Файл: УП История народного искуства Сибири.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 273

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. Орнаментация керамических и гипсовых предметов

Керамика – первый искусственный материал, изобретенный человечеством. До его появления человек лишь механически изменял природные материалы: камень, кость, дерево, кожи, раковины и пр.,

изготавливая необходимые для себя орудия труда, вещи, жилища. Первая научная гипотеза о происхождении гончарства появилась в XVIII веке,

окончательно оформилась в к. XIX – нач. XX вв. и получила название

«корзиночной теории». Суть ее заключалась в следующем: древние сосуды изготавливали (точнее, плели) из веток и лыка и обмазывали для прочности глиной. Случайно попав в огонь, такой сосуд перерождался. Дерево выгорало,

а глина приобретала камнеподобное состояние. Соответственно, наблюдая за этим процессом, люди постепенно поняли, что можно лепить изделия только из глины, без оплетки [22].

Одними из первых изделий из глины стали скульптуры людей и животных, известные ещѐ в палеолите. К позднему палеолиту некоторые исследователи относят и первые попытки обжига глины. Но широко обжиг глиняных изделий с целью придания им твѐрдости, водоустойчивости и огнестойкости стал применяться только в неолите (около 5 тыс. лет до н. э.).

Освоение производства керамики – одно из важнейших достижений первобытного человека в борьбе за существование: варка пищи в глиняных сосудах позволила намного расширить ассортимент съедобных продуктов. Как и другие подобные открытия (например, пользование огнѐм), керамика не является изобретением какого-либо одного лица или народа. Еѐ осваивали независимо друг от друга в разных частях земли, когда человеческое общество достигало соответствующего уровня развития.

Для изготовления глиняного теста в качестве отощителей могли использоваться растительные примеси, шерсть, кварц, песок, шамот, слюда,

песчаник, гранит, карбонат. В письменных источниках упоминаются поваренная соль, волос. Также известно использование опилок, толчѐных раковин. В качестве отощителя мог использоваться и навоз.

77

Керамические изделия на территории Сибири появляются в неолите, до начала ХХ в. гончарное производство сохранилось у якутов, отдельных групп шорцев, ительменов и азиатских эскимосов. Практически все изделия,

изготовленные в Сибири представляли собой виды гончарной керамики,

представленной, в своем большинстве, сосудами разных исторических эпох и различной формы и отдельными предметами культовой скульптуры.

Другой группой, широко представленной в археологии и этнографии,

являются сосуды. Их форма развивались соответственно потребностям быта

(например, переход к оседлому образу жизни потребовал сосудов с плоским дном, приспособленным к плоскости пода печи и стола. Сосуды с округлым или яйцевидным дном предназначались для помещения их между камнями очага. Их толстые стенки для облегчения обжига покрывали вдавленным орнаментом, который с самого начала имел также важное эстетическое и культовое значение. Орнаментация археологических сосудов разнообразна.

Ученые выделяют гребенчато-ямочный орнамент в позднем неолите зауральско-западносибирского региона [28, с. 4–12]. Изучение археологических материалов на каждом памятнике выявляет специфические черты орнаментации керамических сосудов. Обобщающих работ по распространению определенных типов орнаментации на обширной территории Сибири нет,

имеются лишь подробные описания и сравнения отдельных памятников археологии. Поэтому более подробно остановимся на материалах этнографических коллекций, позволяющих системно рассмотреть типы гончарных изделий и их декорирование.

Древнейшая керамика у народов Сибири изготавливалась женщинами вручную несколькими способами. Одним из них является лепка сосудов из отдельных пластин: кольцевой налеп стенок валиками, спиральный налеп жгутом. Их сущность состояла в том, что заранее заготовленные жгуты или ленты толщиной 3–4 см накладывали друг на друга, непрерывно наращивая виток за витком по спирали, последовательно выводя дно и стенки будущего сосуда. При этом не всегда тщательно обрабатывали спаи лент, чтобы сделать

78


их незаметными. А если это и делали, то с помощью все той же обмазки сосуда,

произвольно накладывая на него слой все той же жидкой глины.

На территории Горной Шории в к. XIX – ХХ вв. гончарство как женское домашнее ремесло зафиксировано только у шорцев в улусе Усть-Мрассу. Вся работа выполнялась непосредственно в жилой юрте. С вечера в специальных деревянных корытах «карит куман салган» замешивали глину с песком. Лепили горшки на деревянной подставке, зажимая заготовку между ступнями ног, наращивая стенки слоями и сглаживая их с помощью плоской лопатки «чапкыш», конец рукоятки которой представлял собой штамп для нанесения орнамента. Подобным штампом наносился орнамент в виде крупнозубой гребенки, отмеченной на керамике из шорских погребений. Там же имеется штампованный орнамент в виде креста и кольца Ширин [99, с. 48–49].

Глиняная посуда шорцев, изготовленная традиционным лепным способом,

представлена набором неорнаментированной керамики в коллекции МАЭ

(Кунсткамеры). Образцы ее уникальны по формам и назначению.

Приготовление супов производили в толстостенных горшках «селек кодеш».

Для получения топленого масла использовали круглодонные горшки «тапнек»

с носиком-сливом, как емкость для молока использовались высокие сосуды с ручкой и носиком-сливом «молонзыек». Керамическими были жировые светильники различной формы – «паспешнек» [42, с. 100].

У якутов гончарство сохранялось до начала XX в. Якутская керамика – горшки разных форм и размеров – близка архаическим изделиям первобытных культур своею простотой форм, сдержанностью орнаментальных украшений,

способом обработки. Данное ремесло считалось женским занятием. У якутов гончарами «кюѐсчит», «кюѐс охсоочу», как правило, были пожилые женщины или старушки. Существовал негласный запрет заниматься этим ремеслом молодым женщинам или девушкам. Орнамент гончарной утвари состоит из наклеенных параллельно венчику двускатных глиняных валиков, на которых вырезались фасетки, отчего валики становились рубчатыми. Характерный для сибирских и среднеазиатских народов орнаментальный мотив «бараний рог»

79

получался, когда валик разделяли на части, а затем загибали книзу в спираль концы каждого его отрезка.

Иногда крепили к венчику одинарные или двойные фестоны или срезанной наискосок костью выдавливали по тулову изделий арочный орнамент. В XIX в. преобладающими в орнаменте керамики якутов становятся дугообразные арочные мотивы, которыми украшались деревянные сосуды.

Распространенным стал и орнамент из поясов параллельных линий,

треугольников, зубцов, кружочков и точек. Якутская керамика сохранила образцы древнейших форм и орнаментов [71, с. 147–164].

Для лепной гончарной керамики в целом характерны следующие виды онаментации.

Вдавленный орнамент представляет собой орнаментально расположенные вдавления на стенках или венчике керамики. В

археологической керамике выполненные круглой в сечении палочкой вдавления носят названия «ямочного орнамента» или «жемчужника».

Штампованный орнамент наносился специально изготовленным костяным или деревянным инструментом – штампом. В археологии имеется понятие для керамики народов Сибири – гребенчатый штамп. В технике штампа на стенки сосудов наносились целые орнаментальные композиции.

Геометрический орнамент состоял из мотивов зигзага, треугольника, меандра и

др. (рис. 114 а).

Нарезной орнамент. При выполнении такого орнамента мягкая поверхность глины до обжига прорезалась острым инструментом. Строгая симметрия в нарезном орнаменте часто нарушалась. Треугольники часто имели внутреннюю штриховку (рис. 3).

Налепной декор. Составляли отдельно вылепленные и прикрепленные вдоль венчика или плечиков сосуда декоративные детали, например, в виде жгута или выпуклой полоски, декорированной, в свою очередь, техникой вдавления (рис. 114 б).

80



Кроме того, в музейных коллекциях в разные исторические эпохи у народов Сибири встречаются скульптурные изображения из керамики – керамические орнитоморфные фигурки-грузила для рыболовных сетей,

культовые маски и головы (рис. 113 а, б).

Культовые маски изготавливались из редкого, но имеющего место на территории Сибири вида керамики – гипсовидной терракоты. На территории Сибири в погребальных обрядах населения таштыкской культуры использовались маски, изготовленные из гипсовидной терракоты, хранящиеся в музеях страны – Государственном Историческом музее Москвы,

Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, Хакасском республиканском музее им. Л.Р. Кызласова, Минусинском краеведческом музее им.

Н.М. Мартьянова, Археолого-этнографическом музее Института истории и права ХГУ им. Н.Ф.Катанова г. Абакан, Музее «Археология, этнография и экология Сибири» Кемеровского государственного университета. Маски изготавливались как непосредственно на лице умершего или на его черепе, так и на болванке – кожаном мешочке, набитом травой. На внутренней стороне масок сохраняются отпечатки волос, швы на кожаных болванках шерстяных и шелковых полосок ткани, закрывавших глаза и рот покойного [111].

Большее количество масок обнаружено на территории Хакасии, так как именно там сохранилось большинство древних курганов с коллективными захоронениями. В результате исследований учеными установлена процедура реставрации головы умерших по черепу. Сначала через рот заполняли глиной полость носа, глазницы и рот. После чего вырезали отверстие в черепе, куда вкладывали смесь трав и веточек, а дырку закрывали куском глины. Глиной вылепляли лицо, а затылок и позвонки просто обмазывали толстым слоем глины. Затем в глазницы вставляли бусинки и обшивали всю глиняную голову кожей, которую окрашивали. Исключение составляли открытые глаза и рот. Их закрывали лоскутом ткани и обмазывали гипсом перед тем, как лепить на кожаном лице гипсовую маску. Э.Б. Вадецкая в подтверждение этого факта говорит о том, что на исследуемых ею черепах поверх глины сохранились

81

гипсовые маски, толщиной всего в 4–7 мм. На их внутренней стороне видны разные отпечатки кожи, которой обшивали глиняное лицо и даже швов,

которыми сшита из лоскутков эта обшивка. Эти отпечатки рассказывают о тех ритуалах, по которым древние совершали обряд с покойником, проходивший несколько стадий захоронения, на последней из которых он «возрождался» в

виде мумии и тогда признавалась его физическая смерть. Помогает понять этот ритуал и тот факт, что все маски изображают лицо мѐртвого человека с закрытыми глазами и сомкнутыми губами. На светлых женских масках окрашены губы и нарисованы узоры (рис.113 б). Мужские маски снаружи сплошь окрашивали в красный цвет [12, с. 8, 89, 143].

Объемными изображениями части тела человека были «глиняные головы»,

подобные памятнику из Шестаковского могильника в Кемеровской области.

Создание таких скульптурных портретов, прикрепляемых во время обрядов к погребальной кукле-манекену, связывается с переходом усопших в иной мир.

Эти обряды продолжались, вероятно, не менее года, и для них требовалось сохранение образа умершего или какого-то его подобия. Изображения, которые замещали усопших, – «иттерма» – хорошо известны по многочисленным этнографическим материалам целой группы сибирских народов, населявших таежную, лесостепную и отчасти степную зоны, — обских угров, самодийцев,

отдельных тюркоязычных групп. В течение года с ним обращались, как с настоящим родственником, – кормили, советовались, укладывали спать. По истечении положенного срока после поминок «иттерма» помещали в маленькие домики, шалашики и поджигали, либо относили в лес, погребали в курганах или уничтожали каким-либо иным способом [56, с. 165–173].

По реконструкции А. И. Мартынова, голова из шестаковского могильника принадлежала манекену, входившему в сложный погребальный комплекс (рис.

113 а). Посередине будущего кургана делалась площадка из обожженной глины, окруженная земляным или дерновым валом с входом с южной стороны. «Здесь же выставлялись манекены (мумии) умерших с масками и портретными скульптурными головами... Вероятно, они были поставлены в рост или

82


посажены, если учесть, что исследованная нами голова прочно крепилась в вертикальном положении... Сверху в центре его (кургана), а может быть, и над всей площадью, возводилась крыша из бересты» [55, с. 241–242]. После использования в течение какого-то времени все сооружение сжигалось.

Таким образом, основными видами предметов декоративного искусства из керамики в Сибири являются декорированная археологическая гончарная керамика, образцы этнографической керамики шорцев и якутов, а также скульптура из гипсовидной терракоты в виде погребальных масок и скульптуры.

Контрольные вопросы по теме «Орнаментация керамических и гипсовых предметов»

1.Что такое керамика?

2.Какие виды керамики известны в разные исторические периоды на территории Сибири?

3.Какая керамика называется гончарной и каковы способы ее изготовления у народов Сибири?

4.Какие приемы декорирования использовались для гончарной керамики?

5.Что такое погребальные маски и из какого материала они изготавливались?

6.Объяснить предназначение погребальной скульптуры.

Литература и источники

Вадецкая Э.Б. Древние маски Енисея. – Красноярск–Санкт-Петербург:

ООО Версо, 2009.

Прыткова Н.Ф. Глиняная посуда якутов // Сборник Музея антропологии и этнографии. – СПб., 1955. – Т. 16. – С. 147–164.

Сайт музея «Археология, этнография и экология Сибири» Кемеровского государственного университета. – URL: http://museum.kemsu.ru.

83

2.3. Предметы народного искусства из дерева и бересты

Приемы декорирования древесины были знакомы народам Сибири с глубокой древности, о чем свидетельствуют рассмотренные в предыдущих главах тепсейские планки с рисунками, по мнению М.П. Грязнова, не являющиеся предметами утилитарного назначения. Рисунки на них не служили украшением какого-то предмета. Единственное их назначение заключалось, по-

видимому, в том, чтобы в картинках передать содержание исторических преданий. Это были миниатюры, выполненные на длинных планках, которые удобно было держать за рукоятку и рассматривать сначала картины на одной стороне, а потом, перевернув планку, на другой. Тепсейские художники совершенно не применяли какие-либо орнаментальные украшения для своих миниатюрных картин, хотя бы в виде простых линий или рамок. В их композициях нет ни ритма, ни симметрии. Композицию своих картин они строили исключительно лишь в соответствии со смысловым содержанием изображенных предметов [20, с. 94–106]. Что позволяет отнести эти изображения в раздел пиктографического письма.

Декорирование древесины связано с такими способами ее обработки как резьба, роспись, объемная скульптура. При выполнении резьбы учитывались

свойства пород древесины. Все деревья подразделяются на хвойные и лиственные. Из хвойных пород на территории Сибири произрастают пихта, ель,

сосна, кедр и лиственница, из лиственных – береза, черемуха, осина и др.

Лиственные породы обладают крепкой древесиной. Равномерное тонкослойное строение древесины этих пород делает ее пригодной для изготовления как крупных, так и мелких изделий с плоскорельефной и объемной резьбой.

Древесина хвойных деревьев менее прочная, чем лиственных.

Береза имеет древесину белого цвета с легкими красноватым или желтоватым оттенком, отличается средней твердостью, упругостью,

прочностью, однородностью и тонкостью строения. Береза легко поддается обработке резанием, точением, хорошо полируется, благодаря чему широко

84