сайтах разработчиков или справочных Web-ресурсах.
В последнее время на рынке появились самостоятельные системы, которые предна- значены для организации упрощенного доступа к проектной информации и эффективных коммуникаций между членами проектной команды. Они не содержат собственных инст- рументов для календарно-сетевого планирования, а интегрируются с большинством
КСП-систем. Одни делают упор на анализ проектных данных и предлагают инструменты для OLAP-обработки (PMOffice фирмы Systemcorp), другие, наоборот, сконцентрирова- ны на коммуникациях и предлагают развитые Internet-средства, такие, как организация дискуссионных групп и чат-каналов, удаленное хранение файлов и т.д. (WecomHome компании Welcom Software).
Рынок систем управления проектами постоянно меняется. Функции, которые ранее были доступны только в профессиональных системах, появляются в недорогих пакетах, а профессиональное ПО, в свою очередь, становится «дружелюбнее» к пользователю. Все системы различаются как по функциональности, так и по коммуникационным и интегра- ционным возможностям, поэтому выбор ПО превращается в довольно сложный проект, требующий системного подхода, аналогичного выбору любой АСУП).
9.3. Специализированные КСП-системы
Специализированные КСП-системы западных производителей представлены на рын- ках СНГ в основном продукцией фирм Microsoft, Primavera Systems и Welcom Software.
ПО двух последних компаний предназначено в первую очередь для применения в про- ектно-ориентированных организациях.
Среди КСП-систем российских разработчиков можно выделить продукт Spider Project компании «Технологии управления Спайдер», предназначенный для профессиональных пользователей.


174
9.3.1. Microsoft
КСП-систему Microsoft Project можно без преувеличения назвать самой популярной в основном благодаря сочетанию простоты использования, дружественного интерфейса и наиболее необходимых инструментов для управления проектом, рассчитанных в первую очередь на пользователей, которые не являются профессионалами в этой области. По со- вокупности показателей пакету неоднократно присуждались первые места в тестах, про- водимых различными специализированными изданиями.
Подкупает простота использования программы, чему во многом способствуют тради- ционно мощные для продуктов Microsoft Мастера и справочная система, а также допол- нительные функции, такие, как, например, Карта проекта (появилась в MS Project – 98), интуитивно подсказывающая, что нужно делать на каждом этапе. Поэтому неудивитель- но, что на Западе он стал таким же естественным рабочим инструментом руководителей, как и программы, входящие в пакет MS Office.
Подавляющее большинство работающих с MS Project используют его для планирова- ния небольших задач. По оценкам, встречающимся в печати, половина пользователей планируют проекты объемом до 50 работ, и лишь от 9% до 20% – проекты, в которых бо- лее 90 работ. Это вызвано тем, что по функциональности MS Project до последнего вре- мени уступал конкурирующим продуктам, ориентированным на профессиональных ру- ководителей проектов. Однако надо отдать должное разработчикам – в каждую после- дующую версию (текущая уже шестая) добавлялись новые функции планирования, кон- троля и анализа исполнения, присутствующие в более мощных продуктах других произ- водителей.
В этом плане не является исключением и Microsoft Project 2003. Из основных осо- бенностей, связанных с планированием и контролем за выполнением проекта, появив- шихся в новой версии, можно отметить следующие:

Иерархические коды структур для задач и ресурсов;
 расходуемые материалы как вид ресурсов;
 месяц как единица длительности работ;
 индивидуальные календари для задач;
 графические индикаторы для наглядного представления «проблемных» задач;
 поля с вычисляемыми формулами, определяемыми пользователями;
 две шкалы времени (основная и вспомогательная);
 указание приблизительного периода выполнения задачи (с последующим уточнением);
 создание шаблонов проектов.
Улучшены функции поддержки иерархической структуры работ (WBS), определения приоритетов для задач, выравнивания загрузки ресурсов, расчета критического пути в группе проектов, просмотра сетевой диаграммы проекта.
Microsoft адресует свой продукт не только начинающим, но и профессиональным ру- ководителям проектов. Для расширения функциональности системы производителем вы- пускаются Add–in-модули, доступные для бесплатной загрузки через Internet. Кроме то- го, существует большое число бесплатных и коммерческих продуктов сторонних произ- водителей.
Что касается удобства работы, то теперь пакет поддерживает такие функции, как са- монастраивающиеся меню, однооконный интерфейс, установку по запросу, перемещае- мые профили пользователей, режим Windows Terminal Server и т.д. Справочная система позволяет пользователям добавлять в нее свою информацию.


175
Особое внимание уделено организации обмена информацией в команде проекта. Но- вый продукт Microsoft Project Central позволяет всем участникам проекта работать с актуальной проектной информацией. Доступ осуществляется либо через Web-броузер, либо через специальное приложение MS Project Central Client. Для мобильных и удален- ных пользователей предусмотрена работа в режиме off-line с последующей синхрониза- цией информации.
Работая с системой, можно не только просматривать текущую информацию, но и об- новлять данные – вносить новые задачи, перераспределять задачи между исполнителями и т.д. Права доступа определяются администратором. Просмотр возможен как в режиме таблиц, так и в виде диаграммы Ганнта.
Поддерживается двунаправленный обмен информацией с Outlook. Руководитель про- екта может передать исполнителям данные о задачах (в виде списка), которые необходи- мо выполнить, а те, в свою очередь, могут информировать его обо всех изменениях в ра- бочем календаре. Кроме того, пользователи MS Outlook 2003
9.3.1.1 Техническое обеспечение системы
Рассмотрим основные возможности, аспекты внедрения и использования платформы
MS Project 2003 (ru), а также сложностей, которые могут возникнуть на этапах установки, настройки и ввода в эксплуатацию технических компонентов системы.
Состав комплекса:
1) MS Project Server 2003 (ru).
Сервер приложений, обеспечивающий всю логику работы алгоритмов управления проектами. Именно на нем хранятся экранные Web-формы, которые пользователи систе- мы видят посредством своихInternet-броузеров. Заметим, что формы качественны и мно- гофункциональны, написаны с использованием dotNET-технологии. И представляют со- бой не убогие в плане функциональности .html-странички, а действительно удобные, на- страиваемые .asp-интерфейсы.
2) MS SQL Server 2000.
Сервер базы данных, хранящий базы как проектных планов, так и, обычно, Web-сайты проектов со всеми документами. В зависимости от масштаба внедрения базы могут быть совмещены или разнесены для достижения нужной производительности. Сервер должен обеспечивать надежное хранение и резервное копирование всей проектной информации.
3) MS SharePoint Services (ru) {+Portal}.
Сервер приложений, обеспечивающий организацию Web-сайтов проектов. Сайты ор- ганизуются автоматически при сохранении проекта на сервере. В терминах теории про- ектного управления — выполняет Управление Коммуникациями проекта (Communi- cationManagement)
4) MS SQL Analysis Services.
Компонент, обеспечивающий аналитическую обработку данных о всех ведущихся проектах и построение общих аналитических отчетов для всей организации. На базе этих отчетов принимаются стратегические решения, оптимизируется система.
5) MS Project 2003 Proffesional (ru).
Основной инструмент Менеджера Проекта, предназначенный для планирования и управления проектом.
Палитра компонентов обеспечивает и палитру возможностей. Вся работа сотрудников, выполняющих задания, ведется через Web-интерфейс, никаких специальных клиентских мест, только Web-броузер. Это значит, что система доступна везде и сразу после уста-


176 новки в корпоративной сети организации и даже, если это удовлетворяет требованиям безопасности, из Internet. Трехуровневая программная архитектура минимизирует трафик между клиентами и проектным сервером, сеть не нагружается.
«Открытая» платформа решения (структура базы данных и взаимодействие компонен- тов открыты и описаны) дает большие возможности интеграции с внешними системами
(бухгалтерия, финансы, ERP и т.д.). Для той же цели и расширения функциональности служит богатый инструментарий Visual Basic for Application (Project).
Все компоненты тонко настраиваются на работу друг с другом. Как показывает опыт, настроить это ПО с нуля, покопавшись в кипах руководств и методик, могут только весьма искушенные системные администраторы.
Заметим, что настройка составляет только 5% самых простых работ всего объема вне- дрения. Главная сложность – в моделировании системы и ее настройке под организацию.
Система так сложна, что запускать ее своими силами рекомендуется только в целях озна- комления — запускать систему в промышленную эксплуатацию рискованно. Поэтому стоит задуматься о поиске компетентной компании-консультанта, имеющей опыт вне- дрения систем проектного управления.
9.3.1.2. Project Risk Analyzer. Профессиональный анализ рисков
для Microsoft Project 2003 на базе BI-решений от Microsoft
В стандарте ANSI по управлению проектами (PMBoK) требования по управлению рисками отражены в следующих разделах:
1. Планирование управления рисками (PMBoK 11.1).
2. Идентификация рисков (PMBoK 11.2).
3. Качественный анализ рисков (PMBoK 11.3).
4. Количественный анализ рисков (PMBoK 11.4).
5. Планирование ответных действий на риски (PMBoK 11.5).
6. Отслеживание рисков (PMBoK 11.6).
Основными инструментами для управления рисками в MS Project являются
1. Риск-листы (новое в Microsoft Project 2003).
2. Резервирование ресурсов на случай возникновения рисков (новое в Microsoft Pro- ject 2003).
3. Моделирование поведения портфеля проектов под влияние рисков (улучшено в
Microsoft Project 2003).
4. PERT-средства моделирования влияния рисков на сроки и бюджет.
Отметим важнейшие ограничения Microsoft Project в управлении рисками.
1. Хотя базовое средство отслеживания рисков в виде риск-листов сделано в Microsoft
Project 2003, однако система не оборудована анализом рисков в принципе, хотя именно анализ рисков ключевое требование PMBoK 2000.
2. Нет встроенных средств для анализа рисков методом Деревьев Решений, ключево- го инструмента согласно PMBoK 11.4.2(3).
3. Хотя средства моделирования влияния рисков заявленные PMBoK 11.4.2(4) пред- ставлены в Microsoft Project в виде Portfolio Modeler, но нет встроенных средств для мо- делирования методом Монте-Карло.
Средства моделирования методом Монте-Карло для Microsoft Project можно приобре- сти как дополнительную компоненту. Рекомендуем системы @Risk и Risk+.