ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.03.2024
Просмотров: 1629
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 6. Смертность, средняя ожидаемая продолжительность жизни, самосохранительное поведение
Тема 7. Естественный рост и воспроизводство населения
Тема 8. Демографическое прогнозирование
Тема 1 Предмет, задачи и методы демографии
1.1. Краткая история становления демографии
1.4. Методы исследования в демографии
1.5. Специализация внутри демографии
Тема 2 Источники информации о населении и демографических процессах
2.1.1. Определение переписи населения
2.1.2. Основные принципы современной переписи населения
2.1.3. Краткая история переписей населения в мире
2.1.4. Переписи населения в России, ссср и снова в России
Учеты населения (ревизии) в России в XVIII
2.1.5. Программа переписи населения
2.1.6. Программа Всероссийской переписи населения 1999 года
Вопрос 6: гражданство. Вопрос представляется мне простым и не требующим пояснений.
2.1.7. Правовая основа переписи населения
2.1.8. Критический момент переписи населения (или момент счета населения)
2.1.9. Категории населения, учитываемые при переписях населения
2.1.10. Программа разработки материалов
2.1.11. Массово-разъяснительная работа среди населения
2.2. Текущий статистический учет событий естественного движения населения
2.3. Текущие регистры (списки, картотеки) населения
2.4. Выборочные и специальные обследования
Тема з Численность и структура населения
3.2. Структура населения по полу
Половая структура населения России3
3.3. Возрастная структура населения
3.3.1. Половозрастные пирамиды
3.3.2. Связь возрастной структуры с режимом воспроизводства населения
Режиму воспроизводства населения
3.3.3. Демографическое старение населения
Индекс демографической старости населения России (в процентах)
3.4. Брачная структура населения
3.4.1. Методы реального и условного поколения
Число лет, прожитых в определенном брачном состоянии
3.5 Семейная структура населения
Распределение семей в России по размерам (по итогам
Тема 4 Общие коэффициенты естественного движения населения
Тема 5 Рождаемость и репродуктивное поведение
Формула расчета специального коэффициента рождаемости выглядит так:
5.2. Возрастные коэффициенты рождаемости
5.3. Рождаемость и плодовитость
5.4. Графическое изображение возрастных коэффициентов рождаемости
Возрастные коэффициенты рождаемости (ссср (1926—1927, 1958—1959 гг.), России (1995 г.)
5.5. Брачная и внебрачная рождаемость
5.6. Суммарный коэффициент рождаемости
Возрастные и суммарный коэффициенты рождаемости в России в 1995 г.
5.8. Демографическая типология семей по числу рожденных детей
5.9. Учет уровня смертности при оценке величины суммарного коэффициента рождаемости
5.10. Динамика уровня рождаемости в мире
Общий и суммарный коэффициенты рождаемости в мире и отдельных странах, 1960—1964 и 1998 гг.
5.11. Динамика уровня рождаемости в России, ссср и снова в России
Компоненты изменений общего коэффициента рождаемости в
Россия, все население, 1995 г.
5.13. Индекс гипотетического минимума естественной рождаемости (гмер)
Минимальные коэффициенты брачной естественной рождаемости, принятые в модели гмер за стандарт
Факторная структура изменений общего коэффициента
5.14. Краткая история исследований факторов рождаемости
Специальные коэффициенты брачной рождаемости в ряде европейских столиц в конце XIX в. (в расчете на
1000 Замужних женщин в возрасте 15—49 лет)2
5.15. Изучение репродуктивного поведения
5.16. Показатели репродуктивного поведения в переписях населения
Желаемое и ожидаемое число детей у женщин России
5.17. Теория демографического перехода и интерпретация дифференциальной рождаемости
5.18. Исторические причины развития массовой малодетности семей
5.20. Социальная и демографическая политики: взаимосвязь и различия целей
Тема 6 Смертность, средняя ожидаемая продолжительность жизни, самосохранительное поведение
6.1. Возрастные коэффициенты смертности
6.2. Коэффициент младенческой смертности
Структура уровня младенческой смертности в России по основным классам причин смерти
6.3. Применение индексного метода в анализе динамики общего коэффициента смертности
6.4. Методы стандартизации коэффициентов
Расчет факторов изменения уровня смертности в России в 1990—1995 гг.
6.4.1. Прямой метод стандартизации
6.4.2. Косвенный метод стандартизации
6.5. Вероятностные таблицы смертности (чаще
6.6. Расчет кратких таблиц смертности
Расчет таблиц смертности мужского населения России в 1995 году
6.7. Уровень средней ожидаемой продолжительности
6.8. Средняя интервальная продолжительность предстоящей жизни
Для достигших начала каждого возрастного интервала
6.9. Показатели смертности по причинам смерти
6.10. Социальный прогресс и изменение структуры уровня смертности по причинам смерти
6.11. Факторы уровня смертности и средней продолжительности жизни
6.12. Самосохранительное поведение
Тема 7 Естественный рост и воспроизводство населения
7.1. Общий коэффициент естественного прироста
7.2. Показатели воспроизводства населения
7.3. Соотношение уровней рождаемости и смертности в динамике воспроизводства населения
Тема 8 Демографическое прогнозирование
8.1. Прогнозирование общей численности населения
8.2. Прогнозирование половозрастной структуры населения
Иллюстративный прогноз численности и половозрастной структуры населения России до
2027 Года методом возрастной передвижки
Иллюстративный прогноз числа рождений в России в 1998—2026 гг.
8.3. Разработка гипотез о вероятных изменениях демографических тенденций в прогнозном периоде
Приложение Программа курса «Демография» Тема 1. Предмет, задачи и методы демографии
Тема 2. Источники информации о населении и демографических процессах
Тема 3. Численность и структура населения
Тема 4. Показатели естественного движения населения
Тема 5. Рождаемость и репродуктивное поведение
Тема 6. Смертность, средняя ожидаемая продолжительность жизни, самосохранительное поведение
Тема 7. Естественный рост и воспроизводство населения
Тема 8. Демографическое прогнозирование
Распределение учебных часов по курсу «Демография»
Тема 6. Смертность, средняя ожидаемая продолжительность жизни, самосохранительное поведение
То же самое следует сказать и относительно правовых норм, регулирующих право и обязанность граждан и жителей-иностранцев участвовать в переписи населения и отвечать на вопросы переписных формуляров, и ответственности проводящего перепись персонала за сохранность в тайне информации, получаемой при переписи. Таких законов у нас, как уже говорилось, никогда не было, и такие законы абсолютно необходимы.
2.1.8. Критический момент переписи населения (или момент счета населения)
Ранее, при обсуждении основных принципов переписи населения, уже говорилось о значении критического момента переписи населения. Но этот момент настолько важен, что нелишне будет остановиться на этом вопросе несколько подробнее.
Критический момент переписи населения — это точный момент времени, единый для всей страны, к которому приурочиваются собираемые при переписи населения сведения. Установление критического момента позволяет получить как бы моментальную фотографию, моментальный срез населения, которое непрерывно изменяется. Обычно критический момент устанавливается на полночь накануне первого дня переписи. Это объясняется тем, что переписи обычно проводятся по месту жительства людей (хотя бы временного) и большинство их в ночное время находится в помещениях (под крышей).
Установление критического момента помогает точнее учесть наличное население, уменьшить возможность пропусков и двойного счета людей. Большинство переписей в мире проводится с установлением критического момента. Однако в некоторых странах сведения, собираемые при переписях населения, приурочиваются к первому дню без установления точного часа, т.е. без критического момента. К таким странам относятся, в частности, США и Финляндия.
При первой всероссийской переписи населения 1897 г. тоже не было строго обозначенного критического момента. Сведения собирались по их состоянию на раннее утро 27 января 1897 г. В переписи 1920 г. и городской переписи 1923 г. критический момент был установлен на 9 часов утра первого дня переписи (очевидно, по некоторой аналогии с «ранним утром» переписи 1897 г. Во всех последующих отечественных переписях населения критический момент устанавливался на полночь первого дня переписи.
2.1.9. Категории населения, учитываемые при переписях населения
Переписи обычно проводятся в течение 7—10 дней, и их стараются проводить таким образом, чтобы как можно меньше мешать повседневной жизни населения. Между тем множество людей перемещается по территории страны. Возникает проблема пропуска или двойного учета людей, временно отсутствующих в месте своего постоянного проживания или, напротив, временно проживающих на территории, где их застала перепись. Чтобы избежать пропусков и двойного счета, при переписях различают категории людей, в зависимости от характера их проживания на данной территории наличное и постоянное население. Выделяется и третья категория — юридическое (приписное) население, — которая, однако, в современных переписях не используется.
К наличному населению относятся люди, фактически (налицо, в наличии) находившиеся на критический момент переписи на территории данного населенного пункта, независимо от продолжительности проживания в этом месте и прав на жительство (т.е. не имеет значения, живут ли они в данном месте законно или нелегально).
К постоянному населению относятся люди, которые на критический момент переписи проживают в данном месте постоянно (т.е. это их обычное, бессрочное место жительства), независимо от права на проживание (т.е. от пресловутой прописки), а также от фактического наличия в месте постоянного проживания на критический момент переписи. Понятие «бессрочного» проживания все-таки несколько неопределенно и поэтому может вызывать трудности при определении характера проживания человека в данном месте, т.е. является ли оно постоянным или временным. Чтобы избежать этой проблемы, в нашей переписной практике для определения постоянного места жительства принят условно срок проживания 6 месяцев или более. При этом нужно иметь в виду, что этот срок (6 месяцев) относится не только к прошлому времени, уже прожитому в данном месте, но и к будущему, к предполагаемому. Таким образом, если опрашиваемый только что въехал в данное жилище, в котором его застала перепись, и не прожил в нем и трех дней (или и даже одного дня), но определенно заявляет, что будет жить в нем постоянно (без определенного срока), по отношению к территории, на которой расположено его жилище, он учитывается в категории постоянного населения.
Между численностями постоянного и наличного населения, временно отсутствующими и временно проживающими (в месте прохождения переписи на ее критический момент) существует балансовая зависимость. Так, постоянное население данной территории равно наличному населению плюс временно отсутствующие и минус временно проживающие. Или это можно выразить несколько нагляднее в виде формулы, в которой все условные обозначения достаточно ясны:
ПН = НН + ВО –ВП,
Наличное же население равно постоянному населению плюс временно проживающие минус временно отсутствующие, или
НН = ПН + ВП –ВО.
Юридическое или приписное население — то, которое числится проживающим в данном месте по документам: спискам, домовым книгам, по прописке в полиции и т.п., фактически независимо от реального проживания в месте приписки (прописки). Как уже говорилось ранее, считать число людей по документам о прописке не имеет смысла, поскольку разница между числом реально проживающих на данной территории людей и учтенным их количеством может оказаться очень существенной. В эпохи фискальных учетов населения объектом учета было именно юридическое (податное и т.п.) население. С началом регулярных всеобщих переписей населения современного типа интерес к учету юридического населения постепенно ушел в прошлое. В нашей стране лишь в одной всеобщей переписи населения, а именно в самой первой переписи 1897 г., была сделана попытка учесть одновременно все три категории населения: наличное, постоянное и юридическое. Попытка оказалась неудачной. Численность приписного населения настолько разошлась с численностью наличного населения, что ее даже не стали публиковать.
В наших переписях 1920, 1926 и 1937 гг. объектом счета было наличное население, а начиная с переписи 1939 г. во всех последующих переписях учитывались одновременно две категории — наличное и постоянное население. Считалось, что разница между численностью наличного и постоянного населения может служить для СССР в целом мерой точности счета населения при переписях. Поскольку в СССР внешняя миграция была небольшой, то сальдо внешней миграции можно было без большой погрешности приравнивать нулю. В таком случае совпадение (или несовпадение) численностей наличного и постоянного населения служило мерой точности (или неточности) счета населения при переписи. Естественно с повышением интенсивности внешней миграции в постсоветской России, с резким увеличением притока мигрантов в Россию (в основном беженцев и вынужденных переселенцев) подобный метод определения точности переписи населения потерял смысл.
Но знание численности наличного и постоянного населения имеет и иное, кроме контрольного, самостоятельное значение. Численности наличного и постоянного населения используются как самостоятельные целевые ориентиры при планировании различных элементов народного хозяйства. Так, планирование жилищного строительства, детских дошкольных учреждений, производства мебели, холодильников и других предметов длительного пользования должно ориентироваться на динамику постоянного населения, а планирование учреждений образования, здравоохранения, культуры и зрелищ, дорожно-транспортного хозяйства и т.д. — на динамику наличного населения. Известно, что, к примеру, в Москве ежедневно наличное население примерно на 2 млн. больше, чем постоянное (за счет транзитных пассажиров, командированных, туристов, больных, приехавших в столицу для обследования, консультации и лечения, беременных, приехавших в столицу рожать — потому что они надеются на более качественное родовспоможение, — бандитов, — которые надеются поживиться в столице, и т.д. и т.п.). Кроме того, дневное население Москвы больше ночного населения по разным оценкам на 0,5 или на 1 млн. человек за счет так называемых маятниковых мигрантов, т.е. людей, работающих или учащихся в Москве, а постоянно проживающих в Московской области. Если не учитывать этого ежедневного людского «прилива» в объеме товарооборота, в торговле продовольственными и прочими товарами, в работе транспорта и прочих учреждений жизнеобеспечения, то жизнь города подвергнется серьезным деформациям. Можно, конечно, пойти по другому пути (и такие предложения имеются). Закрыть город для въезда иногородних, выдать «коренным» москвичам специальные удостоверения, карточки, талоны или еще что-нибудь в том же роде: выставить на границах города заставы и патрули против «чужаков» и т.п. Но такие меры могут иметь очень плохие последствия — социальные, экономические, политические и демографические.
Учитывать две категории населения нужно и при пользовании статистическими справочниками о населении. Скажем, общая численность населения публикуется, как правило, именно по категории наличного населения. А данные о половозрастной, брачно-семейной, этнической и социальной структурах населения разрабатываются в итогах переписей населения и публикуются всегда по постоянному населению. К сожалению, категория населения не всегда указывается в таблицах справочников.
Госкомстатом России принято решение, которое утверждено Всероссийским совещанием статистиков в ноябре 1995 г., учитывать при переписи 1999 г. только одну категорию населения — постоянного. Мотивируется это изменение тем, что постоянное население, во-первых, менее подвижно, чем наличное, его легче учесть. Во-вторых, также легче учесть временно отсутствующих из числа постоянного населения (поскольку о них могут сообщить сведения их родственники в местах постоянного проживания), чем временно проживающих. Особенно в тех случаях, когда эти люди, временно проживавшие на критический момент переписи на данной территории, уже успели ее покинуть, не встретившись с регистратором переписи (и сообщить о них что-либо достоверное некому).
В послевоенный (после второй мировой войны) период большинство стран мира уже перешло на учет лишь постоянного населения, и их число продолжает увеличиваться. В то же время, как заверяют организаторы предстоящей переписи, возможность получения данных о численности наличного населения (для целей административного управления и планирования) сохраняется, но... за отдельную плату. Возможно, это справедливо. Информация стоит денег.