Файл: УП История народного искуства Сибири.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 313

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.6.2.Декор предметов костюма из меха и кожи

Ународов Сибири, основными занятиями которых были оленеводство,

охота, рыболовство, морской зверобойный промысел и скотоводство,

материалом для пошива различных элементов костюма служили шкуры промысловых животных – оленя, лося, нерпы, а также овчина, шкурки птиц,

рыб, кишки морских животных. По функциональному назначению традиционная одежда народов Сибири подразделялась на повседневную,

промысловую, дорожную, празднично-обрядовую (свадебную, погребальную) и

культовую (шаманскую). Однако исходной формой, отличавшейся наибольшим многообразием, являлась верхняя повседневная одежда. В прошлом у северных народов верхняя одежда являлась единственной, т.е. служила одновременно и верхней, и нательной. Строгого разделения верхней одежды по сезонам у народов Севера не существовало: обычно летом носили выношенную зимнюю одежду.

Женская и мужская верхняя одежда у северных народов в основном совпадала по покрою. Исключение составляла лишь одежда ненцев, нганасан,

энцев, а также северных групп хантов и манси. У этих народов мужчины носили одежду глухого покроя, а женщины – распашного.

По покрою верхняя одежда сибирских народов разделяется на три группы:

одежду глухого покроя, надеваемую через голову; одежду распашного покроя,

имеющую спереди разрез; и комбинезон специфический женский и детский тип. Одежда глухого покроя была характерна для арктических народов,

занимавшихся морским зверобойным промыслом: эскимосов, береговых чукчей и коряков, а также оленеводов тундры и лесотундры: ненцев, хантов, манси,

нганасан, энцев, чукчей и коряков. Основным материалом для пошива одежды им, а также таежным народам служили оленьи шкуры, имеющие плотный и густой ворс. Ненцы, ханты и манси шили одежду из оленьего меха – «малицу»

(от термина «мал» – замкнутый). Она представляла собой просторную и длинную «рубаху» с капюшоном. Верхней меховой женской одеждой ненцев служила двойная шуба «ягушка» или «яга». У чукчей и коряков меховая одежда

151

кухлянка была более легкой и короткой. Для них, в отличие от ненцев,

окарауливавших свои стада на нарте с помощью оленегонной собаки, было характерно пешее окарауливание, и длинная одежда в этом случае сковывала бы движения. У народов севера Западной Сибири существовала особая меховая дорожная одежда – «совик/сокуй», которую носили поверх малицы только при переездах. Морские зверобои, отправляясь на промысел, надевали поверх меховой одежды глухого покроя непромокаемую «камлейку» одежду из кишок морских животных. Береговые чукчи, коряки и эскимосы, кроме оленьих, а

иногда нерпичьих шкур, использовали для шитья верхней одежды шкурки птиц гагар [114].

Распашная меховая одежда была характерна для таѐжных охотников и скотоводов южной Сибири. Основным типом меховой одежды охотников тайги

– селькупов, кетов и эвенков была короткая, прямого покроя распашная

«парка» мехом наружу. Эвенки и эвены дополняли меховую или ровдужную

«парку» в виде кафтана нагрудником. Группы эвенков, населявшие бассейн Нижней и Подкаменной Тунгусок, а также эвены, которые кроме охоты занимались вьючно-верховым оленеводством, усовершенствовали эту одежду за счѐт клиньев, вшивавшихся на спинке – от талии к подолу, таким образом,

приспособив ее к верховой езде на оленя.

Буряты, якуты и народы Южной Сибири: тувинцы, алтайцы и хакасы,

основным занятием которых было скотоводство, зимой носили просторную длинную одежду из покрытой тканью мерлушки и дублѐной овчины, а летом халаты из ткани (буряты, тувинцы), хлопчатобумажные платья, рубахи (якуты,

народы южной Сибири). Широкая в подоле одежда была удобна для верховой езды на коне.

В хозяйственной деятельности народов, населявших территорию бассейна реки Амур и о. Сахалин – нанайцев, нивхов, ульчей, орочей и др., большую роль играло рыболовство. Для шитья одежды они использовали выделанные кожи сома, ленка и лососѐвых рыб. У мужчин и женщин основной одеждой были халаты из рыбьей кожи, а также из покупной хлопчатобумажной ткани

152


покроя кимоно. У нанайцев существовала особого покроя свадебная женская одежда из китайского шелка. В отличие от повседневной одежды, она имела прямой разрез спереди и богато орнаментировалась аппликацией и вышивкой.

Материалом для изготовления зимней обуви у народов Севера Сибири служили камусы – мех, снятый с ног оленя. Летом они надевали лѐгкую,

облегающую ногу обувь из оленьей замши. Нерпичьи шкуры использовали для шитья обуви морские зверобои. Кожаные сапоги на толстой подошве были характерны для скотоводов, а народы Амура шили обувь из рыбьих кож и лосиной замши [114].

Верхняя, особенно праздничная одежда народов Сибири обильно декорировалась. Оленеводы тундры украшали женскую «малицу» (нганасаны и энцы и мужскую) одежду меховой мозаикой из светлых и темных кусочков меха.

Основным украшением «кухлянки» служили розетки – «йыг'илгын» (луна).

Традиционно их собирали и сшивали из кусочков оленьей шкуры и оторачивали длинноворсовым мехом. Позднее стали вышивать нитками бисера. «Йыг'илгын» могли быть составлены из секторов разной величины и цвета,

концентрических окружностей и более сложных сочетаний геометрических фигур. Кроме данного типа декора, кухлянка украшалась свободно свисающими подвесками из ремешков оленьей замши или бисера и стеклянных бус, кисточками из крашеного меха. Нередко подвески и кисточки пришивались к розетке «йыг'илгын». Кухлянка коряков более обильно украшалась в области спины.

Декоративной чертой корякской «кухлянки» являлся «опуван» меховая декорированная полоса шириной 10–12 см, пришиваемая к подолу (рис. 36 а).

Опуваны декорировались вышивкой нитками, меховой мозаикой. У чукчей и коряков меховая мозаика представлена светлым изображением на темном фоне.

Орнамент в большинстве случаев геометрический, хотя иногда встречается зооморфный. Это может быть изображение оленя, моржа, медведя, песца,

153

собаки, птицы. Известно использование сюжетного декора: поездка на оленях,

охота на медведя и т. д. [80].

Орнаментальной полосой из меховой и ровдужной мозаики нередко украшались по нижнему краю мужские зимние штаны «конайты», которые были длиною до щиколоток и шились двойными, как и двойная кухлянка.

Материалом для зимних штанов служила шкура оленя, летних – ровдуга.

Таежные охотники отдавали предпочтение бисеру, которым расшивали мужскую и женскую одежду. Народы Амура украшали одежду аппликацией и вышивкой шелковыми нитками и мулине. Якуты и народы южной Сибири использовали съемные и нашивные украшения из металла, а также вышивку.

Зимним мужским головным убором коряков являлась шапка-капор,

сшитая из камуса или пыжика с опушкой из шкур длинношерстных животных

(собак, волков и т. д.). Капор украшался геометрическим орнаментом в технике меховой мозаики, вышивкой подшейным волосом оленя или растительным орнаментом, вышитым цветными нитками.

Рукавицы и перчатки из камуса или ровдуги, окрашенных в черный или коричневый цвета, декорировали светлыми полосками кожи, вышивкой подшейным волосом оленя.

В декоре традиционной обуви «торбасов» чукчей и коряков важную роль играет подбор камусов, естественный узор на которых является одним из основных декоративных средств. Кроме того, торбаса украшаются оторочкой из меховой мозаики с геометрическим орнаментом. В некоторых случаях геометрический орнамент добавляется еще вдоль бокового шва. Часто на торбасах выполняется по верхнему краю геометрический орнамент из разноцветного бисера. Это декоративная полоса до 3–4 см шириной, от которой иногда еще протягивается более узкая полоса вдоль бокового шва голенища.

Чукотская обувь из нерпичьей прожиренной кожи орнаментировалась полосками белой мандарки, которые перехватывались стежками ниток на равном расстоянии друг от друга, образовывая рельефный шов [80].

154


Украшением меховой одежды ненцев также служила мозаика из светлых и темных кусочков меха, с помощью которой составлялись орнаментальные бордюрные узоры «рога оленя» и т. п. Шапка в виде капора с наушниками изготавливалась и декорировалась ненцами и энцами по типу чукотской.

Обувью служили высокие меховые сапоги «пимы», также украшенные меховой мозаикой. Такие же пимы носили селькупы.

Уэвенков и эвенов в одежде отмечается сочетание меховой мозаики в виде контрастных полос, опушки, вышивки бисером и нашивки медных украшений. Под распашную верхнюю одежду – кафтан-парку, украшенный бахромой из козьего меха, они надевали вышитый бисером нагрудник из ровдуги с медными подвесками. Мужской и женский нагрудники различались оформлением нижнего края: мужской заканчивался треугольным оформлением подола, женский имел прямой срез. Комплект костюма дополнялся короткими штанами – натазниками, вышитыми бисером унтами и ноговицами – длинными гамашами из ровдуги, сукна или оленьих шкур. Рукавицы с прорезью пришивались к рукавам. Головной убор эвенков и эвенов изготавливался из шкуры с головы оленя, отверстия глазниц на которой зашивали и украшали цветным бисером.

Уарктических охотников и оленеводов специфической деталью костюма являлись снеговые очки, декорированные медными вставками и цветным бисером (рис. 146) [34, с. 102–103].

Особым образом декорировалась погребальная одежда арктических охотников и оленеводов Сибири. У коряков погребальная мужская и женская кухлянки имели сзади удлинение, напоминающее хвост. Шились они мехом внутрь из белой или светло-серой шкуры молодого оленя, либо пыжика. Мех при этом окрашивали в темно-красный цвет. Ритуальная одежда отличалась особенно большим количеством украшений по опувану, на рукавах и капюшоне, по швам на штанах.

Ритуальную одежду шили из шкур почитаемых животных, в том числе из птичьих шкурок. Экземпляры такой одежды хранятся в коллекциях

155

Российского этнографического музея, Тюменского областного краеведческого

музея и др..

Меховые и кожаные элементы костюма и предметы обихода тюркоязычных народов юга Сибири. Зимней верхней одеждой скотоводов юга Сибири служили распашные меховые шубы «тон» (телеуты, алтайцы), «сон»

(якуты). У алтайцев и телеутов они шились из овчины и назывались «чан тон»

(неприталенная шуба) и «телен тон» (приталенная шуба). Второй более изящный тип использовался в качестве праздничной зимней одежды. Шубы шили мехом внутрь и сверху покрывали сукном, богатые – атласом. Стоячий воротник декорировался опушкой из меха выдры [70, 109].

Старинная праздничная якутская женская шуба «сангыях» шилась из меха тарбагана, вышивалась шелком, бисером, серебряной нитью и декорировалась опушкой из меха бобра. «Сангыях» якутские женщины надевали только в исключительно торжественных случаях: в день свадьбы, в праздник «Ысыах».

Обычно шубу дарила невесте свекровь, и часто «сангыях» передавалась из поколения в поколение, олицетворяя женскую часть социума [113].

Для скотоводов юга – хакасов, телеутов, алтайцев были характерны изделия из овчины, сшитой мехом внутрь и покрытых снаружи сукном, атласом и другими тканями. Это касается не только шуб, но и головных уборов. Так праздничная шапка телеутов «киш-пöрÿк» – соболья шапка шилась из овчины и покрывалась алым сукном. Крой состоял из четырех клиньев неправильной пятиугольной формы шириной около 10 см, которые при сшивания образовывали тулья шапки в виде удлиненной четырехгранной полости высотой около 30 см с двумя выступающими углами, которые служили наушниками шапки. На лобную и затылочную части приходилось по V-

образной выемке. Околыш шапки декорировался собольим мехом,

повторяющим форму нижнего края шапки. Швы снаружи обшивали золотым или серебряным галуном. Носили «киш-пöрÿк», заламывая верх шапки при вправо [70, 109].

156


Мужские и женские шапки якутов шились часто из сочетания различных материалов: снаружи мог быть соболий мех, внутри – беличий. Женские меховые шапки были высокими, конической формы, с навершием в виде небольшой шапки с округлым верхом, покрытым текстилем, по которому выполнена вышивка золотошвейной гладью (рис. 66, 136). Нижний край такого навершия оторочен мехом соболя и в отдельных случаях украшенным серебряной круглой бляхой (рис. 136). С двух сторон к шапке ней пришивались

«рожки» беличьих или рысьих хвостов.

Праздничная обувь якутов из ровдуги или меха от носка до самого верха заполнялась узорами. Для вышивки использовались шелковые нитки синего,

желтого и зеленого цветов, гармонично сочетаемые со светло-коричневой ровдугой. В орнаментации преобладали мотивы «сердца», «лиры» усложненные многочисленными отростками и завитками.

Обувь шорцев, хакасов, телеутов, сибирских татар шилась из кожи домашней выделки и имела мягкую подошву, Женщины носили в летнее время калоши «чарык/чирки/царык», в зимнее – сапоги «удук/одук», какие во все времена года использовались мужчинами. Обувь шили на одну ногу,

выворотным швом вручную кендырными нитками. В шов прокладывали кожаный кант, чтобы обувь не промокала. Внутреннюю часть задников укрепляли нашитой прямоугольной берестяной, либо толстой кожаной пластинкой, предохраняющей пяточную часть обуви от оседания. Кроме того,

телеуты шили сапоги с приподнятым носком «улунта» из овчинной хорошо выделанной кожи, считавшиеся в начале ХХ в. старинными. Под коленом голенище отгибалось и подвязывалось ремешком. Задний шов украшался ярким кантом из шерсти или сукна.

Калоши томских татар отличает выкроенная из двух половинок головка,

что было характерно для некоторых видов обуви южных алтайцев и челканцев,

сапоги такого покроя у этих групп в научной литературе относят к монголо-

китайскому типу. В декоративное оформление калош-чирков каждый из народов Южной Сибири них вносил свои особенности. Чирки шорцев и

157

томских татар обычно никак не украшались. Вдоль края телеутских чирков пришивалась оборотка из темного сукна, обшитая в области задника прямоугольником из мягкой кожи «шок», из-под которой выпускался красный кант «ыскыт». Две вертикальные красные суконные полоски «кулак»

отграничивали область задника [42].

Томские татары из овечьей, козлиной кожи или хрома шили сапоги с мягкой подошвой – «ату», с твердой – «одук/итек». Женская праздничная обувь сибирских татар из юфти и сафьяна – сапоги «ичиги» и туфли «коты»

украшалась мозаикой из кусочков цветной кожи, тиснением или вышивкой цветными шелковыми нитками. При создании узора ичигов кожа разного цвета складывалась по орнаментальным трафаретам. Кусочки кожи сшивались встык прокладыванием вышивальной цепочки из цветных шелковых нитей. Для узоров характерны криволинейность, замкнутость форм и определенная их массивность, четкая очерченность контуров рельефными швами из цветных крученых нитей, создающий фактурный и цветовой контраст с поверхностью узоров. Длина их доходила до колен, верх иногда отворачивался, с боковых сторон нашивались кисточки [35].

2.7.Художественное оформление текстиля

2.7.1.Виды текстиля

Под текстилем в этнографии принято понимать изделия, выполненные из волокон и нитей (текстиль – от лат. textile – ткань, материя). Текстильные материалы использовались для изготовления одежды и предметов домашнего обихода многими народами Сибири, исключая северные народы. В

зависимости от нитей, из которых производились домотканые или покупные ткани, различаются виды текстиля.

Хлопчатобумажный текстиль из хлопчатобумажной пряжи. У народов Сибири их хлопчатобумажных тканей для шитья повседневной одежды использовались домотканые и грубоватые привозные ткани: азиатская,

персидская и бухарская бязь; похожая на бязь китайская даба; китайского же

158


производства ткань из толстой пряжи желтоваго цвета – нанка и миткаль –

суровая тонкая ткань полотняного переплетения.

Из домотканых наиболее известна кендырная ткань, изготовленная из пряжи конопли и крапивы простым полотняным переплетением. Производство такой ткани на горизонтальном ткацком станке было известно шорцам, у

которых оно сохранялось еще в начале ХХ в.

Для праздничной отделки деталей костюма использовали бархат,

манчестер или плис– хлопчатобумажные ткани с ворсом типа бархата.

Шерстяной – текстиль, выработанный из шерстяной пряжи.

Переплетение нитей при производстве такого текстиля бывает не только полотняным, но и саржевым. Первопоселенцами с Русского Севера был занесен в Сибирь обычай ткать шерстяное полотно, а автохтонные народы могли приобретать его для изготовления одежды. Кроме того, через ярмарочную торговлю в Сибирь проникали ткани из верблюжьей шерсти, выделываемой по большей части татарами. Для покрытия праздничных шуб скотоводы Южной Сибири приобретали у купцов привозное сукно – шерстяную ткань,

поверхность которой покрыта ворсом.

К шерстяному текстилю относятся войлоки, выделываемые скотоводческим населением Южной Сибири. Якутам, алтайцам, тувинцам,

телеутам, томским татарам было известно изготовление войлоков из овечьей шерсти. Шерсть разбивали палками и, взбитую, раскладывали ровным слоем.

Затем наматывали на длинный деревянный вал, смачивали его горячей водой и катали, получая в результате плотную валенную ткань.

Шелковый и полушелковый текстиль из шелковых и смесовых нитей.

Это были исключительно привозные ткани, которые использовались для изготовления элементов праздничной одежды у скотоводов Южной Сибири.

Среди таких тканей популярностью у алтайцев, телеутов, хакасов, тувинцев,

якутов пользовался атлас (араб., букв. – гладкий) – плотная шѐлковая или полушѐлковая ткань атласного переплетения с гладкой блестящей лицевой поверхностью. В телеутских коллекциях музеев России праздничные женские

159

рубахи сшиты из парчи – ткани с шѐлковой основой, содержащей в металлические позолоченные и посеребренные нити.

Для декорирования деталей одежды и вставок использовали тафту

шелковистую глянцевую тонкую ткань, сотканную из туго скрученных ниток.

Элементом декора одежды скотоводов Южной Сибири являлся галун – плотная лента или тесьма разных цветов, вырабатываемая из шѐлка, часто с золотой или серебряной нитью.

Из текстильных тканей шили одежду, которая также подразделялась на повседневную и праздничную, мужскую, женскую и детскую. Текстиль использовался для изготовления одежды, предназначенной для носки в умеренно холодное и теплое время года. В большинстве своем это одежда населения Юга Западной и Восточной Сибири. Костюмные комплексы народов этого региона включали сшитые из текстиля рубахи с пазушным разрезом до середины линии груди, штаны, распашные легкие и утепленные халаты, пояса и головные уборы.

У шорцев халат «кендырь-шабыр», рубаха «кунек», штаны «штан», шапка

«пöрÿк» изготавливались преимущественно из кендырной ткани, реже – из дабы, нанки и бязи. Рубаха декорировалась вышивкой цветными шерстяными нитками по узкому воротнику, обшитому плисом. Халаты вышивались по длинному шалевому воротнику, обшлагам рукавов, иногда – по углам полок и на груди. Вышивка также производилась по нашитым полоскам из плиса или иного покупного материала. Также оформлялся околыш шапки [37]. Орнамент составляли зигзаги, прямоугольники, мелкие розетки из сомкнутых зигзагов.

Декоративное оформление такого же набора одежды, но сшитого из покупных шелковых и шерстяных тканей, у скотоводов Южной Сибири часто включало отделку полосками цветной тесьмы, галуна или шелковой ткани.

Имелась и своя специфика у каждого из народов. Халаты тувинцев и алтайцев имели своеобразный ступенчатый вырез в верхней части левой полы, которая должна была лежать поверх правой.

160