ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.05.2024
Просмотров: 140
Скачиваний: 0
А) экспозиция – предыстория событий ; события, которые будут описаны в тексте . Излагаются обстоятельства в которых произошло событие .
Б) цепь основных сообщений - как описание ситуаций, которые предшествовали событию.
В) фон к сообщению о событии, который характеризует специфику ситуации, которая определяет поступки и мотивы поведения героев события.
Г) аргументы - раскрывают позицию говорящего, его понимание сути и значимости происходящего.
Д) контраргументы – позиция и отношение к сообщению и его значимости , опровергающие позицию говорящего.
Е) кульминация сообщения – показ в развёрнутой форме последовательность происхождения – а точнее хода свершения событий.
Ж) финал – социальная оценка значимости события, показ его роли в развитии личности, в прогрессивном развитии общества.
Так же существует смысловая структура текста. Она подразделяется на:
1.Предмет сообщения ( о чём говорится );
2.Мотив сообщения ( что побудило включится в процесс общения );
3.Цель сообщения ( какие изменения , какая ответная реакция ожидается в ходе интерпретации передаваемого сообщения ).
Архитектоника текста - основа для формирования его смысловой структуры строится из следующих частей:
1. Зачин текста;
2. Основное содержание как цепь абзацев, среди которых модно выделить: а) анафору - такое построение абзаца, при котором повторяются отдельные слова, обороты в начале предложений абзаца, что создаёт в нём определённые акценты; б) эпифору – повторение и подчёркивание слов и оборотов в конце предложений; в) кольцевую строфу – начало и концовка полностью совпадают, создавая эмоциональную окрашенность; г) инверсию – нарушения порядка слов в предложениях абзаца с целью привлечения внимания или акцентировки на чём – либо; д) риторическое обращение – построение абзаца на подчёркнутом обращении к Каму – либо; е) риторический вопрос – использование вопросной формы построения с целью привлечения внимания к субъекту текстового суждения;
3. Концовка.
В композиционном, смысловом, стилистических отношениях в смысловой структуре текста выделяется зачин.
Зачин - это традиционное начало в тексте, благодаря которому ведущий вводит в курс событий собравшуюся аудиторию.
Выделяются следующие виды зачинов:
1. Событийный зачин – а) указывает место события и достопримечательность, с которой это событие или тема информации связаны;
б) указывает место события и причину привлечения внимания аудитории к этому месту.
2. Сюжетный зачин – включает описание логико- фактологической цели событий таким образом, что дальнейшая его часть требовала сюжетно- повествовательного развития.
3. Информационный зачин - а) изложение фактов основной информации в зачине, а так же показ путей достижения в основной части текста;
б) сообщение фактов информации, с указанием существенных недостатков ( используется приём «однако» ).
4. Зачин рисующий перспективу – раскрывает планы развития города, коллектива и т.п.
5. Отсылочный зачин - начинается фразами: « возвращаясь к теме …», « продолжая начатый разговор….» и т.д.
Существенный элемент структуры текста – это концовка.
Концовка – это заключительная часть текста. Здесь подводится итог сказанному. Даётся оценка фактов, событий, которые были изложены в основной части текста.
Разновидность концовки:
1. Итоговые концовки – подводится итог сказанному:
а) полнозначные итоговые концовки – содержание имеет самостоятельное значение, смысл ясен вне текста.
б) местоимённые концовки- начинаются с определения или указания местоимения или местоимёнными наречиями с обобщающими словами : «таков опыт» , « таков результат» ;
2. Концовка вывод – подчёркивается значимость событий и явлений, которые были изложены в основной части текста. Концовка содержит логический вывод из всего сказанного в основной части текста .
3. Концовка, формулирующая задачи – такие концовки отличаются от других познавательность и лаконичностью. В них можно выделить 2 части :
а) итогово- констатирующую;
б) указывающую на те задачи, которые вытекают вследствие анализа ситуации, изложенной в основной части текста.
4. Концовка- рекомендация - тоже делится на 2 части:
а) основание;
б) следствие (рекомендации; используются приёмы «следует», «необходимо» и т.п.)
5. Концовка – обращение - призыв следовать примеру, который описан в основной части текста. Конструкция: Основание- итог изложенного материала – обращение.
6. Концовка – перспектива - характерна для проблемных текстов. Раскрывает социальные перспективы, следования рекомендуемым путём. (45, с. 181)
А теперь перейдём к технологии разработки текста. Технология создания текста (монологов) ведущего обусловлена: особенностями аудитории, предмета речи, цели, жанровой и видовой принадлежностью КДП.
Поскольку текст ведущего мы рассматриваем как программу общения с потенциальным партнёром ( зрителем), поэтому в подготовительном периоде
ведущий определяет целевую установку всех речевых эпизодов, в соответствии с предстоящей ситуацией общения. Мы знаем, что цель – это
идеальный образ того явления, которое должно возникнуть в результате наших действий и удовлетворить нашу потребность. Какой потребностью движет ведущий своей вступительной речью в программе?! Безусловно, цель деятельности ведущего определяется темой, видом программы, составом
аудитории. Но во всех, абсолютно во всех ситуациях первые слова текста ( зачина его речи) призваны решать 3 – и основных задачи :
-собрать внимание аудитории;
-обозначить предмет ( тему);
-вызвать интерес к предстоящей программе.
Приёмы организации зачина ведущий заимствует из «копилки» ораторского искусства. Это могут быть помимо общепринятого обращения:
1.Аппеляция к событию, месту - действия, времени – действия, личности.
2. Вопросно – ответный приём.
3. Двойное отрицание.
4. Обращение к поэтическим фрагментам.
Примеры зачинов сценария КДП:
- Здравствуйте!
- с Праздником!
- Сегодня у нас праздник!
- И не просто праздник, а самый настоящий юбилей! Детско – юношескому центру гуманитарно – экологического развития имени Веры Волошиной исполняется 65 лет!
И в этот замечательный день, мы поздравляем вас уважаемые педагоги……( Приложение № 2)
Комментирий: Приём организации зачина – это аппеляция к событию.
Пример № 2: Вед 1- Таня посмотри внимательно в зал. ( Таня смотрит)
Вед 1 – Ну что увидела знакомое лицо?
Вед 2- Конечно! Вот моя мама, папа…
Вед 1 (перебивает) А кроме них?
Вед 2- Нет.
Вед 1 – Даю подсказку! Пятый ряд, 27 место занимает девушка из «Алых парусов».
Вед 2- Ты хочешь сказать, что у нас в гостях Ассоль?
Вед 1- нет, её зовут не Ассоль, но имя у неё такое же редкое и красивое – Маргарита.
Вед 2- А фамилия Васильковская, я права? Теперь я её узнала. Здравствуйте, Маргарита Ивановна! Но давай объясним нашим зрителям причём здесь «Алые паруса». ( Приложение № 3) и т.д.
Комментарии: Посредством вопросов ведущие создают интригу вокруг героя программы, так же выдают информацию о нём.
В ораторском искусстве запас таких приёмов велик. Демосфен оставил 60 неиспользованных зачинов. Он писал зачины впрок. Вот чему надо учиться нашим ведущим у великого оратора.
Техника создания таких зачинов индивидуальна. В нашей практике мы часто обращаемся к методу импровизации, подбираем варианты зачинов перед
воображаемой аудиторией. Очень важно писать текст в предлагаемых обстоятельствах встречи со зрителем. Тогда фразы будут адресными, живыми,
эмоциональными.
Щербакова в своей книге «Концерт и его ведущий» рекомендует с первых шагов разработки текстов формировать личностное, персональное отношение к этому праздничному событию, которое лежит в основе программы, тогда текст будет персонифицированным, окрашенным личностным отношением.
Разрабатывая устный портрет, а в КДП этот жанр монологической речи встречается очень часто, ведущий должен внимательно изучить не только официальные материалы, документы, видеоматериалы, но обязательно, если это возможно встретится с героем.
Эти личные встречи не заменимы. Тогда и текст будет персонифицированным не только отношением ведущего к герою, но и
языковыми средствами персонификации.
Такими как:
- прямая речь;
- риторический вопрос;
- обращение;
- чужая речь;
- вопросно – ответные построения отрезков текста и др.
Известная телеведущая Леонтьева в знаменитом цикле встреч «От всей души» демонстрировала великолепные образцы устных портретов героев программ. И в интервью на вопросе о секрете успеха отвечала, что никогда не ограничивалась теми текстами, которые ей давали редакторы. Она сама встречалась с героями программ и после бесед с ними сама редактировала тексты.
В процессе написания и окончательного оформления текстов ведущему необходимо внимательно относится к отбору языковых изобразительно – выразительных средств, в соответствии с функциональным стилем
текста.
Мы часто слышим, что речь ведущего – это разговорная речь. Но это относительно справедливо. Ведущий – это социальная роль, поэтому он не может опускаться до бытового. Норма - литературно – разговорная речь: грамотная, ясная и понятная.
Поскольку ведущий программы в отличие от оратора работает в праздничной ситуации и должен дарить зрителям ощущения радости, поэтому необходимо, чтобы его речь была эмоционально яркой и выразительной.