ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.05.2024
Просмотров: 240
Скачиваний: 0
2. В отраслях социально-культурной сферы большой удельный вес составляет неовеществленный труд, так как в данных отраслях сферы создается множество неосязаемых благ. Неовеществленность оказываемых услуг создает сложности оценки, затрудняет описание их качества. По многим услугам трудно установить предмет услуги. При этом разнообразие видов услуг в социально-культурной сфере позволяет увеличивать объем спроса, что приводит к росту цен (билеты на концерт знаменитости), в тоже время есть определенные виды услуг (при производстве которых также используется неовеществленный труд), на которые очень низкий уровень спроса при низкой цене (билеты на экскурсию в музей).
Необходимо снять противоречие и привести практические примеры.
Глава 2. Экономическая характеристика отраслей социально-культурной сферы
2.1. Особенности экономических отношений в отрасли культуры
Отрасль культуры включает в себя две отраслевые подсистемы: «культура и искусство» и «средства массовой информации».
В данном учебном пособии будем использовать следующее опреде-
ление отрасли культуры – это «система организаций и лиц, осуществ-
ляющих деятельность по созданию, сохранению, распространению культурных благ, удовлетворяющих потребности людей в эстетических переживаниях, развлечении и информации»13.
Многообразие видов культурной деятельности условно делят на четыре большие группы:
1)художественное творчество (литературное творчество, изобразительное и прикладное искусство, концертное, театральное, цирковое дело);
2)сохранение культурного наследия (реставрация и охрана недвижимых памятников истории и культуры, музейное, архивное и библиотечное дело, сохранение народной культуры (народные промыслы);
3)клубная и развлекательная деятельность (клубная деятельность, аттракционы, шоу-бизнес, казино);
4)массовое создание и распространение культурных благ (индустрия культуры: кинематограф, пресса, радио, телевидение, Интернет и др.).
На сегодняшний день в Кемеровской области в состав сферы культуры входят 2275 учреждений культуры, среди них: 717 общедоступных
13 Шишкин С. В. Экономика социальной сферы [Электронный ресурс]: учеб. пособие. –
М.: ИД «Равновесие», 2004. – 367 с.
30
библиотек, 738 клубов, 187 киноустановок, 11 кинотеатров, 41 учреждение музейного типа, 4 парка культуры и отдыха, 7 профессиональных театров, Государственная областная филармония имени Б. Т. Штоколова, 5 учебных заведений среднего профессионального образования, 127 учреждений дополнительного образования. В культурное наследие региона входит более 1200 памятников архитектуры, истории и культуры, в том числе 24 федерального значения.
Всовременных условиях развития экономики культуры России – это важнейшее стратегическое направление государственной политики, ориентированной на социальный и экономический рост. Мировая практика не знает стран, которые отказались от поддержки культуры. Сегодня в российской действительности происходит смена парадигмы и осуществляется переход от «государства-мецената» к «государству-инвестору».
Вдокладе «Культура и будущее России. Новый взгляд», сделанном группой экспертов-представителей Российской академии наук на пленарном заседании Общественной палаты РФ в ноябре 2007 года было сказано, что лишь инвестиции в культуру могут обеспечить эффективный рост ее доходов. При этом было уточнено, что «невозможно создать современную экономику, основанную на знаниях, игнорируя необходимость поддержки культуры и инвестиций в человеческий капитал»14.
Таким образом, в современном мире формирование новой комплексной модели развития экономики и культуры становится важным фактором экономического и социального роста России.
Культура как совокупность экономических и творческих ресурсов, создает эффекты для разных сфер экономики. К данным эффектам относят: решение социально-экономических проблем; улучшение городской среды;
развитие туризма; привлечение инвестиций; создание новых рабочих мест15.
Следует привести пример, когда исследование, подготовленное в 2006 году по заказу Европейской комиссии, показало, что экономическая деятельность, связанная с культурой и искусством, обеспечивает в два раза
14Веденин Ю. А., Гринберг Р. С., Каменец А. В., Мелик-Пашаев А. А., Праздников Г. А. и др. Культура и будущее России. Новый взгляд: докл. на пленарном заседании Общественной палаты России 2007 // Справочник руководителя учреждения куль-
туры. – 2008. – № 2. – С. 7.
15Мельвиль Е. Х. Новые механизмы развития сферы культуры: организационные, экономические, правовые // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2010. –
№ 8. – С. 43–47.
31
больше доходов на единицу продукции, чем все европейское автомобилестроение; культура как отрасль экономики придает развитию более сильный импульс, чем химическая промышленность, рынок недвижимости или производство продовольствия16.
Для понимания специфики экономических отношений в сфере культуры важными моментами является выявление особенностей экономического взаимодействия между производителями и потребителями определенных видов культурных благ, которые отличают их взаимодействие от случаев реализации материальных товаров и обусловливают финансирование сферы культуры со стороны государства.
С. В. Шишкин выделяет следующие особенности экономического взаимодействия между потребителями и производителями культурных благ17:
1.Культурные блага являются общественным благом. Так как от-
дельные виды культурных благ обладают свойствами чистого общественного (коллективного) блага – это несоперничество в потреблении и неисключаемость потребителя. Эти признаки присущи многим (но не всем) недвижимым памятниками истории и культуры (архитектурным зданиям, монументам, скульптурным памятникам) и деятельности по их охране и реставрации. Свойства чистых общественных благ делают невозможным для их производителей обеспечить возмещение своих издержек и получение прибыли за счет продажи этих благ потребителям. Они имеют возможность уклоняться от оплаты потребления таких благ. Поэтому производство общественных благ требует участия в их финансировании государства.
2.Влияние внешних эффектов. Культурная деятельность может сопровождаться значительными позитивными эффектами для лиц, не являющихся непосредственными потребителями соответствующих культурных благ (например: рост сопутствующего потребления других товаров и услуг; сохранение исторической памяти общества). Наличие внешних эффектов объясняет, почему государство в принципе поддерживает деятельность в сфере культуры. Оно выступает от имени всего общества, полу-
16Фирсова С. Экономика: культура бьет промышленность [Электронный ресурс] // Вся Европа: интернет-журнал. – 2007. – № 7. – Режим доступа: www.alleuropa.ru/ index.phr?option=com_content&task+viev&id=202. – Загл. с экрана.
17Шишкин С. В. Экономика социальной сферы [Электронный ресурс]: учеб. пособие. –
М.: ИД «Равновесие», 2004. – 367 с.
32
чающего эти эффекты, и является потребителем некоторых из этих эффектов (укрепление существующей власти) и потому заинтересовано
вих увеличении.
3.Особенности соотношения спроса и предложения. В сфере куль-
туры отмечается устойчивое превышение объема предложения над размерами спроса. Объяснение этому заключается в специфике творческого процесса. Для потребителя потребление культурного блага предполагает не только материальные затраты, но и затраты времени. Из театра неудобно уйти во время спектакля, если он не нравится. И время оказывается потерянным. С ростом доходов и развитием новых форм проведения досуга субъективная оценка свободного времени растет, что также ведет к сокращению спроса на традиционные времяемкие формы культурной деятельности. Для многих людей совокупные издержки, связанные с посещением театра, оказываются меньше оцениваемого ими эффекта от просмотра спектакля. Все отмеченные обстоятельства ограничивают количество людей, готовых обратиться за потреблением культурных благ.
4.Особенности динамики издержек: болезнь Баумоля – Боуэна.
Сущность данной особенности называется в экономике «болезнь издержек» и раскрывается через то, что ряд видов культурной деятельности характеризуются экономической особенностью: издержки растут быстрее цен на производимые блага. Поэтому потребность в субсидиях, покрывающих разность между расходами и доходами, имеет тенденцию к росту. Для иллюстрации этого феномена приведем пример Баумоля.
ПРИМЕР. В 1948 году Лев Оборин, Давид Ойстрах и Святослав Кнушевицкий исполнили знаменитое трио П. И. Чайковского за предусмотренные композитором 46 минут и 12 секунд. Отбросив 12 секунд и другие возможные изменения продолжительности исполнения сочинения Чайковского, обусловленные художественными задачами и трактовкой, можно утверждать, что и сегодня полвека спустя, даже при замене музыкальных инструментов на самые совершенные, количество труда музыкантов, необходимое для исполнения трио Чайковского, не зависит от «новаторства и концентрации капитала». И любая попытка повысить производительность привела бы лишь к разрушению самого художественного продукта.
Отмеченный феномен позволил Баумолю сделать вывод о том, что производительность труда в данной сфере объективно отстает от общего роста производительности труда в экономике. При этом, анализируя многолетние статистические наблюдения, ученый установил, что положительная динамика общей производительности труда является «фактором риска», способствующим развитию «болезни цен». Повышение оплаты труда
33