ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.05.2024
Просмотров: 119
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Кемеровский государственный университет
Практическое занятие № 1. Тема: «Темперамент»
Павловский темпераментальный опросник (pts)
Практическое занятие № 2. Тема: «Характер»
Характерологический опросник (опросник к. Леонгарда)
Практическое занятие № 3. Тема: «Психология способностей»
Практическое занятие № 4. Тема: «Психология общения»
Методика «ваши эмпатические способности»
Практическое занятие № 5. Тема: «Психология конфликта»
Тест томаса «типы поведения в конфликте»
Практическое занятие № 6. Тема: «Личность и группа»
Вопросы к экзамену по дисциплине «Педагогика и психология. Часть 1: Психология»
Практическое занятие № 5. Тема: «Психология конфликта»
План
Понятие и определение конфликта.
Типология конфликтов.
Структура конфликта.
Причины конфликтов.
Основные периоды и этапы в развитии конфликтов.
Функции конфликтов.
Литература:
Анцупов А.Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник. - М.: Юнити, 2001 г. - 552 стр. (Глава 16, 17, 18, 19).
Большаков А.Г., Несмелова М.Ю. Конфликтология организаций. Учебное пособие. - М.: Пресс, 2001. - С 10-65.
Гришина Н.В. Психология конфликта. -2‑е изд. – СПб.: Питер, 2008 г. - С. 27-29, 41-57, 149-158, 391-439.
Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. - 2-е изд. доп. и пер. — СПб.: Питер, 2004. — 400 с. (Темы 2, 4, 5, 6, 9).
Психология. Учебник. / Под. ред. А.А. Крылова. -2‑е изд. - М.: «Проспект», - 2011. - С. 458-465.
Задание для самостоятельной работы
Ответьте на Тест Томаса «Типы поведения в конфликте». Определите, к какой из стратегий поведения Вы прибегаете чаще всего при конфликтных ситуациях. Подробно охарактеризуйте эту стратегию, указав ее преимущества и недостатки.
Тест томаса «типы поведения в конфликте»
Одной из самых распространенных методик диагностики поведения личности в конфликтной ситуации (точнее, в конфликте интересов) является опросник Кеннета Томаса (Kenneth Thomas) "Определение способов регулирования конфликтов". К. Томас исходил из того, что людям не следует избегать конфликтов или разрешать их любой ценой, а требуется уметь грамотно ими управлять. Он совместно с Ральфом Килманном (Ralph Kilmann) предложил двухмерную модель регулирования конфликтов, одно измерение которой - поведение личности, основанное на внимании к интересам других людей; второе - поведение, подразумевающее игнорирование целей окружающих и защиту собственных интересов.
Для описания типов поведения людей в конфликтах (точнее, в конфликте интересов) К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в ситуацию, и напористость, для которой характерен акцент на собственных интересах.
Выделяется пять способов регулирования конфликтов, обозначенные в соответствии с двумя основополагающими измерениями (кооперация и напористость):
Соревнование (конкуренция) — стремление добиться своих интересов в ущерб другому.
Приспособление — принесение в жертву собственных интересов ради другого.
Компромисс — соглашение на основе взаимных уступок; предложение варианта, снимающего возникшее противоречие.
Избегание — отсутствие стремления к кооперации и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.
Сотрудничество — участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К.Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.
ТЕКСТ ОПРОСНИКА
Инструкция: Перед вами ряд утверждений, которые помогут определить некоторые особенности вашего поведения. Здесь не может быть ответов «правильных» или «ошибочных». Люди различны, и каждый может высказать свое мнение.
Имеются два варианта, А и В, из которых вы должны выбрать один, в большей степени соответствующий вашим взглядам, вашему мнению о себе. В бланке для ответов поставьте отчетливый крестик соответственно одному из вариантов (А или В) для каждого утверждения. Отвечать надо как можно быстрее.
1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. В. Чем обсуждать, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.
2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение. В. Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и моих собственных.
3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. В. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение. В. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого. В. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6. А. Я пытаюсь избежать неприятностей для себя. В. Я стараюсь добиться своего.
7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно. В. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. В. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы.
9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий. В. Я прилагаю усилия, чтобы добиться своего.
10. А. Я твердо стремлюсь достичь своего. В. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11. А. Первым делом я стараюсь ясно определить, в чем состоят все затронутые спорные вопросы. В, Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
12. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. В. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он тоже идет навстречу мне.
13. А. Я предлагаю среднюю позицию. В. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах. В. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
15. А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения. В. Я стараюсь сделать так, чтобы избежать напряженности.
16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого. В. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего. В. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18. А. Если это сделает другого счастливым, дам ему возможность настоять на своем. В. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые вопросы и интересы. В. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия. В. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для обеих сторон.
21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого. В. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы и их совместному решению.
22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека. В. Я отстаиваю свои желания.
23. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас. В. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24. А. Если позиция другого кажется мне очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям. В. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
25. А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов. В. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
26. А. Я предлагаю среднюю позицию. В. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
27. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. В. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. В. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.
29. А. Я предлагаю среднюю позицию. В. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
30. А. Я стараюсь не задеть чувств другого. В. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим человеком могли добиться успеха.
Ключ
1. Соперничество: ЗА, 6В, 8А, 9В, 10А, 13В, 14В, 16В, 17А, 22В, 25А, 28А.
2. Сотрудничество: 2В, 5А, 8В, ПА, 14А, 19А, 20А, 21В, 23В, 26В, 28В, ЗОВ.
3. Компромисс: 2А, 4А, 7В, 10В, 12В, 13А, 18В, 22А, 23А, 24В, 26А, 29А.
4. Избегание: 1А, 5В, 6А, 7А, 9А, 12А, 15В, 17В, 19В, 20В, 27А, 29В.
5. Приспособление: 1В, ЗВ, 4В, 11В, 15А, 16А, 18А, 21А, 24А, 25В, 27В, 30А.
Обработка результатов
В ключе каждый ответ А или В дает представление о количественном выражении: соперничества, сотрудничества, компромисса, избегания и приспособления. Если ответ совпадает с указанным в ключе, ему присваивается значение 1, если не совпадает, то присваивается значение 0. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.
Практическое занятие № 6. Тема: «Личность и группа»
План
Личность в группе. Социальные роли личности.
Понятие о малых и больших группах.
Размеры групп и их структура.
Нормативное влияние в малой группе. Конформизм и групповое давление.
Развитие малой группы.
Психология больших социальных групп и массовых явлений.
Литература:
Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник / 5-ое изд. испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2010. - С 137-249. (Раздел III. Социальная психология групп).
Золотовицкий, Р. А. Социометрия Я. Л. Морено: мера общения // СоцИс : Социологические исследования. — 2002. — № 4. — С. 103—113.
Психология. Учебник. / Под. ред. А.А. Крылова. -2‑е изд. - М.: «Проспект», - 2011. - С. 381-420.
Психология масс: Хрестоматия. / Под. ред. Д.Я. Райгородского. — Самара: БАХРАХ, 2010. - 592 с.
Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2001. — С 277-297.
Петровский А.В. Введение в психологию. – М.: Академия, 1995 – С. 310-336.
Задание для самостоятельной работы
Задание №1.
Используя социометрию — методику изучения внутригрупповых связей (автор Якоб Морено) изучите структуру своей группы.
Задание №2.
Заполните таблицу:
Типы стихийных групп |
Краткая характеристика |
Последствия для личности (от участия в группе) |
|
|
|
Темы для докладов:
Психология лидерства.
Конформизм и нонконформизм.
Коллектив как высшая форма развития группы.
Социально-психологический климат в группе.
Массовидные явления: паника, слухи.
Вопросы к экзамену по дисциплине «Педагогика и психология. Часть 1: Психология»
Предмет, объект психологии, ее задачи.
Основные отрасли психологии.
Взаимосвязь психологии и современных наук.
История развития психологии как науки.
Методы психологического исследования.
Понятие о психике.
Понятие сознания. Возникновение и развитие сознания.
Неосознаваемые психические процессы.
Культурно-историческая концепция развития психики человека.
Понятие человека, индивида, индивидуальности, личности, субъекта в концепции Б.Г. Ананьева.
Психика как система. Понятие о функциональной системе (П.К. Анохин).
Понятие о высших психических функциях.
Понятие об ощущениях. Природа ощущений. Виды ощущений.
Свойства ощущений. Измерение и изменение ощущений.
Анализатор. Строение анализатора.
Понятие восприятия. Взаимосвязь ощущений и восприятия.
Основные виды и свойства восприятия.
Внимание как психический феномен. Виды и свойства внимания.
Физиологические механизмы внимания.
Понятие о памяти. Основные процессы и механизмы памяти.
Основные виды памяти. Классификации видов памяти.
Понятие и виды воображения. Механизмы воображения.
Понятие мышления. Виды мышления.
Операции и элементы мышления.
Развитие мышления в течение жизни.
Творческое мышление. Его характеристики.
Понятие о речи. Речь и язык.
Развитие речи в фило- и онтогенезе.
Функции и виды речи.
Речь как инструмент мышления. Соотношение речи и мышления.
Стадии формирования умственных операций по П.Я. Гальперину.
Понятие об эмоциях. Виды эмоций.
Психологические теории эмоций.
Взаимосвязь эмоционального напряжения и эффективности деятельности.
Психические состояния. Общая характеристика.
Понятие об адаптации.
Стресс как психическое состояние и как процесс.
Общее понятие о личности. Представления о личности в отечественной психологии.
Исследования личности. Теория черт и теория типов.
Понятие о темпераменте. Типы темпераментов.
Физиологические основы темперамента.
Характер. Взаимосвязь характера и темперамента. Формирование характера.
Понятие об акцентуации характера.
Понятие о способностях. Уровни развития способностей.
Классификации и виды способностей.
Понятие об интеллекте. Теории интеллекта.
Понятие об общении. Функции и структура общения.
Коммуникативный компонент общения.
Интерактивный компонент общения.
Перцептивный компонент общения.
Вербальные и невербальные средства общения.
Психология малой группы. Понятие о малой группе. Классификации малых групп.
Численность и структура малой группы.
Коллектив как высшая форма развития группы.
Психология больших социальных групп и массовых явлений.
Лидерство.
Понятие о конфликте. Стадии, структура, стратегии поведения.
Нормативная регуляция поведения в группе. Конформизм и нонконформизм.
Понятие о воле. Теории воли. Волевая регуляция поведения.
Понятие мотива и мотивации.