ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2024

Просмотров: 1635

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

В. А. Борисов демография

Оглавление

Тема 6. Смертность, средняя ожидаемая продолжительность жизни, самосохранительное поведение

Тема 7. Естественный рост и воспроизводство населения

Тема 8. Демографическое прогнозирование

Введение

Тема 1 Предмет, задачи и методы демографии

1.1. Краткая история становления демографии

1.2. Предмет демографии

1.3. Задачи демографии

1.4. Методы исследования в демографии

1.5. Специализация внутри демографии

Тема 2 Источники информации о населении и демографических процессах

2.1. Переписи населения

2.1.1. Определение переписи населения

2.1.2. Основные принципы современной переписи населения

2.1.3. Краткая история переписей населения в мире

2.1.4. Переписи населения в России, ссср и снова в России

Учеты населения (ревизии) в России в XVIII

2.1.5. Программа переписи населения

2.1.6. Программа Всероссийской переписи населения 1999 года

Вопрос 4: место рождения. В сочетании с другими данными ответы на этот вопрос характеризуют миграцию населения.

Вопрос 6: гражданство. Вопрос представляется мне простым и не требующим пояснений.

2.1.7. Правовая основа переписи населения

2.1.8. Критический момент переписи населения (или момент счета населения)

2.1.9. Категории населения, учитываемые при переписях населения

2.1.10. Программа разработки материалов

2.1.11. Массово-разъяснительная работа среди населения

2.2. Текущий статистический учет событий естественного движения населения

2.3. Текущие регистры (списки, картотеки) населения

2.4. Выборочные и специальные обследования

Тема з Численность и структура населения

3.1. Численность населения

3.2. Структура населения по полу

Половая структура населения России3

3.3. Возрастная структура населения

3.3.1. Половозрастные пирамиды

3.3.2. Связь возрастной структуры с режимом воспроизводства населения

Примитивный тип

Режиму воспроизводства населения

России по переписи 1959 г.

России на 1 января 1999 г.

3.3.3. Демографическое старение населения

Индекс демографической старости населения России (в процентах)

3.4. Брачная структура населения

Мужчины

Женщины

3.4.1. Методы реального и условного поколения

Расчет числа лет, прожитых в браке одной женщиной в среднем из условного поколения в возрастном интервале от 16 до 50 лет в России (по данным Всесо­юзной переписи населения 1989 года)

Число лет, прожитых в определенном брачном состоянии

3.5 Семейная структура населения

Распределение семей в России по размерам (по итогам

Изменение структуры семей по демографическим типам в Российской Феде­рации за 1959—1994 гг. (по материалам Всесоюзных переписей населения и микропереписи 1994 г.)

3.6. Семья и домохозяйство

Тема 4 Общие коэффициенты естественного движения населения

Тема 5 Рождаемость и репродуктивное поведение

Формула расчета специального коэффициента рождаемости выглядит так:

5.2. Возрастные коэффициенты рождаемости

5.3. Рождаемость и плодовитость

5.4. Графическое изображение возрастных коэффициентов рождаемости

Возрастные коэффициенты рождаемости (ссср (1926—1927, 1958—1959 гг.), России (1995 г.)

5.5. Брачная и внебрачная рождаемость

5.6. Суммарный коэффициент рождаемости

Возрастные и суммарный коэффициенты рождаемости в России в 1995 г.

5.7. Критическое значение итогового числа рожденных детей, соответствующее границе простого воспроизводства населения, в расчете на одну брачную пару (в среднем)

5.8. Демографическая типология семей по числу рожденных детей

5.9. Учет уровня смертности при оценке величины суммарного коэффициента рождаемости

Суммарные коэффициенты рождаемости в отдельных странах мира с учетом вероятности дожития новорожденных до 15 лет (1990—1994 гг.)

Динамика суммарного коэффициента рождаемости в ссср Россия с учетом изменения уровня детской смертности

5.10. Динамика уровня рождаемости в мире

Общий и суммарный коэффициенты рождаемости в мире и отдельных странах, 1960—1964 и 1998 гг.

5.11. Динамика уровня рождаемости в России, ссср и снова в России

Расчет индексов динамики общего коэффициента рождаемости в России в 1990—1995 гг. (в процентах к величине коэффициента в 1990 г.).

Компоненты изменений общего коэффициента рождаемости в

5.12. Анализ динамики суммарных коэффициентов рождаемости, дифференцированных по очередности рождения детей у матери

Россия, все население, 1995 г.

Динамика суммарного коэффициента рождаемости в России, дифференцированного по очередности рождения детей у матери, 1985— 1995 гг.

Все население

Городское население

Сельское население

5.13. Индекс гипотетического минимума естественной рождаемости (гмер)

Минимальные коэффициенты брачной естественной рождаемости, принятые в модели гмер за стандарт

Общие коэффициенты рождаемости (окр), гипотетический минимум естест­венной рождаемости (гмер) и степень реализации гмер в России

Все население

Городское население

Сельское население

Факторная структура изменений общего коэффициента

Общие коэффициенты рождаемости (окр), гипотетический минимум естест­венной рождаемости (гмер) и степень реализации гмер в отдельных странах мира

5.14. Краткая история исследований факторов рождаемости

Специальные коэффициенты брачной рождаемости в ряде европейских столиц в конце XIX в. (в расчете на

1000 Замужних женщин в возрасте 15—49 лет)2

Первое крупное исследование дифференциальной рождаемости в ссср было проведено органами государственной бюджетной статистики в 1934 г.

5.15. Изучение репродуктивного поведения

Среднее идеальное, желаемое и ожидаемое число детей (по материалам обследований, проведенных Отделом демографии Института социологии ран в 1984 г.1)

5.16. Показатели репродуктивного поведения в переписях населения

Желаемое и ожидаемое число детей у женщин России

5.17. Теория демографического перехода и интерпретация дифференциальной рождаемости

5.18. Исторические причины развития массовой малодетности семей

5.19. Демографические и социальные последствия длительного сохранения массовой малодетности российского общества

5.20. Социальная и демографическая политики: взаимосвязь и различия целей

Тема 6 Смертность, средняя ожидаемая продолжительность жизни, самосохранительное поведение

6.1. Возрастные коэффициенты смертности

6.2. Коэффициент младенческой смертности

Структура уровня младенческой смертности в России по основным классам причин смерти

6.3. Применение индексного метода в анализе динамики общего коэффициента смертности

6.4. Методы стандартизации коэффициентов

Расчет факторов изменения уровня смертности в России в 1990—1995 гг.

6.4.1. Прямой метод стандартизации

6.4.2. Косвенный метод стандартизации

Стандартизация общих коэффициентов смертности мужского и женского на­селения России в 1995 г. Косвенным методом

6.5. Вероятностные таблицы смертности (чаще

6.6. Расчет кратких таблиц смертности

Расчет таблиц смертности мужского населения России в 1995 году

6.7. Уровень средней ожидаемой продолжительности

Средняя ожидаемая продолжительность предстоящей жизни населения (для новорожденных) в России и отдельных странах мира в 1997 году

6.8. Средняя интервальная продолжительность предстоящей жизни

Для новорожденных

Для достигших начала каждого возрастного интервала

6.9. Показатели смертности по причинам смерти

Классам причин смерти и их удельный вес в процентах к общему коэффициенту, записанному в процентимилле)

Мужчины

Женщины

Стандартизованные по возрасту показатели смертности по причинам смерти в России и сша в 1992 г. (число умерших на 100 000 жителей)3

6.10. Социальный прогресс и изменение структуры уровня смертности по причинам смерти

6.11. Факторы уровня смертности и средней продолжительности жизни

6.12. Самосохранительное поведение

Тема 7 Естественный рост и воспроизводство населения

7.1. Общий коэффициент естественного прироста

7.2. Показатели воспроизводства населения

Расчет нетто-коэффициента воспроизводства населения России за 1996 г. И среднего возраста матерей при рождении дочерей

7.3. Соотношение уровней рождаемости и смертности в динамике воспроизводства населения

Расчеты нетто-коэффициента воспроизводства населения России при уровне рождаемости 1996 года и различных гипотезах об уровне смертности

Тема 8 Демографическое прогнозирование

8.1. Прогнозирование общей численности населения

8.2. Прогнозирование половозрастной структуры населения

Иллюстративный прогноз численности и половозрастной структуры населе­ния России до

2027 Года методом возрастной передвижки

Мужчины

Женщины

Иллюстративный прогноз числа рождений в России в 1998—2026 гг.

8.3. Разработка гипотез о вероятных изменениях демографических тенденций в прогнозном периоде

Заключение

Рекомендуемая литература

Приложение Программа курса «Демография» Тема 1. Предмет, задачи и методы демографии

Тема 2. Источники информации о населении и демографических процессах

Тема 3. Численность и структура населения

Тема 4. Показатели естественного движения населения

Тема 5. Рождаемость и репродуктивное поведение

Тема 6. Смертность, средняя ожидаемая продолжительность жизни, самосохранительное поведение

Тема 7. Естественный рост и воспроизводство населения

Тема 8. Демографическое прогнозирование

Распределение учебных часов по курсу «Демография»

Оглавление

Тема 6. Смертность, средняя ожидаемая продолжительность жизни, самосохранительное поведение

Тема 7. Естественный рост и воспроизводство населения

Тема 8. Демографическое прогнозирование

В середине периода между переписями 1979 и 1989 гг. произошло важное нововведение — было впервые проведено Всесоюзное выборочное со­циально-демографическое обследование населения (так длинно оно первоначально называлось), которое впоследствии стало называться просто микропереписью населения СССР. Микроперепись 1985 г. проводилась по состоянию на 2 января и охватывала 5% населения СССР. Бланк обследования (вопросник) состоял из 5 разделов: А) состав населения (по полу, возрасту, брачному состоянию, национальности, уровню образования, ис­точнику средств существования и др.); Б) более подробные, чем в разделе А, сведения о брачности; В) рождаемость; Г) жилищные условия; Д) мне­ние населения о необходимости принятия государством первоочередных мер по улучшению условий жизни. Всего в пяти разделах содержалось 27 вопросов (или иначе — пунктов).

Большинство вопросов были те же, что и при переписи 1979 г. Но отсут­ствовали вопросы о родном языке, о месте работы и занятии. В то же время значительно расширился круг вопросов о брачности и рождаемости. Впер­вые появился в переписи (хотя и в микропереписи) вопрос, обращенный к замужним женщинам в возрасте до 45 лет о числе детей, которое они пред­полагают иметь. Новым был и вопрос о среднемесячном доходе. При под­готовке микропереписи многие ученые возражали против включения в перепись такого вопроса, сомневаясь в возможности получения достоверной информации о доходах в условиях страны, где любая трудовая деятель­ность помимо государственного сектора осуждалась властями и обще­ственным мнением.

Но в итоге вопрос о доходах был включен в программу переписи. Результаты, однако, не были обнародованы, что косвенно свидетельствует о том, что их недостоверность проявилась достаточно явно.

Такая же судьба постигла и блок вопросов о первоочередных, по мнению населения, мерах по улучшению условий жизни. При обсуждении во­просов программы микропереписи во время подготовки к ней на методоло­гической комиссии в Госкомстате РФ многие ученые также возражали против этого блока вопросов. Они мотивировали свои возражения тем, что предложенные в переписном бланке варианты ответов на вопрос о том, ка­кие стороны жизни надо улучшать прежде других, не альтернативны, не дают возможности для выбора, поскольку все относятся к первоочередным (варианты такие: обеспечение продуктами питания, улучшение жилищных условий, ассортимента и качества промтоваров, медицинского обслужива­ния, работы транспорта, бытового обслуживания, социального обеспече­ния. Из этого набора нужно было указать не более трех составляющих). Очевидно, полученные результаты опроса подтвердили сомнения ученых. Поэтому, так же, как и сведения о доходах, не были опубликованы, О них просто «забыли», как будто их и не было.


Через 5 лет после переписи 1989 г., в 1994 г., была вновь проведена мик­роперепись населения, теперь уже Всероссийская. По состоянию на 14 февраля. Очевидно, опыт микропереписи 1985 г., проводившейся по состоянию на 2 января, показал неудобства проведения переписи в праздничные дни (хотя выбор даты переписи на первый или последний день года облег­чает целый ряд расчетов демографических показателей, связанных с возра­стной структурой). Статистикам пришлось отодвинуть дату переписи по­дальше не только от праздников Нового и Старого нового года, но и от школьных и студенческих январских каникул, когда подвижность населе­ния увеличивается. Середина февраля в этом отношении спокойнее.

Микроперепись 1994 г. существенно отличается от всех предыдущих переписей прежде всего значительно более широким кругом вопросов, которых было 41 (из них 36 — сведения личного характера и 5 — о жилищных условиях). Наряду с традиционными для каждой переписи вопросами о поле, возрасте, брачном состоянии, национальности и родном языке, уровне образования и т.д. был и ряд новых вопросов. Так, вместе с вопро­сом о родном языке впервые предлагался вопрос о разговорном языке, т.е. том языке, которым человек преимущественно пользуется в жизни. Причем на этот вопрос нужно было дать три ответа: каким языком человек пользуется преимущественно у себя дома, в учебном заведении (или дошкольном учреждении) и на работе.

Также относительно новым был вариант ответа на вопрос о состоянии в браке: зарегистрирован брак или нет (естественно — для состоящих в браке). Среди вопросов, посвященных изучению рождаемости, к вопросу о планируемом (ожидаемом) женщинами числе детей впервые добавился очень важный вопрос о желаемом ими же числе детей. Почему этот вопрос очень важен, вы узнаете из главы 5.

Ряд вопросов преследовал цель выяснить различные аспекты занятости и безработицы. К этой же теме примыкает и вопрос о наличии садового или дачного участка либо огорода. К сожалению, вновь присутствовал и во­прос о сумме дохода, правда, в отличие от микропереписи 1985 г. требова­лось указать общую сумму дохода лишь за январь 1994 г. Пока результаты ответов на этот вопрос не опубликованы по неизвестным причинам: то ли результаты эти недостоверны, то ли их разработка еще не завершена.

На 1999 г. была назначена очередная Всеобщая всероссийская перепись населения (затем она была перенесена на 10 ноября того же года, а затем и вовсе — на сентябрь 2001 г. Думается, это обстоятельство не лишает целе­сообразности изучения ее методологических принципов). Ее программа состоит из 31 вопроса, с подвопросами — 41 (23 вопроса и 10 подвопросов — перепись населения, 8 вопросов — перепись жилищных условий). Она является наиболее обширной по сравнению с предыдущими послево­енными переписями. Мы поговорим о ней подробнее, чем о предыдущих переписях населения и на ее примере обсудим ряд важных теоретических вопросов, характеризующих особенности программы переписи населения. Но сначала выясним, что такое программа переписи населения вообще.



2.1.5. Программа переписи населения

Программа переписи населения — это перечень вопросов, обращенных к населению. Сумма ответов на вопросы программы и образует ту ин­формацию о составе населения, ради получения которой перепись и прово­дится. Обычно вопросы программы переписи приводятся в специально предназначенном для этой цели бланке, который может быть различной формы, в зависимости от техники подсчета полученных от населения ответов списочной (т.е. один бланк на несколько человек) или индивидуальной формы (бланк на одного человека).

Программа переписи составляется по определенным правилам и с учетом определенных требований, многие из которых обычны для любого со­циологического исследования. Желательно (но необязательно), чтобы часть вопросов по содержанию и редакции точно повторяла аналогичные вопросы предыдущей переписи, чтобы можно было измерить произошед­шие изменения в структуре социально-экономических и демографических характеристик населения. Необходимо учитывать международные рекомендации с тем, чтобы получить данные, сопоставимые с аналогичными международными. Программа разрабатывается с учетом потребностей органов управления, научных и общественных организаций в необходимой информации. При этом учитывается специфика переписи населения, стоимость получения информации именно путем переписи населения, изучаются возможности сбора равноценной информации путем проведения вы­борочных обследований, менее масштабных и дорогих, чем всеобщая перепись населения, но более подробных.

Согласно международным рекомендациям вопросы, включаемые в программу переписи населения должны быть такими, чтобы респонденты (т.е. опрашиваемые) были способны дать на них вполне правильные отве­ты: Иначе говоря, вопросы не должны быть затруднительными для боль­шинства опрашиваемых, не должны вызывать страха у населения (иначе перепись окажется под угрозой срыва). В свою очередь, вопросы переписи должны также учитывать общий уровень грамотности населения, этниче­ские особенности, в том числе народные обычаи и даже предрассудки.

В переписях населения изучаются следующие вопросы:

1) численность и размещение населения по территории страны, по городским и сельским типам поселений, миграция населения;

2) структура населения по полу, возрасту, брачному состоянию и семейному положению;


3) структура населения по национальной (этнической) принадлежности, родному и разговорному языку, по гражданству;

4) распределение населения по уровню образования, по источникам средств существования, по отраслям народного хозяйства (для имеющих средства существования от экономической деятельности), по занятиям и положению в занятии (т.е. по социальному положению);

5) число и структура семей по целому комплексу социальных характеристик (однородные и смешанные в социальном и этническом отношении семьи и т. д.);

6) рождаемость (число рожденных детей и живых из них на момент переписи), пожелания и планы в отношении будущего деторождения;

7) жилищные условия населения.

Это вопросы, характерные для наших отечественных, последних по времени переписей населения. В ряде стран возможны и другие вопросы о физических недостатках, об участии в прошлых войнах (с целью изучения последствий войны для здоровья населения), об уровне обеспеченности населения теми или иными благами жизни и т. д. Наши переписи пока еще бедны по объему собираемой информации (поскольку и страна бедна — не может выделить достаточно средств для освещения многих важных аспек­тов нашей жизни в переписи населения). В частности, мы уже никогда не узнаем, как повлияла вторая мировая война на смертность и здоровье нашего населения, потому что ни в одной из послевоенных отечественных переписей населения не было вопроса об участии в этой войне.