Файл: Магистр Дудаев Т.О..doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 190

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В ноябре 1989 г. грузинские неформалы попытались провести митинг в Цхинвале, но были остановлены у въезда в город, а затем повернули обратно. После этого случая в Тбилиси было принято решение о проведении военной операции против Южной Осетии. В январе-апреле 1990 г. сюда были стянуты вооруженные формирования разных политических партий и организаций, которые начали боевые действия с осетинским ополчением. Сдерживающее влияние на развитие конфликта поначалу оказывало присутствие в Южной Осетии двух полков советских войск – инженерно-саперного и вертолетного. В результате конфликта и этнического прессинга образовались три группы беженцев. Значительное число осетин вынуждено было покинуть свои дома и перебраться в Северную Осетию (впоследствии, после перемирия, большая часть из них вернулась обратно). Вторая группа беженцев, насчитывающая десятки тыс. человек, перебралась из внутренних районов Грузии в Южную и Северную Осетию.66

В сентябре 1990 г. была провозглашена Республика Южная Осетия (РЮО), а в январе 1992 г. состоялся всенародный референдум по вопросу о независимости РЮО и ее воссоединении с РФ. Итоги референдума показали законность национальных и политических программ, реализуемых Южной Осетии на основе неотъемлемого права наций на самоопределение и в соответствии с нормами международного права. По итогам проведенного голосования более 98 % граждан республики высказались за независимость и присоединение к России, путем воссоединения с братским народом Северной Осетии.67 Активное участие в референдуме приняли также беженцы из Грузии – жертвы антиосетинских погромов и гонений, находящиеся в Северной Осетии. Этот факт в корне опровергал информацию о негативном отношении осетин, проживавших на территории Грузии, к программе национального самоопределения южных осетин и их воссоединения с Россией. В правовом отношении легитимность проведенного референдума не вызывала сомнений в силу целого ряда причин:

Во-первых, Грузия, отменив действие советских законов на своей территории в 1990 г., тем самым вышла за рамки правового поля СССР и соответственно, не могла рассматриваться, как правопреемница ГССР. В то же время, Южная Осетия была защищена Советской Конституцией (она действовала в республике до распада СССР);

Во-вторых, во время проведения референдума в Грузии не было легитимной власти: в конце декабря – начале января 1992 г. в Тбилиси произошел военный переворот, был свергнут режим Гамсахурдиа, к власти пришел т.н. Временный Военный Совет, а затем создан нелегитимный Госсовет во главе с Э. Шеварднадзе. Соответственно, во время всенародного голосования в РЮО в Грузии не было легитимного руководства, способного оспорить его итоги;


В-третьих, в период проведения референдума Грузия еще не была признана мировым сообществом, она не являлась субъектом международного права, поэтому требовать от Тбилиси согласия на признание его итогов не было никакой необходимости.

В конце мая 1992 г. в Цхинвале был принят Акт о государственной независимости РЮО, провозглашающий, что отныне Южная Осетия является независимым государством, на территории которого действует Конституция РЮО. Это политическое устремление народа республики получило активную поддержку со стороны народа Северной Осетии: 6 марта 1993 г. Верховный Совет СОССР принял постановление «О признании Республики Южная Осетия», в котором отражалась воля осетинского народа к воссоединению в рамках своей исторической территории.68

Весной 1992 г. военные действия в Южной Осетии возобновились. К середине июня 1992 г. грузинские вооруженные отряды вплотную подошли к Цхинвалу. Однако после жесткого требования Москвы военные действия были остановлены, а глава Госсовета Грузии Э. Шеварднадзе вынужден был дать согласие на переговоры по урегулированию конфликта. Их результатом стало подписание соглашения о принципах мирного разрешения конфликта между Б. Ельциным и Е. Шеварднадзе 24 июня 1992 г. в Сочи.69 Вслед за этим событием в зону противостояния были введены миротворческие силы в составе российского, грузинского и осетинского батальонов. В результате, грузино-осетинские вооруженные столкновения прекратились, а 18-месячная война в Южной Осетии завершилась.

В действиях Грузии в конфликте важное место занимала этническая составляющая, ввиду чего ее военные формирования подавляли не только сопротивление осетинских ополченцев, но и уничтожали мирное осетинское население. Для участия в боевых действиях власти Грузии использовали как регулярные воинские подразделения, так и освобожденных из тюрем лиц, направленных в зону конфликта для проведения карательных и особо жестоких акций. Исходя из вышеуказанных причин, действия Грузии против осетин руководство РЮО расценило, как геноцид.70

Война в Южной Осетии, вызвавшая резкий всплеск миграционной подвижности населения республики, а также осетин, живущих во внутренних районах Грузии, в направлении своей исторической родины, создал в Северной Осетии сложную проблему беженцев. Тем более, что сюда также устремились беженцы-осетины и основная часть реэмигрантов из Казахстана и государств Средней Азии, переживающих сложные этнополитические процессы (в частности, гражданская война в Таджикистане). В результате, республика стала одним из первых регионов РФ, принявших значительное число мигрантов, а также беженцев из «горячих» точек бывшего СССР.


Обстановка в Северной Осетии еще больше осложнилась вследствие того, что межнациональные проблемы, накопившиеся многие десятилетия, в условиях ослабления центральной власти вылились в конфликты на межнациональной почве между осетинами и ингушами. Поводом для них послужили несколько сел Пригородного района республики, населенных смешанным осетино-ингушским населением. На протяжении многих лет эти села являлись спорными между двумя народами. В конечном счете, часть территории Пригородного района и стала причиной начавшегося осенью 1992 г. осетино-ингушского конфликта. Его катализатором следует считать подписанный Б. Ельциным в июне 1992 г. «Закон о реабилитации репрессированных народов» – документ, на первый взгляд, гуманный и справедливый, но на самом деле, совершенно лишенный конституционной базы и не имеющий механизма претворения в жизнь. В результате, итоги конфликта оказались весьма тяжелыми как для осетин, так и для ингушей. Так, в ходе вооруженных столкновении погибло не менее 500 человек, около 1 тыс. ранено. Сотни людей были захвачены в заложники, разрушены дома и строения, более 30 тыс. ингушей, покинувших свои жилища в Пригородном районе и Владикавказе, оказались в положении беженцев.71 В последующие годы многие из беженцев вернулись обратно в свои дома, однако проблема Пригородного района по-прежнему поднималась ингушской стороной, препятствуя налаживанию осетино-ингушского диалога. Больше того, между двумя народами временами росло недоверие, появлялась неприязнь друг другу. Причиной этих явлений стали разыгравшиеся в разные годы кровавые события в Северной Осетии – террористические акты, унесшие жизни десятков мирных жителей республики. Самым чудовищным среди них был захват террористами 1 сентября 2004 г. в заложники учащихся средней школы №1 г. Беслан, а также их родителей. В результате этой жестокой акции погибло 334 человек, среди которых 186 еще не достигли 16-летнего возраста. Террористы посягнули на самое святое, что есть у каждого народа – жизнь детей. Вряд ли сотрется в памяти осетин трагедии Беслана, равно как и другие преступления террористов, совершенные на их земле. Тем не менее, осетинам и ингушам следует продолжить поиск путей к конструктивному диалогу: это в интересах двух соседних народов, мира на Северном Кавказе.

Несмотря на отмеченные выше проблемы, национальное строительство в Северной Осетии продолжалось. В этом отношении значительно сложнее обстояло дело в Южной Осетии: после войны 1991-1992 гг. она испытывала жесткое давление со стороны Грузии. С приходом к власти М. Саакашвили, выдвинувшего концепцию восстановления территориальной целостности Грузии72, в зоне противостояния «запахло» новой войной. Всего за несколько лет страна поставила мировой рекорд по росту своего военного бюджета. С помощью США и других стран Запада она увеличила военный бюджет в 2003-2008 гг. в 33 раза.73 Руководство Грузии увеличивало военные расходы, стремясь привести свои вооруженные силы к стандартам, которые приняты в НАТО. В это же время продолжалась эскалация грузино-югоосетинского конфликта: в частности, в августе 2004 г. Южная Осетия была ввергнута в очередную войну. Одновременно был продолжен курс на разрыв отношений Грузии с Россией. В этом отношении визит Дж. Буша в Тбилиси в 2005 г. окончательно обозначил ее выход из-под российского влияния. Власти страны оказали нажим на Москву, требуя ликвидации двух российских военных баз на грузинской территории. Самой крупной из них была база в Ахалкалаки: войска были выведены из нее досрочно – в ноябре 2007 г., хотя данную акцию планировалось осуществить годом позже. Остались только российские миротворцы, действующие по мандату СНГ в Абхазии и по Дагомысским соглашениям в Южной Осетии.


В ночь на 8 августа 2008 г. грузинские военные подвергли Цхинвал массированному обстрелу из реактивных установок «Град». Затем начался штурм города с применением танков. Одновременно были атакованы места дислокации российских миротворцев. В связи с этим президент России Д.А. Медведев заявил: «Грузинское руководство в нарушение Устава ООН, своих обязательств по международным соглашениям, вопреки здравому смыслу развязало вооруженный конфликт, жертвами которого стали мирные люди».74

Создавшаяся военно-политическая ситуация вокруг Южной Осетии не могла оставить Россию безучастной: новое повторение ошибок прошлого неизбежно могло нанести урон ее национальным интересам и национальной безопасности на Кавказе. «Сейчас понятно, – заявил Д.А. Медведев, – что мирное разрешение конфликтов в планы Тбилиси не входило. Грузинское правительство методично готовилось к войне, а политическая и материальная поддержка внешних покровителей только укрепляла ощущение собственной безнаказанности».75 Учитывая эти обстоятельства, в ответ на грузинскую агрессию началась переброска российских войск в зону конфликта и создание здесь ударной группировки; одновременно корабли ВМС вошли в территориальные воды Грузии и начали боевое патрулирование. В Абхазии в это время началась высадка морского десанта в районе Очамчира. Была осуществлена также переброска частей ВДВ на аэродром Сухуми. В результате, 9–10 августа подразделения 58-й армии и 76 воздушно-десантной дивизии из Пскова, а также военнослужащие батальона спецназа «Восток» ЧР очистили Цхинвал от агрессора. В операциях по освобождению города и прилегающих к нему районов активное участие принимали и добровольцы, прибывшие из Северной Осетии. В результате, МВД Грузии было вынуждено вывести свои подразделения со всей территории Южной Осетии. Таким образом, впервые за последние десятилетия Россия из наблюдателя и посредника в урегулировании конфликта превратилась в его активного участника: «Москва продемонстрировала политическую волю защищать свои жизненно важные национальные интересы и выполнять традиционную роль гаранта мира и стабильности на Кавказе, тем самым давая понять Западу, что больше не пойдет ни на какие политические уступки».76

После этих событий в Москву прибыл председатель ЕС, президент Франции Н. Саркози, который предложил российскому руководству план мирного урегулирования грузино-югоосетинского конфликта. Грузинская сторона согласилась с этим планом и объявила о прекращении огня в зоне конфликта. Свою подпись под документом поставил и Д.А. Медведев (ранее его подписали главы непризнанных государств Южная Осетия и Абхазия). В результате, военные действия в зоне грузино-югоосетинского конфликта завершились. Наконец, 26 августа 2008 г. Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии, что получило отражение в соответствующих президентских указах.77


Таким образом, важнейшим итогом августовской войны 2008 г. стало появление на политической карте мира двух независимых государств – Абхазии и Южной Осетии. Признаниегосударственной независимости обеих республик со стороны России означало для абхазов осуществление их давней мечты о возрождении собственного государства, а для осетин Южной Осетии – открывшуюся возможность для воссоединения осетинского народа в рамках единого Российского государства. Война показала, что возврата к прежней политической конструкции грузино-югоосетинских отношений быть не может, поскольку это означало бы упразднение республики южных осетин, что на практике возможно лишь при физической ликвидации Южной Осетии. Поэтому речь может идти толькоо территориальной целостности единого по истории, культуре и отношению к России осетинского народа, оказавшегося в состоянии «разделенной нации».