Файл: УП История народного искуства Сибири.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 306

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

почти одинаковые) фигуры «летящих» оленей расположены очень компактно,

как бы «вписаны» друг в друга. Изящные ритмически повторяющиеся очертания вытянутых тел оленей, разделенных ажурной сеткой рогов, создают впечатление легкости и декоративности, скрадывающее монументальные формы каменных обелисков (рис. 110). Иногда встречаются случаи отступления от данной иконографической схемы, различного рода варианты при изображении ног оленей, но в целом стилистика их очень устойчива и свидетельствует о накоплении и передаче традиционного опыта в создании подобного рода изображений [78].

Д.Г.Савинов развивает точку зрения М.П.Грязнова том, что фигуры оленей первоначально вырезались из кожи (или каких-то иных органических материалов). Каждая вырезанная фигура представляла собой трафарет для последующего воспроизведения подобных изображений. Трафареты могли накладываться (или наклеиваться) на деревянную или каменную основу, с

учетом смыслового содержания и приемов декоративного оформления памятников. После этого они могли обводиться по контуру, чем обеспечивались удивительная четкость и повторяемость силуэтов, нанесенных при такой «разметке» изображений. Тела более крупных фигур иногда пересекает поперечная полоса: не исключено, что это свидетельство того, что сама матрица в этих случаях была изготовлена из двух частей, соединенных уже на каменной плоскости. В зависимости от необходимости, ноги животных могли вырезаться полностью, быть обрезаны в виде коротких выступов или отсутствовать вовсе. Плоскость изображения внутри выделенного контура равномерно выбивалась и подшлифовывалась. Вместе с тем, для многих оленных камней этого типа характерна своеобразная техника контррельефа,

когда оставалась нетронутой плоскость изображений, а слегка углублялась вся окружающая поверхность камня. В этом случае оставались необработанными именно покрытые матрицами участки камня и таким образом изображение

«выступало» благодаря углублению фона. Такое взаимодействие изобразительных возможностей плоскости рисунка и фона, по сути дела,

69

соответствует приемам аппликации, наиболее характерной для декоративного искусства кочевников.

Рассматривая рисунки оленей на оленных камнях монголо-забайкальского типа, можно проследить как уверенно и последовательно вырезались округлый круп с коротким торчащим хвостиком, изогнутая посередине линия спины,

длинная плавно очерченная шея, глаза миндалевидной формы, клювообразная морда, рога (не отсюда ли идет S –видная форма отростков рогов на предметах скифской торевтики [78].

Можно предполагать, что у каждого мастера, высекавшего подобные изображения, имелся определенный набор таких трафаретов, которые при соблюдении содержательной схемы всех композиции могли использоваться достаточно свободно; при этом незаполненные части изобразительного поля дополнялись более мелкими рисунками, чем достигалась художественная выразительность произведения в целом.

На данных типах памятников, кроме оленей, встречаются рисунки солярных знаков, антропоморфных изображений, предметов вооружения, тамг,

геометрических фигур и т.д. Так, на изваяниях окуневской культуры, носители которой обладали сложной системой мировоззрения, которую они кодировали в каменной скульптуре, центральным изображением была личина, от которой отходили другие изображения [111].

По одной из гипотез, рисунки на Окуневских стелах означают универсальную модель мироустройства (рис. 111). Обычно изображения на лицевой стороне изваяния размещались тремя ярусами, обозначавшими вертикальное строение мира. На боковых гранях располагались солярные символы, отмечавшие круговое движение Солнца. Верхнюю часть изваяния,

где «движение Солнца достигает кульминации», занимало солнечное божество верхнего мира. В центральной части изображали божество, с которым была сопряжена реальная, земная жизнь человека. В нижней части изваяния находилось мифическое существо нижнего, подземного мира.

70



В Туве известно несколько изваяний, продолжающих традицию памятников раннетюркского времени. Так, «на стеле из Мугур-Саргола в верхней части изображена обычная для древнетюркской иконографии личина, а

ниже в вертикальном направлении друг за другом расположены фигуры трѐх лошадей, выполненных ещѐ в таштыкской манере. Передняя лошадь связана с личиной узкой протѐртой линией (повод?). Поверх всей композиции выбито древнетюркское тамгообразное изображение горного козла. На изваянии – блоке с р. Хендерге тюркский воин держит в согнутых руках на уровне пояса отрубленные человеческие головы, что можно рассматривать как отражение прежнего культа головы убитого врага, характерного для скифского и хуннского времени. На изваянии из Мунгу-Хаирхан-Ула, по-видимому,

наиболее позднем в этой серии, в нижней части камня изображены участвующие в сцене поминок маленькие фигурки двух человек. Очевидно, на этих изваяниях наряду с главным персонажем представлены сцены посвящѐнных ему обрядовых действий» [77, с. 50].

Примером изображений человека на плоскости являются стелы таштыкской культуры, из которых известно всего три достоверных: это Кижи-

таш и Улу-Кыс-таш, открытые в 1772 г. П.С. Палласом в Могильной степи около с. Аскыз [77, с. 39], а также каменная плита с р. Нени, найденная, по данным Л.Р. Кызласова [50], в пещере и сейчас находящаяся в Минусинском музее. Хотя аскизские стелы не сохранились, по имеющимся рисункам можно составить о них достаточно четкое представление. Композиционное оформление всех минусинских стел в принципе одинаково. Наверху на одной лицевой стороне каменного блока помещается крупное изображение сидящей человеческой фигуры с сосудом в двух руках. Ниже и на боковых гранях находятся дополнительные мелкие рисунки, по тематике и расположению напоминающие оленные камни Центральной Азии – это цепочка идущих друг за другом верблюдов (возможно, среди них есть и лошади) и рогообразный изогнутый «предмет неизвестного назначения» (Улу-Кыс-таш); лук сигментовидной формы в налучье, как бы заткнутый за пояс, и отдельно

71

изображенное ухо с серьгой (Кижи-таш); птица, лук и котловидные сосуды

(Нени). По технике нанесения эти изображения напоминают оленные камни, но рисунок не углублен, а возвышается на фоне углубленной поверхности камня.

Семантика таштыкских изваяний раскрывается наиболее полно благодаря композиции на лицевой стороне стелы с р. Нени (рис. 112) [65]. Большую часть поверхности камня занимает крупная фигура со сложенными «калачиком» ногами и сосудом на месте головы, придерживаемом руками. Ниже изображена сцена охоты пешего лучника с собакой на оленя, в спину которого вонзилась стрела. Повествовательный характер этой сцены в сочетании с канонизированным образом центрального персонажа позволяет рассматривать ее как отображение посвященных ему реальных культовых действий.

Назначение этих ритуальных действий раскрывается благодаря изображению птицы на боковой стороне стелы с р. Нени, которое может быть связано с представлениями древних тюрков о процессе реинкарнации душ. Скорее всего,

в рассматриваемых сценах следует видеть иллюстрацию жертвоприношений,

связанных с поминальным обрядом, или действий, обеспечивающих эти жертвоприношения.

Минусинские стелы занимают как бы промежуточное положение между антропоморфными оленными камнями и древнетюркскими каменными изваяниями, сочетая признаки тех и других приблизительно в равной степени

[78, с. 40–41].

2.1.2. Каменная скульптура

Вколлекциях музеев, отражающих культуру народов Сибири,

представлена каменная палеолитическая скульптура и скульптура бронзового века. Скульптура из камня включает зооморфные, антропоморфные и мифические фигуры, как крупных размеров, так и мелкую пластику. Среди зооморфных, в музее КМАЭЭ, например, хранится один из ранних образцов каменной скульптуры – миниатюрные рыбы, изготовленные в технике пиления и шлифовки [111]. Зооморфной скульптурой в виде конской головы завершается каменный жезл бронзовой эпохи, хранящийся в музее Томского

72


университета. Жезл с подобной головой и головой верблюда, но более короткий, имеется в Омском областном историко-краеведческом музее. Среди археологических находок Алтая известен каменный жезл с головой медведя.

Находки этого периода в Прииртышье представлены образцами каменной антропоморфной скульптуры. Фигурка из темно-коричневого песчаника была найдена на берегу р. Нуры. Близкие по облику изображения найдены при раскопках поселения Самусь IV близ Омска. Два из них выполнены техникой точечной выбивки из галек, третье вырезано на плоской плитке глинистого сланца. На правом берегу р. Тобол у г. Кустаная была найдена стилизованная, с

нарушением пропорций, но с точной передачей анатомических деталей,

скульптура сидящего обнаженного мужчины, выполненная в технике точечной гравировки с подшлифовкой.

Широко распространенной на территории Сибири скульптурой из камня являются изображения, вошедшие в археологическую литературу под «не очень удачным и неточным, но традиционным собирательным термином «каменные бабы» [98, с. 3]. Каменные изваяния Семиречья отнесены Я.А. Шером к периоду Первого тюркского каганата. В Южной Сибири к ним близки некоторые изваяния из Тувы [77].

Создание каменных изваяний, по мнению Г.В. Кубарева, было широко налаженным производством. Мастерские заменяли каменные карьеры,

созданные самой природой. Десятками и даже сотнями в разломах лежат каменные блоки и плиты правильной прямоугольной формы. Они в основном и использовались для изготовления изваяний. Более половины алтайских изваяний выполнены именно на таких, специально подобранных, каменных блоках, уже внешне напоминающих очертания человеческой фигуры. Такие антропоморфные блоки и плиты для большего сходства подтесывались, их грани округлялись оббивкой и последующей шлифовкой. Очень часто и удачно использовались скатанные плиты и валуны удлиненных форм. Определение пород камня, из которого изготовлены изваяния, показало, что главным материалом служили мягкие породы: песчаник, гнейс и различные сланцы.

73

Технические приемы ваяния и применяемые инструменты в целом, вероятно,

были одинаковыми у мастеров Алтая, Тувы, Монголии и Семиречья, так как каменные изваяния – памятники единого круга средневековых кочевников.

Культовый характер памятников канонизировал не только иконографические черты древнетюркских изваяний, но и определил консервативность основных технических приемов [46].

Самым распространенным техническим приемом у древних мастеров был барельеф, иногда используемый наряду с техникой точечной выбивки. Реже встречается техника контурного резного рисунка. Нечасты объемные фигуры,

выполненные с профессиональным техническим мастерством [98, с. 12].

Работа мастера над изваянием проходила несколько основных стадий.

Грубая первоначальная обработка каменного блока включала контурное выявление основных объемов – головы, плеч, рук, талии фигуры. Затем делался острием ножа эскизный набросок или рисунок кистью лица, украшений,

деталей костюма, сосуда и оружия. Специальными ударными инструментами типа долота углублялся «фон» вокруг намеченных деталей. Окончательная отделка включала шлифовку отдельных фигур, а в некоторых случаях,

возможно, и раскраску деталей в различные цвета [46].

Чаще всего изваяния – мужчины с монголоидными чертами лица. Однако встречаются и женские фигуры. Одни фигуры изображены в головных уборах,

на других показаны прически в виде одной или нескольких кос, свисающих по спине до пояса. Одно, либо оба уха украшены серьгами, шея – гривной или ожерельем. Большинство изваяний изображены в кафтане, опоясанном по талии поясом, нередко с целым набором украшений. Сбоку подвешены сумочка, точило и др. предметы. Ряд скульптур представлен обнаженными людьми, преимущественно женщинами. Подавляющее число фигур в руках на уровне живота держит сосуды, форма которых варьируется: кубок на ножке, с

петлевидной ручкой и т.д. [97, с. 11–12].

74


2.1.3. Декор бытовых предметов из камня

Нанесение орнамента на бытовые каменные предметы было известно народам Сибири с древности. Например, на каменных двухсторонних литейных формах, в которых осуществлялась отливка бронзовых изделий, выполнен в технике прошлифовки геометрический и растительный орнамент (рис. 109).

Декорирование литейных форм своей конечной целью ставило воплощение орнамента на металлических предметах. Так, на форме для отливки чекана из коллекции КМАЭЭ декор имеет своей целью заполнение всей поверхности будущего бронзового лезвия и представлен геометрическим ромбовидным орнаментом. Часть ромбов заполнена сплошной штриховкой. Дополняется декор растительными мотивами в виде пальметт [111].

Коллекции эпохи средневековья содержат образцы декоративного камня в виде пряжек, украшающих конскую сбрую. В археологических и этнографических коллекциях музеев содержатся бусы из камней-самоцветов – агата, сердолика, бирюзы, лазурита. Входят в состав музейных коллекций нефритовые скульптурные изображения буддистской символики, попавшие к тувинцам, бурятам, якутам вместе с принятием ламаизма.

Из добываемого в Туве агальматолита – камня мягких пород пастельного оттенка смешанных светло-серого и розово-коричневого цветов – изготавливались шахматы «шадра», бытовавшие у бурят и тувинцев, в которых прослеживается монгольское влияние. Так, король в тувинских шахматах изображался в виде монгольского нойона, ладья – в виде монгольской юрты,

слон – в виде двугорбого верблюда и т.п.

В Российском этнографическом музее хранятся скульптурные изображения льва «арзылан» и яка «сарлык» агальматолита, изготовленные в Эрзинском районе Тувинской АССР во второй половине XX в., что говорит о преемственности традиций тувинских резчиков по камню.

Таким образом, памятники декоративного искусства из камня имеют у народов Сибири древнюю историю и отражают, наряду с самобытными чертами, культурные взаимодействия с соседними народами. Такие памятники

75

декоративного искусства из камня как петроглифы, оленные камни, крупная культовая скульптура наиболее многочисленны в археологических культурах.

Этнографический период в культуре народов Сибири характеризует мелкая каменная пластика – шахматные фигурки, изображения буддийской символики из нефрита или агальматолита.

Вопросы и задания по теме «Художественная обработка камня как один из древних видов искусства»

1.Выявить памятники декоративного искусства из камня у народов Сибири в составе музейной экспозции.

2.Дать характеристику «оленным камням» и раскрыть сюжетное многообразие изображений на них.

3.Какие памятники Сибири относят к древнетюркским антропоморфным изваяниям?

4.Охарактеризовать изобразительные традиции памятников наскального искусства Сибири на материале музейной экспозиции.

Литература и источники

Шер А. Я. Каменные изваяния Семиречья. – М.–Л..: Изд. «Наука», 1966.

Сайт музея «Археология, этнография и экология Сибири» Кемеровского государственного университета. – URL: http://museum.kemsu.ru.

Сайт Хакасского национального краеведческого музея. – URL: http:// www.nhkm.ru.

Сайт Историко-культурного и природного музея-заповедника «Томская Писаница». – URL: http://www.gukmztp.ru.

76