Файл: Функциональные стили речи.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 115

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Неречевые средства словесного действия.

В процессе общения люди используют не только язык слов, но и «язык чувств» - мимику, интонацию, жесты, движения. Именно «язык чувств» позво­ляет нам быстрее, точнее угадывать, оценивать состояние другого человека, его чувства, понимать их, заряжаться ими, значит, и сопереживать. Слово, ин­тонация, жест, мимика, движение, по мнению З.В.Савковой, есть единый экспрессивныи, но непроизвольный, рефлекторный, естественный поток внутренней жизни человека.

Паралингвистические средства выполняют роль компенсирующих факто

ров: многое, недоговоренное словами, они компенсируют, раскрывая многозначность речи, ее стилистические оттенки, «подтекст», чувства, отношения и т.д. Параязык делится на два больших вида: кинесику и фонацию.

Кинесика - раздел науки изучающий область телодвижения (сам термин обозначает телодвижение человека): жесты, движения, мимику, соответст­вующую определенным интонационным моделям, словесным оборотам.

Фонация - изучает интонации живой речи, которые рассматриваются как «дополнительный паралингвистическии канал «связи» в речевом взаимодействии: интонациям соответствуют определенные жесты, движения, мимика; поэтому мы и говорим: «интонация - это жест «, «жест - это интонация».

Движения, жесты, мимика не менее естественны, чем речь и интонация. Они играют значительную роль в процессе обратных связей.

Органы чувств (слуховой, зрительный, двигательный, мышечный, вибрационный и другие анализаторы) постоянно сигнализируют в центральную нервную систему о результате деятельности органов звукопроизношения и телесного аппарата.

Умение наблюдать, учитывать элементы невербального поведения зрителей позволяет превращать монологический характер речи ведущего в активный диалог со зрительным залом, «втягивать» зрителя в процесс взаимостимуля­ции. Ведь тонус выступления во многом зависит от реакции зала, от того на­сколько зритель «поддерживает» или «охлаждает» исполнителя. Необходимо «чувствовать дыхание» аудитории и регулировать ее поведение.

Интонация как дополнительный паралингвистический канал связи.

Интонация рождается как результат верного внутреннего процесса, верных действенных задач. Она непроизвольно, сиюминутно, каждый раз заново воз­никает в процессе речевого воздействия. В то же время интонация имеет свои общие для данного языка законы, характерные признаки.


Интонация самый подвижный элемент речи, и в этом заключается ее наи­более важная и интересная особенность. Порядок слов, паузы, ударения могут оставаться во фразе стабильными, а «смысл» изменяться через интонацию.

В своих трудах, посвященных речи на сцене, К.С.Станиславский всё время возвращается к мысли о необходимости для актера владеть интонацией, сравнивая это искусство с искусством вокальной речи. Он говорит: «У слова и у речи есть своя природа, которая требует для каждого знака препинания соответствующей интонации… В этих интонациях есть какое - то воздействие на слушающих, обязывающее их к чему – то: вопросительная фонетическая фигура – к ответу, восклицательная - к сочувствию и одобрению или к протесту, две точки – к внимательному восприятию дальнейшей речи и т.д. Во всех этих интонациях большая выразительность».

Изучить соответствующую каждому знаку препинания интонацию – это значит познать природу живой, разговорной речи; сделать ее выразительной и воздействующей; способной точно и ярко «рисовать» голосом мысль, выяв­лять подтекст, выражать чувства. Знаки препинания для ведущего - это все равно, что нотные знаки для певца, в которых заключена мелодия фразы.

Овладеть интонационным выражением знаков препинания, чтобы уметь рельефно «рисовать» звуком фразу, создать мелодию мысли необходимо ведущему.

Речь – это сам человек. Но проявляется неповторимый интонационный строй речи человека на основе общих закономерностей звучащего слова, подобно тому, как на основе общих знаков грамматики и лексики раскрывается своеобразие языка письменной речи каждого. Рассматривать интонацию только как мелодическое изменение голоса при различных знаках препинания и выделение ударных слов было бы не верно. Понятие «интонация » глубоко и сложно. Интонация рождается как результат проявления конкретной задачи речевого действия конкретного человека в конкретных обстоятельствах общения (кто, кому, где, зачем, с каким отношением, целью и т.д.).

Интонация - самое сложное явление человеческой речи, обладающая целым рядом особенностей и выполняющая ряд функций в речевом взаимодействии субъектов, - утверждает З.В. Савкова.

Именно интонация является главным языковым средством выражения действия.

Перечислим элементы интонации: мелодия, темп, сила или ин­тенсивность, пауза, тембр, ударение, ритм, регистр, синтагма, диапазон, точность звуков, непрерывность звучания, плавность или прерывность тона, рит­мически- темповые изменения речи, словопроизношения (твердое или мягкое), тональность, основной тон, тембрирование, установка голоса и др.


Знаки препинания не только группируют слова фразы и указывают речевые остановки (паузы), но и несут огромную эмоционально - смысловую нагрузку, придают речи воздействующий характер: втягивают слушателя в процесс мышления, заставляют его вместе с выступающим думать, искать ответ на поставленный вопрос, сопереживать с ним, действовать. И если ведущий хорошо владеет интонированием знаков препинания, если голос способен рельефно «рисовать» мысль фразы, так что она становится не только слышна , но и видна, ощутима для слушателя, то мысль его легче проникает в сознание людей.

Изучение интонирования знаков препинания преследует цель развить :

а) тонкий слух, улавливающий в процессе общения логические центры, паузу, мелодику мысли, звуковысотные и силовые изменения, тембральную окрашенность голоса определённым чувством, темпо – ритмические движения речи, с их смыслоразличительными и эмоциональными функциями;

б) голосовую подвижность, позволяющую ярко воспроизводить речевые интонации , более гибко пользоваться всеми свойствами звучащей речи.

Конечно же, смысл познания знаков препинания заключается в том, что бы иметь возможность, зная эти законы, отходить от них.

Работая над вопросительной интонацией, надо знать что типичным признаком её является своеобразная звуковая фигура, которую Станиславский образно называет «кваканием». Оно совершается на самом верхнем голосовом подъёме. «Иногда высокая нота этой вопросительной голосовой фигуры остаётся на верху, в воздухе, в других случаях после своего взлёта звук чуть – чуть опускается.

Высота и скорость голосового подъёма при вопросительной интонации, острота и ширина фонетической фигуры «квакания» создают разные степени и силу вопроса».

Специалисты по развитию сценического голоса считают, что существуют сотни способов интонационно выражать вопросительные знаки. Надо понять, почувствовать многообразие звучания этого знака, выражающего прямой вопрос, риторический, вскрывающего раздумье, приказ, удивление, недоумение, предупреждение, недоверие, негодование.

При восклицательном знаке голос, после звукового подъёма, коротко или более продолжительно опускается. «Чем выше вверх поднимается голос при интонации и чем ниже он опускается после своего взлёта, тем сильнее или слабее звучит восклицание». «...Отсутствует звуковое кваканье и заменяется коротким или более продолжительным опусканием голоса после его предварительного звукового подъема».


Двоеточие звучит как резкий обрывчатый ударперед остановкой. Голос может слегка опуститься, или повыситься, или остаться на том же уровне. Этот силовой удар ( как команда «внимание») показывает, что мысль будет продолжаться и что будет сказано что – то важное и значительное. «Эта остановка что-то подготавливает, возвещает, рекомендует, выставляет, или точно указывает на то, что следует. Такое указание передаётся звуком с помощью особого подталкивания вперёд».

Работая над интонированием точки с запятой, надо добиваться на остановке некоторого понижения голоса ( этим самым приостанавливается внимание на важности детали, подробности отдельной картины, из которых состоит отдельное полотно) и в тоже время едва ощутимого намёка на звуковой загиб кверху, что позволит продолжать мысль, рисовать всё «полотно» до конца ( до точки). Следует избегать ошибки в звучании, когда точка с запятой подменяется либо точкой и тогда мысль останавливается, обрывается, либо – запятой, и тогда внимание не фиксируется на важности описываемой подробности. Вобщем, точка с запятой - это что - тосреднее между точкой и запятой. «При этом знаке фраза оканчивается, но не кладется так низко на дно, как при точке, вместе с тем есть и едва ощутимый намек на звуковой загиб кверху».

При многоточии голос не опускается и не поднимается, а как бы улетает в пространство, не заканчивая фразы, заставляя слушателя угадывать подтекст, самому заканчивать мысль. Как говорит Станиславский :«Голос не под­нимается вверх и не опускается вниз. Он тает и исчезает, не заканчивая фразы, не кладя ее на дно, а оставляя ее висеть в воздухе».

Специалисты советуют изучить характер перерыва в речи, вызванный нарпряжённой внутренней жизнью, обратить внимание на то, что голос после паузы, остановки в речи, вызванный сильным волнением, непременно меняется тембрально, темпово, тонально, силово и т.д.

Много внимания и времени забирает работа над выражением таких знаков препинания, как запятая и точка. Запятая - любимый знак Станиславского, звучит как «короткая передышка в пути», как предупреждение, заставляющее слушателей «ждать, не ослабляя внимания, напрягать его еще сильнее...». Такой знак как запятая, усиливает общение, крепче связывает объекты общения друг с другом. «Самое замечательное в природе запятой то, что она обладает чудодейственным свойством. Её загиб, точно поднятая рука, заставляет слушателей терпеливо ждать продолжения недоконченной фразы… Со всеми другими знаками препинания происходит то же самое. Наподобие запятой, их интонации обязывают партнёра… (к ответу. К сочувствию, к усиленному вниманию.- замечает Савкова.) Вот эти временные перекладывания обязательств на другого гарантируют вам спокойствие при ожидании, так как остановки делаются нужны тому, с кем вы говорите, кто прежде вас нервил и торопил».


Точка. Хороший голосовой подъём на запятой даёт возможность ярче почувствовать понижение голоса на точку в конце фразы. Вот почему удобно тренировать эти два знака ( запятую и точку) одновременно.

«Как редко услышишь теперь хорошее понижение в конце фразы. А выделение главного слова в предложении? Оно выделяется повышением голоса, усилением, паузами, растяжкой слова и реже всего характерным для русской речи понижением тона» - пишет З. Савкова.

Ещё в 1913 году С. Волконский в своей книге «Выразительное слово» указывал на «ошибочное представление об ударении как повышении голоса».

Чем выше поднимается голос на запятой, тем дольше по времени выдерживается пауза, тем определённее звучит точка (голос «кладётся на дно» . Надо тренировать это.

«Представьте себе , - пишет Станиславский, - тяжёлый камень, который стремительно летит в пропасть и там ударяется о самое дно.

Так же стремительно летит вниз звук последнего перед точкой выделяемого слога и ударяется о самое дно голосовой гаммы говорящего. Эти звуковое падение и удар характерны для точки. Чем больше голосовой диапазон, тем длиннее линия движения вниз, тем стремительнее и сильнее удар, тем типичнее звуковая фигура точки и , наконец, тем законченее, увереннее и определённее звучит передаваемая мысль.

Наоборот, чем короче голосовая гамма, чем слабее падение, стремительность и удар, тем неопределённее передача мысли».

Основываясь на общих законах речевого действия, раскрытых в современной психологической науке и в системе Станиславского, можно выделить общие законы и правила интонации сценической речи:

  1. интонация вариативна и определяется задачами взаимодействия;

  2. в интонации выражается речевой поступок;

  3. интонация является главным средством выражения речевой задачи;

  4. интонация рождается только в контексте;

  5. интонация адекватна не по «значению», а по «смыслу», «подтексту» и ситуации общения, поэтому, понимающий ситуацию понимает и интонацию.

Интонация , по мнению А.Н. Петровой, самый подвижный элемент речи, и в этом заключается её наиболее важная и интересная особенность. Порядок слов, паузы, ударения могут оставаться во фразе стабильными, а «смысл» изменяться через интонацию.

Для Станиславского, больше чем для кого – либо, была очевидна двойственная природа всех проблем речевой выразительности. К.С. Станиславский подчёркивал сложность в оценки взаимосвязи интонационной структуры и живого речевого процесса и вместе с этим намечал органический, внутренний подход к интонации, рассматривая её как звуковое приспособление невидимого чувства и переживания. Именно в его трудах, в его педагогической работе было найдено решение вопроса о соотношении техники и творчества в обладании интонацией.