Файл: Функциональные стили речи.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 151

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

А) экспозиция – предыстория событий ; события, которые будут описаны в тексте . Излагаются обстоятельства в которых произошло событие .

Б) цепь основных сообщений - как описание ситуаций, которые предшествовали событию.

В) фон к сообщению о событии, который характеризует специфику ситуации, которая определяет поступки и мотивы поведения героев события.

Г) аргументы - раскрывают позицию говорящего, его понимание сути и значимости происходящего.

Д) контраргументы – позиция и отношение к сообщению и его значимости , опровергающие позицию говорящего.

Е) кульминация сообщения – показ в развёрнутой форме последовательность происхождения – а точнее хода свершения событий.

Ж) финал – социальная оценка значимости события, показ его роли в развитии личности, в прогрессивном развитии общества.

Так же существует смысловая структура текста. Она подразделяется на:

1.Предмет сообщения ( о чём говорится );

2.Мотив сообщения ( что побудило включится в процесс общения );

3.Цель сообщения ( какие изменения , какая ответная реакция ожидается в ходе интерпретации передаваемого сообщения ).

Архитектоника текста - основа для формирования его смысловой структуры строится из следующих частей:

1. Зачин текста;

2. Основное содержание как цепь абзацев, среди которых модно выделить: а) анафору - такое построение абзаца, при котором повторяются отдельные слова, обороты в начале предложений абзаца, что создаёт в нём определённые акценты; б) эпифору – повторение и подчёркивание слов и оборотов в конце предложений; в) кольцевую строфу – начало и концовка полностью совпадают, создавая эмоциональную окрашенность; г) инверсию – нарушения порядка слов в предложениях абзаца с целью привлечения внимания или акцентировки на чём – либо; д) риторическое обращение – построение абзаца на подчёркнутом обращении к Каму – либо; е) риторический вопрос – использование вопросной формы построения с целью привлечения внимания к субъекту текстового суждения;

3. Концовка.

В композиционном, смысловом, стилистических отношениях в смысловой структуре текста выделяется зачин.

Зачин - это традиционное начало в тексте, благодаря которому ведущий вводит в курс событий собравшуюся аудиторию.


Выделяются следующие виды зачинов:

1. Событийный зачин – а) указывает место события и достопримечательность, с которой это событие или тема информации связаны;

б) указывает место события и причину привлечения внимания аудитории к этому месту.

2. Сюжетный зачин – включает описание логико- фактологической цели событий таким образом, что дальнейшая его часть требовала сюжетно- повествовательного развития.

3. Информационный зачин - а) изложение фактов основной информации в зачине, а так же показ путей достижения в основной части текста;

б) сообщение фактов информации, с указанием существенных недостатков ( используется приём «однако» ).

4. Зачин рисующий перспективу – раскрывает планы развития города, коллектива и т.п.

5. Отсылочный зачин - начинается фразами: « возвращаясь к теме …», « продолжая начатый разговор….» и т.д.

Существенный элемент структуры текста – это концовка.

Концовка – это заключительная часть текста. Здесь подводится итог сказанному. Даётся оценка фактов, событий, которые были изложены в основной части текста.

Разновидность концовки:

1. Итоговые концовки – подводится итог сказанному:

а) полнозначные итоговые концовки – содержание имеет самостоятельное значение, смысл ясен вне текста.

б) местоимённые концовки- начинаются с определения или указания местоимения или местоимёнными наречиями с обобщающими словами : «таков опыт» , « таков результат» ;

2. Концовка вывод – подчёркивается значимость событий и явлений, которые были изложены в основной части текста. Концовка содержит логический вывод из всего сказанного в основной части текста .

3. Концовка, формулирующая задачи – такие концовки отличаются от других познавательность и лаконичностью. В них можно выделить 2 части :

а) итогово- констатирующую;

б) указывающую на те задачи, которые вытекают вследствие анализа ситуации, изложенной в основной части текста.

4. Концовка- рекомендация - тоже делится на 2 части:

а) основание;

б) следствие (рекомендации; используются приёмы «следует», «необходимо» и т.п.)


5. Концовка – обращение - призыв следовать примеру, который описан в основной части текста. Конструкция: Основание- итог изложенного материала – обращение.

6. Концовка – перспектива - характерна для проблемных текстов. Раскрывает социальные перспективы, следования рекомендуемым путём. (45, с. 181)

А теперь перейдём к технологии разработки текста. Технология создания текста (монологов) ведущего обусловлена: особенностями аудитории, предмета речи, цели, жанровой и видовой принадлежностью КДП.

Поскольку текст ведущего мы рассматриваем как программу общения с потенциальным партнёром ( зрителем), поэтому в подготовительном периоде

ведущий определяет целевую установку всех речевых эпизодов, в соответствии с предстоящей ситуацией общения. Мы знаем, что цель – это

идеальный образ того явления, которое должно возникнуть в результате наших действий и удовлетворить нашу потребность. Какой потребностью движет ведущий своей вступительной речью в программе?! Безусловно, цель деятельности ведущего определяется темой, видом программы, составом

аудитории. Но во всех, абсолютно во всех ситуациях первые слова текста ( зачина его речи) призваны решать 3 – и основных задачи :

-собрать внимание аудитории;

-обозначить предмет ( тему);

-вызвать интерес к предстоящей программе.

Приёмы организации зачина ведущий заимствует из «копилки» ораторского искусства. Это могут быть помимо общепринятого обращения:

1.Аппеляция к событию, месту - действия, времени – действия, личности.

2. Вопросно – ответный приём.

3. Двойное отрицание.

4. Обращение к поэтическим фрагментам.

Примеры зачинов сценария КДП:

- Здравствуйте!

- с Праздником!

- Сегодня у нас праздник!

- И не просто праздник, а самый настоящий юбилей! Детско – юношескому центру гуманитарно – экологического развития имени Веры Волошиной исполняется 65 лет!

И в этот замечательный день, мы поздравляем вас уважаемые педагоги……( Приложение № 2)

Комментирий: Приём организации зачина – это аппеляция к событию.


Пример № 2: Вед 1- Таня посмотри внимательно в зал. ( Таня смотрит)

Вед 1 – Ну что увидела знакомое лицо?

Вед 2- Конечно! Вот моя мама, папа…

Вед 1 (перебивает) А кроме них?

Вед 2- Нет.

Вед 1 – Даю подсказку! Пятый ряд, 27 место занимает девушка из «Алых парусов».

Вед 2- Ты хочешь сказать, что у нас в гостях Ассоль?

Вед 1- нет, её зовут не Ассоль, но имя у неё такое же редкое и красивое – Маргарита.

Вед 2- А фамилия Васильковская, я права? Теперь я её узнала. Здравствуйте, Маргарита Ивановна! Но давай объясним нашим зрителям причём здесь «Алые паруса». ( Приложение № 3) и т.д.

Комментарии: Посредством вопросов ведущие создают интригу вокруг героя программы, так же выдают информацию о нём.

В ораторском искусстве запас таких приёмов велик. Демосфен оставил 60 неиспользованных зачинов. Он писал зачины впрок. Вот чему надо учиться нашим ведущим у великого оратора.

Техника создания таких зачинов индивидуальна. В нашей практике мы часто обращаемся к методу импровизации, подбираем варианты зачинов перед

воображаемой аудиторией. Очень важно писать текст в предлагаемых обстоятельствах встречи со зрителем. Тогда фразы будут адресными, живыми,

эмоциональными.

Щербакова в своей книге «Концерт и его ведущий» рекомендует с первых шагов разработки текстов формировать личностное, персональное отношение к этому праздничному событию, которое лежит в основе программы, тогда текст будет персонифицированным, окрашенным личностным отношением.

Разрабатывая устный портрет, а в КДП этот жанр монологической речи встречается очень часто, ведущий должен внимательно изучить не только официальные материалы, документы, видеоматериалы, но обязательно, если это возможно встретится с героем.

Эти личные встречи не заменимы. Тогда и текст будет персонифицированным не только отношением ведущего к герою, но и

языковыми средствами персонификации.

Такими как:

- прямая речь;

- риторический вопрос;

- обращение;

- чужая речь;

- вопросно – ответные построения отрезков текста и др.

Известная телеведущая Леонтьева в знаменитом цикле встреч «От всей души» демонстрировала великолепные образцы устных портретов героев программ. И в интервью на вопросе о секрете успеха отвечала, что никогда не ограничивалась теми текстами, которые ей давали редакторы. Она сама встречалась с героями программ и после бесед с ними сама редактировала тексты.


В процессе написания и окончательного оформления текстов ведущему необходимо внимательно относится к отбору языковых изобразительно – выразительных средств, в соответствии с функциональным стилем

текста.

Мы часто слышим, что речь ведущего – это разговорная речь. Но это относительно справедливо. Ведущий – это социальная роль, поэтому он не может опускаться до бытового. Норма - литературно – разговорная речь: грамотная, ясная и понятная.

Поскольку ведущий программы в отличие от оратора работает в праздничной ситуации и должен дарить зрителям ощущения радости, поэтому необходимо, чтобы его речь была эмоционально яркой и выразительной.