Файл: Учебное пособие Издательство Нижневартовского государственного гуманитарного университета 2008.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 829

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

167 1. Каково содержание проекта?
2. Как управлять конкретным проектом?
В разделе «как управлять» досконально описывается организационная структура и персональный состав проекта, зоны ответственности членов команды проекта (с обеих сторон), способы разрешения проблем и управления рисками, организация взаимодейст- вия, матрица ответственности, отчетность в проекте, оформление и регламенты реализа- ции запросов на изменения в проекте. Объем этого документа обычно составляет около
50 страниц текста (детальность Устава проекта существенно зависит от масштаба проекта).
В начале проекта договариваются о том, как будет происходить управление измене- ниями, то есть решают вопросы:
1. Кто имеет право инициировать изменения?
2. Как эти изменения инициируются и рассматриваются?
3. Кто решает вопрос о выполнении изменений (как правило, это прерогатива курато- ра проекта, распорядителя кредитов, поскольку всякое изменение требует дополнитель- ных средств)?
4. Как определяется приоритет доработок?
8.9. Сотрудничество в проекте
Для того чтобы команда проекта была эффективной, мало собрать людей вместе и указать им светлую цель, над достижением которой нужно трудиться «в поте лица». Ор- ганизационный аспект также имеет большое значение.
Людям важно понимать что, зачем и в какие сроки они должны сделать, каковы при этом их обязанности и полномочия, как они должны взаимодействовать с другими уча- стниками проекта.
Ролевая инструкция отражает организационный аспект работы каждого члена коман- ды в статике – что я должен делать, как разобраться с динамикой взаимодействия внутри и вне команды проекта – что я должен делать, в какие сроки, кому передать, кто мне должен предоставить информацию? На эти вопросы отвечает регламент взаимодействия, это документ описывающий правила взаимодействия как внутренних, так и внутренних и внешних участников проекта.
8.10. Управление взаимодействием с внешними
участниками проекта через контракты
Зачастую проекты связаны с внешними заказчиками или подрядчиками. В любом слу- чае договоренности фиксируются юридически. Все, что не записано в контракте не обя- зательно к исполнению и является поводом проявить или не проявить добрую волю к со- трудничеству обеими сторонами. Контракт – единственный инструмент управления взаимодействием с внешними участниками проекта. Поэтому в интересах менеджера проекта следует максимально отразить в контракте правила соблюдения взаимных обяза- тельств, в соответствии с разработанным регламентом. Это пункты, которые касаются порядка и скорости принятия решений ответственными лицами сторон, предоставления информации, отчетности и т.п.


168
8.11. Информационные потоки в проекте
Ценность информации в проекте – в достоверности и своевременности ее получения нужными людьми в согласованном формате. Необходимо наладить систему получения и предоставления информации через внутренние и внешние связи, описав этот процесс в регламенте. Для этого нужно определиться какая информация, в каком формате, с какой периодичностью нужна в проекте для руководителя проекта, для членов его команды, для внешних участников проекта. Определив объем и формат предоставления информа- ции следует также договориться о том, с какой периодичностью стороны будут получать и предоставлять требуемую информацию. Одно из важнейших составляющих беспрепят- ственного движения нужной информации к нужным людям в нужное время есть мотива- ция за предоставление этой информации, ее достоверности и своевременности.
8.12. Управления взаимодействием в инновационном проекте
Инновационная деятельность [15, 58], выражающаяся в непрерывной разработке и реализации инновационных проектов, является непременным условием устойчивого раз- вития предприятий любой отрасли.
Однако, развитие предприятий в таких условиях сопровождается экономическими яв- лениями, способными без соответствующего управления ими значительно снизить эф- фект от инновационной деятельности. Одним из таких явлений является асимметрия ин- формации.
Асимметрия информации – это экономическое явление, возникающее в том случае, если субъекты, вступающие во взаимодействие на рынке, обладают по тем или иным причинам разными по количеству и качеству объемами информации. Она присуща прак- тически любым реальным взаимодействиям субъектов рынка: отношениям производи- тель—потребитель; поставщик—производитель; производитель—посредник и т.д.
Поскольку инновационные проекты практически всегда сопровождаются получением новой информации, то это явление наиболее характерно для процесса их реализации. В процессе реализации инновационного проекта асимметрия информации возникает между представителями отдельных стадий или этапов, более того, это явление возможно и меж- ду различными участниками одного этапа.
В методологическом смысле асимметрия информации в процессе реализации иннова- ционного проекта зависит от целостного отражения объективной реальности в результате непосредственного воздействия объектов реального мира на индивида. Оно включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование образа.
Управленческое воздействие предполагает существование субъекта и объекта. В про- цессе обмена информацией значимость объекта не менее важна, чем субъекта. Как субъ- ект, так и объект, осуществляя свою деятельность, являются, участниками когнитивных актов, в результате чего и происходит процесс обработки информации. Взаимодействие не только информирует индивида, но и трансформирует его. Степень асимметрии ин- формации зависит от убеждения, которые представляют собой мысленную характери- стику индивидом чего-либо. И эта характеристика рождается в процессе жизненного цикла индивида и основывается на ценностных установках.
На увеличение степени асимметрии информации, влияет следующее:
1. Убежденность в том, что расширение старых и завоевание новых, а также увеличе- ние численности населения и потребителей гарантирует рост предпринимательских структур. Такая позиция приводит к недооценке роли маркетинга и реальных потребно- стей потребителей.


169 2. Убежденность в отсутствии конкурентов, как самому предприятию, так и его про- дукции. Это влечет за собой чрезмерно узкую ориентацию на продукт. При этом конку- ренты на уровне обработки информации вообще не принимаются в расчет.
3. Убежденность в том, что массовое производство само по себе обязательно приведет к желаемому уровню снижения издержек при увеличении объемов производства. Послед- нее верно, но только, быть может, к существенному, но не всегда к тому, который обеспе- чит предпринимательской структуре конкурентные преимущества. Короче говоря, «эше- лон менеджмента», не желающий вносить изменения в свои убеждения, привыкает «плыть по течению». В результате предприятие занимается не столько удовлетворением нужд и потребностей потребителей, сколько производством определенных товаров и услуг, что неизбежно повлечет за собой негативные последствия (товарный провинциализмом).
4. Убежденность в том, что работа с продукцией, допускающей проведение точных исследований, модернизацию и снижение издержек производства гарантирует успех.
Проблема в техноцентричном подходе к руководству предприятием, налицо полное до- верие таким видам деловой активности, которые поддаются изучению, эксперименталь- ной проверке, контролю. Интуиция – неотъемлемый фактор успеха – не принимается в расчет вообще.
Из вышеизложенного вытекает необходимость снижения асимметрии информации пу- тем внесения изменений в убеждения. Это тем более важно, т.к. во взаимодействиях у участников инновационного проекта убеждения разные. Представляется в этой связи, что более важным и значимым является выяснение того, почему одна информация отсеива- ется индивидом, другая же заостряет внимание и подвергается трансформации, на осно- вании чего индивид принимает решение.
Подводя итог, нужно сказать, что в теории управления инновационными проектами существует общепризнанное мнение, что эффективность их реализации напрямую связа- на с характером принимаемых менеджментом решений. Однако собственно факт приня- тия решений еще не гарантирует качество управления проектами. Необходимы механиз- мы взаимодействия, с одной стороны, облегчающие реализацию этих решений, а с дру- гой – ограничивающие последующее проведение в процессе управления проектами про- тивоположных инициатив.
ТЕСТЫ
Выберите один или несколько правильных ответов.
1. Анализ чувствительности проекта:
a) позволяет определить степень устойчивости проекта по отношению к возможным изменениям условий его реализации; b) позволяет оценить, как изменяются результирующие показатели реализации проек- та при различных значениях заданных переменных, необходимых для расчета; c) предполагает разработку нескольких вариантов (сценариев) вития проекта и их сравнительную оценку.
2. При анализе рисков используется иерархическая модель:
a) структура разбиения работ; b) дерево работ; c) дерево ресурсов; d) структура разбиения рисков; e) организационная структура.
3. К методам анализа рисков можно отнести:


170 a) сетевые матрицы; b) анализ чувствительности; c) матрицу ответственности; d) дерево целей; e) метод освоенного объема.
4. К методам минимизации рисков можно отнести:
a) страхование; b) резервирование средств; c) хеджирование; d) распределение рисков; e) дисконтирование.
5. Ветвями дерева решений являются:
a) вариант действий; b) технологическая зависимость; c) административное подчинение; d) последствие действия; e) фиктивная работа.
6. При анализе рисков с помощью дерева решений чаще всего используется:
a) критерий Гурвица; b) критерий Вальда; c) ожидаемая денежная стоимость; d) коэффициент Стьюдента; e) ставка дисконтирования.
7. Критерием минимального сожаления называют;
a) критерий Вальда; b) критерий Гурвица; c) критерий абсолютного оптимизма; d) критерий относительного пессимизма; e) критерий Севиджа.
8. Зависимость между чистым дисконтированным доходом и объемом продаж
продукции проекта определяется с помощью:
a) анализа сценариев; b) анализа чувствительности; c) метода освоенного объема; d) PERT; e) метода критического пути.
9. При анализе рисков используются следующие сетевые методы:
a) метод критического пути; b) сети предшествования; c) PERT; d) сетевых матриц; e) CERT.

171
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

Глава 9. ПРОГРАММНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ МЕНЕДЖЕРА
Ни одна программа не существует сама по себе. Ее функциональные и архитектурные особенности напрямую связаны со средой ее использования. Поэтому знакомство с про- граммным обеспечением систем управления проектами будет неполным, если предвари- тельно не рассказать о характере среды, в которой функционируют эти программы.
9.1. Среда управления
В любой организации можно выделить три группы сотрудников, участвующих в про- цессе управления ее деятельностью.
1. Высшее руководство, т.е. специалисты, отвечающие за постановку целей и задач, укрупненное планирование деятельности организации и оценку выполнения этих планов.
2. Менеджеры, ответственные за разработку детальных планов достижения целей, по- ставленных высшим руководством; распределение работ по конкретным исполнителям, планирование использования ресурсов, контроль выполнения планов и подготовку ук- рупненных отчетов для высшего руководства.
3. Специалисты на местах, ответственные за выполнение определенных работ в соот- ветствии с графиком, предоставление отчетов о состоянии выполняемых работ, их каче- стве, доступности, загрузке ресурсов и т.д.
Существенные отличия в выполняемых задачах определяют различия в требованиях, которые предъявляют эти группы пользователей к программному обеспечению, повы- шающему эффективность их деятельности.
Исследования компании Welcom Software Technologies позволили определить разли- чия в требованиях, предъявляемых к программному обеспечению разных уровнях управ- ления проектом (табл. 9.1). В результате исследований были выделены три уровня управления: высшего руководства (Executive level), стратегический (Strategic level) и уровень операций (Desktop level). Причем к последнему в данном случае отнесли и ис- полнителей работ, и руководителей на местах, которые используют ПО для управления проектами не более нескольких часов в месяц.
Таблица 9.1
Уровень высшего руководства
Стратегический уровень
Уровень операций
Легкость в применении.
Возможность получать де- монстрационные отчеты.
Мощные возможности обобщения сведений. Сред- ства для интеграции с дан- ными из других программ- ных приложений.
Процедуры для плани- рования сверху вниз.
Мощность временного, ресурсного, стоимо- стного планирования, анализа рисков. Возмож- ность интеграции с другими приложениями.