ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.03.2024
Просмотров: 1599
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 6. Смертность, средняя ожидаемая продолжительность жизни, самосохранительное поведение
Тема 7. Естественный рост и воспроизводство населения
Тема 8. Демографическое прогнозирование
Тема 1 Предмет, задачи и методы демографии
1.1. Краткая история становления демографии
1.4. Методы исследования в демографии
1.5. Специализация внутри демографии
Тема 2 Источники информации о населении и демографических процессах
2.1.1. Определение переписи населения
2.1.2. Основные принципы современной переписи населения
2.1.3. Краткая история переписей населения в мире
2.1.4. Переписи населения в России, ссср и снова в России
Учеты населения (ревизии) в России в XVIII
2.1.5. Программа переписи населения
2.1.6. Программа Всероссийской переписи населения 1999 года
Вопрос 6: гражданство. Вопрос представляется мне простым и не требующим пояснений.
2.1.7. Правовая основа переписи населения
2.1.8. Критический момент переписи населения (или момент счета населения)
2.1.9. Категории населения, учитываемые при переписях населения
2.1.10. Программа разработки материалов
2.1.11. Массово-разъяснительная работа среди населения
2.2. Текущий статистический учет событий естественного движения населения
2.3. Текущие регистры (списки, картотеки) населения
2.4. Выборочные и специальные обследования
Тема з Численность и структура населения
3.2. Структура населения по полу
Половая структура населения России3
3.3. Возрастная структура населения
3.3.1. Половозрастные пирамиды
3.3.2. Связь возрастной структуры с режимом воспроизводства населения
Режиму воспроизводства населения
3.3.3. Демографическое старение населения
Индекс демографической старости населения России (в процентах)
3.4. Брачная структура населения
3.4.1. Методы реального и условного поколения
Число лет, прожитых в определенном брачном состоянии
3.5 Семейная структура населения
Распределение семей в России по размерам (по итогам
Тема 4 Общие коэффициенты естественного движения населения
Тема 5 Рождаемость и репродуктивное поведение
Формула расчета специального коэффициента рождаемости выглядит так:
5.2. Возрастные коэффициенты рождаемости
5.3. Рождаемость и плодовитость
5.4. Графическое изображение возрастных коэффициентов рождаемости
Возрастные коэффициенты рождаемости (ссср (1926—1927, 1958—1959 гг.), России (1995 г.)
5.5. Брачная и внебрачная рождаемость
5.6. Суммарный коэффициент рождаемости
Возрастные и суммарный коэффициенты рождаемости в России в 1995 г.
5.8. Демографическая типология семей по числу рожденных детей
5.9. Учет уровня смертности при оценке величины суммарного коэффициента рождаемости
5.10. Динамика уровня рождаемости в мире
Общий и суммарный коэффициенты рождаемости в мире и отдельных странах, 1960—1964 и 1998 гг.
5.11. Динамика уровня рождаемости в России, ссср и снова в России
Компоненты изменений общего коэффициента рождаемости в
Россия, все население, 1995 г.
5.13. Индекс гипотетического минимума естественной рождаемости (гмер)
Минимальные коэффициенты брачной естественной рождаемости, принятые в модели гмер за стандарт
Факторная структура изменений общего коэффициента
5.14. Краткая история исследований факторов рождаемости
Специальные коэффициенты брачной рождаемости в ряде европейских столиц в конце XIX в. (в расчете на
1000 Замужних женщин в возрасте 15—49 лет)2
5.15. Изучение репродуктивного поведения
5.16. Показатели репродуктивного поведения в переписях населения
Желаемое и ожидаемое число детей у женщин России
5.17. Теория демографического перехода и интерпретация дифференциальной рождаемости
5.18. Исторические причины развития массовой малодетности семей
5.20. Социальная и демографическая политики: взаимосвязь и различия целей
Тема 6 Смертность, средняя ожидаемая продолжительность жизни, самосохранительное поведение
6.1. Возрастные коэффициенты смертности
6.2. Коэффициент младенческой смертности
Структура уровня младенческой смертности в России по основным классам причин смерти
6.3. Применение индексного метода в анализе динамики общего коэффициента смертности
6.4. Методы стандартизации коэффициентов
Расчет факторов изменения уровня смертности в России в 1990—1995 гг.
6.4.1. Прямой метод стандартизации
6.4.2. Косвенный метод стандартизации
6.5. Вероятностные таблицы смертности (чаще
6.6. Расчет кратких таблиц смертности
Расчет таблиц смертности мужского населения России в 1995 году
6.7. Уровень средней ожидаемой продолжительности
6.8. Средняя интервальная продолжительность предстоящей жизни
Для достигших начала каждого возрастного интервала
6.9. Показатели смертности по причинам смерти
6.10. Социальный прогресс и изменение структуры уровня смертности по причинам смерти
6.11. Факторы уровня смертности и средней продолжительности жизни
6.12. Самосохранительное поведение
Тема 7 Естественный рост и воспроизводство населения
7.1. Общий коэффициент естественного прироста
7.2. Показатели воспроизводства населения
7.3. Соотношение уровней рождаемости и смертности в динамике воспроизводства населения
Тема 8 Демографическое прогнозирование
8.1. Прогнозирование общей численности населения
8.2. Прогнозирование половозрастной структуры населения
Иллюстративный прогноз численности и половозрастной структуры населения России до
2027 Года методом возрастной передвижки
Иллюстративный прогноз числа рождений в России в 1998—2026 гг.
8.3. Разработка гипотез о вероятных изменениях демографических тенденций в прогнозном периоде
Приложение Программа курса «Демография» Тема 1. Предмет, задачи и методы демографии
Тема 2. Источники информации о населении и демографических процессах
Тема 3. Численность и структура населения
Тема 4. Показатели естественного движения населения
Тема 5. Рождаемость и репродуктивное поведение
Тема 6. Смертность, средняя ожидаемая продолжительность жизни, самосохранительное поведение
Тема 7. Естественный рост и воспроизводство населения
Тема 8. Демографическое прогнозирование
Распределение учебных часов по курсу «Демография»
Тема 6. Смертность, средняя ожидаемая продолжительность жизни, самосохранительное поведение
6. Непосредственное получение сведений у населения. Многие сведения о населении содержатся в различного рода документах (в паспортах и удостоверениях личности, в учетных документах отделов кадров, в домовых книгах, в паспортных отделах милиции, в военкоматах, в регистратурах органов здравоохранения и социального обеспечения и т.д.). Казалось бы, зачем проводить дорогостоящие и трудоемкие переписи населения? Не лучше ли собрать и суммировать сведения, имеющиеся в документах. Но, во-первых, документы создаются для определенных, ограниченных задач, и они различаются для определенных категорий населения. Поэтому круг сведений, содержащихся в документах, неодинаков, различается в зависимости от тех целей, в соответствии с которыми эти документы создаются, и, как правило, не охватывает всех необходимых сведений, в которых заинтересовано государство и наука. Во-вторых, поскольку документы создаются с определенными целями и затрагивают интересы людей и государства, в них могут содержаться ошибки и подделки. Кроме того, сведения в документах (при всей своей законности) могут не соответствовать действительному гражданскому состоянию человека. Например, человек прописан в одном месте, а фактически проживает в другом. Или человек, согласно свидетельству о браке, числится состоящим в одном брачном союзе, а в действительности давно уже состоит в другом союзе или не состоит ни в каком. Или у человека в паспорте записана одна национальность, но в своем самосознании он ощущает внутреннюю, духовную связь с другой национальностью, с ее культурой, обычаями, правилами поведения и т.п. Это нередкий случай в многонациональных странах, особенно в тех, где какая-нибудь одна национальность — «первая среди равных», другие — не «первые среди равных», а третьи — и вовсе не равные «первым». Тогда на выбор национальности по одному из родителей при получении паспорта могут влиять конъюнктурные соображения, которые, если таких случаев окажется много, могут исказить данные о реальном этническом составе населения. Так что же нам нужно: размещение населения по территории страны или размещение документов о прописке? Количество свидетельств о браке или данные о реальном числе брачных союзов? Данные о формальной паспортной национальности или о реальном национальном составе и его изменениях? Думаю, ответы однозначны. Нужны, конечно же, данные о реальном, а не о бумажном составе населения.
Поэтому уже более ста лет назад статистики пришли к выводу, что надежнее получать сведения путем непосредственного обращения с вопросами к самому населению. Конечно, при этом нужно заручиться доверием граждан, для чего необходимо объяснить им цели переписи, ее специфические правила и гарантировать полную анонимность собранных сведений, независимо от того, что они могут показаться кому-либо предосудительными. Исторический опыт проведения переписей населения во всем мире показал, что при соблюдении подобного принципа можно получить вполне достоверную информацию (наверное, какой-то процент лжи все же есть, иногда он выявляется и корректируется на этапе последующего анализа итогов переписи, но если этот процент не превышает определенного предела, то итоги переписи остаются достаточно приемлемыми для работы с ними).
7. Анонимность сведений, получаемых от населения при переписи, т.е. гарантия тайны любой информации, получаемой во время опроса людей при переписи. На каждом переписном листе имеется специальное уведомление (к сожалению, набранное очень мелким шрифтом): «Записи в переписном листе подлежат использованию только для получения сводных данных о численности, составе и жилищных условиях населения по установленной программе. Работникам переписи запрещается сообщать кому бы то ни было содержание ответов». В некоторых странах, например в США, предусмотрено уголовное наказание за разглашение переписных сведений (так же, кстати, как и за отказ граждан отвечать на вопросы переписи). В нашей стране никогда не было предусмотрено ничего похожего. Правда, пока не известно ни одного случая разглашения переписной информации кому бы то ни было, даже самым влиятельным властным органам. Однако все же было бы нелишне создать правовые гарантии сохранения анонимности переписной информации.
8. Принцип самоопределения, т.е. запись в переписные листы ответов опрашиваемых (респондентов) с их слов без предъявления каких-либо документов, подтверждающих достоверность сообщаемых сведений (за исключением сведений о возрасте людей 100 лет и старше. Только в этом случае требуется документальное подтверждение). Соблюдение этого принципа обусловлено, во-первых, трудностями или невозможностью во многих случаях отнести человека к той или иной категории населения по «объективным» (документированным) признакам (например, зафиксировать таким способом постоянное место жительства, возраст, состояние в браке, национальность, разговорный язык и т. д.). Во-вторых, применение этого принципа обусловлено стремлением статистиков повысить доверие населения к переписи.
9. Одномоментность переписи, т.е. приурочение всех собираемых при переписи сведений о каждом человеке к одному точному моменту времени (называемому критическим моментом переписи населения, или моментом счета населения).
Население изменяется непрерывно. Только за один час в России рождается 156 человек, умирает 252, заключается 123 брака, расторгается 76 (по данным за 1995 год), происходит множество других изменений в структуре населения. Таким образом, к вечеру одного дня население уже совсем не такое, как было утром. Но перепись обычно не проводится за один день, для этого потребовалось бы очень много переписчиков. Поэтому перепись проводится в течение 7—10 дней, но все сведения о жителях собираются по их состоянию на один точный момент времени (обычно 0 часов первого дня переписи). Этот момент называется моментом счета населения либо критическим моментом переписи населения. Установление критического момента переписи позволяет получить как бы моментальный снимок состава населения, свести все данные о различных структурах населения к одной общей его численности. Установление критического момента также помогает уменьшить возможность пропусков и двойного счета людей. Родившиеся после критического момента не учитываются переписью (хотя бы они родились в первые же минуты первого дня начала переписи). Напротив, люди, умершие после критического момента, записываются в переписные листы по полной программе, так как на критический момент переписи они были живы.
10. Централизованное руководство проведением переписи. Перепись населения — сложная, трудоемкая и дорогостоящая операция, которая проводится в сжатые сроки и которую в силу ее чрезвычайной важности нельзя провалить. К примеру, перепись населения США 1990 г. обошлась в 2,6 миллиарда долларов. У нас перепись стоит дешевле, но тоже немало. Поэтому проведение переписи населения требует большой четкости и слаженности многочисленного переписного персонала (в частности, в проведении последней Всесоюзной переписи населения 1989 г. принимало участие более одного миллиона человек). Для проведения переписей населения в каждой стране обычно создается специальное подразделение в органах государственной статистики. В его функции входит методологическая и техническая подготовка переписи населения, организация ее непосредственного проведения, обработка итогов и их публикация. Объем работы так велик, что этому подразделению приходится работать постоянно (конечно, по мере приближения сроков переписи напряженность работы существенно возрастает). В нашей стране таким подразделением является Управление переписей и обследований Государственного Комитета Российской Федерации по статистике.
2.1.3. Краткая история переписей населения в мире
Учет населения с древнейших времен существовал как часть хозяйственной статистики и совершенствовался вместе с ней. Различные формы статистического учета земель и хозяйств, ремесел и торговли, а вместе с ними и населения имелись в Древнем Китае, Японии, Египте, Месопотамии, Иудее, в городах Древней Греции и в Риме. Учеты населения проводились там с финансовыми и военными целями, чтобы знать возможное число налогоплательщиков и воинов. В соответствии с этими целями переписи чаще всего были не всеобщими и охватывали обычно податное мужское население. Иногда предпринимались попытки более полного учета состава населения. Так, в Древнем Риме при царе Сервии Туллии (1 в. до н.э.) взимались пожертвования храмам с каждого жителя по монете разного достоинства в зависимости от пола и возраста. Подсчет монет давал общую численность населения с распределением по полу и возрастным группам. В более поздний период (с 510 по 30 г. до н.э.) переписи (называвшиеся цензами) проводились уже регулярно. Главы семей под клятвой сообщали специальным должностным лицам — цензорам — сведения о себе, своей семье и своем имуществе. Позднее цензы проводились в виде поземельных описаний, или кадастров, в которых учитывалось и население. Результаты цензов заносились в писцовые книги, которые велись постоянно. На их основании определялись размеры податей, а сами записи в книгах или выписки из них служили документами на право владения землей или имуществом.
В средние века нехозяйственные переписи и писцовые книги получили повсеместное распространение в государствах Западной Европы (а с XV в. и в России). Наряду с описанием земель и имуществ в них имелись сведения и о населении. Сведения эти были скудными, в них, как правило, указывалось только число хозяйств (или семей). Установить же численность населения, а тем более его структуру можно было лишь с большим трудом, путем косвенных расчетов, определяя по различным источникам средний размер хозяйства (семьи) и затем умножая этот средний размер на число хозяйств (семей).
Лишь к середине XVIII в. вместе с развитием капитализма и развитием рыночных отношений расширяется потребность в информации о численности и структуре населения. Учет населения постепенно становится всеобщим и приобретает самостоятельное значение, не связываясь непосредственно с какими-либо частными административными целями.
С 1749 г. начинают регулярно проводить учеты населения в Швеции, где созданная в этом году специальная «табельная» комиссия периодически проверяла и исправляла текущие списки населения. Но это еще не были переписи населения в их современном понятии. История регулярных всеобщих переписей населения начинается с переписи 1790 г. в США и с переписей населения, проведенных в 1801 г. одновременно в Англии, Шотландии, Франции, Дании и Норвегии. Однако они оставались еще долгое время весьма несовершенными: насчитывали всего 2—4 вопроса в программах, проводились в течение длительного срока, не будучи приуроченными к точному моменту времени, без четко определенных правил.
Лишь к середине XIX в. складываются представления о научных основах проведения всеобщих переписей населения. Этому в немалой степени способствовало создание во многих европейских странах специальных статистических органов, отдельных от административных, и развитие статистической науки.
Первой действительно научной была бельгийская перепись населения, проведенная в 1846 г. под руководством крупнейшего ученого-статистика Адольфа Кетле (1796—1874). Ее особенность состояла в том, что она была однодневной и учитывала наличное население, т.е. фактически проживавшее в том месте, где его застала перепись, а не юридическое, т.е. числящееся по документам, которое только и учитывалось прежними переписями. Новшеством также было и проведение этой переписи специально подготовленными регистраторами, а не административными чиновниками, как это было ранее.
Опыт первой бельгийской переписи 1846 г., как и структура ее статистических органов, был использован другими европейскими странами. Большое значение для развития методологии переписей имели международные статистические конгрессы1, один из которых состоялся в Петербурге в 1872 г. по инициативе и под председательством замечательного российского статистика, географа и путешественника Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского (1827—1914). На этих конгрессах были выработаны основные принципы проведения переписей населения, которые в основном продолжают применяться и в настоящее время. В частности, Петербургский конгресс рекомендовал всем странам проводить всеобщие переписи населения регулярно, не реже, чем через 10 лет, в годы, оканчивающиеся на 0, или близкий к нему, учитывать фактическое, а не юридическое (приписное) население и относить все собираемые при переписи сведения к одному точному моменту (часу) времени. Этим рекомендациям последовали все страны, и число научно организованных переписей населения стало быстро увеличиваться. С 1870 по 1879 г. в мире было проведено 48 переписей населения, в 80-х гг. — уже 54, в 90-х гг. — 57, а в первом десятилетии XX в. — 74. Если до 1870 г. переписями был охвачен только 21% мирового населения, то к началу XX в. — уже 64%2.