Файл: Ответы к зачету по психологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.05.2024

Просмотров: 409

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1) Предмет, объект психологии, ее задачи.

2) Основные отрасли психологии.

3) Место психологии в системе наук.

4) Понятие о методе и методологии. Методы психологического исследования.

5) Строение и функционирование нервной системы человека.

6) Понятие сознания. Возникновение и развитие сознания. Сознание и бессознательное.

7) Понятие человека, индивида, индивидуальности, личности, субъекта. Структура личности.

8) Основные этапы развития и становления психологии личности как науки.

9) Понятие о способностях. Теории способностей. Креативные способности.

10. Способности и индивидуальные различия людей.

11) Понятие темперамента. Типы темперамента.

12) Особенности темперамента и индивидуальный стиль деятельности.

13. Психологические характеристики основных свойств темперамента.

14. Понятие характера. Структура характера.

15. Типология характеров. Понятие об акцентуации характера.

16) Понятия о чувствах и эмоциях. Виды эмоций. Проявление эмоций в сфере услуг.

17) Понятие о воле. Теории воли. Волевая регуляция поведения.

18) Понятие мотива и мотивации.

19) Мотивация и деятельность. Роль мотивации в оптимизации тревожности.

20) Мотивация и личность. Мотивация, самооценка и уровень притязаний.

21) Понятие деятельности и её структура.

1. Психофизиологические функции

2. Мотивационно-личностный уровень

22) Виды деятельности. Их характеристика.

23) Умения навыки и привычки. Формирование профессиональных навыков и умений.

24) Понятие об ощущениях. Природа ощущений. Виды ощущений.

25) Измерение и изменение ощущений. Учёт индивидуальных особенностей ощущений в работе с людьми.

26) Понятие восприятия. Виды восприятии.

27) Законы восприятия и их учет в сфере социального взаимодействия.

28) Общая характеристика внимания как познавательного процесса.

29) Виды внимания. Психологические теории внимания.

30) Основные свойства внимания и их учет в деятельности сферы туристических услуг.

31) Индивидуальные особенности внимания. Причины неустойчивости внимания отдельного человека, группы.

32) Понятие о памяти. Методы изучения памяти. Теории памяти.

34) Индивидуальные особенности памяти. Пути практического воздействия на память человека.

35) Понятие и виды воображения.

36) Понятие мышления. Виды мышления. Операции и процессы мышления.

37) Характеристика творческого мышления. Факторы способствующие и препятствующие творческому мышлению.


13. Психологические характеристики основных свойств темперамента.

У каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства. Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль даёт возможность проявиться: меланхолику, как человеку впечатлительному с глубокими переживаниями и эмоциями; флегматику, как выдержанному, без скоропалительных решений человеку; сангвинику, как высоко отзывчивому для любой работы человеку; холерику, как страстному, неистовому и активному в работе человеку.

Отрицательные свойства темперамента могут проявиться: у меланхолика — замкнутость и застенчивость; у флегматика — чрезмерная медлительность; у сангвиника — поверхностность, разбросанность, непостоянство; у холерика — поспешность решений, раздражительность, агрессивность.

Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным; тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого.

14. Понятие характера. Структура характера.

Характер— структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определенную печать на все её проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни. Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику — окружающая среда. Также характер понимается как:

  • система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности.

  • мера уравновешенности внутреннего и внешнего миров, особенности адаптации индивида к окружающей его действительности.

  • отчетливо выраженная определенность типичного поведения каждого человека

Структура характера – целостная организация отдельных свойств, каждое из которых проявляется в деятельности, формируется и закрепляется в отношениях человека к действительности.

Структура и содержание характера каждого человека определяются:

  • динамикой воли (решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, инициативность);

  • спецификой проявления эмоций человека, которые сопровождают те или иные его поступки (жизнерадостность, впечатлительность, угнетенность, безразличие);

  • интеллектуальными особенностями человека (глубокомыслие, сообразительность, находчивость, любознательность);

  •   взаимосвязью всех этих компонентов (для структуры характера важно то, насколько они слиты воедино, гармоничны ли они между собой или же, наоборот, находятся в конфликте).


  •  К первой группе относятся черты, проявляющиеся по отношению к другим людям: родным и близким, товарищам по работе и учебе, знакомым и малознакомым и т.п. Устойчивая и неустойчивая привязанность, принципиальность и беспринципность, общительность и замкнутость, правдивость и лживость, тактичность и грубость обнаруживают отношение человека к другим людям.

  • Вторую группу составляют черты, которые проявляются по отношению к деятельности. Так, к числу наиболее ценных черт характера относятся добросовестность, серьезность, энтузиазм, ответственность за порученное дело и озабоченность его результатами. Эти черты характера влияют на авторитет, социальный престиж человека. Среди них следует также выделить черты характера, выражающие отношение к дисциплине, правопорядку: исполнительность, пунктуальность.

  • Третья группа – это система отношений человека к самому себе (к своему социальному статусу, своей внешности и т.д.). Черты, в которых проявляется отношение человека к самому себе, тесно переплетаются с чертами характера, проявляющимися в отношениях с людьми. По тому, как человек относится к себе, можно предположить, каким будет его отношение к окружающим. Отношение к другим людям во многом формирует отношение человека к самому себе. В эту группу входят такие черты, как скромность и самовлюбленность, самокритичность и самоуверенность, гордость и приниженность, альтруизм и эгоизм, тщеславие и неуверенность в своих силах.

  • Четвертая группа включает черты, характеризующие отношение личности к вещам, причем не только отношение к собственности вообще, но и аккуратное или небрежное обращение со своими вещами, с одеждой, обувью, книгами и т.п. К таким чертам можно отнести: щедрость, жадность, корыстолюбие, бережливость и многие другие.


15. Типология характеров. Понятие об акцентуации характера.

Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая еще в начале нашего века была предложена немецким психиатром и психологом Э. Кречмером. Несколько позже аналогичную попытку предпринял его американский коллега У. Шелдон, а в наши дни - Э. Фромм, К. Леонгард, А.Е. Личко и ряд других ученых.

Все типологии человеческих характеров исходили из ряда общих идей. Основные из них следующие:

1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.

2. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.

Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.

Э. Кречмер выделил и описал три наиболее часто встречающихся типа строения тела или конституции человека: астенический. атлетический и пикнический. Каждый из них он связал с особым типом характера (впоследствии оказалось, что должных научных оснований для этого у автора не было).

1. Астенический тип, по Кречмеру, характеризует небольшая толщина тела в профиль при среднем или выше среднего росте. Астеник - это обычно худой и тонкий человек, из-за своей худобы кажущийся несколько выше, чем он есть на самом деле. У астеника тонкая кожа лица и тела, узкие плечи, тонкие руки, удлиненная и плоская грудная клетка со слаборазвитой мускулатурой и слабыми жировыми, накоплениями. Такова в основном характеристика астеников-мужчин. Женщины этого типа, кроме того, часто и малорослы.

2. Атлетическому типу свойствен сильно развитый скелет и мускулатура. Такой человек обычно среднего или высокого роста, с широкими плечами, мощной грудной клеткой. У него плотная, высокая голова.

3. Пикнический тип отличается сильно развитыми внутренними полостями тела (головы, груди, живота), склонностью к ожирению при слаборазвитых мышцах и опорно-двигательном аппарате. Такой человек среднего роста с короткой шеей, сидящей между плечами.

Тип строения тела, как было показано еще Кречмером и отчасти подтверждено новейшими исследованиями в области психогенетики, определенным образом коррелирует со склонностью к психическим заболеваниям. Например, маниакально-депрессивным психозом чаще всего болеют люди с крайне выраженными чертами пикника. К шизофреническим заболеваниям более склонны астеники и атлетики.


Хотя типология Кречмера была построена умозрительным путем, она содержала в себе ряд жизненно правдивых наблюдений. Впоследствии действительно обнаружилось, что люди с определенным типом строения тела имеют склонность к заболеваниям, которые сопровождаются акцентуациями соответствующих черт характера. Более поздние классификации характеров строились в основном на описаниях этих акцентуаций. Одна из них принадлежит известному отечественному психиатру А.Е. Личко. Эта классификация построена на основе наблюдений за подростками.

Акцентуация характера, по Личко, - это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте. Объясняет этот факт автор классификации так: "При действии психогенных факторов, адресующихся к "месту наименьшего сопротивления", могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении". При повзрослении ребенка особенности его характера, проявившиеся в детстве, остаются достаточно выраженными, теряют свою остроту, но с возрастом вновь могут проявиться отчетливо (особенно если возникает заболевание).

Выделяют две степени акцентуации характера - явная и скрытая.

Явная акцентуация. Наличие довольно постоянных черт определенного типа характера, что не препятствует удовлетворительной социальной адаптации. Занимаемое положение обычно соответствует способностям и возможностям. В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, могут наступать временные отклонения в поведении. При взрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.

Скрытая акцентуация. В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже при продолжительном наблюдении трудно бывает составить четкое представление о типе характера. Такие акцентуации могут проявляться неожиданно под влиянием ситуаций и травм, которые предъявляют повышенные требования.