ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.05.2024
Просмотров: 312
Скачиваний: 5
используется в строительстве, столярно-мебельном производстве, из нее изготавливают деревянные части инструментов, приклады охотничьих ружей,
лыжи.
Чаще, чем из древесины других деревьев, из березы изготавливали предметы, используемые в культовых ритуалах, так как это дерева у ряда сибирских народов считалось священным. Шорцы и телеуты из березы изготавливали резную рукоять бубна, якуты из нее вырезали специальные сосуды – чороны для ритуального распития кумыса во время весеннего праздника возрождения жизни и обновления природы и подношения традиционных напитков молодым на свадьбе.
Особую разновидность представляет березовый кап – шарообразный нарост на стволе и корнях обычной березы, достигающий иногда в поперечнике метра и более. Древесина капа благодаря свилеватости обладает чрезвычайной плотностью. При полировке выявляется природный узор текстуры из произвольно расположенных темных пятен, точек и разводов. Характер такого декора на предметах из капа можно определить как простой. Кап использовался народами Сибири для изготовления различного типа утвари – чашек, мисок,
сельниц, ковшей, черпаков, блюд и др.
Легким в обработке материалом для декорирования являлась береста. Это наружная часть коры берѐзы, состоящая из легко отделяемых друг от друга тонких, полупрозрачных, гладких белых, желтоватых или красноватых слоев.
Благодаря разноцветности слоев и своей мягкости береста декорировалась в различных техниках – тиснения, процарапывания и прорезной резьбы (верхний слой удалялся, согласно нанесенному орнаменту, обнажая следующий – другого цвета).
На следующем после березы месте стоит осина, древесина которой отличается мягкостью, однородностью текстуры, белизной. Из осины вырезали ложки. Обычно их тесали из сырой древесины, если кряжи подсыхали, их размачивали перед работой. Кряжи распиливали на отдельные чурки по длине ложки или ковша, которые затем топором раскалывали на отдельные плашки –
85
баклуши, достаточные для выделки одной ложки. Баклуши обтесывали,
придавая им форму лопатки. Обтеска давала грубый контур ложки и намечала место лопасти и черенка. После обтески применялся так называемый процесс обрубки острым топором, которая придавала округлую форму лопасти и округлую в сечении – черенку. Затем теслом вырубалась лунка. После чего ложку с наружной стороны обрезали специальным большим ножом. Далее производилась операция выскабливания. Готовые ложки просушивали 2–3 дня:
летом на улице в тени, зимой – в жилище. Просушенные ложки
«подправлялись» и окончательно отделывались. Оформлялась головка черенка,
делались нарезки и т.д.
Черемуха с упругой и гибкой древесиной использовалась в Сибири для изготовления лыж с загнутыми носками, полозьев и копыльев охотничьих нарт,
луков для охотничьих ловушек – самострелов, черканов.
Ель имеет древесину однородного строения, белого цвета с желтовато-
розовым оттенком, мягкую, средней пластичности, хорошо окрашиваемую. Из нее изготавливали кузовы комусов – смычковых музыкальных инструментов и другие предметы.
Кедр – его древесина легкая, мягкая, красивая по цвету и текстуре, хорошо режется, легко обрабатывается на токарных станках, отличается большой стойкостью против гниения, поэтому широко используется для изготовления разных изделий, размещаемых на открытом воздухе, а также для утвари,
предназначенной для длительного хранения пищевых продуктов. Как правило,
это бондарная утварь, склепанная из отдельных дощечек, охваченных ивовыми или железными обручами. В материалах музейных коллекций зафиксированы:
кадки, бочонки, квашни, ведра для воды, маслобойки. Форма их варьируется от цилиндрической до усеченного конуса. Бочонки для напитков закрывались донцами с двух сторон, отверстие в верхнем закрывалось деревянной пробкой.
Из тонкой кедровой дранки гнули ободья для сита, называемого у шорцев
элек. Дно обтягивали кожей домашней выделки. В данной технике у шорцев изготавливалась и ручная веялка саргаш: согнутую полукругом кедровую
86
дранку закрепляли деревянными или железными гвоздиками, кожаными или кендырными бечевками с днищем веялки.
Кедр также, как и береза, использовался для изготовления культовой деревянной скульптуры, деревянный частей шаманского бубна.
Лиственница – древесина ее наиболее крепкая и упругая по сравнению с другими деревьями. Она настолько пропитана смолистыми веществами, что свежесрубленные деревья по массе в несколько раз тяжелее сосны и ели.
Древесина лиственницы хорошо противостоит гниению, поэтому она служит для изготовления нижних венцов домов. Красивая текстура обуславливает ее использование в мебельном производстве.
Таким образом, для декорирования были пригодны различные породы древесины. Приемы декорирования также отличались многообразием: резьба,
роспись, инкрустация.
2.3.1. Резьба и роспись по дереву
Наиболее распространенной у автохтонов Сибири являлась резьба.
Инструмент для резьбы по дереву у различных народов Сибири имел свои названия. Якуты, например, вырезали орнамент ножами: «кэрдэри», «кэрэниэе анньяр», «ойуулуур быхых». «Кэрдэри» – инструмент для трехгранной выемчатой резьбы. «Кэрэниэе анньяр» похож на стамеску – им прорезают ровные глубокие срезы-канавки. «Ойуулуур быхых» с тонким игольчатым отверстием служил для выполнения сложных орнаментальных узоров [69].
По материалам коллекций музеев, у народов Сибири встречаются различные виды резьбы, которые выделяются по основным художественным приемам и средствам выражения.
Контурная плосковыемчатая резьба на деревянных предметах быта и культа имеется практически у всех народов Сибири. Ее специфика заключается в выведении тонкой углубленной выемки, которая окаймляет весь контур орнамента или декора. Например, в технике контурной резьбы по предварительно окрашенной деревянной поверхности ножен манси нанесены изображения рыб, бобра, лягушки и др. персонажей (рис. 115 а). В технике
87
контурной резьбы декорированы кроильные дощечки эвенков из коллекции Государственного Российского этнографического музея (РЭМ) где силуэтные изображения оленей сочетаются с геометрическими фигурами и косыми линиями.
Контурной резьбой якуты декорировали специальные чаши для кумысной закваски – «маттарчахи» и воронки для разливания кумыса в кожаные сосуды
(рис. 62). «Маттарчахи» изготавливали из березы в форме усеченного конуса с вставным дном. Контурная резьба позволяла орнаменту отчетливо выступать на тулове этих сосудов. Разнообразные арочные мотивы подчеркивали округлые формы предметов, чередуясь с узкими, четко отграниченными полосами ромбического, зигзагообразного и треугольного орнамента. Контурной резьбой выполняли геометрический орнамент на коробочках для женского рукоделия,
входивших в приданое якутской невесты. Коробочки были круглыми в сечении и имели бортики по верхнему и нижнему краям, которые украшались бордюрным геометрическим орнаментом. Всю остальную поверхность предмета окрашивали в черный цвет, и по темному фону контурной резьбой выполняли узор из арок, спиралей, кружков, крестообразных фигур [84, с. 224].
Контурной резьбой орнаментированы деревянные коробки «карчак» для хранения предметов женского рукоделия у шорцев. Орнаментальные мотивы саяно-алтайского типа на этих предметах однообразны и просты по форме.
Между горизонтальными полосками заключались бордюры из пересеченных прямыми и диагональными линиями прямоугольников и треугольников. На одних коробках представлен симметричный узор, на других его не наблюдается, и среди геометрических фигур, как и на описанных выше предметах, вклинивается антропоморфное изображение [41, с. 113, 286].
Деревянные луки седла эвенков Туруханского края из коллекции МАЭ украшают изображения, выполненные в технике контурной резьбы с соблюдением строгой симметрии в декоре: две противостоящие силуэтные фигуры оленей с изящно изогнутым рогом каждый расположены по обе стороны вертикальной орнаментальной полосы. В этой же коллекции хранится
88
детское седло эвенков на высокой задней луке которого в технике контурной резьбы вырезана одиночная реалистичная фигура оленя [30, с. 107].
Простым и древним по происхождению видом резьбы по дереву, для которой используется только специальный нож, является геометрическая двух-,
трех и четырехгранная резьба, отличающаяся от контурной более глубокой выемкой контура рисунка, которая имеет две, три или четыре четко обозначенные грани (рис. 116). Геометрическим этот тип резьбы назван из-за того, что здесь используются только геометрические фигуры: треугольники,
квадраты, ромбы, окружности, эллипсы и др. Орнамент выстраивается из различных сочетаний фигур, и может быть использован как обрамление контурных изображений, например, на деревянном вальке для растирания кедровых шишек у селькупов (рис. 115 б). Неглубокие выемки являются одним из ее достоинств и позволяют использовать такой тип довольно широко.
Двугранновыемчатая резьба близка к контурной, с тем отличием, что выполняется специальным ножом, позволяющим делать более глубокие,
двугранные в сечении выемки. Использование такой резьбы характерно для самых различных предметов.
Геометрической резьбой у народов Сибири покрывали деревянные детали предметов шаманского культа, например, рукоятки бубнов (рис. 117). Ханты геометрической резьбой украшали табакерки, коробочки, женские кроильные доски и выбивалки снега, ступки для табака и курительные трубки, пряслица,
культовые молоты [48]. Шорцы и хакасы в технике геометрической резьбы декорировали деревянные головки курительных трубок (рис. 117).
Другим важнейшим видом резьбы, древним по своему происхождению и широко распространенным, была плоскорельефная резьба. Само название показывает, что основу ее составляет плоский рельеф. Рисунок выявлялся на поверхности путем выбирания, т. е. углубления фона вокруг будущего узора.
Фон углубляется немного, сам рисунок остается на одном уровне с доской.
Чтобы придать ему большую живость и мягкость, края выделенного таким образом узора, немного закругляли. Плоскорельефная резьба является как бы
89
переходом от контурной плосковыемчатой резьбы к рельефной, сочетая в себе плоскую поверхность и невысокий рельеф изображения.
На чашках якутов орнамент составляли выпуклые пояски из ромбов или треугольников, расположенные параллельными рядами в верхней части сосуда,
выделяющиеся на плоском фоне. Ручки черпаков для разливания кумыса из коллекции Якутского музея им. Е.Ярославского украшается декор из растительных элементов в сочетании с реалистическими изображениями коней,
выполненный в технике плоскорельефной резьбы [30, с. 537].
Рельефная резьба похожа на плоскорельефную, но сам рельеф получается объемным; достаточно высоко выступающим над плоскостью фона. Чаще всего эта резьба используется при украшении мебели, оконных наличников и ее появление связано с притоком в Сибирь русских плотников и столяров (рис.
118).
Прорезная (ажурная) и накладная резьба также широко применялись для украшения мебели, интерьера, наличников домов, появившихся под влиянием русских. Деревянная декорированная мебель появилась у автохтонных народов Сибири в конце XIX в., да и то по преимуществу в домах зажиточных хозяев.
Выполнены они были под влиянием образцов, прибывавших из России, и
украшались комбинацией из различных видов резьбы.
В украшении домов, которые в Сибири обильно украшались резьбой как русскими так и местными купцами «из инородцев» преобладала ажурная и накладная резьба, известная русским резчикам еще во времена глубокой древности. Проемы в доске, украшенной рельефным орнаментом, дополняли орнамент, например, на домовых причелинах. Ажур или узорные проемы выполняли тем же простым обычным резчицким инструментом. Во многих городах Сибири до настоящего времени сохраняются целые улицы домов,
фронтоны которых, наличники окон, входы обильно украшает ажурная пропильная резьба. Ажурная резьба очень эффектна, она походит на деревянное кружево (рис. 119). В нее перешли многие орнаментально-
декоративные мотивы русской глухой рельефной резьбы: солнечные розетки,
90
обыкновенно помещаемые в самом центре фронтонов или в центре оконного наличника; изображения птиц, петухов, уток, лебедей; изображения разного рода фантастических существ, условно называемых «драконами» – полуптиц,
полузверей, с процветшими, т. е. превратившимися в листья и побеги,
туловищами и хвостами. Встречаются в пропильной резьбе и условные,
обобщенные, геометризованные изображения женских фигур, очень похожие на подобные изображения в русской народной вышивке и кружеве.
У отдельных сибирских народов прорезная или ажурная резьба имеет и самостоятельное происхождение. Так, в Тюменском областном краеведческом музее хранятся деревянные предметы сибирских татар, выполненные в рассматриваемой технике (рис. 120). Ажурная резьба (пропильная)
применялась хантами на деревянных крюках и цепях для подвешивания колыбелей, женских веслах и рукоятках черпаков. В сквозные прорези на этих изделиях вставляли погремушки [48]. Край якутских воронок для разливания кумыса также украшает полоска ажурной резьбы (рис. 62).
Большое распространение в декорировании получила резьба объемная или скульптурная. Зачатки деревянной скульптуры можно обнаружить в игрушке автохтонных народов Сибири – стилизованных изображениях коров,
телят, коней, оленей и быков, вырезанных из различных пород дерева. Живая реальная форма в них сильно схематизирована: поверхность их покрыта глубокими, на толщину коры, геометрическими прорезями. Ханты изготавливали фигурки подсадных уток и гусей, мастерили изделия из щепы.
Скульптурки зверей и птиц входили у хантов и в комплекты игр для взрослых –
«тось-чер-вой» и «топис». Последняя напоминала шахматы, где один из партнеров изображал охотника, а другой – зверя, на которого собирается идти охотник: если выиграет, то убьет зверя. В набор для «топис» входили деревянные или костяные фигурки птиц, лосей и оленей, фигурные пластинки
[48].
У бурят из дерева в технике объемной скульптуры в к. ХIХ – нач. ХХ вв.
выполнялись преимущественно шахматные фигурки и игрушки. В работе над
91
скульптурой из дерева мастер пользовался остро наточенным ножичком и пилкой. Пластическое искусство отдельных бурятских и тувинских мастеров подверглось влиянию буддийского искусства [21, с. 20–21].
Следует отметить, что традиционные деревянные изделия у народов Сибири декорировались с использованием комбинированных приемов.
Примером могут служить деревянные рукояти шорских и телеутских бубнов,
декорируемые в технике скульптурной, прорезной, контурной и двугранновыемчатой резьбы. Рукояти укреплялись по продольному диаметру внутри бубна, изображая «хозяина бубна» – «барса» (от тюркск. – зверь). Сама по себе рукоять представляла биконическую резную скульптуру с круглым в сечении перехватом посредине, за который шаман держал бубен во время камлания. Расширенные концы рукояти были украшены прорезной резьбой в виде расположенных в ряд треугольников, каждая пара которых сходилась вершинами. Такие треугольники назывались «кöс» – «глаза барса». Сквозная резьба в виде круглых отверстий у телеутов символизировала «пестроту барса».
Треугольники, выполненные в технике контурной или двугранновыемчатой резьбы, символизировали горы, перелетаемые шаманом при камлании (рис.
117) [40].
Ручки черпаков хантов и манси украшалась геометрическим орнаментом в сочетании с зооморфными фигурками, деревянными сквозными кольцами,
вырезанными из цельного куска дерева.
У якутских чоронов ножки представляли скульптурные изображения конских копыт (рис. 122). Выполненный в технике резьбы орнамент располагался по всей поверхности поясами или лентами, шириной в несколько сантиметров. Полосы почти не выступали над поверхностью, и рельеф трудно воспринимался глазом. Для каждой части чорона существовала определенная группа орнаментов: у края венчиков – гребенчатый и зубчатый в виде треугольников и ромбов; на центральных поясах – «ячейка сети», «позвоночный узор», «палец-узор»; по венчику шел гребенчатый орнамент в свободном сочетании с названными узорами; основание ножки разделялось на
92