ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.05.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кемеровский государственный университет

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

по предмету «Психология и педагогика (Часть I. Психология)»

для студентов специальности 080801 «Прикладная информатика (в информационной сфере)», квалификации «Информатик-аналитик»;

специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность», квалификаций «Технолог автоматизированных информационных ресурсов»; «Референт-аналитик информационных ресурсов»

Кемерово 2011

Утверждена на заседании кафедры педагогики и психологии

03.03.2011 г., протокол № 7.

Психология и педагогика (Часть I. Психология): Рабочая тетрадь [Текст]: учебное пособие для студентов специальности 080801 «Прикладная информатика (в информационной сфере)», квалификации «Информатик-аналитик»; специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность», квалификаций «Библиотекарь-библиограф, преподаватель»; «Технолог автоматизированных информационных ресурсов»; «Референт-аналитик информационных ресурсов» / сост. З.М. Ахметгалеева. – Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2011. – 26 с.

Оглавление

Введение 4

Практическое занятие № 1. Тема: «Темперамент» 6

Практическое занятие № 2. Тема: «Характер» 12

Практическое занятие № 3. Тема: «Психология способностей» 19

Практическое занятие № 4. Тема: «Психология общения» 24

Практическое занятие № 5. Тема: «Психология конфликта» 31

Практическое занятие № 6. Тема: «Личность и группа» 38

Вопросы к экзамену 40

Методические рекомендации по написанию самостоятельной работы «Психологическая характеристика» 43


Введение

Психологические знания занимают важное место в структуре профессиональной подготовки студентов любых направлений обучения. Студенты технических специальностей как никто другой нуждаются в психолого-педагогических знаниях как средстве самопознания и построения отношений с окружающими. Знание и четкое представление о социально-психологических явлениях и их закономерностях помогут будущему специалисту скорее адаптироваться в новых для него условиях деятельности, в том числе связанных со взаимодействием с другими людьми. Вот почему психолого-педагогические дисциплины, преподаваемые в рамках государственного стандарта, должны быть максимально насыщенными и интенсивными. Этому может способствовать тщательно спланированная самостоятельная работа как форма подготовки к практически занятиям.

Кроме того, в современном профессиональном образовании наблюдается тенденция увеличения доли самостоятельной работы студентов. Подготовка к практическим занятиям студентов дневной формы обучения и выполнение контрольных работ студентов заочной формы обучения занимает значительное место в учебном процессе любого вуза. Данное учебное пособие по дисциплине «Педагогика и психология. Часть 1: Психология: Рабочая тетрадь» предназначено для глубокого изучения студентами специальности 080801 «Прикладная информатика (в информационной сфере)», квалификации «Информатик-аналитик»; специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность», квалификаций «Технолог автоматизированных информационных ресурсов»; «Референт-аналитик информационных ресурсов» вопросов, вынесенных на практические занятия по психологии, овладения методами анализа психологических данных, творческого обсуждения психологических феноменов и закономерностей, а также может быть использовано преподавателями психологических дисциплин при построении учебных курсов, занятий, при организации самостоятельной работы студентов.

Рабочая тетрадь предназначена для проведения шести практических занятий, охватывающих некоторые темы дисциплины «Педагогика и психология. Часть 1: Психология», не вошедшие в лекционный курс: темперамент; характер; психология способностей; психология общения; психология конфликта; личность и группа. Рабочая тетрадь включает планы практических занятий, списки рекомендуемой литературы, вопросы для подготовки к экзамену и самые разнообразные задания: подготовка докладов, анализ и интерпретация результатов психологической диагностики, заполнение таблицы, тематика которых учитывает все требования государственного стандарта по этой дисциплине.



Практическое занятие № 1. Тема: «Темперамент»

План

  1. Понятие и определение темперамента.

  2. История учений о темпераменте (Гиппократ, Э.Кречмер, У.Шелдон).

  3. Современные представления о природе темперамента (И.П.Павлов, Б.М.Теплов, В.М.Русалов).

  4. Физиологические основы темперамента.

  5. Темперамент как основа для формирования стиля деятельности.

Литература:

  1. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. 5-е изд., испр. и доп. - СПб.: Речь, 2003. С. 405-428.

  2. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2002. – С. 553-566.

  3. Петровский А.В. Введение в психологию. – М.: Академия, 1995 – С. 451 – 489.

  4. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2001. — 656 с. (§§ 4.1., 15.8.).

  5. Русалов В.П. О природе темперамента и его месте в структуре индивидных свойств человека// Вопросы психологии. – 1985.- №1. – С. 19-32.

Задание для самостоятельной работы

Ответьте на Павловский темпераментальный опросник. Определите, к какому типу темперамента Вы относитесь, используя классификацию темпераментов, данную И. П. Павловым.

Павловский темпераментальный опросник (pts)

Назначение теста: исследование свойств нервной системы: силы процессов возбуждения, торможения и подвижности нервной системы.

Шкалы: сила процессов возбуждения, сила процессов торможения, подвижность нервной системы

Инструкция к тесту:

Этот опросник содержит утверждения, касающиеся разных свойств нервной системы. Здесь нет правильных или неправильных ответов, потому что у каждого свойства есть свои достоинства

Просим Вас определить свое отношение к высказываниям по порядку, не заглядывая в свои предыдущие ответы. Старайтесь оценивать себя искренне, описывайте себя таким (такой), каким (какой) Вы были на протяжении последнего года (нескольких лет), а не таким (такой), каким (какой) Вы хотели бы быть. Вам будет легче дать ответ, если Вы будете сравнивать себя со знакомыми Вам людьми того же пола и приблизительно того же возраста.

Совершенно очевидно, что поведение и взгляды изменяются в зависимости от ситуации, тем не менее просим Вас дать общую оценку самого (самой) себя и описывать себя таким (такой), каким (какой) Вы бываете обычно.


На каждое утверждение можно дать один из четырех ответов.

1 – Решительно не согласен

2 – Скорее не согласен

3 – Скорее согласен

4 – Полностью согласен

ТЕСТ

1. Если меня кто-нибудь обижает, я стараюсь ответить тем же.

2. Я отказываюсь от задуманного, если внезапно выясняется, что это сопряжено с опасностью

3. Я быстро настраиваюсь на неожиданный визит.

4. Если по ходу реализации плана возникают опасности, для меня это вполне достаточная причина, чтобы от него отказаться.

5. Мне трудно отказаться от чего-то, что доставляет мне удовольствие, даже если окружающие меня об этом просят.

6. Внезапная угроза не лишает меня мужества.

7. Я с трудом привыкаю к новой среде.

8. Я не люблю работать под громкую музыку.

9. Даже в незнакомом месте я быстро начинаю себя чувствовать как дома.

10. Должно пройти много времени, прежде чем я привыкну к новым знакомым.

11. При чтении я избегаю шума.

12. Я легко привыкаю к новому месту.

13. Я охотно работаю, когда вокруг большое движение.

14. Я легко перехожу от одной работы к другой.

15. Я охотно принимаю вызов, таящийся в рискованном начинании.

16. Я могу выполнять поочередно, один за другим, совершенно разные виды работы.

17. Иногда мне трудно оторваться от разговора, хотя – в принципе – я собирался заняться чем-то совершенно другим.

18. Я опасаюсь сколько-нибудь значительного риска.

19. Я в состоянии попеременно выполнять совершенно разные действия.

20. Я неохотно включаюсь в рискованные игры.

21. Быстрый переход от одного действия к другому не представляет для меня трудности.

22. Если возникает необходимость заняться делом, то я легко отрываюсь от разговора.

23. Мне нелегко дается смена настроений.

24. Когда у меня плохое настроение, то даже то, чему я обычно радуюсь, не в состоянии его рассеять.

25. Даже перед лицом опасности я сохраняю спокойствие.

26. Я делаю перерыв раньше, чем планировал, потому что слишком поглощен мыслями о том, что собираюсь делать во время перерыва.

27. Шум во время работы выводит меня из себя.

28. Я сохраняю спокойствие в автомашине, даже если возникает опасность.