ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.05.2024
Просмотров: 243
Скачиваний: 0
в 2013 году по отношению к 2011 году, это обусловлено переводом части выплат в форму иной целевой субсидии, ввиду того, что они осуществляются через бюджетные учреждения сферы культуры.
Кроме прямого финансирования организаций сферы культуры, государство осуществляет косвенное бюджетное финансирование в виде изменения состава и структуры системы налогов; замена одного способа или формы налогообложения другими; изменение и дифференциация ставок налогов; изменение налоговых льгот и скидок, их переориентация по направлениям, объектам и плательщикам; полное или частичное освобождение от налогов; отсрочка платежа или аннулирование задолженности; изменение сферы распространения налогов.
Следует отметить, что на практике заметного стимулирующего влияния косвенного финансирования нет, так как оно касается только региональных или местных налогов, а так как их удельный вес в общей налоговой нагрузке невелик, то, соответственно, невелики и налоговые преимущества.
Кроме мер налогового регулирования важными направлениями косвенного регионального финансирования, по мнению Д. Торгачева, могут стать такие меры, как гарантирование инвестиций и установление льготных тарифов оплаты коммунальных услуг. Эти меры также могут устанавливать местные органы власти26.
Вопросы для самопроверки:
1.Сформулируйте понятие сферы культуры и охарактеризуйте виды культурной деятельности.
2.Определите особенности экономических отношений в сфере культуры.
3.Охарактеризуйте формы финансирования сферы культуры.
4.Охарактеризуйте виды прямого и косвенного финансирования.
5.Сформулируйтепонятиесметыиохарактеризуйтеметодыеерасчета.
6.Определите, какой вид финансирования сферы культуры стимулирует организации к более эффективной деятельности.
Тестовые задания:
1.Финансирование сферы культуры представляет собой:
а) организацию процессасамофинансирования учреждений культуры; б) систему распределения бюджетных средств;
в) сочетание двух процессов, процесса государственного выделения средств,
атакже ассигнований разных уровней бюджета;
г) процесс получения бюджетных ассигнований, средств выделяемых спонсорами, благотворительными организациями и собственные доходы.
26 Торгачев Д. Н. Особенности финансирования инвестиционных процессов в социальной сфере региона [Электронный ресурс] // Управление общественными и экономиче-
скими системами. – 2008. – № 1. – Режим доступа: http://www.bali.ostu.ru/ umc/arhiv/2008/1/torgachev.doc
40
2. Бюджетные организацииСКСотражают внебюджетные доходы:
а) в объеме сметного финансирования; б) в объеме расходов;
в) в объеме финансовых поступлений от благотворительных организаций, от спонсоров, от реализации фандрейзинговых операций;
г) в объеме финансовых поступлений от благотворительных организаций.
3. Внебюджетные источники включают:
а) доходы от предпринимательской деятельности; б) поступления от спонсоров, благотворителей;
в) целевые ассигнования от разных источников, связанные с реализацией государственных, региональных программ;
г) верны ответы А и Б.
4.Смета доходов и расходов представляет собой:
а) норматив затрат; б) расчет объема бюджетных ассигнований и их целевое использование;
в) расходы, связанные с деятельностью учреждения СКС; г) верны ответы А и Б.
5.Лимит бюджетных обязательств – это:
а) предельный объем финансирования расходов учреждений культуры; б) объем бюджетных ассигнований; в) порядок формирования бюджетных ассигнований; г) верны ответы Б и В.
6.Программно-целевое финансирование – это:
а) возвратные субсидии; б) сметное финансирование;
в) грантовая система распределения бюджетных ассигнований; г) блоковые субсидии.
7.Бюджетирование – это:
а) бюджетное планирование; б) разработка бюджета доходов и расходов учреждения, планирование движения
денежных средств и составление баланса организации (предприятия, учреждения); в) грантовая система распределения бюджетных ассигнований; г) верны ответы А и В.
8. Прямое финансирование учреждений СКС осуществляется посредством:
а) выделения бюджетных ассигнований и льготных кредитов; б) формирования внебюджетных государственных фондов с закрепленными ис-
точниками доходов и использования средств, аккумулируемых в этих фондах; в) предоставления налоговых льгот; г) верны ответы А и Б.
9. Прямое финансирование учреждений культуры включает:
а) статусное финансирование; б) блоковые субсидии, долевые субсидии, возвратные субсидии;
в) статусное финансирование и выделение дискреционных субсидий; г) верны ответы А и Б.
41
10. Финансовая поддержка лиц творческих профессий осуществляется на основе:
а) выделения грантов, государственных премий; выплат пенсий артистам; б) косвенного финансирования, при помощи льгот; в) статусного финансирования; г) верны ответы Б и В.
2.2. Особенности экономических отношений в образовании
Образование представляет собой фундаментальную отрасль отечественной экономики, «производящую» главный капитал и главное достояние страны – человека. Образование как отрасль социально-культурной сферы представляет собой «процесс и результат освоения знаний и навыков»27, иначе говоря – это процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, сопровождающийся достижением гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
К образованию относят детское дошкольное воспитание в дошкольных учреждениях, общее среднее образование, подготовку кадров.
Образовательная структура населения России по данным переписей 1989, 2002 и 2010 годов представлена в таблице.
Таблица 4. Образовательная структура населения России
(1989, 2002, 2010), в %*
|
Все население |
Занятое население |
||||||
Группы по уровню образования |
в возрасте |
в возрасте 15 лет |
||||||
15 лет и старше |
|
и старше |
|
|||||
|
1989 |
2002 |
2010 |
1989 |
|
2002 |
|
2010 |
Высшее профессиональное |
11,3 |
16,2 |
23,4 |
14,6 |
|
23,3 |
|
31,7 |
Неполное высшее профессио- |
1,7 |
3,1 |
4,6 |
1,3 |
|
3,0 |
|
4,2 |
нальное |
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Среднее профессиональное |
19,2 |
27,5 |
31,2 |
24,3 |
|
35,7 |
|
36,6 |
Начальное профессиональное |
13,0 |
12,8 |
5,6 |
17,8 |
|
15,3 |
|
6,2 |
Среднее (полное) общее |
17,9 |
17,7 |
18,2 |
20,8 |
|
16,2 |
|
15,9 |
Основное общее |
17,5 |
13,9 |
11,0 |
13,5 |
|
5,6 |
|
4,8 |
Начальное общее |
12,9 |
7,8 |
5,4 |
6,7 |
|
0,9 |
|
0,6 |
Не имеют начального общего |
6,5 |
1,0 |
0,6 |
1,1 |
|
0,1 |
|
0,1 |
Итого |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
100 |
|
100 |
* Источник: Росстат.
27 Наумова С. А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме: учеб. пособие. – Томск: Изд-во ТПУ, 2003. – С. 23.
42
В период с 1989 по 2010 год численность лиц с высшим образованием увеличилась. Во всем населении страны 23,4 % – это лица с высшим образованием. При этом наблюдается снижение численности людей, не прошедших обязательных девяти классов (11 % в 2010 году). Это говорит о том, что в будущем может возникнуть дефицит рабочей силы.
На основании этого система образования в современных условиях должна выступать в качестве особого ресурса развития страны, поскольку данная сфера является главной отраслью, способной задать новое направление социального, общественного, экономического развития. Это требует значительных финансовых вложений, адекватных бюджетных расходов на сферу образования.
Сфера образования имеет следующие экономические особенности: - недостаток информации, касающейся качества образовательной
услуги. В случаях приобретения обычных товаров потребитель оценивает качество и соответствие своим потребностям. Но покупателями образовательных услуг чаще всего выступают не непосредственные потребители, а их родители. А они не всегда могут правильно действовать в интересах детей. Родители часто не обладают необходимой информацией, чтобы сделать правильный выбор. Нерациональное решение о выборе вида образования, учебного заведения, специализации чревато для потребителя более высокими издержками, чем нерациональное решение о выборе обычных товаров длительного пользования;
- присутствуют барьеры в принятии инвестиционных решений. В отличие от потребления обычного товара, процесс обучения занимает длительное время, а эффект от получения образования достигается в основном уже после прохождения обучения и имеет долгосрочный характер, растягиваясь во времени. Расходы на образование предстают как инвестиции в «человеческий капитал». Образовательная система готовит будущих работников; через образование люди получают знания и умения, которые увеличивают их производительность. С экономической точки зрения для принятия правильного инвестиционного решения выпускник (или его родители, готовые оплатить обучение) должен сопоставить экономические издержки и выгоды от получения определенного уровня образования;
- на рынке образовательных услуг присутствует локальный монополизм. Для системы образования, в частности, на начальной и средней ступенях обучения, типична ситуация монополизма образовательных организаций. Такая монополия является пространственной, потому что
43