Файл: Функциональные стили речи.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 141

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Мы уже отметили, что фонация тесно взаимодействует кинесикой, что интонация органично связана с жестом, мимикой, движением.

Выразительные движения и пластика тела артиста, ведущего программы

несут большую информационную нагрузку, передают разнообразные психологические состояния. Публично выступающему человеку (И особенно на сце­нических подмостках) необходимо овладеть культурой и выразительностью телодвижения. В противном случае он рискует попасть в число «статичных» ведущих, либо излишне экспериментальных (неоправданно и нелогично «бе­гающих» по сцене и излишне жестикулирующих)

К. С. Станиславский советовал актерам «обуздать свои жесты» настолько, чтобы не они владели исполнителем, а он ими.

По видам жесты разделяются на две большие группы; условные и неусловные.

Условные жесты, связанные с речевым общением и рассматриваемые как параязык, делятся на две группы. К первой группе относятся жесты, которые сопровождают речь, но сами не несут конкретной речевой информации. Одна­ко они передают некоторые сведения о самом говорящем, особенно о его национальной принадлежности.

Ко второй группе относятся такие условные жесты, которые заменяют

речь и несут не только информацию о говорящем, но передают вполне

конкретные сведения, которые могли быть выражены словами. Например, вместо того чтобы, сказать «да», русский кивает головой, а вместо «нет» -

качает головой из стороны в сторону.

Второй вид жестов - неусловные жесты. Они понятны всем без объяснений. По своей природе они всегда действенны, выражают эмоциональное состояние и волю человека, всегда имеют конкретную цель.

Не условные жесты разделяются на четыре группы: 1) Указывающие; 2) показывающие; 3) Подчеркивающие; 4) ритмические.

Каковы же функции каждой группы жестов?

Указывающие жесты наиболее простые и служат для того, чтобы указывать на тот или иной предмет.

Показывающие (передающие) жесты делятся на изображающие или эмоциональные жесты.

Изображающие жесты передают форму, вид внешних объектов речи. Их

еще называют иллюстративными.

Известный театральный деятель С.Волконский справедливо называл эти жесты «язвой сцены». Это худший из описательных жестов; он передает нить

рассказа, отвлекает внимание от смысла, направляя его на постороннюю форму, он прямо убивает слово, и от него до искусства так же далеко, как от иероглифа до письма».


Подчеркивающие жесты помогают понять и уяснить мысль. Или можно на­чать речь, приковывая внимание к говорящему. Они выделяют главное в речи.

Ритмические жесты подчеркивают не отдельные места речи, а весь ритм ее произнесения.

К ритмическим жестам примыкают жесты колебания, неуверенности: поднятие плеч, разведение руками, характерный наклон к плечу головы...

Эти жесты неуверенности передают внутренний ритм напряжения мысли поиска ответа.

Все, что говорилось о жестах, движениях, относится и к мимике.

Окологлазная мускулатура активно живет с человеком, отражая его внутренний мир. «Глаза есть зеркало души». По глазам мы читаем мысли, желания, чувства собеседника. «Передавайте мысли голосом и словами, а глаза пусть помогут дополнять то, что не передается речью» - учил К.С.Станиславский. При словесном общении говорите больше глазам партнеру, чем уху. По взгляду собеседника мы понимаем реакцию его на нашу речь. Потому и надо позаботиться о том, чтобы глаза артиста, ведущего, не были пустыми, чтобы в них отражались внутренние видения, чувства, весь внутренний мир.

Для обострения речевой выразительности, достижения активного словесно­го действия только языковыми средствами К.С.Станиславский предлагал вести диалоги, сидя на ладонях рук. Правда, в таких случаях убирались жесты, движения, мизансцены, но зато активно действовали глаза, мимика и интонация, т.е. Другие средства параязыка. Однако вербальное (языковое) общение в ра­боте ведущего доминирующим средством в коммуникации. Оно подчиняет себе все паралингвистические средства.

Голос звучный и полетный, свободно управляемый, Легкая и чистая дик­ция, свободное владение дыханием, интонационная точность и богатство русской мелодики, орфоэпическая культура неотъемлемое качество профессии не только артиста, но и ведущего программы. На основании всего выше изложенного мы можем сделать следующие выводы:

1. Речевое общение мы рассматриваем как осмысленную деятельность, направляемую на достижение внеречевои задачи, на этой основе формулируется

первый закон речи - закон словесного действия.

2. Всякое речевое общение имеет конкретную цель, ради которой оно осу­ществляется. Второй закон речевого общения - закон сверхзадач.

3. Речевое общение как деятельность осуществляется через систему кон­кретных последовательных действий. Отсюда рождается его третий закон - закон сквозного действия.


4. Словесное действие всегда включает необходимость последовательного

разрешения цепи взаимосвязанных задач. Поэтому четвертый закон его это закон перспективы.

5. Речевое общение имеет сложную структуру, в которой взаимодействуют информационный уровень - передача общего значения, и смысловой под текстовый - передача отношения, оценки сообщения. На уровне смысловом обна­руживается конкретное содержание и цель общения. Поэтому пятым законом речи является - закон раскрытия подтекста.

6. Речевое общение осуществляется на основе конкретно - чувственного, образного представления о действительности и воздействия на партнера свои ми видениями. Поэтому шестым законом речи ведущего является создание в его воображении четкой и последовательной линии видений.

Однако, как показывает практика, эти основные законы часто нарушаются ведущими в следующих случаях:

1. Начинающие ведущие часто подменяют элементы органического дейст­вия на сцене (оценку, пристройку, воздействие) их имитацией.

2. Поиск интонации вместо точного определения действия - еще одна ти­пичная ошибка в репетиционном процессе с начинающими ведущими( часто звучит просьба показать интонацию).

3. Примитивное толкование подтекста обедняет смысловой уровень воспроизводимого текста.

4. Наряду с требованиями к внутренней технике словесного действия часто

нарушаются требования к его внешней технике (дикция, орфоэпия, логики речи и т. д.)

5. Далеко не всегда ведущие демонстрируют владение средствами параязыка. Вполне понятно, что такие ведущие не могут соответствовать предъяв­ляемым к ним требованиям со стороны организаторов программы и соответст­вовать ожиданиям публики.

Овладение неречевыми способами «словесного действия» является для ведущего профессиональной обязанностью, неотъемлемой частью его мастерства.

Кроме этого мы рассмотрели из каких элементов состоит структура текста и непосредственно обратили внимание на технологию разработки текста.

При создании текста важно учитывать особенность предмета речи (тему), жанровую и видовую принадлежность, а так же состав аудитории. Не внимательное отношение к этому, может привести к серьёзным ошибкам. Желательно при разработки текста лично побеседовать с героем, о котором будет идти речь в данной программе, тогда текст будет интересным, живым, окрашенным личностным отношением.


Необходимо заметить, что одно из главных назначений текста – то, что он должен выполнять коммуникативную функцию. Посредством текста ведущий общается с партнёрами по сцене (если таковые есть) и со зрительным залом. Это помогает ему собрать внимание, вызвать интерес и положительные эмоции у аудитории.

32