Файл: Ответы к зачету по психологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.05.2024

Просмотров: 402

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1) Предмет, объект психологии, ее задачи.

2) Основные отрасли психологии.

3) Место психологии в системе наук.

4) Понятие о методе и методологии. Методы психологического исследования.

5) Строение и функционирование нервной системы человека.

6) Понятие сознания. Возникновение и развитие сознания. Сознание и бессознательное.

7) Понятие человека, индивида, индивидуальности, личности, субъекта. Структура личности.

8) Основные этапы развития и становления психологии личности как науки.

9) Понятие о способностях. Теории способностей. Креативные способности.

10. Способности и индивидуальные различия людей.

11) Понятие темперамента. Типы темперамента.

12) Особенности темперамента и индивидуальный стиль деятельности.

13. Психологические характеристики основных свойств темперамента.

14. Понятие характера. Структура характера.

15. Типология характеров. Понятие об акцентуации характера.

16) Понятия о чувствах и эмоциях. Виды эмоций. Проявление эмоций в сфере услуг.

17) Понятие о воле. Теории воли. Волевая регуляция поведения.

18) Понятие мотива и мотивации.

19) Мотивация и деятельность. Роль мотивации в оптимизации тревожности.

20) Мотивация и личность. Мотивация, самооценка и уровень притязаний.

21) Понятие деятельности и её структура.

1. Психофизиологические функции

2. Мотивационно-личностный уровень

22) Виды деятельности. Их характеристика.

23) Умения навыки и привычки. Формирование профессиональных навыков и умений.

24) Понятие об ощущениях. Природа ощущений. Виды ощущений.

25) Измерение и изменение ощущений. Учёт индивидуальных особенностей ощущений в работе с людьми.

26) Понятие восприятия. Виды восприятии.

27) Законы восприятия и их учет в сфере социального взаимодействия.

28) Общая характеристика внимания как познавательного процесса.

29) Виды внимания. Психологические теории внимания.

30) Основные свойства внимания и их учет в деятельности сферы туристических услуг.

31) Индивидуальные особенности внимания. Причины неустойчивости внимания отдельного человека, группы.

32) Понятие о памяти. Методы изучения памяти. Теории памяти.

34) Индивидуальные особенности памяти. Пути практического воздействия на память человека.

35) Понятие и виды воображения.

36) Понятие мышления. Виды мышления. Операции и процессы мышления.

37) Характеристика творческого мышления. Факторы способствующие и препятствующие творческому мышлению.

37) Характеристика творческого мышления. Факторы способствующие и препятствующие творческому мышлению.

Творчество определяется как деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие новизной и общественной значимостью, то есть в результате творчества создается что-то новое, до этого еще не существующее.

Творческое мышление - это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. Творческое мышление направлено на создание новых идей.

Способностью к творческому мышлению в какой-то мере обладает, наверное, каждый. В детстве, когда преобладает образное мышление, эта способность часто проявляется в рисунках, лепках, построениях из подручных материалов, в подростковом возрасте многие пишут стихи, а в зрелом она, как правило, помогает решать прикладные задачи разного уровня (от повседневных до научно-технических и так далее).

Творческое мышление отличается оригинальностью, гибкостью, образностью. В основе творческого мышления лежит синтез логического мышления и воображения. Эти процессы являются не взаимоисключающими, а взаимодополняющими, но их роль неодинакова на разных этапах творческого процесса.

Творческим обычно называют человека, совершившего научное открытие, гениальное изобретение или создавшего произведение искусства, то есть совершившего творческий акт, который был высоко оценен большинством, а также человека неординарного в своем восприятии действительности и реакции на нее.

Можно выделить следующие основные характеристики творческого мышления:

Зоркость в поисках: в потоке внешних раздражителей большинство людей обычно воспринимают лишь то, что укладывается в "координатную сетку" уже имеющихся знаний и представлений, а остальную информацию бессознательно отбрасывают. На восприятие влияют привычные структурные установки, оценки, чувства, а также комфортность по отношению к общепринятым взглядам и мнениям. Для творческого мышления характерна способность увидеть то, что не укладывается в рамки ранее "усвоенного".

Способность к свертыванию мыслительных операций: в процессе мышления нужен постепенный переход от одного звена в цепи рассуждений к другому. Иногда из-за этого не удается мысленным взором охватить всю картину целиком, все рассуждения.


Способность к переносу: весьма существенна способность применить навык, приобретенный при решении одной задачи, к решению другой, то есть умение отделить специфический аспект проблемы от неспецифического, переносимого в другие области. Это, по сути, способность к выработке обобщающих стратегий. Поиски аналогий - это и есть выработка обобщающей стратегии, необходимое условие переноса навыка или идеи.

Боковое мышление: широко распределенное внимание повышает шансы на решение проблемы. Французский психолог Сурье писал: "Чтобы творить - надо думать скоро". По аналогии с боковым зрением врач де Боно назвал боковым мышлением эту способность увидеть путь к решению, используя "постороннюю" информацию.

Цельность восприятия: этим термином обозначается способность воспринимать действительность целиком, не дробя (в отличие от восприятия информации мелкими независимыми "порциями"). В процессе творческой работы необходимо умение оторваться от логического рассмотрения фактов, чтобы вписать их в более широкие картины.

Готовность памяти: когда человек ищет решение проблемы, он может рассчитывать лишь на ту информацию, которую в данный момент воспринимает, и которую может извлечь из памяти, в таких случаях говорят о сообразительности, то есть о готовности памяти "выдать" нужную информацию в нужную минуту. Готовность памяти - это одно из важнейших условий продуктивного мышления.

Гибкость мышления: гибкость мышления означает способность быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому, далекому от первого по содержанию, отсутствие гибкости называют инертностью, ригидностью.

Гибкость интеллекта: существует также такая гибкость, как способность вовремя отказаться от скомпрометированной гипотезы. Здесь нужно подчеркнуть слово "вовремя". Если слишком долго упорствовать, исходя из заманчивой, но ложной идеи, будет упущено время. А слишком ранний отказ от гипотезы мешает привести к тому, что будет упущена возможность решения. Особенно трудно отвергнуть гипотезу, если она своя, придумана самостоятельно, усилиями собственной мысли. Способность перешагнуть через такие невидимые, но прочные шлагбаумы и есть гибкость интеллекта.

Способность к оценочным действиям: чрезвычайно важна способность к оценке, к выбору одной из многих альтернатив до ее проверки. Оценочные действия проводятся не только по завершении работы, но и по ее ходу; они служат вехами на пути творческих исканий, отделяющих различные этапы и стадии творческого процесса.


Беглость речи.

Способность к доведению дела до конца.

Профессиональные способности.

Что же мешает человеку быть творческой личностью и проявлять оригинальность мышления? Только ли отсутствие развитых творческих способностей,-те недостатки, о которых говорилось выше, или также что-то другое, не имеющее прямого отношения к творчеству как таковому? На данный вопрос дают свой ответ ГЛиндсей, К.Халл и Р.Томпсон1. Они считают, что серьезным препятствием на пути к творческому мышлению могут выступать не только недостаточно развитые способности, но и, в частности:

1. Склонность к конформизму, выражающаяся в доминирующем над творчеством стремлении быть похожим на других людей, не отличаться от них в своих суждениях и поступках.

2. Боязнь оказаться «белой вороной» среди людей, показаться глупым или смешным в своих суждениях.

Обе указанные тенденции могут возникнуть у ребенка в раннем детстве, если первые его попытки самостоятельного мышления, первые суждения творческого характера не находят поддержки у окружающих взрослых людей, вызывают у них смех или осуждение, сопровождаемые наказанием или навязыванием ребенку со стороны взрослого в качестве единственно «правильных» наиболее распространенных, общепринятых мнений.

3. Боязнь показаться слишком экстравагантным, даже агрессивным в своем неприятии и критике мнений других людей. В условиях нашей культуры довольно распространено следующее мнение: критиковать человека — значит быть по отношению к нему невежественным, проявлять к нему неуважение. Этому мы, к сожалению, с детства учим своих детей, совершенно не думая о том, что в данном случае приобретение вежливости, тактичности, корректности и прочих полезных качеств происходит за счет утраты другого, не менее ценного свойства: сметь, иметь и уметь отстаивать, открыто высказывать и защищать собственное мнение, не заботясь о том, понравится или не понравится оно окружающим. В этом собственно и состоит требование к человеку всегда оставаться честным и откровенным.

хЛиндсей Г., Халл К., Томпсон Р. Творческое и критическое мышление // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. — М.. 1981.

288

4. Боязнь возмездия со стороны другого человека, чью позицию мы критикуем. Подвергая критике человека, мы обычно вызываем с его стороны ответную реакцию. Опасение такой реакции нередко выступает в качестве препятствия на пути к развитию собственного творческого мышления.


5. Завышенная оценка значимости своих собственных идей. Иногда то, что мы сами придумали или создали, нравится нам больше, чем мысли, высказываемые другими людьми, причем настолько, что у нас возникает желание свое никому не показывать, ни с кем им не делиться и оставить при себе.

6. Высокоразвитая тревожность. Человек, обладающий этим качеством, обычно страдает повышенной неуверенностью в себе, проявляет боязнь открыто высказывать свои идеи.

7. Есть два конкурирующих между собой способа мышления: критический и творческий. Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей. Человек, у которого критическая тенденция слишком выражена, уделяет основное внимание критике, хотя сам бы мог творить, и неплохо. Напротив, тот человек, у которого конструктивное, творческое мышление доминирует над критическим, часто оказывается неспособным видеть недостатки в собственных суждениях и оценках.

38) Понятие интеллекта. Проблема измерения интеллекта.

Интеллект (от лат. intellectus— познание, понимание) — это обобщенное когнитивное образование, в состав которого входят: восприятие, память, внимание, воображение, представление. Обладает он также свойствами, которые не обнаруживаются при изучении отдельных когнитивных процессов, а являются обобщенными проявлениями всей познавательной сферы личности. Интеллект, кроме того, зависит от личностных особенностей субъекта.

Связь интеллекта с управлением очевидна и первостепенна по значимости. Изучена тема «интеллект руководителя» недостаточно, лишь в теоретической форме. Практический интеллект, связанный с управленческой деятельностью, долго оставался вне сферы исследований, считался низшим, более простым типом, не заслуживающим внимания. Его труднее исследовать научными методами, поскольку они должны применяться в естественных условиях профессиональной деятельности, а не в лабораторных.

Этот взгляд, в корне ошибочный, изменился благодаря ставшей классической работе Б. М. Теплова «Ум полководца», где рассматривается практический интеллект на материале деятельности великих полководцев и государственных деятелей. Теплов говорит о том, что умственная работа ученого яснее и спокойнее (но не обязательно легче), чем умственная работа политика или полководца.


Практический интеллект в ряде аспектов богаче и комплекс -нее, чем теоретический, но обладает специфическими особенностями.

Интеллект в широком смысле — совокупность всех познавательных особенностей человека. Познавательные процессы взаимосвязаны и образуют целостную систему. В психологии выделяют частные (специальные) и общие способности. Общие способности первичны, так как в большей степени предопределены генетически, чем специальные. История развития психологии интеллекта, а также его основные модели концентрируются вокруг вопроса о соотношении частных и общих познавательных функций, интеллектуальных способностей.

К. Спирмен, автор первой модели интеллекта, определил, что уровни развития познавательных процессов (внимания, памяти, восприятия и др.) взаимосвязаны. Он предположил в интеллекте существование двух основных факторов: общего фактора (general factor, G-фактор) и специфического для каждой познавательной функции фактора (S-фактор). Эта модель называется «двухфакторная теория интеллекта». Принцип ее строения — иерархический, имеет два соподчиненных уровня (G- и S-факторов). G-фактор Спирмен определяет как «общую умственную энергию», собственно интеллект.

В многофакторной модели Л. Терстоуна существование G-фактора отвергается, ее суть заключается в том, что интеллект состоит из множества первичных умственных способностей. Терстоун насчитывает их семь: 1) «S» — пространственный фактор, 2) «Р» — восприятие (детализация зрительных образов), 3) «N» — вычислительный, 4) «V» — вербальный, 5) «F» — беглость речи, 6) «М» — память, 7) «R» — логическое рассуждение.

Модель Дж, Гилфорда тоже является многофакторной, но в ней выделяется 120 узкоспециализированных и независимых друг от друга познавательных способностей. Зависят они от трех основных параметров интеллектуальной деятельности: содержания (4 типа), характера интеллектуальных операций (5 типов) и ее целей (6 видов). 4x5x6=120 специальных способностей (кубическая модель интеллекта Гилфорда).

Основная заслуга Гилфорда — выделение двух типов мышления: дивергентного и конвергентного. Первый — это показатель творческого начала, второй направлен на поиск единственно верного решения, являясь индикатором логического мышления.

Р. Кеттел в своей модели, не отрицая существования общего и частных (парциальных) факторов, указывает на два различных типа интеллекта: кристаллизованного (связанного) и текучего (свободного). Первый является мерой овладения культурой того общества, к которому человек принадлежит; второй характеризует биологические возможности нервной системы индивида. Кристаллизованный тип больше связан с вербальным интеллектом.