ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2024

Просмотров: 239

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

и, как следствие, рост цен на другие производственные факторы вызывают общее увеличение издержек производства, требующее соответствующих компенсаций либо за счет адекватного роста производительности труда, либо посредством переноса возникших удорожаний на цены конечного продукта. Однако для ряда продуктов рост производительности труда и/или повышение цен являются объективно невозможными. «Болезнью цен» страдают исполнительские искусства, музеи и галереи, клубы и библиотеки, предоставляющие бесплатные услуги, другие организации культуры, где «заторможенный» спрос не успевает за увеличивающимися издержками производства и не дает возможности переложить их рост на плечи потребителей. Данный аспект и определяет границы действия рыночного пространства при производстве культурных благ.

Таким образом, на основании указанных выше особенностей можно сделать вывод, что не все виды деятельности в сфере культуры могут являться доходными и приносить прибыль, что требует финансовой поддержки.

Финансовая поддержка сферы культуры может осуществляться в форме государственного финансирования и в форме частного финансирования.

Частное финансирование – это предоставление финансовых и материальных ресурсов организациям культуры, которое не связано с оплатой потребляемых культурных благ. К частному финансированию относят спонсорство, когда предприниматели предоставляют финансовые средства организациям культуры в обмен на получение возможности прорекламировать свой бренд или свою произведенную продукцию. В этой логике спонсор – это рекламодатель, вклад для сферы культуры – это плата за рекламу, спонсируемый (организация сферы культуры) – это рекламораспространитель.

Еще одной формой частного финансирования является меценатство – выделение материальных ресурсов для сферы культуры не для реализации конкретных экономических интересов, а под влиянием ценностных факторов.

В современной практике многих стран формой частного финансирования сферы культуры является фандрайзинг. В переводе с английского языка: fund – фонд, денежные средства, raise – сбор, повышение, увеличение. Следовательно, фандрайзинг представляет собой «методику (в широ-

34

ком смысле) поиска и сбора финансовых и иных средств для реализации социально значимых проектов в сфере культуры»18. Термин «фандрайзинг» был заимствован в США. В России фандрайзинг стал применяться в 1990-х годах с развитием некоммерческих организаций, деятельность которых нацелена не на получение прибыли, а на решение социально важных задач.

Главной задачей фандрайзинга является привлечение финансовых, материальных, информационных и трудовых (работа волонтеров) ресурсов, а также приобретение новых партнеров и друзей организации. Выполнение этих задач осуществляется с помощью разных видов фандрайзинга: телефандрайзинга (обращение к потенциальным донорам по телефону и факсу), почтового фандрайзинга, индивидуального фандрайзинга (персональное обращение к донорам и благотворителям в личной беседе), солофандрайзинга (приобретение поддержки) и событийного фандрайзинга (проведение различных мероприятий аукционов, выставок, лотерей, презентаций, обедов и т. д.). Фандрайзинг в культуре направлен на поддержку изобразительного и музыкального искусства, литературы, театров, кино, музеев, библиотек.

Государственное финансирование сферы культуры осуществляется в виде прямого и косвенного финансирования.

Прямое финансирование предполагает выделение государством бюджетных средств организациям культуры. Данная форма предполагает использование следующих методов финансирования:

1. Сметное статусное финансирование. Предполагает составление сметы расходов на основе штатной численности, ставок заработной платы, норм на отдельные виды затрат по хозяйственному обслуживанию и т. д. Утвержденная смета является основанием для начала финансирования по целевым направлениям с поквартальным распределением средств, выделяемых из бюджета на содержания учреждения культуры на основе его статуса.

СМЕТА – это утвержденный в установленном порядке финансовый акт, определяющий объем, целевое направление бюджетных ассигнований и их поквартальное распределение бюджетным учреждением.

18 Мироненко Е. В. Современные формы финансирования некоммерческих организаций: фандрайзинг и эндаумент [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rae.ru/forum2012/pdf/0626.pdf. – Загл. с экрана.

35


Так как смета является разновидностью финансово-правового акта, она имеет юридическое значение и определяет права и обязанности руководителя учреждения по целевому использованию средств, выделенных из соответствующего бюджета, а также обязанности финансовых органов (контроль за целевым использованием бюджетных средств)19.

В соответствии со ст. 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации не позднее 10 дней со дня получения уведомления о бюджетных ассигнованиях бюджетное учреждение обязано составить и предоставить на утверждение вышестоящему распорядителю бюджетных средств смету по установленной форме20.

Смета дублирует выделенные бюджетополучателю бюджетные ассигнования, не отражая его реальных потребностей в бюджетных ресурсах по тому или иному показателю экономической классификации.

Согласно законодательным актам средства бюджета должны расходоваться эффективно и результативно. Соответствие реальной потребности и объема выделенных бюджетных ассигнований достигается путем внесения соответствующих корректировок.

Так, получатель бюджетных средств направляет (в соответствии с возникшей потребностью) своему главному распорядителю мотивированную просьбу о перераспределении бюджетных ассигнований между статьями бюджетной классификации или о выделении дополнительных ресурсов по ее определенной статье. В случае, если главный распорядитель бюджетных средств удовлетворит просьбу, в смету доходов и расходов бюджетного учреждения вносятся соответствующие изменения.

Необходимость в финансовых ресурсах по каждой статье обосновывается расчетным путем. Для подтверждения расчетов берутся данные штатного расписания (утвержденного вышестоящей организацией на основании действующих приказов министерства по штатным нормативам отрасли либо исходя из фактического объема работы и расчетного норматива нагрузки на одну должность в соответствии с законодательством РФ), ставки налогов и сборов (утвержденные исходя из налогового законодательства РФ), сведения о среднемесячной потребности в энергетических ресурсов (электро-, теплоэнергии, газе, воде), данные о тарифах на коммунальные услуги, услуги связи в соответствии с законодательными актами,

19Комментарии к бюджетному кодексу РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bk-rf.ru/24/221.html. – Загл. с экрана.

20Бюджетный кодекс РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bkrf.ru/1/6.html. – Загл. с экрана.

36


заключенные договоры о пожарной и охранной безопасности, нормы расхода ГСМ, а также моющих, чистящих средств и т. д.

Существуют следующие методы расчета сметы:

-нормативный метод, который основан на нормативах расходов на одного условного носителя расходного обязательства;

-метод индексации, предусматривающий увеличение объемов расходов за прошедший период на коэффициент увеличения;

-плановый метод, предусматривает использование в расчетах объемных (натуральных) показателей, пошаговое планирование, основанное на детальной проработке всех сторон деятельности учреждения.

Кдостоинствам сметного финансирования относится возможность целевого прогнозирования затрат и контроля за расходованием средств путем ограничения их абсолютного размера. Но, данный способ финансирования не позволяет создать действенный стимулирующий механизм, который позволил бы увязать объем финансирования с достигнутыми результатами. Финансирование по сметам не позволяет оперативно изменить размеры средств, необходимых для выполнения изменившегося объема работ, перебрасывать средства с одной статьи на другую21.

2. Статусное нормативно-целевое финансирование предполагает

использование нормативно-регламентированных расчетных показателей в стоимостном выражении. Получатели средств вправе распределять их по конкретным направлениям расходов по своему усмотрению. Такое финансирование предстает как оплата государством соответствующих результатов, и оно стимулирует организации культуры к увеличению значений соответствующих результирующих параметров. В отличие от сметного финансирования, данная форма обеспечивает прямую зависимость размеров бюджетных поступлений организациям культуры от результатов их деятельности. Но в качестве измерителей результатов используются количественные показатели, которые являются агрегированными, не дают полноценной характеристики реальных результатов. Данный метод финансирования стимулирует организации культуры к сокращению тех видов услуг, которые не учитываются показателем, принятым для целей финансирования. Разновидностями нормативно-целевого метода являются: нор- мативно-подушевой метод и нормативно-расходный.

21 Кротова Н. В. Экономика и менеджмент культуры: учеб. пособие / науч. ред.: Н. В. Кротова, Е. В. Галаева, И. В. Чарная. – М.: МГУКИ, 2007. – С. 210.

37


Нормативно-подушевой. Объем бюджетного финансирования определяется исходя из одного жителя, посетителя, зрителя, работника. В основе используется расчет норматива по единой формуле независимо от уровней бюджета:

Нм = (Ро. т. + Рм. з. Ид. т. Ид. п. + Рк. у. Ик. т. Ик. п.) : Чж, (1)

где Нм – норматив на содержание организации сферы культуры и проведение мероприятий в системе культуры;

Ро. т. – расходы на оплату труда, включая начисления на заработную плату; Рм. з. – расходы на материальные затраты на содержание учреждений и прове-

дения мероприятий, за исключением коммунальных расходов; Рк. у. – расходы на коммунальные услуги учреждений системы культуры;

Ид. т., Ик. т. – индексы дефляторы на текущий финансовый год, установленные в соответствии с законодательством РФ;

Ид. п., Ик. п. – соответствующие индексы дефляторы на прогнозируемый финансовый год, установленные в соответствии с законодательством РФ;

Чж. – численность жителей муниципального образования.

Нормативно-расходный. Нормативные расходы организаций культуры рассчитываются исходя из нормативов бюджетной обеспеченности. Норматив бюджетного финансирования определяется как сумма всех нормативных расходов и рассчитывается по формуле:

Ну= Ро. т. + Но. т. + Рк. у. + Св. + Тр. +Рсод. им. + Ртек. р. + Ркап. р., (2)

где Ну – норматив на содержание организации сферы культуры и проведение мероприятий в системе культуры;

Ро. т. – нормативные расходы на оплату труда; Н о. т. – норматив финансовых средств на содержание и охрану материально-

технической базы;

Рк. у. – нормативные расходы на коммунальные услуги; Св. – нормативные расходы на услуги связи; Тр. – транспортные расходы и служебные разъезды;

Рсод. им. – нормативные расходы на оплату услуг по содержанию зданий;

Ртек. р. – нормативные расходы на текущий ремонт зданий и сооружений; Ркап. р. – нормативные расходы на капитальный ремонт.

3. Выделение субсидий. Субсидия – это «бюджетные средства, предоставляемые физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов»22.

22 Бюджетный кодекс РФ [Электронный ресурс]. – Гл. 1, ст. 6. – Режим доступа: http://bk-rf.ru/1/6.html. – Загл. с экрана.

38


Для сферы культуры выделяют субсидии, которые делятся на:

-блоковые – бюджетные средства выделяются на конкретный тип расходов организации культуры (повышение квалификации работников, капитальный ремонт);

-долевые – выделяются для финансирования различных программ сферы культуры из бюджетов различных уровней на конкурсной основе

врамках обязательств. Данными обязательствами, например, могут быть социально-творческие заказы. При этом под социально-творческим заказом понимается «определение объема и качества услуг отрасли культуры, заказываемых либо организациям культуры, либо творческому коллективу под фиксировано установленную сумму единовременного бюджетного финансирования и контролируемых по результату оказания»23;

-возвратные – предоставляются на реализацию культурных проектов (создание кинофильмов, публикацию книг и т. п.). Данные проекты расцениваются как значимые с эстетической или социально-культурной точек зрения и не имеют перспектив коммерческого успеха. Если проект оказывается прибыльным, субсидия должна быть возвращена его получателем (продюсером, издателем и т. п.) за счет полученной прибыли24.

В общем виде финансирование сферы культуры из государственного бюджета характеризуется данными, представленными в таблице 3:

Таблица 3. Бюджетные ассигнования на сферу культуры и кинематографию25

 

 

 

измене-

 

измене-

 

измене-

 

2011,

2012,

ния к

2013,

ния к

2014,

ния к

Показатель

млн

млн

преды-

млн

преды-

млн

преды-

 

руб.

руб.

дущему

руб.

дущему

руб.

дущему

 

 

 

году, %

 

году, %

 

году, %

Финансирование

 

 

 

 

 

 

 

в области куль-

3 511,5

4 911,8

139,9

1 856,8

37,8

2 257,2

121,6

туры, кинемато-

 

 

 

 

 

 

 

графии», всего

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, мы наблюдаем уменьшение бюджетных ассигнований по направлению финансирования области культуры и кинематографии

23Кротова Н. В. Экономика и менеджмент культуры: учеб. пособие / науч. ред.: Н. В. Кротова, Е. В. Галаева, И. В. Чарная. – М.: МГУКИ, 2007. – С. 228.

24Шишкин С. В. Экономика социальной сферы [Электронный ресурс]: учеб. пособие. –

М.: ИД «Равновесие», 2004. – 367 с.

25Расходы федерального бюджета по разделам и подразделам [Электронный ресурс]. –

Режим доступа: http://info.minfin.ru/project_fb_budjet_rash.php

39