ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.05.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

56. Настойчиво ли Вы добиваетесь намеченной цели, если на пути к ней приходится преодолевать массу препятствий?

57. Может ли трагический фильм взволновать Вас так, что на глазах выступают слезы?

58. Часто ли бывает Вам трудно уснуть из-за того, что проблемы прожитого дня или будущего все время крутятся в Ваших мыслях?

59. В школе Вы иногда подсказывали своим товарищам или давали списывать?

60. Потребуется ли Вам большое напряжение воли, чтобы пройти одному через кладбище?

61. Тщательно ли Вы следите за тем, чтобы каждая вещь в вашей квартире была всегда на одном и том же месте?

62. Бывает ли так, что будучи перед сном в хорошем настроении, Вы на следующий день встаете в подавленном, длящемся несколько часов?

63. Легко ли Вы привыкаете к новым ситуациям?

64. Бывают ли у Вас головные боли?

65. Вы часто смеетесь?

66. Можете ли Вы быть приветливым даже с тем, кого Вы явно не цените, не любите, не уважаете?

67. Вы подвижный человек?

68. Вы очень переживаете из-за несправедливости?

69. Вы настолько любите природу, что можете назвать ее другом?

70. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли Вы, закрыт ли газ, погашен ли свет, заперты ли двери?

71. Вы очень боязливы?

72. Изменяется ли ваше настроение при приеме алкоголя?

73. В Вашей молодости Вы охотно участвовали в кружке художественной самодеятельности?

74. Вы расцениваете жизнь несколько пессимистически, без ожидания радости?

75. Часто ли Вас тянет путешествовать?

76. Может ли Ваше настроение измениться так резко, что состояние радости вдруг сменяется угрюмым и подавленным?

77. Легко ли Вам поднять настроение друзей в компании?

78. Долго ли Вы переживаете обиду?

79. Долго ли Вы переживаете горести других людей?

80. Часто ли, будучи школьником. Вы переписывали страницу в Вашей тетради, если случайно оставили в ней кляксу?

81. Относитесь ли Вы к людям скорее с недоверием и осторожностью, чем с доверчивостью?

82. Часто ли Вы видите страшные сны?

83. Бывает ли, что Вы остерегаетесь того, что броситесь под колеса проходящего поезда или, стоя у окна многоэтажного дома, остерегаетесь того, что можете внезапно выпасть из окна?

84. В веселой компании Вы обычно веселы?


85. Способны ли Вы отвлечься от трудных проблем, требующих решения?

86. Вы становитесь менее сдержанным и чувствуете себя более свободно, приняв алкоголь?

87. В беседе Вы скудны на слова?

88. Если бы Вам необходимо играть на сцене. Вы смогли бы войти в роль, чтобы позабыть о том, что это только игра?

Ключ

1. Гипертимые: хЗ (умножить значение на 3) + 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77; -: нет;

2. Возбудимые: х2 + : 2,15,24,34,37,56,68,78,81; -: 12,46, 59;

3. Эмотивные: х3 + : 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79; -: 25;

4. Педантичные: х2 +:4,14,17,26,39,48,58,61,70,80,83; - :36;

5. Тревожные: х3 +: 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82; -: 5;

6. Циклотимные: х3 + : 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84; -: нет;

7. Демонстративные: х2 + : 7, 19, 22, 29,41,44, 63, 66, 73, 85, 88; -: 51;

8. Неуравновешенные: х3 +: 8,20,30,42,52,64,74,86; -: нет;

9. Дистимные: х3 + : 9, 21, 43, 75, 87; - : 31, 53, 65;

10. Экзальтированные: х6 + : 10, 32, 54, 76; -: нет.

Интерпретация результатов:

0-11 — акцентуация характера отсутствует;

12-17 — скрытая акцентуация характера;

18-24 — явная акцентуация характера.


Практическое занятие № 3. Тема: «Психология способностей»

План

  1. Понятие и определение способностей.

  2. Уровни развития способностей и индивидуальные различия.

  3. Соотношение понятий способности, знания, умения, навыки.

  4. Классификация способностей.

  5. Интеллект и творческие способности.

  6. Развитие способностей.

Литература:

  1. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. 5-е изд., испр. и доп. - СПб.: Речь, 2003. - С. 428-438.

  2. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2002. – С. 535-552.

  3. Петровский А.В. Введение в психологию. – М.: Академия, 1995 – С. 468 – 489.

  4. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2001. — С. 434-455.

  5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2000. - С. 535-550.

  6. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - изд. 3-е, перераб. и доп. - Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. - С. 283-287.

  7. Теплов Б.В. Способности и одарённость // Психология индивидуальных различий / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: МГУ, 1982.- 320 с., С. 129 - 140.

Темы для докладов:

  1. Талант и гениальность.

  2. Вундеркинды — особенные дети.

  3. Теории интеллекта.

  4. Влияние средовых и генетических факторов на развитие интеллекта.

  5. Психологические характеристики творческой личности.

Задания для самостоятельной работы

Задание №1.

Познакомьтесь с определениями способностей, выработанными в отечественной психологии. Определите, в чем все психологи сходятся, а в чем их позиции различаются. Обобщите приведенные определения, сформулируйте наиболее полное понятие способности.

1. Б. М. Теплов: «Под способностями подразумеваются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих видов деятельности; понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека».


2. Н. В. Кузьмина: «Способности — индивидуально устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям деятельности и нахождению (т.е. созданию) наиболее продуктивных способов получения искомых результатов в ней».

3. Л. А. Венгер: «Способности — ориентировочные действия».

4. А. Н. Леонтьев: «Природные способности — это не задатки, а то, что формируется на их основе».

5. С. Л. Рубинштейн: «Способность — это сложная синтетическая особенность личности, которая определяет ее пригодность к деятельности. Более или менее специфические качества, которые требуются для определенной деятельности и через посредство ее могут сформироваться на базе тех или иных задатков. Все специальные способности человека — это в конце концов различные проявления, стороны общей его способности к освоению достижений человеческой культуры и ее дальнейшему продвижению».

6. В. Д. Шадриков: «Способности — свойство функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии выполнения деятельности».

7. Н. С. Лейтес: «Способности — особенности психики, отличающие людей друг от друга по темпу продвижения, по значительности и своеобразию достигаемых результатов при относительно равном запасе знаний, навыков и одинаковом отношении к деятельности».

8. Ю. Б. Гиппенрейтер: «Способности определяются как индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению. Способности являются наиболее ярким, определяющим выражением человеческой индивидуальности, именно они характеризуют его как активного субъекта деятельности».

Задание №2.

Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.

1. Способности — это те качества личности, которые нужны для осуществления деятельности, которые обеспечивают ... ее выполнения.

2. Способности формируются и проявляются только в ..., причем только в такой, которая не может без них осуществляться.

3. ... могут в большей или меньшей мере способствовать развитию ... так же, как суглинок или чернозем в разной степени благоприятны для развития растений. Но что именно вырастет из семени — яблоня или слива — зависит не от почвы, а от того, какое ... было брошено.


4. О способностях говорят как об ....... особенностях, т.е. выделяют такие способности, которые имеют ... природу и ... варьируют.

5. Устанавливая связь способностей с ... выполнением ..., мы ограничиваем круг ....... особенностей теми, которые обеспечивают эффективный результат....

6. Способности — это ....... особенности человека, выражающие его готовность к овладению определенными видами ... и их ... осуществлению.

7. По мнению С. Л. Рубинштейна, способности ... и ... в процессе ...; в неразвитой форме они существуют как ... и служат ... ее освоения.

8. Известно мнение Б. М. Теплова, что способности не существуют до....

Задание №3.

Продолжите следующие высказывания.

1. Даже если в детском возрасте и проявилась какая-то способность, это совсем не является гарантией...

2. Чтобы способности реализовались, необходимо...

3. Нельзя говорить о наличии способностей к рисунку, если человека...

4. «Неспособность» к чему-либо обнаруживается, когда при прочих равных условиях человек...

5. При выраженных способностях родителей с большой вероятностью создаются...

6. Способность — это всегда способность к чему-то, к конкретной деятельности; задатки же сами по себе...

7. Задатки многозначны: один и тот же задаток может...

Задание №4.

Переведите на язык современной научной психологии следующие афоризмы.

1. Делать легко то, что для других трудно, — это талант; делать то, что для таланта невозможно, — это гений. (Амьелъ)

2. Гений есть не что иное, как дар огромного терпения. (Бюффон)

3. Гений — это способность видеть невидимое, двигать неосязаемое, рисовать то, что не имеет формы. (Жубер)

4. Гений — один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота. (Эдисон)

5. Во всяком творении гения мы узнаем собственные отвергнутые мысли. (Эмерсон)

6. Талант на одну треть состоит из инстинкта, на одну треть — из памяти и на одну треть — из воли. (Досси)

7. Талант — дар, над которым властвует человек; гений — дар, властвующий над самим человеком. (Лоуэлл)

8. Талант работает, гений творит. (Шуман)

9. Широта ума, сила воображения и активность души — вот что такое гений. (Дидро)

10. Гений — это неспособность ничего не делать. (Дюбо)

11. Не может быть гения без исключительной энергии и исключительной работоспособности. (В. Либкнехт)