ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.05.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое занятие № 5. Тема: «Психология конфликта»

План

  1. Понятие и определение конфликта.

  2. Типология конфликтов.

  3. Структура конфликта.

  4. Причины конфликтов.

  5. Основные периоды и этапы в развитии конфликтов.

  6. Функции конфликтов.

Литература:

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник. - М.: Юнити, 2001 г. - 552 стр. (Глава 16, 17, 18, 19).

  2. Большаков А.Г., Несмелова М.Ю. Конфликтология организаций. Учебное пособие. - М.: Пресс, 2001. - С 10-65.

  3. Гришина Н.В. Психология конфликта. -2‑е изд. – СПб.: Питер, 2008 г. - С. 27-29, 41-57, 149-158, 391-439.

  4. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. - 2-е изд. доп. и пер. — СПб.: Питер, 2004. — 400 с. (Темы 2, 4, 5, 6, 9).

  5. Психология. Учебник. / Под. ред. А.А. Крылова. -2‑е изд. - М.: «Проспект», - 2011. - С. 458-465.

Задание для самостоятельной работы

Ответьте на Тест Томаса «Типы поведения в конфликте». Определите, к какой из стратегий поведения Вы прибегаете чаще всего при конфликтных ситуациях. Подробно охарактеризуйте эту стратегию, указав ее преимущества и недостатки.

Тест томаса «типы поведения в конфликте»

Одной из самых распространенных методик диагностики поведения личности в конфликтной ситуации (точнее, в конфликте интересов) является опросник Кеннета Томаса (Kenneth Thomas) "Определение способов регулирования конфликтов". К. Томас исходил из того, что людям не следует избегать конфликтов или разрешать их любой ценой, а требуется уметь грамотно ими управлять. Он совместно с Ральфом Килманном (Ralph Kilmann) предложил двухмерную модель регулирования конфликтов, одно измерение которой - поведение личности, основанное на внимании к интересам других людей; второе - поведение, подразумевающее игнорирование целей окружающих и защиту собственных интересов.

Для описания типов поведения людей в конфликтах (точнее, в конфликте интересов) К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в ситуацию, и напористость, для которой характерен акцент на собственных интересах.

Выделяется пять способов регулирования конфликтов, обозначенные в соответствии с двумя основополагающими измерениями (кооперация и напористость):


Соревнование (конкуренция) — стремление добиться своих интересов в ущерб другому.

Приспособление — принесение в жертву собственных интересов ради другого.

Компромисс — соглашение на основе взаимных уступок; предложение варианта, снимающего возникшее противоречие.

Избегание — отсутствие стремления к кооперации и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.

Сотрудничество — участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К.Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

Инструкция: Перед вами ряд утверждений, которые помогут определить некоторые особенности вашего поведения. Здесь не может быть ответов «правильных» или «ошибочных». Люди различны, и каждый может высказать свое мнение.

Имеются два варианта, А и В, из которых вы должны выбрать один, в большей степени соответствующий вашим взглядам, вашему мнению о себе. В бланке для ответов поставьте отчетливый крестик соответственно одному из вариантов (А или В) для каждого утверждения. Отвечать надо как можно быстрее.

1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. В. Чем обсуждать, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение. В. Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и моих собственных.

3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. В. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение. В. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого. В. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6. А. Я пытаюсь избежать неприятностей для себя. В. Я стараюсь добиться своего.


7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно. В. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. В. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы.

9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий. В. Я прилагаю усилия, чтобы добиться своего.

10. А. Я твердо стремлюсь достичь своего. В. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. А. Первым делом я стараюсь ясно определить, в чем состоят все затронутые спорные вопросы. В, Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

12. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. В. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он тоже идет навстречу мне.

13. А. Я предлагаю среднюю позицию. В. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах. В. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

15. А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения. В. Я стараюсь сделать так, чтобы избежать напряженности.

16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого. В. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего. В. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. А. Если это сделает другого счастливым, дам ему возможность настоять на своем. В. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые вопросы и интересы. В. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия. В. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для обеих сторон.

21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого. В. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы и их совместному решению.


22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека. В. Я отстаиваю свои желания.

23. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас. В. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. А. Если позиция другого кажется мне очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям. В. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25. А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов. В. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26. А. Я предлагаю среднюю позицию. В. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

27. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. В. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. В. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

29. А. Я предлагаю среднюю позицию. В. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

30. А. Я стараюсь не задеть чувств другого. В. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим человеком могли добиться успеха.

Ключ

1. Соперничество: ЗА, 6В, 8А, 9В, 10А, 13В, 14В, 16В, 17А, 22В, 25А, 28А.

2. Сотрудничество: 2В, 5А, 8В, ПА, 14А, 19А, 20А, 21В, 23В, 26В, 28В, ЗОВ.

3. Компромисс: 2А, 4А, 7В, 10В, 12В, 13А, 18В, 22А, 23А, 24В, 26А, 29А.

4. Избегание: 1А, 5В, 6А, 7А, 9А, 12А, 15В, 17В, 19В, 20В, 27А, 29В.

5. Приспособление: 1В, ЗВ, 4В, 11В, 15А, 16А, 18А, 21А, 24А, 25В, 27В, 30А.

Обработка результатов

В ключе каждый ответ А или В дает представление о количественном выражении: соперничества, сотрудничества, компромисса, избегания и приспособления. Если ответ совпадает с указанным в ключе, ему присваивается значение 1, если не совпадает, то присваивается значение 0. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.


Практическое занятие № 6. Тема: «Личность и группа»

План

  1. Личность в группе. Социальные роли личности.

  2. Понятие о малых и больших группах.

  3. Размеры групп и их структура.

  4. Нормативное влияние в малой группе. Конформизм и групповое давление.

  5. Развитие малой группы.

  6. Психология больших социальных групп и массовых явлений.

Литература:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник / 5-ое изд. испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2010. - С 137-249. (Раздел III. Социальная психология групп).

  2. Золотовицкий, Р. А. Социометрия Я. Л. Морено: мера общения // СоцИс : Социологические исследования. — 2002. — № 4. — С. 103—113.

  3. Психология. Учебник. / Под. ред. А.А. Крылова. -2‑е изд. - М.: «Проспект», - 2011. - С. 381-420.

  4. Психология масс: Хрестоматия. / Под. ред. Д.Я. Райгородского. — Самара: БАХРАХ, 2010. - 592 с.

  5. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2001. — С 277-297.

  6. Петровский А.В. Введение в психологию. – М.: Академия, 1995 – С. 310-336.

Задание для самостоятельной работы

Задание №1.

Используя социометрию — методику изучения внутригрупповых связей (автор Якоб Морено) изучите структуру своей группы.

Задание №2.

Заполните таблицу:

Типы стихийных групп

Краткая характеристика

Последствия для личности

(от участия в группе)

Темы для докладов:

  1. Психология лидерства.

  2. Конформизм и нонконформизм.

  3. Коллектив как высшая форма развития группы.

  4. Социально-психологический климат в группе.

  5. Массовидные явления: паника, слухи.

Вопросы к экзамену по дисциплине «Педагогика и психология. Часть 1: Психология»

  1. Предмет, объект психологии, ее задачи.

  2. Основные отрасли психологии.

  3. Взаимосвязь психологии и современных наук.

  4. История развития психологии как науки.

  5. Методы психологического исследования.

  6. Понятие о психике.

  7. Понятие сознания. Возникновение и развитие сознания.

  8. Неосознаваемые психические процессы.

  9. Культурно-историческая концепция развития психики человека.

  10. Понятие человека, индивида, индивидуальности, личности, субъекта в концепции Б.Г. Ананьева.

  11. Психика как система. Понятие о функциональной системе (П.К. Анохин).

  12. Понятие о высших психических функциях.

  13. Понятие об ощущениях. Природа ощущений. Виды ощущений.

  14. Свойства ощущений. Измерение и изменение ощущений.

  15. Анализатор. Строение анализатора.

  16. Понятие восприятия. Взаимосвязь ощущений и восприятия.

  17. Основные виды и свойства восприятия.

  18. Внимание как психический феномен. Виды и свойства внимания.

  19. Физиологические механизмы внимания.

  20. Понятие о памяти. Основные процессы и механизмы памяти.

  21. Основные виды памяти. Классификации видов памяти.

  22. Понятие и виды воображения. Механизмы воображения.

  23. Понятие мышления. Виды мышления.

  24. Операции и элементы мышления.

  25. Развитие мышления в течение жизни.

  26. Творческое мышление. Его характеристики.

  27. Понятие о речи. Речь и язык.

  28. Развитие речи в фило- и онтогенезе.

  29. Функции и виды речи.

  30. Речь как инструмент мышления. Соотношение речи и мышления.

  31. Стадии формирования умственных операций по П.Я. Гальперину.

  32. Понятие об эмоциях. Виды эмоций.

  33. Психологические теории эмоций.

  34. Взаимосвязь эмоционального напряжения и эффективности деятельности.

  35. Психические состояния. Общая характеристика.

  36. Понятие об адаптации.

  37. Стресс как психическое состояние и как процесс.

  38. Общее понятие о личности. Представления о личности в отечественной психологии.

  39. Исследования личности. Теория черт и теория типов.

  40. Понятие о темпераменте. Типы темпераментов.

  41. Физиологические основы темперамента.

  42. Характер. Взаимосвязь характера и темперамента. Формирование характера.

  43. Понятие об акцентуации характера.

  44. Понятие о способностях. Уровни развития способностей.

  45. Классификации и виды способностей.

  46. Понятие об интеллекте. Теории интеллекта.

  47. Понятие об общении. Функции и структура общения.

  48. Коммуникативный компонент общения.

  49. Интерактивный компонент общения.

  50. Перцептивный компонент общения.

  51. Вербальные и невербальные средства общения.

  52. Психология малой группы. Понятие о малой группе. Классификации малых групп.

  53. Численность и структура малой группы.

  54. Коллектив как высшая форма развития группы.

  55. Психология больших социальных групп и массовых явлений.

  56. Лидерство.

  57. Понятие о конфликте. Стадии, структура, стратегии поведения.

  58. Нормативная регуляция поведения в группе. Конформизм и нонконформизм.

  59. Понятие о воле. Теории воли. Волевая регуляция поведения.

  60. Понятие мотива и мотивации.