Файл: Ответы к зачету по психологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.05.2024

Просмотров: 411

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1) Предмет, объект психологии, ее задачи.

2) Основные отрасли психологии.

3) Место психологии в системе наук.

4) Понятие о методе и методологии. Методы психологического исследования.

5) Строение и функционирование нервной системы человека.

6) Понятие сознания. Возникновение и развитие сознания. Сознание и бессознательное.

7) Понятие человека, индивида, индивидуальности, личности, субъекта. Структура личности.

8) Основные этапы развития и становления психологии личности как науки.

9) Понятие о способностях. Теории способностей. Креативные способности.

10. Способности и индивидуальные различия людей.

11) Понятие темперамента. Типы темперамента.

12) Особенности темперамента и индивидуальный стиль деятельности.

13. Психологические характеристики основных свойств темперамента.

14. Понятие характера. Структура характера.

15. Типология характеров. Понятие об акцентуации характера.

16) Понятия о чувствах и эмоциях. Виды эмоций. Проявление эмоций в сфере услуг.

17) Понятие о воле. Теории воли. Волевая регуляция поведения.

18) Понятие мотива и мотивации.

19) Мотивация и деятельность. Роль мотивации в оптимизации тревожности.

20) Мотивация и личность. Мотивация, самооценка и уровень притязаний.

21) Понятие деятельности и её структура.

1. Психофизиологические функции

2. Мотивационно-личностный уровень

22) Виды деятельности. Их характеристика.

23) Умения навыки и привычки. Формирование профессиональных навыков и умений.

24) Понятие об ощущениях. Природа ощущений. Виды ощущений.

25) Измерение и изменение ощущений. Учёт индивидуальных особенностей ощущений в работе с людьми.

26) Понятие восприятия. Виды восприятии.

27) Законы восприятия и их учет в сфере социального взаимодействия.

28) Общая характеристика внимания как познавательного процесса.

29) Виды внимания. Психологические теории внимания.

30) Основные свойства внимания и их учет в деятельности сферы туристических услуг.

31) Индивидуальные особенности внимания. Причины неустойчивости внимания отдельного человека, группы.

32) Понятие о памяти. Методы изучения памяти. Теории памяти.

34) Индивидуальные особенности памяти. Пути практического воздействия на память человека.

35) Понятие и виды воображения.

36) Понятие мышления. Виды мышления. Операции и процессы мышления.

37) Характеристика творческого мышления. Факторы способствующие и препятствующие творческому мышлению.

Между общением, с одной стороны, и взаимоотношением – с другой существует определенная соотнесенность. Общение – это видимая, наблюдаемая связь людей. Отношение и взаимоотношение – стороны общения. Они могут быть явными, но могут быть и скрытыми, непоказанными. Взаимоотношение реализуется в общении и через общение. В то же время взаимоотношение накладывает печать на общение, оно служит его своеобразным содержанием.

Различают деловые и личные взаимоотношения. Деловые создаются в ходе выполнения служебных обязанностей, регламентированных уставом, инструкцией, постановлением. При формировании группы определяются функции ее членов. Документом же определены обязанности каждого из них. Лицу, занявшему ту или иную должность, надлежит выполнять определенную работу, а также устанавливать вытекающие из этой должности деловые контакты.

Выделяют несколько видов деловой зависимости.

Деловые отношения равенства: в этом случае два или несколько членов группы выполняют сходные функции, имеют одинаковые права и обязанности (например, студенты в учебной группе).

Деловые отношения подчинения: в них одно лицо согласно документу занимает положение, обязывающее его намечать для другого объект приложения усилий, способы выполнения, осуществлять контроль, принимать исполнение. Другое лицо признает и выполняет предписания документа, хотя они исходят не из документа, а от лица с возложенными на него полномочиями. Реальные деловые отношения всегда богаче положений, закрепленных в инструкциях, уставах, приказах. Это связано с тем, что люди наделены индивидуальными качествами. Личные отношения возникают на основе психологических мотивов: симпатии, общности взглядов, интересов, комплементарности (дополнения друг друга), неприязни и др. В личных отношениях документы не имеют силы. Приказами, распоряжениями личных отношений установить нельзя. Необходимым условием возникновения таких отношений является постижение друг друга. Именно в ходе постижения устанавливаются взаимоотношения, а по мере их укрепления члены группы узнают друг друга. Взаимоотношения могут прекратиться, как только исчезают психологические мотивы, породившие их. Система личных взаимоотношений выражается в таких категориях, как дружба, товарищество, любовь, ненависть, отчужденность.

В процессе общения выделяют несколько вариантов соотношения деловых и личных взаимоотношений:

совпадение положительной направленности. В группе, не имеющей деловых противоречий между ее членами, добрые личные взаимоотношения способствуют успешному выполнению стоящей задачи. Под влиянием положительных личных взаимоотношений деловые отношения становятся менее официальными, но различия между ними сохраняются;


натянутые деловые отношения и недоброжелательные личные. Это предконфликтная ситуация. Она может возникнуть в отношениях равенства подчинения. Причины осложнений могут быть различными, но выход из конфликтной ситуации не должен искаться на основе нарушений деловой активности группы;

нейтральные деловые и такие же личные. Под нейтральными отношениями понимают такие отношения, при которых обе стороны не выходят за рамки инструкции.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (от лат. effectives — дающий определенный результат, действенный) — отношение достигнутого результата (по тому или иному критерию) к максимально достижимому или заранее запланированному результату. Э. г. д. может быть определена только в том случае, если будут четко выделены количественные или качественные критерии как основания для сравнения достигнутого и запланированного результата и единицы измерения результатов. Учитывая множественность факторов, влияющих на Э. г. д., исследователи, как правило, ограничивают число критериев, по которым проводится оценка эффективности. Выделяются два универсальных критерия: 1) продуктивность (чаще всего экономическая, выражаемая в единицах продукции, соотнесенных с затратами на ее производство); 2) удовлетворенность (трудом, принадлежностью к группе и т. д.), понимаемая как психологическое состояние, вызванное соотношением определенных притязаний субъекта, трудовой деятельности и возможностью их осуществления. Помимо этого критерия выделяется множество других социально-психологических критериев, с помощью которых пытаются учесть социальные и психологические аспекты Э. г. д. (напр., всестороннее развитие личности, добросовестное отношение к труду, общественно-политическая активность, сплоченность и уровень управляемости коллектива, ценностные ориентации и нормы, величина и состав группы, психологический климат в коллективе и т. д.). Сложность определения Э. г. д. по этим критериям заключается в трудности выделения единиц их измерения и разработки измерительных процедур. Понятие Э. г. д. следует отличать от понятия «результативность». Если применяемые для оценки эффективности критерии могут быть количественно измеримы (напр., по количеству произведенной продукции, или по выполненному числу операций, или по усвоенному объему информации и т. п.), то можно говорить о результативности как синонима эффективности. Если же в качестве критериев добавляются психологические критерии, не поддающиеся количественному измерению, то понятие «результативность» не может применяться как синоним понятию «эффективность».


Эффективность групповой деятельности

Все динамические процессы, происходящие в малой группе, обеспечивают определенным образом эффективность групповой деятельности. Логично и этот вопрос рассмотреть как составную часть проблемы групповой динамики. Эффективность деятельности малой группы может быть исследована на различных уровнях. Когда малая группа понимается прежде всего как лабораторная группа, эффективность ее деятельности означает эффективность деятельности по выполнению конкретного задания экспериментатора. Не случайно поэтому, что большинство экспериментальных работ по данной проблеме выполнены как лабораторные эксперименты. Начало этим работам было положено в школе групповой динамики. В них были выявлены некоторые общие характеристики эффективности деятельности группы: зависимость эффективности от сплоченности группы, от стиля руководства, влияние на эффективность способа принятия групповых решений и т.д. Формальные стороны этих взаимосвязей весьма значимы для постижения природы групповых процессов.

Однако такие исследования ничего не могут сказать о том, как влияют на эффективность деятельности группы характер этой деятельности, ее содержание. Более того, при принятых образцах исследования этой проблемы она рассматривается односторонне. Эта односторонность усугубляется еще и тем обстоятельством, что эффективность деятельности групп стала уже давно объектом не только социально-психологических исследований, она в равной степени интересует, например, и экономистов, для которых, естественно, проблема оборачивается преимущественно одной стороной, а именно сведением эффективности деятельности группы к ее продуктивности. Поскольку большинство работ по эффективности проведено на рабочих бригадах, проблема зачастую стала формулироваться как проблема производительности труда последних. Эффективность деятельности группы оказалась сведенной к производительности труда в ней.

В действительности же производительность труда группы (или продуктивность) есть лишь один показатель эффективности. Другой, не менее важный показатель – это удовлетворенность членов группы трудом в группе. Между тем эта сторона эффективности оказалась практически не исследованной. Точнее было бы сказать, что проблема удовлетворенности присутствовала в исследованиях, однако интерпретация ее была весьма специфичной: имелась в виду, как правило, эмоциональная удовлетворенность индивида группой. Результаты экспериментальных исследований были довольно противоречивыми: в некоторых случаях такого рода удовлетворенность повышала эффективность деятельности группы, в других случаях – нет. Объясняется это противоречие тем, что эффективность связывалась с таким показателем, как совместная деятельность группы, а удовлетворенность – с системой преимущественно межличностных отношений.


Проблема удовлетворенности, между тем, имеет другую сторону – как проблема удовлетворенности трудом, т.е. выступает в непосредственном отношении к совместной групповой деятельности. Акцент на этой стороне проблемы не мог быть сделан без одновременной разработки вопроса о роли совместной деятельности группы как ее важнейшем интеграторе, об уровнях развития группы на основе развития этой деятельности. Принятие принципа совместной деятельности в качестве важнейшего интегратора группы диктует определенные требования к изучению эффективности. Она должна быть исследована в контексте конкретной содержательной деятельности группы и реальных отношений, которые сложились в этом процессе на каждом этапе развития группы.

Логично предположить, что группы, находящиеся на разных стадиях развития, должны обладать различной эффективностью при решении различных по значимости и трудности задач. Так, группа, находящаяся на ранних этапах развития, не в состоянии успешно решать задачи, требующие сложных навыков совместной деятельности, но ей доступны более легкие задачи, которые можно как бы разложить на составляющие. Наибольшую эффективность от такой группы можно ожидать в тех случаях, когда задача в минимальной степени требует участия группы как целого. Следующий этап развития группы дает больший групповой эффект, однако лишь при условии личной значимости групповой задачи для каждого участника совместной деятельности. Если все члены группы разделяют социально значимые цели деятельности, эффективность проявляется и в том случае, когда решаемые группой задачи не приносят непосредственной личной пользы членам группы. Возникает совершенно новый критерий успешности решения группой стоящей перед ней задачи, Это — критерий общественной значимости задачи. Он не может быть выявлен в лабораторных группах, он вообще возникает лишь в системе отношений, складывающихся в группе на высшем уровне ее развития.

Это позволяет по-новому поставить вопрос о самих критериях групповой эффективности, а именно, значительно расширить их перечень – наряду с продуктивностью группы, удовлетворенностью трудом ее членов, речь идет теперь, например, и о таком критерии, как «сверхнормативная активность» (стремление членов группы добиваться высоких показателей сверх необходимого задания) (Немов, 1984). Что же касается традиционных критериев, то и здесь следует сделать определенные уточнения: в частности, нужно учитывать обе фазы, присутствующие во всякой трудовой деятельности, как подготовительную, так и инструментальную. Акцент большинства исследований на инструментальной фазе не учитывает того обстоятельства, что на определенном уровне развития группы особое значение приобретает именно первая фаза – здесь наиболее ясно могут проявиться новые качества группы в их влиянии на каждого отдельного члена группы, Так же как и другие проблемы, связанные с динамическими процессами малой группы, проблема эффективности должна быть связана с идеей развития группы.


45) Воздействие группы на личность. Понятие психологического климата. Психология конфликта.

Где бы не находился человек, так или иначе, ему постоянно приходится вступать в контакт с совершенно разными людьми. Социум окружает человека со всех сторон и, логично предположить, что он является частью жизни каждого человека, т.к. каждый из нас выбирает для себя круг друзей, у каждого есть родные и близкие люди, каждый вынужден взаимодействовать с коллегами, одноклассниками, одногруппниками, начальством или подчиненными. Нет разницы, выбираем ли мы свой круг общения или же он навеян насущной обстановкой в процессе жизнедеятельности. Так или иначе, этот самый круг общения способен влиять на формирование личности человека, его поведение, уровень культуры и пр.

Во-первых, группа, в которой человек взаимодействует с другими членами этой группы, способна передать ему свой жизненный опыт, подготовить к предстоящей жизни. А так же дать определенные установки, напутствия, привить ценности, моральные и нравственные нормы, дать исток интересам личности и многое другое. Во-вторых, только среди людей человек может усвоить речь и язык. В-третьих, это простые поддержка и уважение, любовь и взаимопонимание в группе. Очень важно, что бы атмосфера группы была заряжена положительными эмоциями для наиболее полного раскрытия личности и его поведенческих качеств.

Таким образом, вполне понятно, что люди вокруг нас способны «лепить» и формировать из отдельных людей все, что только им заблагорассудится. Естественно, в соответствии с ценностями, интересами, моральными устоями группы.

Но кроме положительного воздействия коллектива на отдельно взятого человека, есть резон говорить и об отрицательном влиянии. Например, при очень сильном влиянии личность человека может просто раствориться, дополнив собой серую массу «обезличенных» людей. Особенно это касается людей ведомых, чересчур подверженных принятию чужого мнения на себя и подчинению авторитетным людям. Ведь история человечества насчитывает не одну сотню случаев, когда под влиянием второго лица, человек был способен на совершение необдуманных, бессмысленных и просто аморальных поступков.

Лучший вариант при таких обстоятельствах, на мой взгляд, это в любом случае оставаться личностью и индивидуальностью, принимая от своих родных, близких, коллег и т.д. только лучшее и нужное. И стараться подальше уходить от инкубаторских проявлений общества и стадных чувств, если, конечно, мы не хотим вновь оказаться на низших ступенях эволюционного развития человеческого рода Homo sapiens.