Файл: Ответы к зачету по психологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.05.2024

Просмотров: 386

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1) Предмет, объект психологии, ее задачи.

2) Основные отрасли психологии.

3) Место психологии в системе наук.

4) Понятие о методе и методологии. Методы психологического исследования.

5) Строение и функционирование нервной системы человека.

6) Понятие сознания. Возникновение и развитие сознания. Сознание и бессознательное.

7) Понятие человека, индивида, индивидуальности, личности, субъекта. Структура личности.

8) Основные этапы развития и становления психологии личности как науки.

9) Понятие о способностях. Теории способностей. Креативные способности.

10. Способности и индивидуальные различия людей.

11) Понятие темперамента. Типы темперамента.

12) Особенности темперамента и индивидуальный стиль деятельности.

13. Психологические характеристики основных свойств темперамента.

14. Понятие характера. Структура характера.

15. Типология характеров. Понятие об акцентуации характера.

16) Понятия о чувствах и эмоциях. Виды эмоций. Проявление эмоций в сфере услуг.

17) Понятие о воле. Теории воли. Волевая регуляция поведения.

18) Понятие мотива и мотивации.

19) Мотивация и деятельность. Роль мотивации в оптимизации тревожности.

20) Мотивация и личность. Мотивация, самооценка и уровень притязаний.

21) Понятие деятельности и её структура.

1. Психофизиологические функции

2. Мотивационно-личностный уровень

22) Виды деятельности. Их характеристика.

23) Умения навыки и привычки. Формирование профессиональных навыков и умений.

24) Понятие об ощущениях. Природа ощущений. Виды ощущений.

25) Измерение и изменение ощущений. Учёт индивидуальных особенностей ощущений в работе с людьми.

26) Понятие восприятия. Виды восприятии.

27) Законы восприятия и их учет в сфере социального взаимодействия.

28) Общая характеристика внимания как познавательного процесса.

29) Виды внимания. Психологические теории внимания.

30) Основные свойства внимания и их учет в деятельности сферы туристических услуг.

31) Индивидуальные особенности внимания. Причины неустойчивости внимания отдельного человека, группы.

32) Понятие о памяти. Методы изучения памяти. Теории памяти.

34) Индивидуальные особенности памяти. Пути практического воздействия на память человека.

35) Понятие и виды воображения.

36) Понятие мышления. Виды мышления. Операции и процессы мышления.

37) Характеристика творческого мышления. Факторы способствующие и препятствующие творческому мышлению.

В методологии можно выделить следующую структуру:

  • основания методологии: философия,логика,системология,психология,информатика,системный анализ,науковедение,этика,эстетика;

  • характеристики деятельности: особенности, принципы, условия, нормы деятельности;

  • логическая структура деятельности: субъект,объект,предмет,формы,средства,методы, результат деятельности,решение задач;

  • временная структура деятельности: фазы, стадии, этапы.

  • технологиявыполнения работ и решения задач: средства, методы, способы, приемы.

Методология также делится на содержательную и формальную. Содержательная методология включает изучение законов, теорий, структуры научного знания, критериев научности и системы используемых методов исследования. Формальная методология связана с анализом методов исследования с точки зрения логической структуры и формализованных подходов к построению теоретического знания, его истинности и аргументированности.

Целесообразно по аналогии с другими науками выделить в психологии три класса методов:

1. Эмпирические, при которых осуществляется внешнее реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования.

2. Теоретические, когда субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (точнее — предметом исследования).

3. Интерпретация и описание, при которых субъект «внешне» взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта (графиками, таблицами, схемами).

Результатом применения первой группы методов являются данные, фиксирующие состояния объекта показаниями приборов, состояниями субъекта, памятью компьютера, продуктами деятельности и др. Результат применения теоретических методов представлен знанием о предмете в форме естественно-языковой, знаково-символической или пространственно-схематической. Наконец, интерпретационно-описательные методы — это «место встречи» результатов применения теоретических и экспериментальных методов и место их взаимодействия. Данные эмпирического исследования, с одной стороны, подвергаются первичной обработке и представлению в соответствии с требованиями, предъявляемыми к результатам со стороны организующих исследование теории, модели, индуктивной гипотезы.

Некоторые авторы выделяют другие группы методов. Например Б.Г. Ананьев выделил четыре группы методов:

I группа — организационные методы, они включают сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.), лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени); комплексный метод (в исследовании участвуют представители разных наук; при этом, как правило, один объект изучают разными средствами. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например, между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности).


II группа— эмпирические методы, включающие: наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы, психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа), анализ продуктов деятельности, биографические методы.

III группа— методы обработки данных, включающие: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы.

IV группа— интерпретационные методы, включающие генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.) и структурный (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности) методы.

Однако главными Методами психологического исследования являются наблюдение и эксперимент. Наблюдение обычно проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности. Поступки и слова подробно записываются, а затем анализируются. Для научного наблюдения характерны не простая фиксация факта, а переход от его описания к объяснению. Для такого наблюдения необходим четкий план. Запись может быть сплошной и выборочной. Сплошная запись используется, когда изучается личность в целом, выборочная — где фиксируются лишь отдельные проявления психической деятельности. Одна из разновидностей наблюдения — самонаблюдение.

В зависимости от степени вмешательства экспериментатора в протекание психических явлений эксперимент делится на:

-констатирующий, в котором выявляются определенные психические особенности и уровень развития соответствующего качества;

-формирующий, который предполагает целенаправленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств. Он может иметь обучающий и воспитывающий характер.


5) Строение и функционирование нервной системы человека.

Функционирование организма как единого целостного образования обеспечивается нервной системой – совокупностью нервных образований.

Вся нервная система делится на центральную и периферическую. К центральной нервной системе относится головной и спинной мозг. От них по всему телу расходятся нервные волокна —периферическая нервная система. Она соединяет мозг с органами чувств и с исполнительными органами — мышцами и железами.

Все живые организмы обладают способностью реагировать на физические и химические изменения в окружающей среде. Воздействия среды, которые вызывают ответные реакции организма, называются раздражителями, или стимулами.

Раздражители среды (свет, звук, запах, прикосновение и т. п.) преобразуются органами чувств, специальными чувствительными клетками-рецепторами в нервные импульсы – серию электрических" и химических изменений в нервном волокне. Нервные импульсы по приносящим (афферентным) нервным волокнам передаются в спинной и головной мозг. Здесь вырабатываются соответствующие командные импульсы, которые передаются по выносящим (эфферентным) нервным волокнам к исполнительным органам (мышцам, железам).

Нервная система обеспечивает интеграцию внешнего воздействия с соответствующей реакцией организма.

Структурной единицей нервной системы является нервная клетка - нейрон. Он состоит из пяти частей: тела клетки, ядра, разветвленных отростков – дендритов (по ним нервные импульсы идут к телу клетки) и одного длинного отростка – аксона (по нему нервный импульс переходит от тела клетки к другим клеткам или эффекторам – мышцам или железам). Аксон имеет множество отростков. Они соединены с дендритами соседних нейронов особыми образованиями – синапсами, которые играют существенную роль в фильтрации нервных импульсов: пропускают одни импульсы и задерживают другие.

Основная функция нервной системы —интеграция внешнего воздействия с соответствующей приспособительной реакцией организма.

Структурной единицей нервной системы является нервная клетка —нейрон. Он состоит из тела клетки, ядра, разветвленных отростков —дендритов —по ним нервные импульсы идут к телу клетки —и одного длинного отростка —аксона —по нему нервный импульс проходит от тела клетки к другим клеткам или эффекторам.


Отростки двух соседних нейронов соединяются особым образованием — синапсом. Он играет существенную роль в фильтрации нервных импульсов: пропускает одни импульсы и задерживает другие. Нейроны связаны друг с другом и осуществляют объединенную деятельность.

Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга. Головной мозг подразделяется на ствол мозга и передний мозг. Ствол мозга состоит из продолговатого мозга и среднего мозга. Передний мозг подразделяется на промежуточный и конечный.

Все отделы мозга имеют свои функции.

Так, промежуточный мозг состоит из гипоталамуса — центра эмоций и витальных потребностей (голода, жажды, либидо) , лимбической системы (ведающей эмоционально-импульсивным поведением) и таламуса (осуществляющего фильтрацию и первичную обработку чувственной информации).

У человека особенно развита кора больших полушарий — орган высших психических функций. Она имеет толщину 3— мм, а общая площадь ее в среднем равна 0,25 кв.м.

Кора состоит из шести слоев. Клетки коры мозга связаны между собой. Их насчитывается около 15 миллиардов.

Различные нейроны коры имеют свою специфическую функцию. Одна группа нейронов выполняет функцию анализа (дробления, расчленения нервного импульса) , другая группа осуществляет синтез, объединяет импульсы, идущие от различных органов чувств и отделов мозга (ассоциативные нейроны). Существует система нейронов, удерживающая следы от прежних воздействий и сличающая новые воздействия с имеющимися следами.

По особенностям микроскопического строения всю кору мозга делят на несколько десятков структурных единиц —полей, а по расположению его частей —на четыре доли: затылочную, височную, теменную и лобную.

Кора головного мозга человека является целостно работающим органом, хотя отдельные его части (области) функционально специализированы (например, затылочная область коры осуществляет сложные зрительные функции, лобно-височная —речевые, височная —слуховые). Наибольшая часть двигательной зоны коры головного мозга человека связана с регуляцией движения органа труда (руки) и органов речи.

Все отделы коры мозга взаимосвязаны; они соединены и с нижележащими отделами мозга, которые осуществляют важнейшие жизненные функции. Подкорковые образования, регулируя врожденную безусловно-рефлекторную деятельность, являются областью тех процессов, которые субъективно ощущаются в виде эмоций.В мозгу человека имеются все те структуры, которые возникали на различных этапах эволюции живых организмов. Они содержат в себе “опыт”, накопленный в процессе всего эволюционного развития. Это свидетельствует об общем происхождении человека и животных.


По мере усложнения организации животных на различных ступенях эволюции значение коры головного мозга все более и более возрастает.

Если, например, удалить кору головного мозга у лягушки (она имеет незначительный удельный вес в общем объеме ее головного мозга) , то лягушка почти не изменяет своего поведения. Лишенный коры головного мозга голубь летает, сохраняет равновесие, но уже теряет ряд жизненных функций. Собака с удаленной корой головного мозга становится полностью не приспособленной к окружающей обстановке.

Основным механизмом нервной деятельности является рефлекс.

Деятельность мозга является отражением внешних воздействий как сигналов для тех или иных приспособительных действий.

Механизмом наследственного приспособления являются безусловные рефлексы, а механизмом индивидуально изменчивого приспособления являются условные рефлексы, сложные комплексы функциональных систем.