ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.05.2024
Просмотров: 116
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Кемеровский государственный университет
Практическое занятие № 1. Тема: «Темперамент»
Павловский темпераментальный опросник (pts)
Практическое занятие № 2. Тема: «Характер»
Характерологический опросник (опросник к. Леонгарда)
Практическое занятие № 3. Тема: «Психология способностей»
Практическое занятие № 4. Тема: «Психология общения»
Методика «ваши эмпатические способности»
Практическое занятие № 5. Тема: «Психология конфликта»
Тест томаса «типы поведения в конфликте»
Практическое занятие № 6. Тема: «Личность и группа»
Вопросы к экзамену по дисциплине «Педагогика и психология. Часть 1: Психология»
Кемеровский государственный университет
КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
по предмету «Психология и педагогика (Часть I. Психология)»
для студентов специальности 080801 «Прикладная информатика (в информационной сфере)», квалификации «Информатик-аналитик»;
специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность», квалификаций «Технолог автоматизированных информационных ресурсов»; «Референт-аналитик информационных ресурсов»
Кемерово 2011
Утверждена на заседании кафедры педагогики и психологии
03.03.2011 г., протокол № 7.
Психология и педагогика (Часть I. Психология): Рабочая тетрадь [Текст]: учебное пособие для студентов специальности 080801 «Прикладная информатика (в информационной сфере)», квалификации «Информатик-аналитик»; специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность», квалификаций «Библиотекарь-библиограф, преподаватель»; «Технолог автоматизированных информационных ресурсов»; «Референт-аналитик информационных ресурсов» / сост. З.М. Ахметгалеева. – Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2011. – 26 с.
Оглавление
Введение 4
Практическое занятие № 1. Тема: «Темперамент» 6
Практическое занятие № 2. Тема: «Характер» 12
Практическое занятие № 3. Тема: «Психология способностей» 19
Практическое занятие № 4. Тема: «Психология общения» 24
Практическое занятие № 5. Тема: «Психология конфликта» 31
Практическое занятие № 6. Тема: «Личность и группа» 38
Вопросы к экзамену 40
Методические рекомендации по написанию самостоятельной работы «Психологическая характеристика» 43
Введение
Психологические знания занимают важное место в структуре профессиональной подготовки студентов любых направлений обучения. Студенты технических специальностей как никто другой нуждаются в психолого-педагогических знаниях как средстве самопознания и построения отношений с окружающими. Знание и четкое представление о социально-психологических явлениях и их закономерностях помогут будущему специалисту скорее адаптироваться в новых для него условиях деятельности, в том числе связанных со взаимодействием с другими людьми. Вот почему психолого-педагогические дисциплины, преподаваемые в рамках государственного стандарта, должны быть максимально насыщенными и интенсивными. Этому может способствовать тщательно спланированная самостоятельная работа как форма подготовки к практически занятиям.
Кроме того, в современном профессиональном образовании наблюдается тенденция увеличения доли самостоятельной работы студентов. Подготовка к практическим занятиям студентов дневной формы обучения и выполнение контрольных работ студентов заочной формы обучения занимает значительное место в учебном процессе любого вуза. Данное учебное пособие по дисциплине «Педагогика и психология. Часть 1: Психология: Рабочая тетрадь» предназначено для глубокого изучения студентами специальности 080801 «Прикладная информатика (в информационной сфере)», квалификации «Информатик-аналитик»; специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность», квалификаций «Технолог автоматизированных информационных ресурсов»; «Референт-аналитик информационных ресурсов» вопросов, вынесенных на практические занятия по психологии, овладения методами анализа психологических данных, творческого обсуждения психологических феноменов и закономерностей, а также может быть использовано преподавателями психологических дисциплин при построении учебных курсов, занятий, при организации самостоятельной работы студентов.
Рабочая тетрадь предназначена для проведения шести практических занятий, охватывающих некоторые темы дисциплины «Педагогика и психология. Часть 1: Психология», не вошедшие в лекционный курс: темперамент; характер; психология способностей; психология общения; психология конфликта; личность и группа. Рабочая тетрадь включает планы практических занятий, списки рекомендуемой литературы, вопросы для подготовки к экзамену и самые разнообразные задания: подготовка докладов, анализ и интерпретация результатов психологической диагностики, заполнение таблицы, тематика которых учитывает все требования государственного стандарта по этой дисциплине.
Практическое занятие № 1. Тема: «Темперамент»
План
Понятие и определение темперамента.
История учений о темпераменте (Гиппократ, Э.Кречмер, У.Шелдон).
Современные представления о природе темперамента (И.П.Павлов, Б.М.Теплов, В.М.Русалов).
Физиологические основы темперамента.
Темперамент как основа для формирования стиля деятельности.
Литература:
Грановская Р.М. Элементы практической психологии. 5-е изд., испр. и доп. - СПб.: Речь, 2003. С. 405-428.
Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2002. – С. 553-566.
Петровский А.В. Введение в психологию. – М.: Академия, 1995 – С. 451 – 489.
Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2001. — 656 с. (§§ 4.1., 15.8.).
Русалов В.П. О природе темперамента и его месте в структуре индивидных свойств человека// Вопросы психологии. – 1985.- №1. – С. 19-32.
Задание для самостоятельной работы
Ответьте на Павловский темпераментальный опросник. Определите, к какому типу темперамента Вы относитесь, используя классификацию темпераментов, данную И. П. Павловым.
Павловский темпераментальный опросник (pts)
Назначение теста: исследование свойств нервной системы: силы процессов возбуждения, торможения и подвижности нервной системы.
Шкалы: сила процессов возбуждения, сила процессов торможения, подвижность нервной системы
Инструкция к тесту:
Этот опросник содержит утверждения, касающиеся разных свойств нервной системы. Здесь нет правильных или неправильных ответов, потому что у каждого свойства есть свои достоинства
Просим Вас определить свое отношение к высказываниям по порядку, не заглядывая в свои предыдущие ответы. Старайтесь оценивать себя искренне, описывайте себя таким (такой), каким (какой) Вы были на протяжении последнего года (нескольких лет), а не таким (такой), каким (какой) Вы хотели бы быть. Вам будет легче дать ответ, если Вы будете сравнивать себя со знакомыми Вам людьми того же пола и приблизительно того же возраста.
Совершенно очевидно, что поведение и взгляды изменяются в зависимости от ситуации, тем не менее просим Вас дать общую оценку самого (самой) себя и описывать себя таким (такой), каким (какой) Вы бываете обычно.
На каждое утверждение можно дать один из четырех ответов.
1 – Решительно не согласен
2 – Скорее не согласен
3 – Скорее согласен
4 – Полностью согласен
ТЕСТ
1. Если меня кто-нибудь обижает, я стараюсь ответить тем же.
2. Я отказываюсь от задуманного, если внезапно выясняется, что это сопряжено с опасностью
3. Я быстро настраиваюсь на неожиданный визит.
4. Если по ходу реализации плана возникают опасности, для меня это вполне достаточная причина, чтобы от него отказаться.
5. Мне трудно отказаться от чего-то, что доставляет мне удовольствие, даже если окружающие меня об этом просят.
6. Внезапная угроза не лишает меня мужества.
7. Я с трудом привыкаю к новой среде.
8. Я не люблю работать под громкую музыку.
9. Даже в незнакомом месте я быстро начинаю себя чувствовать как дома.
10. Должно пройти много времени, прежде чем я привыкну к новым знакомым.
11. При чтении я избегаю шума.
12. Я легко привыкаю к новому месту.
13. Я охотно работаю, когда вокруг большое движение.
14. Я легко перехожу от одной работы к другой.
15. Я охотно принимаю вызов, таящийся в рискованном начинании.
16. Я могу выполнять поочередно, один за другим, совершенно разные виды работы.
17. Иногда мне трудно оторваться от разговора, хотя – в принципе – я собирался заняться чем-то совершенно другим.
18. Я опасаюсь сколько-нибудь значительного риска.
19. Я в состоянии попеременно выполнять совершенно разные действия.
20. Я неохотно включаюсь в рискованные игры.
21. Быстрый переход от одного действия к другому не представляет для меня трудности.
22. Если возникает необходимость заняться делом, то я легко отрываюсь от разговора.
23. Мне нелегко дается смена настроений.
24. Когда у меня плохое настроение, то даже то, чему я обычно радуюсь, не в состоянии его рассеять.
25. Даже перед лицом опасности я сохраняю спокойствие.
26. Я делаю перерыв раньше, чем планировал, потому что слишком поглощен мыслями о том, что собираюсь делать во время перерыва.
27. Шум во время работы выводит меня из себя.
28. Я сохраняю спокойствие в автомашине, даже если возникает опасность.