ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 185
Скачиваний: 0
В нынешних условиях, решая задачу вытеснения России из Южного Кавказа, США и их западные союзники стремятся ослабить ее позиции также на Северном Кавказе. Здесь Россия столкнулась со многими трудностями еще в начале 90-х гг. Прежде всего, они были связаны с конфликтом в Чечне, получившим за рубежом широкий резонанс. События в этой республике с беспокойством были восприняты в мире. Применение военной силы для восстановления конституционных норм в Чечне было осуждено во многих западных столицах. Между тем, в начале конфликта там демонстрировали определенную сдержанность в отношении действий федерального Центра. На Западе избегали открытого осуждения ельцинского руководства за ввод войск в Чечню и военные действия, приведшие к значительным потерям с обеих сторон, разрушению населенных пунктов, гражданских объектов, промышленной и другой инфраструктуры в республике. В своем подходе к чеченским событиям руководители ведущих западных стран исходили из опасения, что в предстоящих выборах в России к власти могут прийти коммунисты, и поэтому с осторожностью подходили к оценке событий на Северном Кавказе. Вместе с тем, эти страны с выгодой для себя стремились использовать ослабление позиций России в регионе в результате чеченского кризиса. Поэтому после победы Б. Ельцина на президентских выборах в 1996 г. отношение к действиям федеральных властей в Чечне на Западе резко изменилось. Началась шумная кампания по дискредитации национальной политики России на Северном Кавказе; резкому осуждению подверглось применение войск в Чечне, выдвигались требования по их безотлагательному выводу за пределы республики. Силы, противостоящие российским военным в Чечне, стали получать весьма солидную «подпитку» из-за рубежа в виде финансовых средств, оружия, боеприпасов. В конфликтную зону прибывали иностранные добровольцы, а также инструктора, прошедшие подготовку в Афганистане. В результате, зарубежная помощь сыграла свою роль в неудаче операции по установлению контроля над мятежными районами Чечни. Такой исход был предопределен и вследствие слабости в действиях руководства федеральными силами, хотя они значительно превосходили вооруженные формирования боевиков – как в живой силе, так и технике.
Во время военного конфликта в Дагестане в 1999 г. в западных СМИ обсуждался вопрос о направлении в эту республику натовских миротворцев. Предлагалось ввести миротворческие силы также в Ингушетию, что должно было закрепить постоянное присутствие Запада на юге России. В том же году в ряде столиц западных стран прошли массовые демонстрации, участники которых в резкой форме осудили действия Москвы на Северном Кавказе. Стал выстраиваться фронт противодействия кавказской политике России, активными участниками которого были действующие на территории США радикальные группировки и организации («Исламский круг Северной Америки», «Исламская община Северной Америки», «Мусульманская студенческая организация» и ряд других). Их работой руководила ведущая исламская структура, действующая в стране – «Верховный исламский совет Америки». Отношение властей США к деятельности этих организации строилось на принципе «двойных стандартов»: объявив о противодействии проявлениям экстремизма, они, в то же время, не запрещали исламистам проводить в разных городах страны антироссийские акции.
В некоторых западных столицах с конца лета 1999 г. активизировались антироссийские выступления в связи с военными операциями федеральных войск в Дагестане и Чечне: руководство России обвинялось в «чрезмерном, необоснованном применении военной силы». Консолидированная позиция западных стран в отношении событий на Северном Кавказе была изложена в ходе визита в Москву в декабре 1999 г. первого заместителя госсекретаря США С. Тэлботта. От России требовалось прекратить боевые действия в Чечне и приступить к переговорам с руководством боевиков. В противном случае взаимоотношения России с международным сообществом могли быть подорваны, и ее ожидало дальнейшее ухудшение отношений с Западом. Ответ на это требование поступил из российской столицы незамедлительно: руководивший в то время правительством В.В. Путин заявил, что удары по бандитам будут наноситься везде, где только они появляются, в том числе и Чечне, ибо она является территорией России.50
Мощному давлению подверглась российская делегация на саммите ОБСЕ в Стамбуле в ноябре 1999 г. В ходе него лишний раз выявилось то, что политика Евросоюза в отношении России строится с оглядкой на США и учитывает американские интересы. В результате, из 54 стран-членов ОБСЕ российские действия в Чечне поддержала только Белоруссия, остальные же их осудили. На сессии ПАСЕ (январь 2000 г.) России уже фактически был предъявлен ультиматум: немедленно прекратить военные действия и начать переговоры с избранным чеченским руководством. В противном случае ей пригрозили исключением из состава ПАСЕ на сессии этой организации, намеченной на апрель 2000 г.51 Но в Москве заявили, что Северный Кавказ, являющийся частью России, стал объектом нападения международного терроризма, и призвали мировое сообщество оказать содействие в его отпоре. В отличие от Запада, это обращение было услышано в большинстве стран исламского мира: их руководители поддержали меры, принимаемые в Чечне, обещали перекрыть все каналы подпитки чеченских боевиков и оказать помощь пострадавшей от военных действий республике. Эти обещания стали воплощаться в жизнь уже после поездки А.-Х. Кадырова в Сирию, Египет, Ирак и Иорданию (2001 г.). С этими арабскими странами был достигнут ряд договоренностей об оказании финансовой помощи на восстановление Чечни, воссоздании экономики республики и ее социальной сферы.
Через правительство России, представительства ООН стала поступать помощь в Чечню. Среди проектов, которые было намечено реализовать с использованием арабских финансовых средств, значился целый ряд объектов здравоохранения и образовательных учреждений. В 2003 г. прошла встреча А.-Х. Кадырова с делегацией Саудовской Аравии, в ходе которой обсуждался круг вопросов, связанных с международной безопасностью и помощью в развитии Чечни. На встрече была достигнута договоренность о прекращении работы в республике некоторых международных гуманитарных арабских организаций, поддерживаемых Эр-Риядом.
В чеченском вопросе позиция большинства стран арабского мира была вполне однозначной: поддержка борьбы с сепаратизмом и терроризмом, невмешательство во внутренние дела России, обеспокоенность проблемой беженцев. Так, ОАЭ, Алжир и Тунис осудили проявления сепаратизма и экстремизма и выразили удовлетворение тем, что власти активизирует политическую работу с населением Чечни, не ограничиваясь лишь военными операциями. Из этих стран через объединение «Красный полумесяц» стала поступать материальная помощь в республику. В свою очередь, Кувейт и Бахрейн подтвердили свое отстраненное отношение к чеченской проблеме, как к внутреннему делу России; близкие оценки прозвучали и в руководстве Ливана. Наконец, осуждению подверг проявления терроризма Верховный муфтий Сирии шейх Ахмед Куфтаро: «политики пытаются противопоставить одних мусульман другим и в этом плане события в Чечне напоминают то, что происходило во многих арабских странах», – заявил он.52
Совершенно другие настроения царили в это же время на Западе: там проигнорировали меры, предпринимаемые федеральным Центром вместе с чеченским руководством по скорейшей нормализации обстановки в Чечне. Это было вполне закономерным явлением, ибо своей главной целью лидеры ведущих стран Запада видели не в содействии мирному процессу, а решение другой задачи: «обеспечение политического решения конфликта». Исходя из этого, США и некоторые их союзники сразу отказались признать результаты всеобщих выборов Президента Чеченской Республики в октябре 2003 г., квалифицировав их, как «не соответствующие международным нормам и стандартам».53 Такой подход полностью соответствовал принципу «двойных стандартов», на которых основывалась кавказская политика ведущих стран Запада. Между тем, победивший на выборах А.-Х. Кадыров заложил основу процессу восстановлению мира в Чечне. После его гибели в результате террористического акта в мае 2004 г. программу строительства в республике реализует новое руководство во главе с Р. Кадыровым, сделавшее вместе со своим народом выбор в пользу позитивного развития в составе России.
Подведем некоторые итоги. Негативные процессы, тесно связанные с территориальными и межэтническими конфликтами на Кавказе, развиваются на фоне геополитического противоборства в регионе, в котором активное участие принимают США и их ведущие партнеры по НАТО. В результате, постоянно сохраняющаяся здесь напряженная ситуация крайне отрицательно влияет на общественно-политическое, экономическое и социальное развитие трех закавказских государств – Азербайджана, Армении и Грузии. С другой стороны, нестабильное положение в регионе создает угрозу национальной безопасности России на Кавказе.
Между тем, сотрудничество государств Южного Кавказа с Россией в разных областях может снять напряженность в этом регионе, способствовать развитию здесь мирного процесса. В частности, создание евразийского транспортного коридора могло бы принести Азербайджану существенные дивиденды, выдвинуть его в ряд крупнейших поставщиков энергоносителей на мировой рынок. Кроме того, вместе с Грузией он мог стать транзитной страной для казахстанской нефти, туркменского газа, узбекского хлопка. В свою очередь, Армения получила бы, наконец, долгожданный шанс выйти из губительной для нее экономической блокады и вписаться в региональные интеграционные процессы. Такая перспектива полностью могла устроить Россию, заинтересованную в налаживании новых интеграционных связей со своими южными соседями, расширении и диверсификации взаимовыгодных торгово-экономических и других связей с ними.
Но действительно эффективными эти связи могут быть при условии полного исключения закавказскими партнерами политико-конъюнктурного составляющего их взаимодействия с Россией. В этой связи неуместными выглядят обвинения властей Азербайджана и Грузии, что Россия стремится воспрепятствовать реализации проекта евразийского коридора для экспорта и транспортировки каспийской нефти без своего участия, и с этой целью оказывает поддержку сепаратизму в государствах Южного Кавказа. Но если в данном случае имеются в виду проблемы, связанные с Абхазией и Южной Осетии, то в своем подходе к их решению Россия, прежде всего, учитывает свои национальные интересы. Этот фактор по-прежнему актуален, учитывая, что нынешние прозападные тенденции в политике Грузии и Азербайджана полностью совпадают с американскими стратегическими целями, которые состоят в переделе Кавказа, вытеснении из этого региона России и усилении здесь влияния США и их «атлантического» союзника – Турции. Этим же вызвано желание активно содействовать реализации проекта евразийского транспортного коридора. Он обеспечит контроль США над энергетическими ресурсами Азербайджана, а также всей соответствующей инфраструктурой государств Южного Кавказа – трубопроводами, рынками, управляющими системами и т.д.
Исходя из этого, политическая стабильность в Азербайджане и Грузии исключительно важна для администрации США. Параллельно с оказанием военно-экономической и военно-технической технической помощи Грузии она для обеспечения стабильности транспортных коммуникаций, намерена активно содействовать усилению военного потенциала Азербайджана, высокотехнологическими системами вооружений. Прежде всего, речь идет о решении поставить этой стране системы ПВО «Пэтриот», системы защиты вертолетов, спутникового оборудования и пр. Целью этих поставок является повышение возможностей Азербайджана по военной защите своих объектов энергетической инфраструктуры, а также границы с Ираном.
Следовательно, складывающийся геополитический контекст в регионе Южного Кавказа достаточно прозрачен: Грузия является союзником США, как и Азербайджан. Эти два государства прочно пристегнуты к Западу территориальными проблемами и стратегическими союзами – Грузия к США, Азербайджан к Турции. Единственным закавказским государством, рассматриваемым Западом, как союзник России, является Армения. США и их партнеры по НАТО будут наращивать давление на армянское государство, чтобы нейтрализовать его в таком качестве, или же переориентировать его на Запад. В таком случае, России следует приложить максимум усилий, чтобы не дать возможности осуществиться этим планам. Для нее решение данной задачи является особенно важным в условиях роста противостояния с США и их атлантических союзников на Кавказе, и вызванной этим обстоятельством необходимостью защиты своих национальных интересов в этом районе.