Файл: Ответы к зачету по психологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.05.2024

Просмотров: 404

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1) Предмет, объект психологии, ее задачи.

2) Основные отрасли психологии.

3) Место психологии в системе наук.

4) Понятие о методе и методологии. Методы психологического исследования.

5) Строение и функционирование нервной системы человека.

6) Понятие сознания. Возникновение и развитие сознания. Сознание и бессознательное.

7) Понятие человека, индивида, индивидуальности, личности, субъекта. Структура личности.

8) Основные этапы развития и становления психологии личности как науки.

9) Понятие о способностях. Теории способностей. Креативные способности.

10. Способности и индивидуальные различия людей.

11) Понятие темперамента. Типы темперамента.

12) Особенности темперамента и индивидуальный стиль деятельности.

13. Психологические характеристики основных свойств темперамента.

14. Понятие характера. Структура характера.

15. Типология характеров. Понятие об акцентуации характера.

16) Понятия о чувствах и эмоциях. Виды эмоций. Проявление эмоций в сфере услуг.

17) Понятие о воле. Теории воли. Волевая регуляция поведения.

18) Понятие мотива и мотивации.

19) Мотивация и деятельность. Роль мотивации в оптимизации тревожности.

20) Мотивация и личность. Мотивация, самооценка и уровень притязаний.

21) Понятие деятельности и её структура.

1. Психофизиологические функции

2. Мотивационно-личностный уровень

22) Виды деятельности. Их характеристика.

23) Умения навыки и привычки. Формирование профессиональных навыков и умений.

24) Понятие об ощущениях. Природа ощущений. Виды ощущений.

25) Измерение и изменение ощущений. Учёт индивидуальных особенностей ощущений в работе с людьми.

26) Понятие восприятия. Виды восприятии.

27) Законы восприятия и их учет в сфере социального взаимодействия.

28) Общая характеристика внимания как познавательного процесса.

29) Виды внимания. Психологические теории внимания.

30) Основные свойства внимания и их учет в деятельности сферы туристических услуг.

31) Индивидуальные особенности внимания. Причины неустойчивости внимания отдельного человека, группы.

32) Понятие о памяти. Методы изучения памяти. Теории памяти.

34) Индивидуальные особенности памяти. Пути практического воздействия на память человека.

35) Понятие и виды воображения.

36) Понятие мышления. Виды мышления. Операции и процессы мышления.

37) Характеристика творческого мышления. Факторы способствующие и препятствующие творческому мышлению.

1) Предмет, объект психологии, ее задачи.

Предмет познания психологии – самый сложный из известных явлений – психика человека; объект психологии - обоснование закономерностей возникновения развития и функционирования психики.

Объект- это фрагмент объективной, т.е. существующей независимо от сознания исследователей действительности.

Предмет- это специфический для науки угол зрения на объект, аспект самого объекта, специфичный для определённой отрасли науки и задаваемый её категориальным аппаратом, используемыми ею методами исследования.

Понятие объекта шире по своему объему, чем понятие предмета, поскольку предмет - часть объекта.

Предметом изучения общей психологии являются:

-познавательная и практическая деятельность;

-общие закономерности психических процессов: ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления, психической саморегуляции;

-дифференциально-психологические особенности личности человека;

-характер, темперамент, преобладающие мотивы поведения и т.д.;

-фундаментальные проблемы: сущность и содержание психического, возникновение и развития психики в фило- и онтогенезе.

Основная задача психологии как науки- раскрытие законов возникновения, развития и протекания психической деятельности человека, становление его психических свойств, выявление жизненного значения психики и тем самым оказание помощи при её овладении, целенаправленное её формирование соответственно потребностям общества.

Конкретные задачи психологии:

-Выяснение природы и сущности психической деятельности и её связи с мозгом, функцией которого и является эта деятельность, её отношение к объективному миру.

-Изучение возникновения и развития психической деятельности в процессе биологической эволюции животных и общественно-исторического развития человеческой жизни. Выяснение общего и отличного в психике людей и животных, особенностей сознания человека в различных общественных условиях жизни.

-Изучение возникновения и развития психики ребёнка, а также выявление поступательного превращения ребёнка в сознательную личность; выявление, как в процессе обучения и воспитания формируются его психологические особенности.


-Исследование структуры психической деятельности человека, основных форм её проявления и их взаимосвязи.

-Изучение возникновения ощущений, восприятия, внимания и других отражений объективной реальности и как они регулируют эту реальность.

-Раскрытие психологических основ обучения и воспитания, изучение качеств и свойств личности учителя.

-Выявление и изучение психологических особенностей различных видов производственных, технических, творческих и других видов деятельности людей.

-Изучение особенностей психической деятельности взрослых и детей с дефектами мозга и органов чувств.

2) Основные отрасли психологии.

Современная психология— это разветвленная наука, многочисленные разделы которой объединены одним предметом — психикой. Выделяются эти разделы в зависимости от того, чью психику исследуют, какой ее аспект, в каких условиях. Поэтому классификация разделов психологии является условной, пересекающейся, меняющейся. Обычно основным принципом классификации отраслей психологии считают развитие психики в деятельности.

На этом основании выделяются следующие отрасли психологии:

Общая психологияизучает познавательную и практическую деятельность. Результаты исследований в области общей психологии — базисная основа развития всех отраслей и разделов психологической науки. Как правило, в рамках общей психологии предлагается научное представление об общих теоретических принципах и важнейших методах психологии, которые характеризуются основными научными понятиями. В свою очередь, эти понятия объединяются в три основные категории: психические процессы, психические состояния и психические свойства, или особенности, личности. Существует целый ряд подразделов общей психологии: психология личности, мышления, эмоций, женская психология и т.д., включая психофизику, которая занимается изучением чувствительности и находится у верховья современной экспериментальной психологии.

Социальная психологияпостигает закономерности индивидуального и общественного в психике личности взаимодействия личности и социума, формирования и развития групп.

Возрастная психологияисследует психику в онтогенезе, т.е. ее развитие от зачатия человека до его смерти. Она имеет ряд отраслей: детская психология, психология подростка, юности, взрослого человека и геронтология. В последние годы в отечественной классификации произошла замена названия этого раздела, именуемого теперь психологией развития. Одним из разделов психологии развития выступает акмеология, изучающая достижение человеком вершин профессионального мастерства.


Педагогическая психологияимеет своим предметом психику (учащегося и преподавателя) в условиях образовательного процесса (обучение и воспитание).

Психология труда(исторически первое название — психотехника) рассматривает психику в условиях многоликой трудовой деятельности. Включает в себя немало самостоятельных разделов: инженерная психология, эргономика, космическая и авиационная психология, психология управления, организационная, военная, политическая, юридическая, судебная, психология торговли, рекламы, спорта, творчества и т.п.

Психолингвистиказанимается изучением речи как вида психики, использующей языковые системы в качестве внутреннего средства. Здесь также выделяются разделы, например, психосемиотика, психосемантика.

Медицинская психологияисследует психику в условиях болезни: душевной или телесной. Здесь выделены такие разделы, как нейропсихология, патопсихология, соматопсихология. В современной науке носит название клиническая психология.

Психология аномального развития, или специальная психология: олигофренопсихология, сурдопсихология, тифлопсихология.

Дифференциальная психологияисследует всевозможные различия психики людей: индивидуальные, типологические, этнические и др. В былые времена ее обозначали термином сравнительная психология.

Психометрия(в отечественной психологии — математическая психология) постигает вопросы математического моделирования психики, проблемы измерения в психологии, способы количественного анализа результатов психологических исследований.

Психофизиологияизучает соотношение взаимодействия биологического и психического, физиологии высшей нервной деятельности и психологии. В последние годы получила развитие психогенетика.

Из всего сказанного выше можно представить, насколько широк спектр практического применения психологии. Психология является одной из фундаментальных, системообразующих научных дисциплин, будущее которой лежит на стыке наук, на первый взгляд кажущихся далекими от нее.


3) Место психологии в системе наук.

Существует много разных классификаций наук, в большинстве из них психология занимает промежуточную позицию между несколькими категориями. Связано это с широким спектром вопросов, которыми занимается психология, и методов, которые при этом используются. С одной стороны, психология — естественная наука, активно использующая экспериментальные техники в доказательстве и опровержении гипотез. Многие общепринятые методы статистических расчётов первоначально были разработаны психологами (см. работы Ч. Спирмена, Л. Терстоуна). С другой стороны, в трудах представителей гуманистической психологии практически нет места измерениям, расчётам и экспериментам, работы этой школы можно смело отнести к гуманитарному знанию. В некоторых классификациях помимо гуманитарных и естественных наук выделяются также общественные (социология, политология) — заметную часть современной психологии можно отнести к этой группе. Советский психолог Б. Г. Ананьев указывал на место психологии как ядра системы наук о человеке.

Психология активно взаимодействует с большим количеством других наук и отраслей научного знания. Это взаимодействие проявляется, прежде всего, в создании отраслей психологии, являющихся смежными, прикладными отраслями научного знания, исследующими закономерности объективной действительности с позиции предмета психологии. Например, связь психологии с антропологией устанавливается благодаря существованию такой фундаментальной отрасли психологии, как психологии личности; связь психологии с психиатрией, выражается в существовании таких отраслей как патопсихология, психосоматика, психология аномального развития; связь с нейробиологией и анатомией ЦНС реализуется через нейропсихологию; связь с генетикой выражается в создании психогенетики; с логопедией выражается в существовании специальной психологии, психолингвистики; с юриспруденцией отчётливо проявляется в таких отраслях психологии, как судебная психология, психология жертвы, криминальная психология, психология расследования преступлений.

4) Понятие о методе и методологии. Методы психологического исследования.

Методы– это те приемы и средства, с помощью которых можно получить достоверные сведения, которые могут быть использованы для дальнейшего построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.


Основные методы к требованиям психологических исследований: требования надежности и валидности.

Валидность – это качество метода исследования, выражающееся в его соответствии тому, для изучения и оценки чего он изначально был предназначен.

В психологии, как и в любой другой отрасли наук, используется ряд методов, носящих общенаучный характер. Это методы наблюдения, эксперимента, моделирования и опроса. К чисто психологическим относится тестирование. Психологические явления очень сложны и разнообразны, поэтому труднодоступны для изучения. В психологии используются интегрированные методы самых различных наук (методы философии, социологии, математики, физики, информатики, кибернетики, медецины, истории, биологии и др.).

Первый метод, который связан с психологическим знанием и направлен на психологическое знание – наблюдение. С античных времен в психологии использовались умозрительные заключения, интроспекция (самонаблюдение). Анализ фактов благодаря этим методам был первоначальной основой для построения научных теорий. Минус этих методов и сложности психологических феномен служили причиной того, что психология долгое время оставалась неэкспериментальной наукой.

Наблюдение– метод, который представлен следующими вариантами: внешними (со стороны), внутренними (самонаблюдение, интроспекция), свободная, стандартизированная, бинарные, включенная, сторонняя.

Опрос – для качественной и количественной оценки того или иного психологического явления или феномена. Предполагает вопросно-ответную форму. Может быть использован как для больших групп. Так и в индивидуальной работе и представлен следующими вариантами: устный (беседа), письменный (анкетирование), свободный опрос, стандартизированный опрос.

Эксперимент– относится к числу самых надежных, достоверность полученной информации в эксперименте выше, чем в других методах.

Моделирование– метод построения моделей в вариантах логического, технического, кибернетического, математического моделирования.

Методология - учение ометодах, методиках, способах и средствах познания.

Структура методологии. Методологию можно рассматривать в двух срезах: как теоретическую, и она формируется разделом философского знаниягносеология, так и практическую, — ориентированную на решение практических проблем и целенаправленное преобразование мира. Теоретическая стремится к модели идеального знания (в заданных описанием условиях, например, скорость света в вакууме), практическая же — это программа (алгоритм), набор приёмов и способов того, как достичь желаемой практической цели и не погрешить против истины, или того, что мы считаем истинным знанием. Качество (успешность, эффективность) метода проверяется практикой, решением научно-практических задач — то есть поиском принципов достижения цели, реализуемых в комплексе реальных дел и обстоятельств.