ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2024

Просмотров: 249

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

и использовались, прежде всего, для негосударственной поддержки образовательных учреждений. В настоящее время эндаумент Гарвардского университета составляет более 34 млрд долларов.

Возможность использования доходов от безвозмездно полученного эндаументного целевого капитала появилась в России с принятием в конце 2006 года Федерального закона № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций». Совместно с этим законом были приняты поправки в Налоговый кодекс, освобождающие доход от капитала фондов от налога на прибыль. В настоящее время рассматривается возможность предоставления налоговых льгот также и жертвователям таких фондов. Для привлечения меценатов создаются сайты, издаются и распространяются журналы об университетах, известных ученых. Меценаты, сделавшие крупнейшие дарения, получают бухгалтерские документы и аудиторские заключения об использовании внесенных средств, что подтверждает прозрачный характер эндаумента.

ПРИМЕР. Первый эндаумент-фонд, созданный и зарегистрированный в России – Фонд Развития МГИМО, существующий с 28 марта 2007 года. К марту 2008 года капитал фонда составил 375 млн рублей. Меценатами данного эндаумент – фонда являются богатейшие бизнесмены России – Алишер Усманов, Владимир Потанин, Фаттах Шодиев, Александр Лебедев, Александр Джапаридзе, Андрей Козицын, политики Константин Косачев, Владимир Мединский, общественные деятели, заслуженные наставники из мира спорта, например, тренер олимпийских чемпионов Владимир Колесников, преподаватели, студенты, их родители и друзья.

К крупнейшим эндаумент-фондам при университетах России также относится фонд Финансового университета при правительстве РФ, который составляет 218 млн рублей. Наиболее известный меценат этого фонда – М. Д. Прохоров (его взнос составил свыше 7,5 млн дол. США). В данный фонд направляли средства такие организации, как Россельхозбанк, Ингосстрах30.

Вопросы для самопроверки:

1.Охарактеризуйте сферу образования с точки зрения экономики.

2.Определите эффективную форму финансирования сферы образования.

3.Какие экономические особенности характеризуют сферу образования в современных экономических условиях?

4.С какими проблемами сталкивается развитие сферы образования в современных условиях?

5.Определите роль государства в сфере образования.

30 Мироненко Е. В. Современные формы финансирования некоммерческих организаций: фандрайзинг и эндаумент [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rae.ru/forum2012/pdf/0626.pdf. – Загл. с экрана.

50



Задание:

Изучить вопрос, касающийся системы финансирования образования, и запол-

нить таблицу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Положительные

Отрицательные

Формы

Содер-

стороны данного

стороны данного

финансирования

жание

вида финанси-

вида финанси-

 

 

рования

рования

Сметное финансирование

 

 

 

Блоковые субсидии

 

 

 

Размещение заказов

 

 

 

Подушевое финансирование

 

 

 

Образовательные ваучеры

 

 

 

Гранты учащимся

 

 

 

Образовательные кредиты

 

 

 

2.3. Экономическая характеристика отрасли здравоохранения

ЗДРАВООХРАНИЕ – это система социально-экономических и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и повышение уровня здоровья населения31.

В общественной системе здравоохранение выполняет функции в виде осуществления социальной профилактики (мероприятия по охране здоровья населения), в виде оказания населению квалифицированной медицинской помощи, в виде проведения мониторинга (статистика здоровья).

Для понимания особенностей экономических отношений в сфере здравоохранения нужно определить то, что производителями, предлагающими медицинские услуги в обмен на другие экономические блага, выступают частнопрактикующие врачи и медицинские организации. Потребителями выступают заболевшие люди, которые предъявляют спрос на медицинские услуги и выступают в роли их покупателей. Отношения между этими сторонами имеют следующие особенности:

- неопределенность возникновения спроса. Потребители медицинских услуг обычно не могут предвидеть, когда им потребуется лечение, им трудно планировать свои расходы на здравоохранение;

31 Словарь для абитуриентов, студентов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-encycl-term-21431.htm

51


-информационная асимметрия. Потребитель не обладает знаниями

охарактере своего заболевания и возможных способах его лечения. Вследствие чего потребитель вынужден полагаться на знания и опыт врача, к которому он обратился, в определении необходимого ему лечения;

-локальный монополизм производителей. Многие медицинские организации и частнопрактикующие врачи занимают положение монопольного производителя медицинских услуг для населения, проживающего вблизи их месторасположения;

-ограниченный доступ на рынок новых производителей. Для того чтобы стать врачом, нужно пройти серьезное и длительное обучение;

-влияние внешних эффектов. Ряд медицинских благ, в частности вакцинация, предотвращающая инфекционные заболевания, стационарное лечение больных туберкулезом и психиатрическими заболеваниями и др., приносят пользу не только их непосредственным потребителям, но и другим членам общества, поскольку эти услуги ограничивают распространение соответствующих заболеваний и снижают негативное воздействие на окружающих. Подобные заболевания называют социально значимыми. В свою очередь блага, приносящие позитивный внешний эффект, именуют социально значимыми благами, или благами, обладающими особыми достоинствами32.

Вышеуказанные особенности отношений обмена в медицинском обслуживании квалифицируются в рамках экономической теории как изъяны (несовершенства) рынка медицинских услуг.

Государство участвует в осуществлении деятельности в сфере здравоохранения во всех странах мира. При этом основными функциями, выполняемыми государством, являются:

1)регулирование деятельности в сфере здравоохранения: лицензирование медицинской, фармацевтической, страховой деятельности; установление стандартов качества медицинской помощи, лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники; контроль за условиями получения населением медицинской помощи и обеспечения лекарственными средствами;

2)производство услуг, что реализуется через обеспечение санитарноэпидемиологического надзора, санитарной охраны (эта деятельность имеет характер производства общественных благ) и предоставление населению

32 Шишкин С. В. Экономика социальной сферы [Электронный ресурс] : учеб. пособие. – М.: ИД «Равновесие», 2004. – 367 с.

52


различных видов медицинской помощи государственными медицинскими организациями;

3) финансирование оказания медицинской помощи населению. Выделяют следующие системы финансирования здравоохранения:

-частное финансирование. Источниками средств для оплаты медицинской помощи служат индивидуальные доходы граждан и средства работодателей. Граждане по собственному желанию приобретают страховки для себя и для членов своей семьи. Полисы добровольного медицинского страхования дают возможность их владельцам получать в случае заболевания медицинскую помощь, за которую они либо уже ничего не платят, либо делают небольшие соплатежи. Страховки могут приобретаться индивидуально или коллективно;

-государственное финансирование. Выделяют два основных типа государственных систем финансирования: система обязательного медицинского страхования и система бюджетного финансирования здравоохранения.

Система обязательного медицинского страхования. Источниками финансирования медицинской помощи населению являются страховые взносы, которые в обязательном порядке уплачивают определенные категории страхователей. Страхователями работающего населения выступают сами работающие и/или их работодатели. Государство обязывает их производить взносы на обязательное медицинское страхование, устанавливаемые обычно в виде фиксированного процента к фонду оплаты труда.

Система бюджетного финансирования здравоохранения. Финансирование медицинской помощи населению осуществляется из средств государственного бюджета, формируемых за счет общего налогообложения. В системе бюджетного финансирования распорядителями средств

выступают государственные органы управления здравоохранением. Они оплачивают медицинскую помощь, оказываемую гражданам медицинскими организациями, которые в основном являются государственными. В отдельных случаях предусматриваются соплатежи населения за получаемые медицинские услуги.

Важнейшее отличие этих систем от системы частного финансирования здравоохранения – независимость объема медицинской помощи, получаемой заболевшим, от его платежеспособности. Преимуществом бюджетной системы по сравнению со страховой является меньший уровень необходимых административных издержек – расходов на содержание

53

органов управления здравоохранением. Такая система обладает относительно лучшими возможностями обеспечить контроль государства за деятельностью производителей медицинских услуг при наименьших затратах. В страховой системе больше субъектов управления – это и сами страховщики, и государственные органы управления здравоохранением, которые выполняют функции регулирования всей системы и контроля за деятельностью медицинских организаций и страховщиков.

Недостатком бюджетной системы является большая зависимость финансирования здравоохранения от меняющихся политических приоритетов.

С 1993 года в России существует страховая медицина, создан Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, а также его подразделения в субъектах Российской Федерации в форме территориальных фондов ОМС. Но деятельность этих фондов не изменила ситуации, и получить качественный набор медицинских услуг не всегда возможно. Анализ отраслевых показателей системы здравоохранения представлен в таблице № 6.

Таблица 6. Динамика отраслевых показателей

системы здравоохранения за 1990–2009 годы*

 

Число

Число амбу-

Числен-

Расходы на

Заболевае-

 

больнич-

латорно-

ность вра-

здравоохране-

мость

Год

ных учре-

больничных

чей всего,

ние,

населения,

 

ждений,

учреждений,

тыс. чел.

млрд руб.

все болезни,

 

тыс. ед.

тыс. ед.

тыс. чел.

 

 

 

1990

12, 8

21,5

667,3

36,0

96322

1995

12,1

21,1

653,7

41,0

100306

2000

10,7

21,3

680,2

153,4

106328

2005

9,5

21,8

690,3

797,1

105886

2006

7,5

18,8

702,2

962,2

108842

2007

6,8

18,3

707,3

1381,5

109571

2008

6,5

15,6

703,8

1546,3

109590

2009

6,5

15,3

711,3

1653,0

113877

*Источник: Российский статистический ежегодник.

Анализ данных показывает, что число больничных учреждений сокращается, при этом растет число врачей, увеличиваются расходы на здравоохранение и одновременно с этим повышается заболеваемость населения.

54