ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.05.2024
Просмотров: 242
Скачиваний: 0
расстояние защищает существующую образовательную организацию от потенциальных конкурентов;
-присутствует влияние внешних эффектов. Образовательная деятельность не только приносит выгоды тем, кто получил образование, но и характеризуется наличием внешних эффектов – это экстерналии для тех, кто работает рядом с лицами, получившими образование. Более образованные оказывают позитивное влияние на рост производительности своих коллег, помогая им работать более эффективно. Лица с более высоким уровнем образования оплачиваются более высоко.
Другой тип внешних эффектов проявляется с различных точек зрения. В частности:
-с социально-организационной точки зрения образовательная деятельность распространяет стандарты общежития и гражданства;
-с социально-культурной точки зрения образовательная деятельность транслирует новому поколению ценности, сложившиеся в данном обществе, и таким образом формирует у его членов общие представления
оправильных целях и принципах деятельности;
-с экономической точки зрения люди, получившие более высокое образование, более продуктивны в создании и распространении инноваций и этим способствуют росту эффективности экономики, плодами которого пользуются не только они сами и их работодатели, но и все общество;
-с организационно-технологической точки зрения формирующееся
информационное общество предъявляет все более высокие требования
куровню грамотности, образованности граждан.
Вразвитии системы образования в современной ситуации существуют серьезные проблемы. Следует обратить внимание на выявленные проблемы К. Новиковой, она указывает, что демографический спад и снижение рождаемости обусловливают устойчивую тенденцию сокращения численности контингента учащихся. Однако темпы сокращения снижения численности учащихся заметно ниже темпов сокращения количества образовательных учреждений, что приводит к уменьшению их наполняемости (особенно на селе), а также соотношения учащихся и педагогов. В результате растет стоимость обучения одного учащегося и соответственно снижается эффективность расходов на образование.
Кроме этого данный автор определяет то, что в сфере образования
усиливаются различия в доступности общего образования повышенного уровня для городских и сельских школьников, что ведет к снижению обра-
44
зовательных возможностей последних; падает охват учащихся общеобразовательных школ программами профессиональной и допрофессиональной подготовки, а вместе с тем престиж начального профессионального образования, сохраняется диспропорция в подготовке высококвалифицированных специалистов с начальным, средним и высшим профессиональным образованием; объем и профили подготовки рабочих кадров по целому ряду специальностей недостаточно полно отражают потребности рынка труда. В учреждениях начального профессионального образования преимущественно готовятся рабочие с низкими разрядами, их выпускники слабо закрепляются на производстве; существуют серьезные диспропорции в охвате детей дополнительным образованием в разных регионах, прежде всего с высокой долей сельского населения; к решению проблем образования недостаточно широко и активно привлекаются общественность и работодатели. Партнерство учреждений образования с представителями рынка труда и другими сферами развивается низкими темпами; велика изношенность учебно-материальной базы школ и учреждений начального профессионального образования; сохраняется дефицит кадров по ряду профилей педагогических профессий; сохраняется перегрузка учащихся в общеобразовательной школе, ограничены материальные возможности образовательных учреждений в реализации здоровьесберегающих технологий28.
Решение проблем развития системы образования требует реализации особых мероприятий по следующим направлениям:
•развитие единой образовательной среды;
•обеспечение доступности и качества образования;
•развитие общественно-гражданских форм управления образовательными процессами;
•внедрение в систему образования эффективных экономических механизмов и повышение ее инвестиционной привлекательности.
Источниками финансирования образования являются государственный бюджет и поступления от платных образовательных услуг.
Расходы на образование в России из средств государственного бюджета представлены в таблице 5.
28 Новикова К. Н. Современное состояние отдельных сфер социальной политики
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusrand.ru/Dokladi3/Novikova.pdf. –
Загл. с экрана.
45
Таблица 5. Расходы на образование в России*
Год |
|
Расходы федерального |
|
Год |
|
Расходы федерального |
|
|
бюджета, млрд руб. |
|
|
бюджета, млрд руб. |
|||
|
|
|
|
|
|||
2000 |
|
37,6 |
|
2008 |
|
329,7 |
|
2001 |
|
48,8 |
|
2009 |
|
387,9 |
|
2002 |
|
80,0 |
|
2010 |
|
386,4 |
|
2003 |
|
99,0 |
|
2011 |
|
552,4 |
|
2004 |
|
119,3 |
|
2012 |
|
603,5 |
|
2005 |
|
160,5 |
|
2013 |
|
558,9 |
|
2006 |
|
211,9 |
|
2014 |
|
499,5 |
|
2007 |
|
294,6 |
|
|
|
|
|
* Источник: Российский статистический ежегодник. |
|
|
|||||
На |
|
основании данных таблицы можно |
увидеть, |
что начиная |
|||
с 2000 |
года наблюдается прирост |
средств выделяемых |
государством |
на сферу образования, но в 2013, 2014 годах планируется выделить меньше средств по сравнению с 2012 годом. Это связано, прежде всего, с развитием платных услуг в сфере образования.
Основными формами финансирования сферы образования являются следующие:
1.Сметное финансирование. Государство выделяет образовательным организациям бюджетные средства, разграничивая их по видам затрат. Финансовые средства планируются и выделяются их получателю по статьям экономической классификации бюджетных расходов. Размер финансовых средств рассчитывается в зависимости от категории и пропускной способности образовательного учреждения.
2.Блоковые субсидии. Данная форма финансирования образовательной деятельности предусматривает выделение бюджетных средства с указанием рамок, или «блока», их использования. Они предназначаются для возмещения определенных видов расходов: например, субсидии на исследовательскую деятельность университетов, на приобретение учебного оборудования и его эксплуатацию и т. д. В этом случае также обычно утверждается смета, но по соответствующему ограниченному перечню расходных статей.
3.Размещение заказов (контрактация). Данная форма применяется для государственного финансирования тех ступеней образования, получение которых не гарантируется всем гражданам. Государство определяет то
46
число студентов, обучение которых по различным специальностям оно готово профинансировать, и устанавливает примерную оплату за каждого подготовленного специалиста соответствующего профиля. Образовательным организациям предлагается принять участие в конкурсе на выполнение этого заказа. Каждый участник конкурса дает предложения о количестве специалистов по тем или иным специальностям, которые он готов подготовить, и о характеристиках предлагаемых учебных программ. С учебными заведениями, выигравшими конкурс, заключаются контракты на подготовку соответствующего числа специалистов по согласованным ценам.
В сравнении со сметным финансированием такая форма финансирования может стимулировать конкуренцию между учебными заведениями и содействовать повышению эффективности использования бюджетных ассигнований на образование.
4.Подушевое финансирование. Выделение образовательным организациям бюджетных средств производится по нормативу, рассчитанному на одного учащегося. Сумма выделяемых средств определяется как произведение норматива на численность учащихся в данной организации. Такая система предполагает право школьников (их родителей) на выбор места обучения и должна стимулировать конкуренцию между образовательными организациями за привлечение большего числа учащихся.
5.Образовательные ваучеры. Эта форма финансирования образовательной деятельности предусматривает использование специального документа (образовательного ваучера), который выдается обучающемуся и является финансовым обязательством государства оплатить обучение этого человека в размере определенной суммы. Каждому ребенку школьного возраста выдается образовательный ваучер. Учащийся (или его родители) выбирает школу и приносит в нее выданный ему документ. Школа получает бюджетные средства на основании ваучеров, предъявленных ею финансовому органу.
Практический опыт применения образовательных ваучеров очень ограничен, в нашей стране данная форма финансирования не присутствует. Но данный подход к организации финансирования образования является теоретически весьма привлекательным для экономистов. Он предлагает рыночный механизм реализации обязательств государства по обеспечению бесплатного базового образования для всех граждан, предполагающий
47
развитие конкуренции между производителями образовательных услуг. Ваучерное финансирование ставит все образовательные организации, безотносительно к форме их собственности, в условия равенства прав на получение бюджетного финансирования. При использовании данной формы финансирования размер бюджетных ассигнований образовательной организации становится зависимым не от ее статуса, не от решений органа управления, распределяющего средства, не от исторически сложившихся размеров ее финансирования и не от ее штатной численности, а от числа потребителей, пожелавших учиться именно в этой организации и внесших свои ваучеры. Ваучерное финансирование наиболее последовательно реализует принцип «деньги следуют за учащимся». Оно предоставляет родителям возможность свободного выбора места обучения своих детей и ставит школы перед необходимостью предлагать программы, пользующиеся спросом, и обеспечивать их качественное выполнение. Школы, уровень преподавания в которых выше, которые предлагают более интересные образовательные услуги, будут пользоваться большим спросом и получат больше средств от государства, расширяя объем предложения своих услуг. Напротив, школы, качество обучения в которых не удовлетворяет учащихся (их родителей), потеряют учеников и будут получать соответственно меньше средств от государства.
Эта простейшая схема фактически является вариантом подушевого финансирования образовательных организаций.
6.Гранты учащимся. Эта форма государственного финансирования образовательной деятельности заключается в предоставлении учащимся субсидий (грантов) на возмещение расходов, связанных с получением образования, на безвозмездной и безвозвратной основе.
Гранты студентам могут предоставляться не только государством, но и частными компаниями или благотворительными организациями.
7.Образовательные кредиты. Кредиты студентам для оплаты обучения могут предоставляться государством, самими учебными заведениями, частными организациями. Предоставление кредитов является основной формой финансирования высшего образования в Китае, Японии, оно получило широкое распространение в США, Канаде, в последнее десятилетие развивается в Великобритании, дополняя там грантовое финансирование.
Финансирование образования в форме кредитов студентам имеет ряд преимуществ: предоставление образовательных кредитов обеспечивает
48
большую справедливость, так как в этом случае за обучение расплачивается в будущем из собственных доходов именно тот, кто выигрывает от образования по сравнению с тем, кто образование не получил; данная форма финансирования не дискриминирует лиц из семей с низкими доходами, дает им возможность получить образование, а возвращать полученный кредит они будут впоследствии из своих более высоких доходов; необходимость взятия кредита для получения образования стимулирует более ответственное отношение самих студентов к своей учебе – ведь им придется возвращать кредит из собственных доходов, уровень которых будет зависеть от качества освоения образовательных программ; переход к широкому использованию образовательных кредитов сокращает расходы государства на образование, снижает нагрузку на бюджет.
8.Налоговые льготы образовательным организациям. Образовательные учреждения освобождаются полностью или частично от уплаты определенных видов налогов. Это является формой косвенного финансирования государством их деятельности.
9.Налоговые льготы обучающимся. Государство использует и косвенные формы финансирования обучающихся, предоставляя им льготы по уплате подоходного налога29.
Особой современной формой финансирования сферы образования является использование эндаумента, то есть использование средств целевого фонда. Эндаумент формируется преимущественно за счет благотворительных пожертвований. Базовую величину фонда нельзя использовать на текущие нужды. Она может быть инвестирована с целью извлечения дохода; весь полученный доход должен направляться в пользу тех организаций, для поддержки которых он был создан.
Отличием эндаумента от обычной благотворительной организации является строго целевой характер деятельности (как правило, эндаумент создается для поддержки какой-либо одной организации, например, определенного университета) и нацеленность на получение дохода за счет инвестирования вложенных средств. При этом сами пожертвования не тра-
тятся, а формируют так называемый эндаументный целевой капитал, из которого и извлекается доход. Эндаументы впервые возникли в США
29 Шишкин С. В. Экономика социальной сферы [Электронный ресурс]: учеб. пособие. –
М.: ИД «Равновесие», 2004. – 367 с.
49