Файл: Ответы к зачету по психологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.05.2024

Просмотров: 502

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1) Предмет, объект психологии, ее задачи.

2) Основные отрасли психологии.

3) Место психологии в системе наук.

4) Понятие о методе и методологии. Методы психологического исследования.

5) Строение и функционирование нервной системы человека.

6) Понятие сознания. Возникновение и развитие сознания. Сознание и бессознательное.

7) Понятие человека, индивида, индивидуальности, личности, субъекта. Структура личности.

8) Основные этапы развития и становления психологии личности как науки.

9) Понятие о способностях. Теории способностей. Креативные способности.

10. Способности и индивидуальные различия людей.

11) Понятие темперамента. Типы темперамента.

12) Особенности темперамента и индивидуальный стиль деятельности.

13. Психологические характеристики основных свойств темперамента.

14. Понятие характера. Структура характера.

15. Типология характеров. Понятие об акцентуации характера.

16) Понятия о чувствах и эмоциях. Виды эмоций. Проявление эмоций в сфере услуг.

17) Понятие о воле. Теории воли. Волевая регуляция поведения.

18) Понятие мотива и мотивации.

19) Мотивация и деятельность. Роль мотивации в оптимизации тревожности.

20) Мотивация и личность. Мотивация, самооценка и уровень притязаний.

21) Понятие деятельности и её структура.

1. Психофизиологические функции

2. Мотивационно-личностный уровень

22) Виды деятельности. Их характеристика.

23) Умения навыки и привычки. Формирование профессиональных навыков и умений.

24) Понятие об ощущениях. Природа ощущений. Виды ощущений.

25) Измерение и изменение ощущений. Учёт индивидуальных особенностей ощущений в работе с людьми.

26) Понятие восприятия. Виды восприятии.

27) Законы восприятия и их учет в сфере социального взаимодействия.

28) Общая характеристика внимания как познавательного процесса.

29) Виды внимания. Психологические теории внимания.

30) Основные свойства внимания и их учет в деятельности сферы туристических услуг.

31) Индивидуальные особенности внимания. Причины неустойчивости внимания отдельного человека, группы.

32) Понятие о памяти. Методы изучения памяти. Теории памяти.

34) Индивидуальные особенности памяти. Пути практического воздействия на память человека.

35) Понятие и виды воображения.

36) Понятие мышления. Виды мышления. Операции и процессы мышления.

37) Характеристика творческого мышления. Факторы способствующие и препятствующие творческому мышлению.

Мотивационная сторона деятельности не является постоянной. В ходе жизнедеятельности человека происходит развитие мотивов: старые мотивы отступают на второй план и уходят, на их месте образуются новые мотивы. Один из механизмов изменения мотивационной сферы деятельности А. Н. Леонтьев назвал механизмом превращения цели в мотив или сдвига мотива на цель. Суть этого механизма состоит в том, что цель, образуемая ранее каким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, то есть сама становится мотивом. Эмпирические исследования показывают, что превращение в мотив может произойти только в том случае, если при совершении этого вида деятельности накапливаются положительные эмоции.

Для понимания психологии деятельности большое значение имеет рассмотрение деятельности и её проявлений во внешнем и внутреннем плане, то есть взаимоотношения внешней и внутренней деятельности.

Внешняя деятельность - деятельность, которая осуществляется в движениях и доступна для наблюдения.

Внутренняя деятельность - деятельность, осуществляющаяся в сознании субъекта в виде смены идей, образов, плана действий.

Внешняя деятельность невозможна без внутренней деятельности, которая, подготавливая внешние действия, тем самым дает возможность достаточно быстро выбирать нужное действие. Внутренняя же деятельность имеет то же строение, что и внешняя деятельность, отличаясь от неё лишь формой протекания. Это означает, что внутренняя деятельность произошла от внешней предметной деятельности в результате процесса интериоризации.

Интериоризация- это переход действия из внешнего плана во внутренний.

Процесс, обратный интериоризации, называется экстериоризацией.

Экстериоризация - процесс реализации внутренней деятельности во внешнем плане.

В результате деятельность представляется как взаимодействие процессов интериоризации и экстериоризации: 1) действия с внешними вещами преобразуются в процессы, протекающие в сознании; 2) на основе деятельности и сознания формируются цель, мотивы, умственный план действий и операций, которые реализуются во внешней деятельности.


22) Виды деятельности. Их характеристика.

Деятельность людей многообразна, но при этом ее можно свести к трем основным видам: учебной, трудовой и игровой. Иногда выделяют спортивную деятельность, а также общение как своеобразный вид деятельности (в особенности у подростков), выражающийся в тесных дружеских взаимоотношениях с товарищами я коллективом, в стремлении жить с ними общей жизнью, общими интересами.

Основные три вида деятельности отличаются друг от друга как по результатам, так и по мотивации, а также по организации.

Труд, основной вид деятельности, имеет результатом создание общественно полезного продукта (заводская продукция, выращенная пшеница, написанная книга, сочиненная музыка, техническое изобретение).

Первоначально у ребенка после рождения проявляется простейшее импульсивное поведение. Затем в течение первого года начинает развиваться исследовательское поведение. После первого года в результате воспитания и подражания у ребенка начинает формироваться предметно-практическое поведение. Одновременно с этим у ребенка начинает развиваться коммуникативное и речевое поведение. В дошкольном возрасте начинает проявляться морально-нравственное поведение.

Простейшим, самым доступным видом деятельности является игра. В игре реализуется у ребенка потребность в активности и в познании окружающего мира. Игровые действия ребенка осуществляются на основе усвоения человеческих способов употребления вещей и человеческих форм поведения.

Более сложным видом деятельности является учение. Учение направлено на усвоение научных знаний и приобретение учебных навыков и умений. Учение может иметь пассивный и активный характер.

Наиболее важным видом человеческой деятельности является труд, который обеспечивает не только существование человеческого общества, но является также условием его непрерывного развития. Существует два основных вида труда: предметно-практический и абстрактно-теоретический, или первый часто называют физическим, а второй – умственным. Каждый вид труда может иметь как репродуктивный, так и продуктивный, творческий характер.

23) Умения навыки и привычки. Формирование профессиональных навыков и умений.

Умением называют и самый элементарный уровень выполне­ния действий, и мастерство человека в данном виде деятель­ности


На­вык — упрочившийся способ выполнения действий. Навык как компонент деятельности человека нельзя путать с навыком у животных, являющимся формой их поведения. Навык у живот­ных формируется как механизм их приспособления к среде пу­тем проб и ошибок. В основе выработки навыка у человека лежат развернутые, осознанные действия.

Привычка— сложившийся способ поведения, осуществление которого в определённой ситуации приобретает для индивида характерпотребности, которые «побуждают совершать какие-нибудьдействия,поступки». При формировании привычки, неоднократно выполнения какое-либо действие, чрезвычайно важное значение имеет вызываемый самим осуществлением этого действия — приятный эмоциональный тон, так как оно является «усвоенное..., которое стало автоматическим и совершается без усилий».

Навык – способ выполнения действия, сложившийся в результате упражнений и представляющий собой автоматизированные компоненты сознательной деятельности. Умения рассматриваются как способность (подготовленность) к выполнению определенной деятельности, опирающейся на знания и навыки и совершенствующейся вместе с ними. Формирование навыков – это сознательный, целенаправленный процесс, решающее значение в котором имеет активное сопоставление учащимися, с одной стороны, цели и представления о правильном способе деятельности, а с другой – своих собственных действий и их результатов. В итоге происходят самооценка и активная регуляция совершаемых действий, направленные на их совершенствование. Для процесса формирования любого навыка характерны некоторые общие черты: объединение ряда элементарных движений в единое целое; постепенное исключение лишних движений (или элементов действия) и уменьшение напряженности; сосредоточение внимания на результате труда; отработка ритма выполняемых действий, благодаря которому человек, владеющий навыком, может трудиться длительное время не утомляясь; произвольное изменение темпа работы. Установлено, что активное, сознательное усвоение трудовых навыков с опорой на знания делает их более пластичными, легко поддающимися регуляции и перестройке при изменении задач и условий деятельности. Сложившиеся навыки, будучи автоматизированными компонентами осознанной деятельности, существенно отличаются от автоматизмов, проявляющихся помимо сознания (импульсивные и рефлекторные движения, некоторые привычки и др.). Они способствуют легкости регуляции деятельности, для которой являются способами ее реализации. Существует классификация трудовых умений и навыков: по профессиям (слесарные, токарные и т.д.), политехнические, основные и вспомогательные, исполнительные, ориентировочные и контрольные, общетрудовые и специальные и т.д. С психологической точки зрения при всем многообразии производственных навыков их можно разделить на три основные группы: сенсорные (зрительные, слуховые, осязательные и др.), двигательные и умственные (вычислительные, чтение чертежей, решение производственных задач и др.). Основной принцип обучения дифференцированию признаков и явлений – постепенный переход от их сопоставления к различению все более сходных. При этом специально построенные упражнения по сравнению с неорганизованным обучением в процессе производственной практики дают преимущества и в сроках и в качестве обучения. Они применяются, например, во время занятий будущих сталеваров по определению проб состава металла, различению на глаз оттенков цветов накаливания и установлению по ним температуры стен и свода мартеновской печи. При формировании двигательных навыков ведущую роль играет двигательный анализатор – орган различения и восприятия человеком движений частей тела. За основу обучения в этом случае берется тщательная отработка моторных дифференцировок, всех элементов действия. В зависимости от уровня требований к координации движений, к их точности, скорости двигательные навыки различаются по трудности усвоения. Примерами умственных навыков могут служить умения по разметке материалов, чтению чертежей, осуществлению вычислительных операций и др. Во всех указанных случаях мы имеем дело со сложными психическими образованиями, в состав которых входят и сенсорные, и двигательные, и мыслительные элементы. Поэтому речь идет только о выделении ведущих компонентов, которые при обучении наиболее значимы для освоения навыка в целом. При выборе методических приемов и организационных условий нельзя опираться лишь на общие закономерности формирования навыков, необходим анализ конкретных их особенностей. Навыки в своем развитии в процессе профессионального обучения делятся на ряд этапов. Первый этап – начало осмысления навыка,  характеризующийся отчетливым пониманием цели, но смутным представлением способов ее достижения и грубыми ошибками при попытках выполнения действий. Второй – сознательное, но неумелое выполнение, когда учащийся определенно знает, как надо выполнять действие, но само выполнение неточно, неустойчиво, несмотря на интенсивную концентрацию произвольного внимания. На этом этапе выполнению действий присуще много лишних движений. Третий этап – автоматизация навыка – все более и более качественное выполнение действия при ослабевающем произвольном внимании и появлении возможности его распределения; исключение лишних движений и возможность положительного переноса навыка. Четвертый – высокоавтоматизированный навык – точное, экономное выполнение действия, которое иногда становится средством осуществления другого, более сложного действия, но всегда проводимого под контролем сознания. Решающее значение для овладения навыком имеет, прежде всего, активный поиск учащимися способов совершенствования своих действий. Поэтому нужно так организовывать обучение, чтобы оно стимулировало их инициативу и мыслительную активность. Немаловажны при этом пробные действия учащихся. Одна из особенностей практического мышления (мышления в процессе практической деятельности) – его частое слияние с практическими действиями  работника. Пробные поисковые действия, где происходит такое слияние, в большинстве случаев нельзя отнести к механическим. Обязательным условием формирования навыков является также оценка работы обучаемых с указанием их ошибок и достижений. Своевременность и объективность оценок работы учащихся требует самого серьезного внимания. В процессе активных, целенаправленных сознательных поисков правильных способов выполнения заучиваемых действий они могут совершенствовать их, только опираясь на самоконтроль и оценки со стороны. Следует учитывать и важность создания условий, обеспечивающих пластичность навыков, т.е. способность к их перестройке в новых условиях. Установлено, что перенос навыков облегчается, в первую очередь, благодаря общности приемов и способов работы, когда ранее приобретенные частные навыки переносятся в новые условия. Например, навыки работы на токарном станке значительно упрощают работу на других металлорежущих станках. Наряду с положительным влиянием уже приобретенных навыков при освоении новых бывают, как известно, случаи отрицательного воздействия прежнего опыта – интерференции навыков, или отрицательного переноса. Интерференция – снижение уровня запоминаемого материала в результате поступления другой информации, которой оперирует субъект. Для предупреждения интерференции сходных в каком-то отношении навыков необходимы специальные упражнения, основанные на отчетливом понимании различия условий, требующих того или иного действия, и активном контроле за правильностью выполняемых операций. В результате каждый из интерферирующих способов закрепляется за соответствующими условиями. Тогда ошибки перестают возникать и при отсутствии активного контроля. В современных условиях в связи с развитием техники, технологии и совершенствованием организации труда очень часто возникает необходимость перестройки навыков – переучивания. В одних случаях это связано с заменой ранее усвоенных, менее совершенных навыков на более совершенные, в других – c изменением условий работы (переход на новые станки, освоение новых изделий и т.п.). Все это влечет за собой трудности в плане формирования новых связей в центральной нервной системе. Явления перестройки, переноса и интерференции навыков говорят  о том, что они нечто застывшее и неизменное. Определенные изменения начинают происходить и при длительных перерывах в упражнениях. Недостаточно закрепленные навыки могут быть даже полностью утрачены. Для их восстановления, т.е. для достижения прежней скорости, точности и слаженности в работе, требуются специальные упражнения. Разрушение и деавтоматизацию навыков предупреждают их закреплением. При ограниченном количестве часов, отводимых программой на повышение мастерства, чтобы увеличить объем упражнений, ранее усвоенные навыки включают в процесс выполнения более сложных заданий. Вместе с тем для закрепления умений необходимы определенные перерывы в упражнениях, так как их чрезмерность может привести даже к нарушению навыков, известному у спортсменов как перетренировка. Потеря способности имеет место и при переутомлении. Это временное явление снимается отдыхом. Сознательный контроль в процессе выполнения хорошо автоматизированных действий также может вызвать их временное нарушение. Это не противоречит признанному важному значению сознательной регуляции действий при овладении навыками, так как роль сознания на разных их этапах развития меняется. На тех ступенях развития навыков, когда активное обдуманное управление действиями сменяется общим контролем за их результатами, осознание частных действий ведет как бы к возврату на первые этапы формирования умений.



24) Понятие об ощущениях. Природа ощущений. Виды ощущений.

Ощущение —психический процесс отражения отдельных элементарных свойств действительности, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.

На ощущениях основаны более сложные познавательные процессы: восприятие, представление, память, мышление, воображение. Ощущения являются как бы “воротами” нашего познания.

Ощущением называется простейший, далее не разложимый психический процесс. Например, говоря об ощущении цвета, мы имеем в виду совершенно однородный цвет, отвлекаясь от величины и формы предмета.

Ощущения —это чувствительность к физическим и химическим свойствам среды.

Ощущения и возникшие на их основе восприятия и представления есть и у животных, и у человека. Однако ощущения человека отличаются от ощущений животных. Ощущения человека опосредованы его знаниями, т.е. общественно-историческим опытом человечества. Выражая то или иное свойство вещей и явлений в слове (“красный”, “холодный”) , мы тем самым осуществляем элементарные обобщения этих свойств. Ощущения человека связаны с его знаниями, обобщенным опытом индивида.

В ощущениях отражаются объективные качества явлений (цвет, запах, температура, вкус и др.) , их интенсивность (например, более высокая или более низкая температура) и продолжительность. Ощущения человека так же взаимосвязаны, как взаимосвязаны различные свойства действительности.

Ощущение —превращение энергии внешнего воздействия в акт сознания.

Они обеспечивают чувственную основу психической деятельности, предоставляют сенсорный материал для построения психических образов.

Ощущения являются начальным и единственным источником всех наших знаний о реальной действительности. Другого канала поступления информации о внешнем мире в сознании не существует. В связи с этим возникает проблема соотношения количества поступающей через наши ощущения информации с возможностью ее осознания, или, как принято говорить, информационного баланса между организмом и средой. Можно указать две возможные ситуации – информационная перегрузка и информационная недогрузка, или сенсорная изоляция.

Ощущение считается простейшим из психических процессов, однако само понимание человеком природы ощущений является исходным для определения его мировоззрения и даже общефилософского отношения к окружающему миру. Существует ряд теорий, объясняющих природу ощущений человека. Одна из них – теория отражения – сводится к трем основным положениям; 1)материя первична, ощущения вторичны;